Готовимся к экзамену по химии. 9 класс Задания С3 Качественные реакции Автор: учитель химии МОУ «Гатчинский Лицей 3» Ткаченко Лариса Тадеушевна Автор:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к экзамену по химии. 9 класс Задания С3 Качественные реакции.
Advertisements

К раствору сульфата меди (II) добавим раствор щёлочи-гидроксида натрия CuSO 4 +2NaOH=Cu(OH)2 + Na2SO4.
Подготовка к Г ИА по химии 9 класс Задание С 3 Автор: учитель химии ГОУ Лицей 1571 Медведева Наталья Николаевна.
Азот. Соединения азота.. Азот образует с водородом несколько прочных соединений, из которых важнейшим является аммиак. Электронная формула молекулы аммиака.
Консультация экспертов ЕГЭ по химии 2012 год С1 Cr 2 (SO 4 ) 3 + Br 2 + NaOH = = Na 2 CrO 4 + NaBr + Na 2 SO 4 + H 2 O = Na 2 CrO 4 + NaBr + Na 2 SO.
Качественные реакции на ионы 9 класс. КатионРеагент или воздействие Внешний эффектУравнение реакции на катион Н+Н+ Индикатор ы Изменение цвета: универсальный.
Тема «Классификация, номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ» Подготовка к ЕГЭ по химии.
С3. На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего.
Соли 8 класс.
Основные классы неорганических соединений урок – игра 8 класс учитель Кашонова И.А.
СaCO 3 AgNO 3 Zn(NO 3 ) 2 KI PbS FeCl 3 Солями называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металлов и кислотного остатка.
По Презентация по химии « Соли. Названия и классификация солей »
LOGO Соли. Гаврилова Светлана Викторовна учитель химии МБОУ лицей «Престиж» городского округа Самара Презентация для учащихся 8 класса.
С + О 2 = СО 2 СаО + СО 2 = СаСО 3 + Простое или cложное вещество Простое или сложное Более сложное.
Основания. Химия 8 класс. И. Жикина.
Электролитическая диссоциация веществ Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Соединения АЗОТА Материал для повторения и подготовки к ГИА Учитель химии МОУ «Гимназия 1»г. Саратова Шишкина И.Ю.
Классы неорганических соединений Подготовка к ЕГЭ.
ГИДРОКСИДЫ И КИСЛОТЫ ТЕСТ ЕГЭ ПО ХИМИИ Тест по основным вопросам темы: характерные химические свойства оснований, и амфотерных гидроксидов; характерные.
Металлы Большинство химических элементов – это металлы (92 из 114 известных элементов)
Транксрипт:

Готовимся к экзамену по химии. 9 класс Задания С3 Качественные реакции Автор: учитель химии МОУ «Гатчинский Лицей 3» Ткаченко Лариса Тадеушевна Автор: учитель химии МОУ «Гатчинский Лицей 3» Ткаченко Лариса Тадеушевна

Кати он РеактивРеакцияПризнак реакции Li + По цвету пламени солей -красный Na + -желтый K+K+ -фиолетовый Be 2+ OH - Ве 2+ +2OH - =Be(OH) 2 Ве(OH) 2 + ОН - =[ Ве(OH) 4 ] 2- Белый студенистый, раств.в избытке OH - Mg 2+ OH - Mg 2+ +2OH - =Mg(OH) 2 Белый студенистый, нераств.в избытке OH - Ba 2+ SO 4 2- Ba 2+ +SO 4 2- =BaSO 4 Белый кристаллич., нерастворимый в Н + Ag + Cl - Ag + +Cl - =AgCl Белый творожистый Al 3+ OH - Al 3+ +3OH - =Al(OH) 3 Al(OH) 3 + ОН - =[ Al(OH) 4 ] - Белый студенистый, раств.в избытке OH -, нераств.в NH 3 *Н 2 О Ca 2+ СО 3 2- Ca 2+ +СО 3 2- =СаСО 3 Белый кристаллич, растворимый в Н + NH 4 + OH - NH 4 + +OH - =NH 3 +Н 2 ОРезкий запах аммиака

КатионРеактивРеакцияПризнак реакции Zn 2+ OH - Zn 2+ +2OH - =Zn(OH) 2 Zn(OH) 2 + ОН - =[ Zn(OH) 4 ] 2- Zn(OH) 2 +4 NH 3 = [Zn(NH 3 ) 4 ] 2+ +2OH - Белый студенистый, раств.в избытке OH -, раств.в NH 3 *Н 2 О Fe 2+ OH - K 3 [Fe(CN) 6 ] (красная кровяная соль) Fe 2+ +2OH - =Fe(OH) 2 Зеленый студенист 3K 3 [Fe(CN) 6 ] + 3Fe 2+ = 3KFe II [Fe III (CN) 6 ] + 6K + Синий осадок турнбулевой сини Fe 3+ OH - K 4 [Fe(CN) 6 ] (желтая кр овяная соль) SCN - Fe 3+ +3OH - =Fe(OH) 3 Коричневый студен 4K 4 [Fe(CN) 6 ] + 4Fe 3+ = 12К + + 4КFe III [Fe II (CN) 6 ] Синий осадок берлинской лазури Fe SCN - Fe(SCN) 3 Кроваво-красный раствор Cu 2+ OH - Cu 2+ +2OH - =Cu(OH) 2 Cu(OH) 2 +4NH 3 =[Cu(NH 3 ) 4 ] OH - Синий студенистый, нераств.в избытке OH -, раств.в NH 3

АнионРеактивРеакцияПризнак Cl - Ag + Ag + +Cl - =AgCl Белый творожистый Br - Ag + Ag + +Br - =AgBr Светло-желтый Cl 2 2Br - + Cl 2 = 2Cl - + Br 2 окрашивает органический растворитель в соломенно-желтый цвет I-I- Ag + Ag + +I - =AgI Темно-желтый Cl 2 2I - + Cl 2 = I 2 + 2Cl - I 2 +крахмал=синий цвет Выделившийся йод можно открыть с помощью крахмала, который окрашивается йодом в синий цвет S 2- H+H+ S H + = H 2 S Запах тухлых яиц Cu 2+, Pb 2+, Ni 2+ CuS, PbS, NiS Черные осадки SO 3 2- H+H+ SO H + = H 2 O+ SO 2 SO 4 2- Ba 2+ Ba 2+ +SO 4 2- =BaSO 4 Белый кристаллич., нерастворимый в Н + CO 3 2- H+H+ CO H + = H 2 O + CO 2 Б/цв газ SiO 3 2- H+H+ SiO H + =H 2 SiO 3 Белый студенист

Газообразное простое вещество Молекула состоит из двух атомов Плохо растворим в воде Один из основных составляющих воздуха Поддерживает горение 2 Н 2, Не, N 2, O 2, O 3, F 2, Ne, Cl 2, Ar, Kr, Xe, Rn Н 2, N 2, O 2, F 2, Cl 2 Н 2, N 2, O 2 N 2, O 2 O2O2 O2O2 Р Р

Газы простые H 2,O 2,He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn – б/цв; F 2 – св.-зел.; Cl 2 – ж.-зел.;О 3 – син. остальные СО, СО 2, N 2 O, NO, SO 2, CH 4, SiH 4, NH 3, PH 3, AsH 3, SbH 3, H 2 S, H 2 Se, H 2 Te, HHal, B 2 H 6, BCl 3, BF 3, COCl 2 – б/цв; OF 2 – св.желт., CL 2 O – желт., ClO 2 – ж.-зел., NO 2 - бурый

Жидкости простые Br 2 - бурая, Hg – серебр.-бел. оксиды Н 2 О, SO 3, Cl 2 O 7 – б/цв.; ClO 3 – т.-красн.; N 2 O 3 – син.; Mn 2 O 7 – зелен. остальные H 2 SO 4, H 2 O 2, HClO 4, HCN, CCl 4, CS 2, N 2 H 4, PCl 3, PBr 3 – б/цв.; HNO 3 б/цв.летуч.на свету желтеет (разлаг.до NO 2 ); PbCl 3, Cl 3 N – желт.

Твердые вещества простые Ме – Au – желт.; Cu – красн.; остальные сер./бел.(мет.блеск); Нем – I 2 –фиолет.,мет.блеск; S 8, S n – желт.; Р 4 – белый, Р (красный) – красно-фиол.; С (карбин) – черн.; С (алмаз) – прозр.; С 60 – желт.; Si – сер.мет.блеск;

оксиды Ме 2 О (Ме-Li,Na,K), MeO (Me- Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Zn), Al 2 O 3, SnO 2, SiO 2, N 2 O 5, P 4 O 6,P 4 O 10 –бел.; Rb 2 O,Sb 2 O 5,WO 3,NiO– желт.; Cs 2 O, Pb 3 O 4 – оранж.; PbO, HgO – желт/красн.; CrO 3, Cu 2 O, HgO – красн.; Fe 2 O 3, Fe 3 O 4, CdO, Ag 2 O, PbO 2, SiO – корич.; MnO 2, Mn 2 O 3 – бурый.; Hg 2 O, CuO, FeO, CrO – черн.; MnO, Cr 2 O 3, CoO, NiO – зелен.; SnO - синий Твердые вещества

гидроксиды Fe(OH)2, Cr(OH)3 – серо-зелен.; Ni(OH)2 – зелен.; Cu(OH)2 – голуб.; Cr(OH)2 – желт.; Fe(OH)3, Mn(OH)4 – бур.; Co(OH)2 – розов./син./фиолет.; Твердые вещества

соли кристаллогидраты и водн.р-ры Cu 2+ - голуб./св.зелен.; Cr 2+ - голуб.; Fe 3+ - коричн.;Ni 2+ -зелен. Mn 2+,Co 2+ - розов. CrO лимон.; Cr 2 O оранж.; MnO фиолет.; MnO т.-зелен.; AgI,AgF,Ag 3 PO 4,PbI 2,K 4 [Fe(CN) 6 ]-желт.; AgBr, Ag 2 CO 3 – св.-желт. Твердые вещества

Задача 1. Учащимся для проведения опытов были выданы кристаллические соли белого цвета, которые при стоянии на воздухе изменяют окраску на голубую. Известно, что при разложении выданной соли образуется оксид металла черного цвета и ядовитый бурый газ. Добавлении к раствору выданной соли гидроксида калия при вело к образованию студенистого осадка голубого цвета. Запишите химическую формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Cu(NO 3 ) 2 – нитрат меди (II) Cu(NO 3 ) 2 =CuO +2NO 2 +O 2 Cu(NO 3 ) 2 +2KOH=Cu(OH) 2 +2KNO 3 Cu(NO 3 ) 2 – нитрат меди (II) Cu(NO 3 ) 2 =CuO +2NO 2 +O 2 Cu(NO 3 ) 2 +2KOH=Cu(OH) 2 +2KNO 3

Для определения качественного состава выданной соли двухвалентного металла, применяющегося в качестве антикорро-зионного покрытия стальных изделий, учащийся провел две реакции. В ходе первого опыта учащийся приливал к раствору соли раствор гидроксида натрия и наблюдал выпадение студенистого осадка, растворившегося при дальнейшем добавлении щелочи. А при добавлении к раствору выданной соли хлорида бария выпал белый кристаллический осадок. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам. Задача 2. ZnSO 4 – сульфат цинка ZnSO 4 +2NaOH=Zn(OH) 2 +Na 2 SO 4 Zn(OH) 2 +NaOH=Na 2 [Zn(OH) 4 ] ZnSO 4 +BaCl 2 =BaSO 4 + ZnCl 2 ZnSO 4 – сульфат цинка ZnSO 4 +2NaOH=Zn(OH) 2 +Na 2 SO 4 Zn(OH) 2 +NaOH=Na 2 [Zn(OH) 4 ] ZnSO 4 +BaCl 2 =BaSO 4 + ZnCl 2

Для проведения опытов учащимся выдана соль, анион которой образован атомами единственного неметалла – жидкости (при н.у.). Учащимися было проведено две реакции. В ходе первой, при пропускании через выданный раствор соли хлора, образовалась новая соль и указанный неметалл – жидкость. А при добавлении к выданной соли раствора карбоната натрия выпал белый осадок, являющийся основой горной породы – мрамор. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам. Задача 3. CaBr 2 – бромид кальция CaBr 2 + Cl 2 =CaCl 2 + Br 2 CaBr 2 + Na 2 CO 3 =CaCO 3 +2NaBr CaBr 2 – бромид кальция CaBr 2 + Cl 2 =CaCl 2 + Br 2 CaBr 2 + Na 2 CO 3 =CaCO 3 +2NaBr

При изучении свойств металла, ионы которого обуславливают существование карбонатной жесткости воды, исследователь провел два опыта. Вначале он пожег стружку выданного металла в ложечке для сжигания и быстро поместил ее в стакан с водой. При этом горение металла продолжалось и под водой. В ходе второй реакции выданный порошок добавили к концентрированной серной кислоте, при этом выделился газ с неприятным запахом. Запишите формулу и название соли, полученной в ходе второго опыта. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам. Задача 4. MgSO 4 – сульфат магния Mg + 2H 2 O = Mg(OH) 2 + H 2 4Mg +5H 2 SO 4 = 4MgSO 4 + H 2 S + 4H 2 O MgSO 4 – сульфат магния Mg + 2H 2 O = Mg(OH) 2 + H 2 4Mg +5H 2 SO 4 = 4MgSO 4 + H 2 S + 4H 2 O

Для проведения опытов учащимся выдан порошок оксида металла. Известно, что из металла, входящего в состав, получают легкие сплавы, используемые, например, в самолетостроении. При взаимодействии выданного оксида с серной кислотой образуется соль и вода, а при его сплавлении с карбонатом натрия образуется соль и кислотный оксид. Запишите формулу и название выданного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам. Задача 5. Al 2 O 3 – оксид алюминия Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 =Al 2 (SO 4 ) 3 +3H 2 O Al 2 O 3 + Na 2 CO 3 =2NaAlO 2 + CO 2 Al 2 O 3 – оксид алюминия Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 =Al 2 (SO 4 ) 3 +3H 2 O Al 2 O 3 + Na 2 CO 3 =2NaAlO 2 + CO 2

Для проведения опытов исследователям выдано вещество, представляющее собой нерастворимые в воде кристаллы желтого цвета. Известно, что это вещество используется при изготовлении спичек и вулканизации каучука. В результате взаимодейст- вия выданного вещества с концентрированной серной кислотой при нагревании образуется газообразный оксид и вода. А при пропускании образовавшегося оксида через раствор гидроксида бария выпадает осадок белого цвета, растворяю- щийся при дальнейшем пропускании газа. Запиши- те формулу и название соли, полученной в резуль- тате второго опыта. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 6. BaSO 3 – сульфит бария или Ba(HSO 3 ) 2 – гидросульфит бария S +2H 2 SO 4 = 3SO 2 +2H 2 O SO 2 + Ba(OH) 2 =BaSO 3 +H 2 O или SO 2 + Ba(OH) 2 = Ba(HSO 3 ) 2

Учащимся в процессе исследования свойств раствора выданной соли было проведено два опыта. При проведении первого опыта к раствору соли добавили гидроксид калия и нагрели на спиртовке, в результате чего выделился газ с раздражающим запахом. А ко второй части раствора прилили раствор нитрата свинца, в результате чего образовался черный осадок. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 7. (NH 4 ) 2 S – сульфид аммония (NH 4 ) 2 S + 2KOH = K 2 S +2NH 3 +2H 2 O (NH 4 ) 2 S + Pb(NO 3 ) 2 =PbS + 2NH 4 NO 3

В процессе изучения свойств соединений элементов VIA группы были проведены два опыта. При взаимодействии натрия с концен- трированной серной кислотой образовался газ с неприятным запахом. Известно также, что раствор этого газа в воде является кислотой, а при добавлении к нему раствора нитрата меди (II) образуется черный осадок. Запишите формулу и название вещества, выпавшего в осадок. Составьте два молекулярных уравне- ния реакций, соответствующих опытам. Задача 8. CuS – сульфид меди (II) 8Na + 5H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O H 2 S + Cu(NO 3 ) 2 =CuS +2HNO 3 CuS – сульфид меди (II) 8Na + 5H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O H 2 S + Cu(NO 3 ) 2 =CuS +2HNO 3

Учащимся для получения металла, из которого изготавливают ювелирные изделия, была вы- дана соль этого металла. Известно, что одним из способов получения металла является раз- ложение выданной соли, при этом образуется металл и два газа, один из которых имеет бу- рый цвет, а другой поддерживает горение. А при внесении железного гвоздя в раствор соли на поверхности гвоздя также образуется полу- чаемый металл. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 9. AgNO 3 – нитрат серебра 2AgNO 3 = 2Ag + 2NO 2 + O 2 2AgNO 3 + Fe = Fe(NO 3 ) 2 +2Ag

Учащимся для изучения химических свойств была выдана нерастворимая в воде соль белого цвета. Известно, что катион, входящий в состав этой соли, необходим растущим организмам для мине- рализации костей. При взаимодействии выданной соли с раствором азотной кислоты наблюдалось выделение бесцветного газа. А при добавлении к полученному раствору избытка раствора фосфата натрия выпал осадок, который на 70% соответ- ствует составу костей человека. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молеку- лярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 10. СаСО 3 – карбонат кальция СаСО 3 + 2HNO 3 =Ca(NO 3 ) 2 +CO 2 +H 2 O 3Ca(NO 3 ) 2 +2Na 3 PO 4 =Ca 3 (PO 4 ) 2 +6NaNO 3