Лекция 5. Государство и общество Вопросы: 1. Понятие, признаки и функции государства. 2. Гражданское общество. 3. Политический режим. 4. Правовое государство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает Курс на ослабление многонациональных государств Курс на ослабление многонациональных.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
1 Лекция 1 Основы теории государства и права д.м.н., профессор К.А. Виноградов Кафедра медицинской кибернетики.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Вла́сть это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей Власть – это отношения «господства.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА Политика – от греческого «полис» (город-государство) Политика – искусство управления государством.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТОРИЯМИ ГОСУДАРСТВА: РАССМОТРЕНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПРАВЛЕНИЯ; УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
Демократия от греческого «народовластие» или «правление народа»
Транксрипт:

Лекция 5. Государство и общество Вопросы: 1. Понятие, признаки и функции государства. 2. Гражданское общество. 3. Политический режим. 4. Правовое государство.

1. Понятие, признаки и функции государства Государство – центральный элемент политической системы. Первоначальный смысл понятия государства (полития, res publica) – политически организованное общество. Публичное – сфера отношений, одной из сторон которых является государство, а другой – отдельный человек, гражданин. Это область общих дел, находящаяся в ведении государства, составляющая его исключительную компетенцию. В публичной сфере реализуются не частные интересы, а совокупный интерес сообщества (народа, нации). Государство Структуры Институты Граждане Частная сфера Публичная сфера Политическая система

1. Понятие, признаки и функции государства Первое (широкое) значение государства – политический союз людей, организуемый и представляемый высшим органом публичной власти, обладающий суверенитетом и территорией, или – страна. Второе (узкое) значение термина «государство» – аппарат управления общими делами политического союза, т. е. совокупность институтов, органов власти и должностных лиц, или – «государственная машина». Государство организует и формализует мир политического. Оно является носителем политической власти в ее легальной и легитимной формах. Это публичная власть как средство осуществления общей воли граждан, осуществления общественных интересов. Государство Граждане Народ Страна Государство Страна Народ Граждане

1. Понятие, признаки и функции государства Общие признаки государства: 1) отделение публичной власти от общества, появление специализированных органов общественного управления (правительство); 2) территория, очерчивающая границы государства. Полномочия государства как органа высшей публичной власти распространяются на сообщество людей, проживающих на территории государства. Отсюда – проблема гражданства (подданства). Признак территории выше этнического принципа; 3) народообразование: государство есть форма организации народной (национальной) жизни. Нация – продукт государства. Современный подход к национальности (гражданство); 4) суверенитет – верховная власть на территории государства. Государство обладает высшей властью по отношению к прочим институтам и организациям, а также по отношению к иностранным государствам и зарубежным организациям в собственных территориальных границах. Только государство имеет право на издание законов, обязательных для всех граждан, учреждений и организаций; 5) монополия на легальное насилие, то есть применение физической силы, принуждения, иных форм ограничения свободы с целью подчинения отдельных лиц и организаций установлениям государства и выраженной в них воле политического сообщества.

1. Понятие, признаки и функции государства Концепции государства в современной науке В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства – 2 (территория), 3 (народонаселение), 4 (суверенитет). Это – классическая концепция государства. Социологическая концепция государства видит его основы в развитии производительных сил общества и широком общественном разделении труда, которое приводит к социально-классовой дифференциации и стратификации общества. Далее варианты – а) насильственное учреждение Г., для поддержания господства класса собственников над эксплуатируемыми классами (Руссо, Прудон, Маркс); б) договорная, с целью урегулирования конфликтов и управления обществом в интересах большинства (Гоббс). Юридическая (геополитическая) – государство как персонификация нации в ее международных отношениях. Геополитическая конкуренция, то есть борьба за территорию, природно-географические ресурсы дает преимущество политически организованным сообществам – выживает сильнейший. Теологическая концепция – государство учреждается пророком (Моисей, Магомет) во исполнение воли Бога. Государственностью обладает богоизбранный народ. В христианстве государство отделяется от церкви, но получает санкцию первосвященника на осуществление власти (божественное право королей).

1. Понятие, признаки и функции государства Функции государства Общие: управление общими (публичными) делами (организация сотрудничества, контроль, регулирование отношений, принятие и исполнение решений), управление общими (публичными) делами (организация сотрудничества, контроль, регулирование отношений, принятие и исполнение решений), создание системы права, правопорядка и законности, создание системы права, правопорядка и законности, осуществление господства. осуществление господства.Внутренние: экономическая (хозяйственная), экономическая (хозяйственная), социальная, социальная, культурная, культурная, обеспечение общественного порядка, обеспечение общественного порядка, защита гражданских прав и свобод. защита гражданских прав и свобод.Внешние: защита государственного суверенитета и безопасности страны и ее граждан, защита государственного суверенитета и безопасности страны и ее граждан, развитие международного экономического, политического и культурного сотрудничества, развитие международного экономического, политического и культурного сотрудничества, участие в решение глобальных проблем. участие в решение глобальных проблем.

2. Гражданское общество Понятие гражданского общества возникает в античности. Гражданское противостоит варварству, т.е. так называемому естественному состоянию, при котором господствует обычай, право силы, неравенство, социальный хаос. Гражданское, в свою очередь, ассоциируется с законом, институциональным порядком, доминированием права над силой, политическим равенством всех членов общества. Первоначально гражданское общество – синоним политического сообщества, политии, то есть общества, организуемого с помощью государства. И государство признается ядром, субстанцией гражданского общества. Частное уступает общему; идея неприкосновенности частной собственности, частной жизни, личных прав и свобод человека чужда античному обществу.

2. Гражданское общество В Новое время – Дж. Локк – новая концепция гражданского общества как института цивилизации, предшествующего государству. В этом смысле гражданское общество противостоит государству как основа – производному. Центральный элемент гражданского общества – личность с комплексом неотчуждаемых прав (жизнь-свобода- собственность) и гарантиями свобод. Это возможно на фоне реабилитации частного – автономия частной жизни и личное достоинство, неприкосновенность частной собственности и допустимость богатства. Это становится возможным по мере преодоления средневекового презрения к земному в противовес небесному. Протестантская трудовая этика.

2. Гражданское общество Гражданское общество – социальное и социокультурное пространство, в котором люди взаимосвязаны и взаимодействуют между собой как независимые друг от друга и от государства. Это арена деятельности частных лиц, социальных групп, классов, корпораций, институтов, Эта деятельность регулируется гражданским (частным) правом. В соответствии с духом гражданского права государство является одной из сторон отношения двух равноправных субъектов, в отличие от публичной сферы, где государство изначально выше других участников публично-правовых отношений. Гражданское общество – это форма самоорганизации населения, включающая разного рода добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные институты, организации, объединения и союзы.

2. Гражданское общество Структурные единицы (кирпичики) гражданского общества – социальные группы, первичные (малые) и вторичные (группы интересов). Социальная группа – это совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе как значимую для них и признаются другими в качестве членов группы. Первичные (малые) группы складываются на основе непосредственного повседневного взаимодействия индивидов, на базе их индивидуальных особенностей. Члены группы поддерживают устойчивые, личностные, эмоционально окрашенные связи (семейные, родственные, этнические, дружеские, соседские, земляческие, досуговые и т. д.) и имеют общие ценности и образцы и поведения. Вторичные группы, или группы интересов, возникают с целью реализации определенных интересов путем давления на соответствующие институты. Основу взаимосвязи и взаимодействия членов группы составляет совместный интерес. Группу интересов отличает рациональная структура и рациональный характер связи (взаимная польза, выгода), единый комплекс норм и правил поведения.

2. Гражданское общество Социальная группа является субъектом социального действия. Конкурентная борьба различных групп создает динамическое поле, каковым и является гражданское общество. Гражданское общество – система равновесия огромного числа различных групп, поддерживаемого благодаря механизму согласия (договоры, коалиции, союзы). Функции социальных групп: 1) индивид включается в общественную жизнь через совокупность определенных социальных групп; 2) эти группы обеспечивают также защиту отдельного индивида, его прав и свобод от государства. S1S1 S1 S2 S3 S4 Гражданское общество Общество Социальная группа И1И2И3

2. Гражданское общество Особое значение имеют группы интересов – по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством и различными политическими институтами. Эти группы выражают интересы социальных, региональных, национальных, профессиональных, религиозных общностей, представляют эти интересы в отношениях общества с государством, являются формой организованного коллективного действия. Псг ПсгПсг И.соц И.этн И.рег И.рел Г.и. соц Г.и. этн Г.и. рел Г.и. рег Политические институты Население Граждане

2. Гражданское общество Группы интересов – канал, соединяющий гражданское общество с политическими институтами и государством. Чем шире представленность социальных, духовных, культурных и иных запросов общества группами интересов, тем разнообразнее и объемнее связь между гражданским обществом и государством. Государство Политические институты Первичные социальные группы Группы интересов

2. Гражданское общество Политическая партия (от лат. pars – часть) – это добровольное объединение идейно и организационно связанных граждан, стремящихся к реализации общих целей путем борьбы за власть и ее осуществления и выражающих интересы общественных классов, слоев и групп. Четыре критерия, во взаимосвязи образующие специфику партии: 1) долговременный срок действия организации, превышающий срок жизни ее основателей и нынешних руководителей; 2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные и разнообразные связи с центральным руководством; 3) решительное и открыто заявленное желание руководства партии добиваться завоевания и осуществления власти, а не только оказывать влияние на принятие политических решений; 4) поиск массовой поддержки со стороны населения и групп интересов. Население Граждане Первичные социальные группы Группы интересов Политические партии Государство Мир политического

2. Гражданское общество В условиях демократии партии осуществляют следующие функции: 1) отбор кандидатов для участия в выборах, 2) идейное, организационное и материальное обеспечение избирательных кампаний кандидатов и деятельности избранных депутатов и должностных лиц; 3) формирование и мобилизация общественного мнения; 4) представительство в политической системе определенных социальных групп, преобразование их интереса в политический курс; 5) координация и контроль над процессом принятия решений на уровне высших органов государственной власти (парламента и правительства); 6) согласование интересов и интеграция политической системы общества. Партии являются посредниками между государством и гражданским обществом, важнейшим инструментом общественного (гражданского) контроля над деятельностью органов государственной власти.

3. Политический режим Политический режим – способ (механизм) осуществления политической власти. Он показывает: 1) как правящий класс формирует органы публичной власти, 2) какова их система, полномочия, соотношение между собой, 3) способы их действия, 4) из каких политических ценностей исходит правящий класс, 5) каковы гарантии гражданских прав и свобод.

3. Политический режим Условия, которые влияют на формирование политического режима: 1) политическая культура, в частности, способ легитимации власти (традиция, легальность, харизма), 2) прямое (законодательное) и косвенное (неофициальное) регулирование деятельности органов власти, объем и значение косвенного регулирования, 3) система политических партий, влияние партий на формирование высших органов власти и регулирование их деятельности. Виды политических режимов: авторитарный, авторитарный, демократический. демократический.

3. Политический режим Авторитаризм – политический режим, основанный на авторитете, то есть общественном признании определяющего влияния какого-либо лица (группы лиц) на принятие важнейших политических решений. Исторические разновидности авторитарных режимов: деспотия (родовые структуры, обычай), деспотия (родовые структуры, обычай), абсолютная монархия, абсолютная монархия, тирания (неограниченное господство в условиях формальной демократии), тирания (неограниченное господство в условиях формальной демократии), диктатура (личная, партийная или военная), диктатура (личная, партийная или военная), теократия. теократия.

3. Политический режим Политико-правовые признаки авторитаризма: 1) концентрация политической власти в руках главы государства или правительства, 2) слияние исполнительной, законодательной и судебной власти либо их формальное разделение, 3) резкое сужение полномочий парламента либо полный отказ от парламентаризма, 4) запрещение либо ограничение деятельности политических партий и организаций, кроме правящей (или всех), 5) повышенная регулирующая роль государства в политической системе, 6) опора власти на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, неприкрытое насилие или возможность его неограниченного применения, 7) рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы, 8) отсутствие правовых гарантий прав и свобод личности, частичная или полная их ликвидация.

3. Политический режим Демократия (народовластие) – политический режим, при котором верховная власть принадлежит народу и осуществляется выборными органами и выборными должностными лицами. Ценностные и политические приоритеты демократии – естественные права человека: жизнь, жизнь, свобода, свобода, собственность. собственность.

3. Политический режим Основная проблема демократии – сочетание равенства и личной свободы. Принцип равенства обеспечивает структурную однородность, устойчивость и управляемость общественной системы. Принцип свободы обусловливает разнообразие, иерархическую сложность и историческую динамику общества. Способ сочетания принципов равенства и свободы определяет характер динамики, социальную и политическую эффективность демократии, ее цивилизационное качество. Равенство Свобода Общества, склонные к застою Равенство Свобода Общества, склонные к несбалансированной динамике, кризису и самораспаду

3. Политический режим Политико-правовые признаки демократии: 1) осуществление власти представителями народа, избранными в соответствии с законом, 2) признание и осуществление принципа разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, 3) свобода создания и деятельности политических партий, наличие легальной оппозиции в парламенте и вне парламента, 4) формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах (парламентских или президентских), 5) гарантии основных прав и свобод личности, 6) политический и идеологический плюрализм, отсутствие государственной идеологии, 7) особый статус гражданского общества по отношению к государству.

3. Политический режим Типы демократии: прямая, прямая, представительная. представительная. Прямая демократия – непосредственное народное правление, при котором основные решения принимаются гражданами. К институтам прямой демократии относятся: референдум, референдум, народная правотворческая инициатива, народная правотворческая инициатива, общее собрание (сход) граждан, общее собрание (сход) граждан, выборы депутатов или должностных лиц, выборы депутатов или должностных лиц, отзыв депутата или выборного должностного лица и др. отзыв депутата или выборного должностного лица и др. В той или иной степени институты прямой демократии присутствуют в современных обществах и реализуются в основном на уровне местного самоуправления.

3. Политический режим Представительная демократия – современный тип народного правления, при которой основные политические решения принимаются выборными органами и выборными должностными лицами. Формы представительной демократии: коллективистская, коллективистская, либеральная, либеральная, плюралистическая. плюралистическая.

3. Политический режим Коллективистская модель демократии предполагает: 1) существенное ограничение личной свободы или отказ от нее в пользу равенства; 2) отказ от выделения частной сферы, которая противостояла бы публичной как пространство личной автономии граждан и относительной самостоятельности гражданского общества, 3) изначальное существование единой воли народа и преимущество ее неполитического выражения перед политическим. Теоретическим источником коллективистской модели демократии было учение Руссо об общественном договоре. Она получила развитие в работах Маркса и Ленина под названием социалистической демократии. К положениям Руссо теория социалистической демократии добавляет следующие: утверждение общественной собственности, на базе которой складывается единый интерес общества и система планового управления народным хозяйством; утверждение общественной собственности, на базе которой складывается единый интерес общества и система планового управления народным хозяйством; полновластие Советов как основы государства, выражающего общенародную волю, отказ от разделения властей и от парламентаризма; полновластие Советов как основы государства, выражающего общенародную волю, отказ от разделения властей и от парламентаризма; широкое использование элементов прямой демократии и постепенное сокращение сферы деятельности исполнительных органов государственной власти вплоть до отмирания государства. широкое использование элементов прямой демократии и постепенное сокращение сферы деятельности исполнительных органов государственной власти вплоть до отмирания государства.

3. Политический режим Основные характеристики либеральной демократии: 1) разделение частной и публичной сферы и ограничение действий власти публичной сферой, 2) признание личности и ее выбора первичным и главным источником власти, первенство прав и свобод личности, 3) формальный (процедурный) характер демократии, вытекающий из понимания свободы как автономии личности и ее независимости от внешнего воздействия, 4) цензовый характер демократии, обусловливающий значительные отступления от принципа равенства, 5) разделение властей и система сдержек и противовесов, 6) высокий статус представительных форм власти, зачастую снижающий эффективность исполнительной власти и вызывающий дисбаланс в отношениях между ветвями власти, 7) минимизация функций исполнительных органов государственной власти (обеспечение естественных прав человека), 8) гарантия прав меньшинства, широкое использование механизмов территориального (регионального и местного) самоуправления.

3. Политический режим Основные характеристики плюралистической демократии: 1) субъектом политики является группа интересов, 2) целью политики является рационально понятый интерес, 3) в обществе существует согласие по основным ценностям, 4) общая воля складывается и выявляется в результате конфликтного взаимодействия групп и компромисса между ними, 5) соперничество и баланс групповых интересов образует социальную основу плюралистической демократии, 6) система сдержек и противовесов распространяется также на область экономики и социальных отношений, 7) деконцентрация и децентрализация власти, ее распределение между различными центрами влияния, 8) государство отвечает за интеграцию и функционирование всех сфер общества, обеспечивает социальную справедливость.

4. Правовое государство Эволюция власти, форм ее осуществления. Проблема соотношения государства и права. Чем ограничено государство в установлении законов и их осуществлении? В Новое время такой границей стал комплекс естественных прав и свобод личности. Т. Гоббс: Никакие решения предыдущих судей, какие когда-либо были, не могут стать законом, если они противоречат естественному праву, и никакие судебные прецеденты не могут сделать законным неразумное решение... Различие между законом и правом: закон есть только практическое, приблизительное, относительное выражение идеи права, а право – идеал, определяющий смысл и границы законодательства.

4. Правовое государство С точки зрения права государство в его отношении к гражданину и гражданскому обществу должно обеспечить: 1) общественный порядок, 2) защищенность гражданина, его прав и свобод. Признаки правового государства: разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти, разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти, формализованный, обезличенный характер осуществления государственной власти, формализованный, обезличенный характер осуществления государственной власти, деидеологизация деятельности государства, деидеологизация деятельности государства, примат норм международного права перед национальным законодательством. примат норм международного права перед национальным законодательством.

4. Правовое государство Правовое государство возникает как решение противоречия между (1) неограниченной компетенцией государства по отношению к гражданину и (2) автономией и самостоятельностью гражданина, обусловленной его естественными правами. Это решение предполагает, что: 1) гражданин безусловно должен подчиняться законам государства, но 2) государство в принятии законов руководствуется и существенно ограничивается идеей права. Право оказывается своеобразным арбитром в взаимоотношениях между государством и гражданином (гражданским обществом). Власть и право – аспекты цивилизации, связь между которыми осуществляется в устройстве и функциях государства.

4. Правовое государство Первым условием формирования правового государства, т.е. ограничения власти со стороны права, является разделение государственной власти на три ветви – исполнительную, представительную и судебную. Но разделение власти на три ветви должно быть подкреплено механизмом сдержек и противовесов, чтобы поддерживать баланс во взаимоотношениях между ветвями власти и обеспечивать должную эффективность деятельности органов власти. В настоящее время процесс разделения власти находит свое продолжение в децентрализации, то есть передаче полномочий и ресурсов от центральных органов к местным. Формирование эффективной системы местного управления и местного самоуправления способствует укреплению правового государства. ИвПвСв Регион Центр Государственная власть Местное самоуправление

4. Правовое государство Второе условие – в государстве правят не люди, а законы. В этом смысле правовое государство является реальным воплощением идеи и принципов конституционализма. Конституция – это: 1) устойчивая модель государственности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом, 2) основной закон, включающий в себя систему правил, устанавливающих основания, цели и устройство государства, источники государственной власти и принципы ее организации и функционирования, способы политического волеизъявления граждан и принятия решений, положение личности в государстве. Конституционный строй закрепляет общеобязательность законов и равенство всех без исключения граждан перед ними. Правление законов обусловливает безличный, объективный характер государственной власти, ее полномочий и функций. В законе и через закон власть существенно изменяется: она перестает быть произволом и становится общеобязательной нормой (Вышеславцев).

4. Правовое государство Третье условие (признак) правового государства – его неидеологический характер, то есть законодательное ограничение влияния на государство, на деятельность органов государственной власти и должностных лиц со стороны той или иной идеологии – системы идей религиозного, социального или этнического порядка. Неидеологический характер Российской Федерации закреплен в 13-ой статье ее Конституции. Государство поддерживает и защищает политический и религиозный плюрализм в общественной жизни. Это означает, что ни одна политическая партия не может претендовать на монопольное обладание государственной властью.

4. Правовое государство Четвертый признак правового государства – примат норм международного права над национальным законодательством в ряде областей – права и свободы личности, оборонная политика и обеспечение международной безопасности, регулирование международной торговли, координация экономической политики индустриально развитых стран, помощь развивающимся странам, финансовые и валютные отношения. Признание примата норм международного права – дело добровольного выбора государства, не ограничивающего национальный суверенитет, а ведущего к гармонизации межгосударственных отношений. Появление новых, наднациональных субъектов международной политики означает перестройку международных отношений с точки зрения принципов демократии.

4. Правовое государство Правовое государство является результатом исторического развития современной цивилизации. В свою очередь оно выступает гарантом сохранения и умножения ее ценностей, в первую очередь – прав и свобод человека. Перспективы становления правового государства в России связаны с решением ряда проблем:.