Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам в процессе обучения Эти вопросы направляют процесс обучения и включают в себя вопросы: Эти вопросы направляют процесс.
Advertisements

ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
1 Какого рода вопросы мы задаем в проекте? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Основополагающие.
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения (по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы Intel.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Шелли Шотт (по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для.
Программа Intel «Инновации в образовании». Каковы наши цели? Поддержать улучшения в самостоятельной учебной работе школьников и помочь развить навыки,
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
МО учителей истории и обществознания Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Искусство задавать вопросы Тренинг, Астана, ноябрь 2009 года.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных.
Новый учитель для новой школы будет учить по-новому подготовлено по материалам программы Intel «Обучение для будущего» Волик Ольга Николаевна к.п.н., Институт.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Intel® «Обучение для будущего» Семинар для тьюторов.
Умение думать это умение задавать вопросы. Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер) Каков вопрос таков и ответ. (Народная.
Новые требования к содержанию структуре урока. Қазіргі сабақта нені оқыту керек? Педагогикалық қызмет – өз уақытының экономикалық, саяси, адамгершілік.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Транксрипт:

Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы Intel "Инновации в образовании", Институт компьютерных технологий, США)2004 Intel® «Обучение для будущего»

2 Цели тренинга Рассмотреть «таксономию Блума» применительно к вопросам, которые мы задаем школьникам во время обучения Рассмотреть «таксономию Блума» применительно к вопросам, которые мы задаем школьникам во время обучения Достичь более глубокого понимания процесса разработки вопросов для школьников, которые разрабатываются учителями (студентами) Достичь более глубокого понимания процесса разработки вопросов для школьников, которые разрабатываются учителями (студентами)

3 Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Быть может, тогда, когда видят их неоспоримую пользу в жизни и чувствуют свой интерес?

4 Обучаем - спрашивая В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи Искусство задавания вопросов является очень важным Искусство задавания вопросов является очень важным Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения

5 Основа системы личностно- ориентированного обучения создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться

6 Философская основа СПУ* идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи (В отличие от теорий о главенствующей роли Учителя, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика ) Педагогическая основа СПУ труды Коменского, Песталоцци и Дистервега труды Коменского, Песталоцци и Дистервега (в качестве главного фактора успешного обучения рассматривали собственную учебную деятельность, собственное напряжение, собственное усилие) Психологическая основа СПУ идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др. идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др. (подтверждена приемлемость гипотезы о зависимости качества приобретаемых знаний не столько от способностей и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного времени на самостоятельное освоение. Суть системы полного усвоения отражается в таксономии учебных целей и уровней познавательных способностей) *СПУ - Система полного усвоения

7 Таксономия это иерархически взаимосвязанная система это иерархически взаимосвязанная система (от греч. - расположение, строй, порядок, и - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.)

8 Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня

9 Знание Конкретного материала Терминологии Фактов Способов и средств обращения с конкретным материалом Определений Тенденций и результатов Системы понятий и категорий Критериев Методологии Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур

10 Понимание Знание Объяснение Интерпретация Экстраполяция

11 Использование Понимание Знание Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях

12 Анализ Использование Понимание Знание Элементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных

13 Синтез Анализ Использование Понимание Знание Знаний из нескольких областей Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений

14 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями

15 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Требования к разработке творческих заданий в соответствии с таксономией учебных целей

16 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Примеры Учебных задач и тестов в соответствии с таксономией учебных целей

17 Задание 1 1 Мышление более высокого уровня (Время выполнение:10 минут)

18 Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Ключевые слова (глаголы действия) для формулирования заданий !

19 Какого рода вопросы мы задаем школьникам в процессе обучения? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Основополагающие Проблемные Проблемные Учебные (более частные вопросы) Учебные (более частные вопросы)

20 Частные Проблемные Основополагающие

21 Роль вопросов в учебном проекте На примере разработки образовательного квеста о путешественниках Первичный вариант (Описание проекта и результат исследования учащегося) Первичный вариант (Описание проекта и результат исследования учащегося)Описание проектарезультат исследования Описание проектарезультат исследования Доработанный вариант (Описание проекта и результат исследования учащегося) Доработанный вариант (Описание проекта и результат исследования учащегося)Описание проекта результат исследования учащегосяОписание проекта результат исследования учащегося

22 Основополагающий вопрос = Наиболее общий вопрос = Самая общая идея Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Пример: Почему нам нужны другие люди?

23 Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Пример: Пример: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемный вопрос: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Понимаем ли мы писателя, читая его произведение?

24 Учебный (частный) вопрос = Самый мелкий вопрос Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика На них можно дать специфические правильные ответы На них можно дать специфические правильные ответы Примеры: Примеры: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемные вопросы: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Можем ли мы понять писателя, читая его произведение? Учебные (частные) вопросы: Кого из своих знакомых ты понимаешь лучше? Какие качества ты в них ценишь? Какие композиционные приемы использует Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», чтобы стала ясна авторская позиция?

25 Задание 2 2 Разработка основополагающего вопроса Модель «Снизу – вверх» (Время выполнения: 25 минут = 10мин. в группах + 5 мин. «в гостях» + 10 мин. рефлексия)

26 Более глубокий взгляд на основополагающие вопросы Основополагающие вопросы : Основополагающие вопросы : Интересны и привлекают внимание детей Интересны и привлекают внимание детей Полны смысла для школьников Полны смысла для школьников Возбуждают любопытство Возбуждают любопытство Заставляют задуматься Заставляют задуматься Предполагают навыки мышления на высоком уровне Предполагают навыки мышления на высоком уровне Ответы на них нельзя найти в учебнике Ответы на них нельзя найти в учебнике

27 Признаки основополагающих вопросов Хорошие вопросы таковы : Хорошие вопросы таковы : Не имеют однозначного ответа Не имеют однозначного ответа Полны смысла и значения Полны смысла и значения Приглашают исследовать новые идеи Приглашают исследовать новые идеи Побуждают школьников: Побуждают школьников: Находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации Находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации Оценивать Оценивать Складывать в единую картину Складывать в единую картину Анализировать Анализировать

28 Что не предполагают основополагающие вопросы : Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними

29 Примеры основополагающих вопросов Основополагающие Не основополагающие Понимаем ли мы животных и понимают ли животные нас? Что необходимо животным для жизни? Насколько мы отличается от других? Каким образом отличается жизнь в других странах от нашей? Должны ли мы делать что-то только потому, что мы можем это делать? Каковы последствия исследований в области генной инженерии?

30 Зачем использовать основополагающие вопросы в классе? Для развития навыков мышления на выкосом уровне Они предполагают сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей, т.п. Они предполагают сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей, т.п. Для того, чтобы исследования школьников были актуальными и интересными Предполагают больше, чем простое перечисление фактов Предполагают больше, чем простое перечисление фактов Усиление внимания к важным темам Связывают тему исследования с другими дисциплинами и темами Связывают тему исследования с другими дисциплинами и темами Задают вопросы, к которым обращается человечество на протяжении своей истории Задают вопросы, к которым обращается человечество на протяжении своей истории

31 Без основополагающих вопросов Школьников просят найти что-нибудь по теме Школьников просят найти что-нибудь по теме Приводит к простому сбору информации Приводит к простому сбору информации При этом требуется незначительная мыслительная работа или анализ При этом требуется незначительная мыслительная работа или анализ Учебная работа школьников сводится к угадыванию ответа в викторине – сколько-нибудь глубоко никакой вопрос не исследуется Учебная работа школьников сводится к угадыванию ответа в викторине – сколько-нибудь глубоко никакой вопрос не исследуется

32 Подсказки для составления основополагающих вопросов Попробуйте начинать вопрос с Как и Почему, вместо Что, Кто, или Когда. Попробуйте начинать вопрос с Как и Почему, вместо Что, Кто, или Когда. Избегайте формулировок, которые предполагают в ответ пересказ определений Избегайте формулировок, которые предполагают в ответ пересказ определений Спросите себя, если вопрос имеет один или несколько однозначно правильных ответов он не является основополагающим. Спросите себя, если вопрос имеет один или несколько однозначно правильных ответов он не является основополагающим. Требуется некоторое время для полного понимания и поиска ответа(ов) на такой вопрос, на него нельзя ответить сразу. Требуется некоторое время для полного понимания и поиска ответа(ов) на такой вопрос, на него нельзя ответить сразу. Является ли Ваш вопрос до сих пор темой рассуждений ученых, философов или поэтов? Если да, то Вы придумали великий вопрос. Является ли Ваш вопрос до сих пор темой рассуждений ученых, философов или поэтов? Если да, то Вы придумали великий вопрос.

33 Задание 3 3 Разработка основополагающего вопроса Модель «Сверху-вниз» (Время выполнения: 45 минут = )

34 В. Васнецов «Аленушка»

35 В. Васнецов «Богатыри»

36 В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880

37 Посмотрим повнимательней на проблемные вопросы Хорошие проблемные вопросы таковы : Хорошие проблемные вопросы таковы : Не имеют однозначного ответа Не имеют однозначного ответа Побуждают исследовать различные идеи Побуждают исследовать различные идеи Находятся в рамках учебной темы Находятся в рамках учебной темы И помогают школьникам : И помогают школьникам : Строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений Строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений Сравнивать Сравнивать Синтезировать Синтезировать Анализировать Анализировать

38 Проблемные вопросы Проблемные вопросы, задаваемые на одном или нескольких занятиях, могут исследовать разные стороны одного основополагающего вопроса Проблемные вопросы, задаваемые на одном или нескольких занятиях, могут исследовать разные стороны одного основополагающего вопроса Учителя, преподающие разные дисциплины, могут использовать вопросы своих учебных тем для поддержки единого, объединяющего основополагающего вопроса Учителя, преподающие разные дисциплины, могут использовать вопросы своих учебных тем для поддержки единого, объединяющего основополагающего вопроса

39 Проблемные вопросы (история, соц. науки): Как войны изменяют экономику? Проблемные вопросы (литература): Почему в литературном произведении неизбежен конфликт? Почему часто люди решают конфликты с помощью насилия? Как данная книга помогает нам понять сложность человеческой натуры? Проблемные вопросы (естествознание): Как животные приспосабливаются?

40 Проблемные вопросы поддерживают основополагающие вопросы Основополагающий вопрос Проблемные вопросы Почему во все времена литературные произведения были очень важны людям? Почему мы до сих пор читаем Шекспира? Каким образом сочинения Шекспира рассказывают о моей жизни? Каким образом история может предсказать будущее? Почему начинаются войны и как они могут быть предотвращены? Кто всегда выигрывает в войне? Чему нас может научить искусство? Что может рассказать музыка 60-х о культуре этого времени?

41 Учебные (частные) вопросы Учебные (частные) вопросы отличаются от основополагающих и проблемных Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Обычно имеют ясные однозначные ответы Обычно имеют ясные однозначные ответы Примеры: Как жили люди в Древнем Египте? Как жили люди в Древнем Египте? Что такое фотосинтез Что такое фотосинтез ?

42 Различие между основополагающим и учебным (частным) вопросом Основополагающие вопросы Учебные (частные) вопросы, основанные на фактах Искусство отражает культуру или изменяет ее? Что такое искусство Ренессанса? Почему изменяются законы? Что такое закон? Является ли история человечества историей прогресса? Каких изобретателей ты знаешь и что они изобрели?

43 Задание 4 4 Развитие более глубокого понимания (Время выполнения: 15 минут)

44 Помните: Создание хороших вопросов и хорошего проекта - цикличный процесс Какие виды самостоят. деятельности будет предполагать ваш проект? Как вы будете побуждать школьников? Ваши вопросы подходят? Может быть их можно переформулировать? О чем Ваш проект? Какова тема? Каков итоговый результат, учебные цели и задачи? Что ваши ученики узнают и будут способны сделать в результате? Какие общие основополагающие вопросы могут быть заданы? Каким образом школьники покажут, что они достигли понимания? Как вы будете их оцeнивать? На какие стандарты Вы опираетесь? На какие вопросы, требующие знания фактов, будут способны ответить ученики? Какие определения они должны знать? Какие открытые вопросы учебной темы смогут раскрыть способность мышления на высоком уровне?

45 Задание 5 5 Рассматриваем заново… (Время выполнения: 15 минут)

46 Заключение Помните разницу между основополагающим, проблемным и учебным (частным вопросом) и не путайте одно с другим Помните разницу между основополагающим, проблемным и учебным (частным вопросом) и не путайте одно с другим Не забывайте, с детьми какого возраста Вы имеете дело Не забывайте, с детьми какого возраста Вы имеете дело Помните, что можно обучать, спрашивая Помните, что можно обучать, спрашивая Расширяйте свой педагогический инструментарий, ибо «нет предела совершенству» Расширяйте свой педагогический инструментарий, ибо «нет предела совершенству»