«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой ) Нужны ли нам частицы? Выполнили ученицы 7 класса Иванова Катя, Петрова Маша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. -У-У-У-Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. -Н-Н-Н-Неужели дятел?
Advertisements

Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. -У-У-У-Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. -Н-Н-Н-Неужели дятел?
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Китайская мудрость.
Урок в 7 классе Подготовила: учитель русского языка Юдина Елена Алексеевна.
Двадцать четвертое февраля Классная работа Тема урока: Понятие о частице. Урок в 7 классе Учитель: Кулишкина Марина Сергеевна.
Знакомство с разрядами частиц.. частицы модальны е Формообразу- ющие Модальные (смысловые) отр иц ате ль ны е.
Презентация на тему «Частицы» Выполнила: Третьякова Маша, ученица 7 «В» класса МОУ «Гимназия 11» г. Бийска Алтайского края.
Частица как часть речи АВТОР – КУЛЕШОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальное образовательное учреждение «СОШ 1» г.Валуйки.
Частица !!!Вспомни!!! Частицы - служебные слова, которые служат: 1)для образования наклонении глагола. 2)для выражении различных оттенков значение в предложении.
Частицы Разряды частиц модальные частицы отрицательные частицы формообразующие частицы.
Тема: Разряды частиц Класс: 7 Учитель:Гончаренко Ильсия Эседулловна.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель высшей категории ЗУВК 109, г. Запорожье.
Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Частица к к к как ч ч ч часть р р р речи Выполнила учитель русского языка Свечаревская С.А.
1. Связывать слова в предложениях и словосочетаниях 3. Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений 2. Служить для образования форм.
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Транксрипт:

«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой ) Нужны ли нам частицы? Выполнили ученицы 7 класса Иванова Катя, Петрова Маша

Цели исследования: Познакомиться с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста. Осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, выявить роль частиц в художественной и разговорной речи, уточнить оттенки значений частиц.

Этап1, теоретический Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются: 1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи: неопределенные: ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.; указательные: вон, вот, это; усилительные: даже, же, и, уж и др.;

Этап1, теоретический вопросительные вопросительные: ли, разве, неужели, уточнительные: именно, как раз, ровно отрицательные: не, ни; модальные (выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда уж, вряд ли, едва ли, чай и др.; обозначающие передачу чужой речи: де, дескать, мол; 2) частицы, вносящие в речь эмоционально- экспрессивные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот еще и т.д.; 3) формообразующие частицы: бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.

Этап2,экспертно- теоретический Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» – Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. – Неужели дятел? – Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. – Так ты птица-осоед. – Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. – Как раз гусениц и личинок любят дрозды. – Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. – Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. – Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Исследуя текст, выполним задания и ответим на вопросы : Укажем в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению. Подумаем: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения? Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте? Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

Делаем выводы: Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

Продолжаем наблюдения:выясняем значения частиц Оказывается,частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора. Проводим эксперимент: включаем в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. Возможные варианты: Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион. Я все-таки чемпион.

Этап3.Лингвистический эксперимент... у птиц забавные встречаются имена… поверишь, что водится птица-поганка. Поганка... рога и птичка-завирушка есть. Или... юла.... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и... чечевица. А... плохое название чиж или чечетка.... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?... Названия-прозвища лучше всего! Задание. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополним текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделаем вывод о роли частиц в тексте.

Этап4.Работаем как эксперты- художники Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Убеждаемся в этом, анализируя следующий текст

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все- таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Любопытная информация Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например, «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно- художественного содержания.

К чему привело исследование? Частицы - это не просто служебные слова. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов. Каждая из них занята своим делом - старается подчеркнуть главную мысль.

Заключительный этап Эксперты – практики составляют «дивной вязью» сочинение- миниатюру о частицах либо текст на свободную тему с использованием частиц. Желаем творческих успехов !

Ресурсы: Copyright © БСМП «ЭЛЕКС-Альфа» Энциклопедия для детей.Том10.Языкознание.Русский язык;(Под редакцией М. Аксеновой и др.).-М., 2005 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык. 2009\ФИПИ.-М.,2009 О.В. Зарубина. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему. РЯШ9 2009Г.