МАСТЕР-КЛАСС Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий Иванова О. И., учитель химии и биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Advertisements

Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Педагогическая мастерская. Тема: Технология критического мышления.
Транксрипт:

МАСТЕР-КЛАСС Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий Иванова О. И., учитель химии и биологии МБОУ «Напольнокотякская СОШ» Канашского района ЧР

Цель: ознакомить со способами формирования исследовательской компетенции на уроках биологии

Задачи: Ознакомить с понятиями исследовательская компетентность и исследовательская компетенцияОзнакомить с понятиями исследовательская компетентность и исследовательская компетенция Познакомить участников мастер-класса с возможностями применения различных педагогических технологий при формировании исследовательской компетенции.Познакомить участников мастер-класса с возможностями применения различных педагогических технологий при формировании исследовательской компетенции. Научить участников мастер-класса использованию различных приемов и методов Научить участников мастер-класса использованию различных приемов и методов

1.Что такое компетенция и компетентность? 2.Что включает в себя исследовательская компетенция? 3.Как Вы считаете, средствами каких педагогических технологий идет формирование исследовательской компетенции? 4. Что Вы ожидаете от мастер – класса?

ВЫПУСКНИК должен уметь 1) самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Задачи моей педагогической деятельности на сегодняшнем этапе – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по биологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.

Компетентность – результат образования, выражающийся в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества ( совокупность компетенций)

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области

«И сказал мудрец своим ученикам: Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сперва вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди воображают, что они уже все знают, и хотят изучать то, чему, как они думают, необходимо научиться. А не то, что должно быть изучено прежде всего. И только когда вы поймете все это, мы сможем изобрести метод обучения. Знание без специальной способности к обучению - это не то же самое, что знание и способность».

Самое главное знание – это знание того, как получать знания

НазваниеСущностьМеханизм Проблемное обучение Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач Модульное обучение Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения Развивающе е обучение Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

НазваниеСущностьМеханизм Игровое обучение Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность Обучение развитию критического мышления Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. Исследовате льское и проектное обучение Организация поисковой познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения Поисковые и проблемные методы; постановка исследовательских задач

Модульная технология Типизация УЭ на основе носителя учебной информации Учебный элемент (УЭ) Носитель учебной информации Указания ученику к применению Текстовой Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати Прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу, план и т д Табличный Табличный Таблицы, графики, блок- диаграммы Определи, сравни, опиши динамику изменения и т д. Иллюстрати вный Фото, рисунки, репродукции Определи, Что изображено; составь рассказ, опиши и т. д. Словесный Учитель, докладчик, лектор Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, конспект и т. д.

Типизация УЭ на основе носителя учебной информации Учебный элемент (УЭ) Носитель учебной информации Указания ученику к применению Компьютерный Базы данных, мультимедийные средства обучения Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д. Аудиовизуальный Видео, кино, слайды, записи, диски Ответь па вопросы, составь свой комментарий и т. д. Натурный Биологические объекты и явления па местности Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т. д. Смешанный Несколько носителей информации Разнообразные

3 фазы технологии РКМ С тадия вызова Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Стадия осмысления Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

В формировании исследовательской компетенции можно выделить три этапа Подготовительный 2 – 6 классы Формирование основ практических навыков научной организации труда Развивающий 7 – 9 классы Развитие творческих способностей. Формирование основ исследовательской деятельности Завершающий 10 – 11 классы Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

Памятка для учащихся Пишем реферат 1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием. 2.Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. 3.Составь план реферата. 4.Напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию. 5.Прочитай текст и отредактируй его. 6.Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, не забудь оставить поля: 30 мм, 25 мм, 10 мм; не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы (библиографии), в котором укажи автора книги ее название, издательство, год выпуска). Памятка для учащихся Ведем наблюдение 1. Прочитай задание (задачу) и четко осознай цель наблюдения. 2. Рассмотри наблюдаемый объект или явление в целом. 3. Выбери для наблюдения признаки объекта в соответствии с поставленной целью. 4. Рассмотри признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов. 5. Зарисуй или запиши результаты наблюдений. 6. Проверь соответствие результата выполненной работы (наблюдения) поставленной цели. 7. Сформулируй вывод соответственно поставленной цели наблюдения.

Памятка для учащихся Описание биологического объекта 1. Поставь цель описания биологического объекта. 2. Мысленно выдели основные части биологического объекта. 3. Выдели наблюдаемые признаки объекта. 4. Установи порядок взаимосвязи частей 5. Назови основные признаки объекта (цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д.) 6. Составь устное или письменное описание объекта в виде рассказа на основе чувственного восприятия. Памятка для учащихся Установи сходства и различия 1. Рассмотри каждый объект и назови его признаки. 2. Выбери те признаки, по которым будет проводиться сравнение. 3. Сопоставь признаки. 4. Найди сходные признаки. 5. Найди признаки различия. 6. Сделай вывод о сходстве и различии двух объектов. 7. Дай характеристику объектов изучения.

Памятка для учащихся Алгоритм действий при проведении учебного опыта, эксперимента 1.Поставь и осознай цель опыта. 2.Подбери и подготовь необходимые объекты и приборы. 3.Определи условия для проведения опыта. 4.Выдвини предположения о результатах опыта и их обоснование. 5.Последовательно выполни все действий опыта с соблюдением правил безопасности. 6.Объясни и оформи результаты опыта. 7.Сопоставь полученные результаты с целью опыта, реши: подтверждены или опровергнуты первоначальные предположения (решены или нет поставленные задачи) 8. Осмыслите понятия: Цель опыта это то, что намечено для исследования (установление нового, подтверждение известного), например, доказать, что листья испаряют воду. Задачи – это те шаги, которые необходимо сделать для достижения цели. Результат опыта – это то фактическое, что получилось в опыте, наблюдается в конце его, например, появление капель, а затем и лужицы воды в колбе. Вывод из опыта – это умозаключение по постановке и результатам опыта, сделанное в соответствие с целью данного опыты.

Памятка для учащихся Мозговой штурм Этапы: 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. 2. Генерация идей. Правила для этого этапа: Главное количество идей. Не делайте никаких ограничений.идей Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. Группировка, отбор и оценка идей.

Памятка для учащихся Прием КЛАСТЕР Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: - Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. - Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. - Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Что? Какая? Что делает? КРОВЬ КРОВЬ

Памятка для учащихся ПОПС – формула - простая форма работы, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Схема работы следующая: П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что… О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что… П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например… С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Памятка для учащихся Прием ИНСЕРТ Прочти текст и сделай в нем соответствующие пометки, в соответствии со своими знаниями и пониманием: « + » - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; « - » - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете; « V » - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым; « ? » - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Памятка для учащихся Прием СИНКВЕЙН Синквейн (от французского « пять») - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы Как это делать: Название (обычно существительное, заданная тема) Описание (обычно 2 прилагательных, характеризующих тему) Действия (3 глагола, характеризующее действие) Чувство (фраза) Повторение сути.

Спасибо за внимание!