Работу выполнил ученик 6 Б класса Николаев Владимир Научный руководитель Терентьева Людмила Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские народные сказки.. Определение жанра сказки Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или.
Advertisements

Устное народное творчество. (Фольклор) folk – «народ», lore – «знание, мудрость» Устно-поэтическое творчество народа, передаваемое из уст в уста; Все.
Подготовила ученица 6 – В класса МБОУ- СОШ 4 города Тула Фатеева Мария.
Подготовила презентацию Студентка 3 курса Группы ДК-12-1 Ларионова Екатерина.
Подготовка к ЕГЭ по литературе Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1234.
Устное народное творчество (с)Максимова Г.Г. Учитель русского языка ГОУ СОШ год.
Тема: Создание волшебной сказки. «В гостях у сестёр-присказок, братьев-зачинов и подружек- концовок». Урок литературы в 5 классе МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Русские народные сказки 1. Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях о животных «Лиса и волк» «Лиса.
Слава русской стороне, Слава русской старине ! ( устный журнал)
2006 Урок литературы в 5 классе «Русские народные сказки»
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Тема: «Создание.
Литература Тема урока: Устное народное творчество.
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
– это фольклорное произведение анимистического, мифологического (волшебно – фантастического) или социально – бытового содержания с установкой на вымысел.
Урок литературного чтения 2 класс Малые жанры фольклора. Скопец И. Н.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГАЛКИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МОУ «ООШ с. Междуречье»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Агириш Южанина Алла Александровна.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 162». Формирование интереса к художественному слову. Воспитатель: Ткач Татьяна.
Обращение в русских народных сказках Авторы: Атнишкина Ксения, Шопина Валентина ученицы 6 класса Б МОУ «Средняя школа « 20» Руководитель: Бессчастнова.
Транксрипт:

Работу выполнил ученик 6 Б класса Николаев Владимир Научный руководитель Терентьева Людмила Михайловна

Устное народное творчество (фольклор). Эпос. Устная народная проза. Сказочный эпос. 1) Волшебные сказкиВолшебные сказки 2) Сказки о животныхСказки о животных 3) Новеллистические (бытовые) сказкиНовеллистические (бытовые) сказки Изобразительно- выразительные средства, используемые в русской народной сказке.Изобразительно- выразительные средства, используемые в русской народной сказке. Сказочные формулы. Сказка. Отличия. Поэтический синтаксис и интонационные фигуры.

Лирика ЭпосДрама -песни -малые фольклорные формы (жанры) -сказочный - несказочный -игры -обряды -народные пьесы

Лирика Малые фольклорные формы (жанры) Поэзия пестования Колыбельные Баю-бай! Поскорее засыпай. Не то из зыбки, Брошу в море рыбке, Скушай, рыбка, Лиленьку, Непослушную! Пестушки- приговоры, первые сознательные движения ребёнка, часто- своеобразная зарядка с приговорами Потягунушки, потягунушки Поперёк толстунюшки, А в ручки- хватунюшки, А в ножки- ходунюшки, А в роток- говорок А в головку- разумок!

Лирика Малые фольклорные формы (жанры) Потешки- песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ношами. Прибаутки- сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой. Докучные сказки- шутки, сочетающие сказочную поэтику с издевательским содержанием. Сорока- ворона, ладушки, Идёт коза рогатая… Ваня, Ваня, простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперёд И поехал в огород У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса. Он её убил. И в землю закопал, И надпись написал, Что у попа была собака…

Лирика Малые фольклорные формы (жанры) Бытовой фольклор Песни- в том числе обрядовые, колядки Заклички- обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Приговорки- стихотворные обращения к живым существам. Дразнилки Страшилки- устные рассказы- пугалки. Словесные игры Жил- был у бабушки Серенький козлик… Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи! Божья коровка! Полети на небо! Дам тебе я хлеба! Рыжий красного спросил: -Чем ты бороду красил? -- Я на солнышке лежал, -Кверху бороду держал! -Курилка, Барыня прислала 100 рублей

Лирика Малые фольклорные формы (жанры) Игровой фольклор Игры Считалки- рифмованные стихи со строгим наблюдением ритма; используется для распределения ролей в игре. Каравай, Гуси, гуси, га- га- га На золотом крыльце сидели: Царь, царевна, Король, королевна, Сапожник, портной, Кто ты будешь такой?... Пословицы, поговорки Пословицы- законченное нравоучительное суждение- вывод Поговорки- меткая оценка событий, человека, является украшением речи. Легко чужими руками жар загребать. Есть те, кто любит чужими руками жар загребать; работать спустя рукова.

СказочныйНесказочный -Сказка волшебная о животных новеллистическая (сатирико- бытовая или социально- бытовая) (установка на вымысел)(установка на истинность) -Историческое предание -- легенда - бывальщина -быличка

По конфликту: - героический: герой с волшебной силой; - социально- классовые: герой борится с царём, барином; - Семейные (педагогические): конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер. Общие особенности: - наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы); -Столкновение с волшебной силой; -- осложнённая композиция; - расширенный набор ИВС; - описание доминирует над диологом

По конфликту: -борьба хищников между собой; -борьба слабого зверя с хищником; -борьба человека со зверем. Общие особенности: -специфический состав действующих лиц (сказочные образы – традиционные типы: лиса – хитрая, волк – глупый и т.д.); -конфликты отражают реальные жизненные отношения людей; -облегченная композиция; -суженный набор изобразительно-выразительных средств; -широкое использование диалогов; -обилие глаголов; -малоэпизодность, быстродействие; -введение малых фольклорных форм.

- анекдотические; - сатирические: антибарские, антицарские, антирелигиозные; - сказки-состязания; - сказки-насмешки. Общие особенности: -в основе сюжета- необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика почти отсутствует; имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола: герой настолько хитер, что может перехитрить всех на свете и остается безнаказанным); -реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение; -действующие персонажи противопоставлены друг другу; -положительный герой – иронический удачник; -смысловой акцент приходится на развязку; -широкое использование диалога; -обилие глаголов.

КомпозиционныеСтилистические Антитеза – прием противопоставления, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику. Художественные формулы – поэтические штампы. Сказочные формулы. Параллелизмы: долго они ехали, коротко ли, далеко, близко ли…; старший сын был умен, средний был ни так, ни сяк, младший сын – совсем дурак… Символика: невеста-лебедь. Гиперболы: и рос он не по дням, а по часам; и возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом. Художественные и синтаксические инверсии Тавтологии: диво-дивное; чудо-чудное. Сросшиеся синонимы: грусть-тоска; путь-дорога. Постоянные эпитеты: серый волк, белокаменные палаты, буланый меч. Повторные приставки:затужили- загоревали, повыжжено-поломано. Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи.

Начальные (присказка, зачин)На море-окияне, на острове Буяне, стоит дуб-златы маковки. На том дубе – цепь, а по цепи ходит кот: направо идет – песню поет, налево – сказку сказывает… В некотором царстве, в некотором государстве… Конечные (концовка)Стали они жить-поживать, да добра наживать… Вот двор. На двору – кол. На колу – мочало. Не сказать ли сказку с начала? Серединные -формулы оповещения -формулы обращения -формулы пространства и времени Добрый молодец, красна девица Встань передо мной, как лист перед травой Долго ль, коротко ль; далеко ли- близко; высоко- низко

Народная Литературная Автор- коллективный(народ) Есть исполнители сказок- сказители Автор- конкретное лицо Исполнителя как такового нет Сказитель- отличается от писателя тем, что стремится не создать сказку, а передать услышанное от кого- то. Необходимость запоминать большой по объёму текст побуждала к разработке системы традиционных ИВС.

Неопределённость места и времени действия. Персонажи- предельно типизированы, подчёркнуто лишены индивидуальности Заметны черты обожествления природы (в той или иной степени) Историческая и географическая конкретность описываемого. Персонажи- конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифические мотивы и образы сохраняются Сказка Миф Легенда

Устная форма бытования Наличествует (предполагается) непосредственный контакт между исполнителем и слушателем. Коллективный автор, что определяет вариативность устного народного творчества (фольклора) Письменная формы существования. Отсутствует непосредственный контакт между автором и читателем (контакт опосредованный- через произведение). Автор- конкретное лицо с присущей именно ему творческой манерой Фольклор Художественная литература

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа Что ищет он в стране далёкой? Мой друг, отчизне посвятим. Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов: Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора) Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Анафора- единоначатие «Клянусь я первым днём творенья» Эпифора- единственный концовок Струится нетихущий дождь, томительный дождь. Антитеза- противопоставление Чёрный вечер, белый снег. Ветер.