Законы биологической продуктивности Урок в 9 классе. Подготовила учитель географии и экологии I кв. категории МОУ-ООШ с.Золотая Степь БЕЛАВИНА НАДЕЖДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трофическая цепь(цепь пищевая, цепь питания) – ряд видов или их групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей следующему.
Advertisements

Пищевые цепи Потоки энергии. Пищевые цепи (цепи питания) - это пути передачи веществ и энергии в экосистеме.
Экология Преобразование энергии в экосистемах. Пищевая цепь - это путь движения вещества (источник энергии и строительный материал) в экосистеме от одного.
Пищевые цепи Потоки энергии МОУ ДОД ЦДОД «Созвездие» г. Воронеж Эколого – биологический отдел Педагог дополнительного образования Мешкова Н.В. Методист,
7 класс Учитель Омельченко О.Л.. Исторически сложившаяся на однородном участке земной поверхности совокупность почвы, воды, растений, животных, микроорганизмов.
Структура экосистемы. Пищевые связи.. Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.греч. οκος жилище, местопребывание) биологическая система, состоящая.
Экосистемы Игра «Кто хочет стать отличником» МОУ Кигбаевская СОШ Бабурина И.В. Игра «Кто хочет стать отличником» МОУ Кигбаевская СОШ Бабурина И.В.
Биогеоценозы. Экосистемы. Строение и свойства.. Термины. Биоценоз-сложная природная система, комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов.
Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы Пименов А.В. На дом: § 66 Тема: «Сообщества. Экосистемы» Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным.
Цепи питания. Поток энергии. Цепи питания всегда начинаются с растений или их остатков, прошедших через кишечники животных. Это первый трофический уровень.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: Биогеоценоз. Сообщества. Экосистемы.
Сообщества живых организмов: биоценозы, биогеоценозы – их структура и характеристика.
Тема: «Поток энергии и круговорот веществ в экосистемах»
Раздел V. Биогеоценология Тема 1. Понятие, классификация и структура экосистем.
Экосистема – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих.
Урок экологии 11 класс Тема урока: Пищевые цепи и поток энергии в них.
ПРАКТИКА 4. ЭКОСИСТЕМЫ И БИОСФЕРА Ларионова Екатерина Владимировна, доцент каф. ЭБЖ.
Экология сообществ Сообщество (биоценоз) как система. Структура биоценоза Основные виды межпопуляционных связей в сообществах. Трофические уровни в экосистемах:
Пищевые связи в биогеоценозах. Цепь питания - перенос энергии от её источника через ряд организмов (звеньев цепи).
Пищевые цепи.
Транксрипт:

Законы биологической продуктивности Урок в 9 классе. Подготовила учитель географии и экологии I кв. категории МОУ-ООШ с.Золотая Степь БЕЛАВИНА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

ЦЕЛИ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ЗАКОНАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ; ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ЗАКОНАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ; ПРОДОЛЖИТЬ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ; ПРОДОЛЖИТЬ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ; ВОСПИТЫВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВНИМАНИЯ ВОСПИТЫВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВНИМАНИЯ

ЭПИГРАФ УРОКА « ЭНЕРГИЯ НЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ НИЧЕГО И НЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ НИ ВО ЧТО, НО ИЗ ОДНОГО ВИДА МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ДРУГОЕ ИПЕРЕДВАТЬСЯ ОТ ОДНОГО ТЕЛА К ДРУГОМУ» (Закон сохранения энергии)

Проверка домашнего задания 1. Экосистемой называется: А) строго определенная совокупность живых организмов; Б) любая совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, в которой поддерживается круговорот веществ; В) любая замкнутая саморазвивающаяся природная система 2. Каждая устойчивая экосистема включает следующие составляющие: А) автотрофы, хемотрофы Б) автотрофы, редуценты В) автотрофы, гетеротрофы

3. Понятие экосистема ввел в 1935 году: А) В.Н. Сукачев; Б) А. Тенсли; В) В.И.Вернадский 4. К гетеротрофам не относят: А) паразитов; Б) консументов В) продуцентов 5. Для обеспечения круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие таких составляющих: А) биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты; Б) продуценты, сапрфиты, паразиты, консументы; В) продуцеты, консументы, редуценты

6. Из предложенного списка выбрать: А) консументы; Б) редуценты; В) продуценты ( Дельфин, береза, волк, гриб, овца, щука, одуванчик, жук-могильщик, лиса, дуб, бактерии, заяц, сосна)

7) Составьте цепь питания: Однажды Англичане заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках… Подумай-ка немножко- И вот загадка решена. Ответ у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши что едят? – Зерно. Цепочку разглядишь не сразу На то наука есть и разум. (Левитман М.Х.)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1-Б 2-В 3-Б 4-В 5-В 6. А - дельфин, волк, овца, щука, лиса, заяц Б - грибы, бактерии, жук-могильщик Б - грибы, бактерии, жук-могильщик В - береза, одуванчик, дуб, сосна В - береза, одуванчик, дуб, сосна

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ ТРОФИЧЕСКИЕ ЦЕПИ (ЦЕПИ ПИТАНИЯ: ЦЕПИ ВЫЕДАНИЯ, ЦЕПИ РАЗЛОЖЕНИЯ) ТРОФИЧЕСКИЕ ЦЕПИ (ЦЕПИ ПИТАНИЯ: ЦЕПИ ВЫЕДАНИЯ, ЦЕПИ РАЗЛОЖЕНИЯ) ПРАВИЛО 10% ПРАВИЛО 10% ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПИРАМИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПИРАМИДЫ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (ПЕРВИЧНАЯ, ВТОРИЧНАЯ) БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (ПЕРВИЧНАЯ, ВТОРИЧНАЯ)

ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ 1 УРОВЕНЬ- ПРОДУЦЕНТЫ 1 УРОВЕНЬ- ПРОДУЦЕНТЫ 2 УРОВЕНЬ – КОНСУМЕНТЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА (РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ) 2 УРОВЕНЬ – КОНСУМЕНТЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА (РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ) 3 УРОВЕНЬ – КОНСУМЕНТЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА (ХИЩНИКИ, ПАРАЗИТЫ 3 УРОВЕНЬ – КОНСУМЕНТЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА (ХИЩНИКИ, ПАРАЗИТЫ 4 УРОВЕНЬ – КОНСУМЕНТЫ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА (СВЕРХИЩНИКИ, ПАРАЗИТЫ) 4 УРОВЕНЬ – КОНСУМЕНТЫ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА (СВЕРХИЩНИКИ, ПАРАЗИТЫ)

Составьте цепи питания: выедания и разложения (проверьте себя стр.123 рис 70 учебника) Листовой опад Дождевой червь Дождевой червь Землеройка Землеройка Лисица Лисица Яблоня Яблоня Гусеница Гусеница Воробей Воробей Кошка Кошка

Рассмотрите рисунок и решите проблему

Решите задачу: растения связывают в процессе фотосинтеза 1% энергии. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%. Какое количество энергии получают организмы второго, третьего и четвертого трофических уровней? Решите задачу: растения связывают в процессе фотосинтеза 1% энергии. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%. Какое количество энергии получают организмы второго, третьего и четвертого трофических уровней? Вспомни эпиграф урока. что происходит с энергией согласно этому закону? Вспомни эпиграф урока. что происходит с энергией согласно этому закону? Могут ли в природе быть цепи питания из большего количества звеньев? Почему? Могут ли в природе быть цепи питания из большего количества звеньев? Почему?

На каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%, и только около одной десятой доли переходит к очередному потребителю

\ Органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени называют биологической продукцией Первичная Вторичная

Биомасса – масса тела живых организмов Работа с рис. 72. стр.125 «Соотношение продукции и биомассы разных групп организмов в океане»

Правило пирамиды биологической продукции- закономерность создания биомассы в цепях питания Подберите схему а и б к представленным пирамидам. Объясните свой выбор.

Биологическая продуктивность разных экосистем ( среднее значение по всему земному шару – 3т сухого вещества на 1 га в год) Пустыни и глубокие моря – 1 г сухого вещества на квадратный метр площади в сутки

Луга, горные леса, пашни, мелкие моря, глубокие озера – 1-3 г/кв.м. в сутки Степи, мелкие озера, леса умеренной полосы, орошаемые поля г/кв.м. в сутки

Коралловые рифы, заросли папируса, тропические леса, интенсивно возделываемые культуры на полях – г/кв.м. в сутки

Закрепление Задача. Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (летучая мышь, занесенная в Красную Книгу России), весящей около 50 г и питающейся крупными жуками, например жуком-носорогом (тоже занесенным в Красную Книгу)? Чем обусловлена особая уязвимость данной пищевой цепи? Задача. Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (летучая мышь, занесенная в Красную Книгу России), весящей около 50 г и питающейся крупными жуками, например жуком-носорогом (тоже занесенным в Красную Книгу)? Чем обусловлена особая уязвимость данной пищевой цепи?

Домашнее задание: параграф 17, задание 1 письменно, подготовить сообщение о белковом голодании