Центр универсальных программ Тел. (495) 585-65-02 Эл.почта: cmprog@cmprog.org http:// www.cmprog.org Типенко Н.Г. Эффективность бюджетных расходов на образование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Центр универсальных программ центр универсальных программТел. (495) Эл.почта: Возможности применения.
Advertisements

Центр фискальной политики1 Типенко Н.Г. Вопросы развития образования: расходы, качество, институциональные механизмы Москва, 19 апреля 2007 г.
Центр фискальной политики1 Н.Типенко, Центр фискальной политики, Россия Бюджетирование, ориентированное на результат в образовании: концептуальные подходы.
Опыт использования подушевого норматива при расчете образовательных субвенций Типенко Н.Г. Центр фискальной политики Москва, 25 марта 2005г.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Нормативное подушевое финансирование Рожков А.И., директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПК и ППРО Краснодар, 17 июня 2007 г.
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
Центр универсальных программ Тел. (495) , тел./факс: (495) Эл.почта: Использование нормативного.
Методика расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования в системе общего образования.
Переход на нормативно – подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Новые экономические механизмы в развитии системы образования Забайкальского края.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Оценка эффективности бюджетных расходов:
Почему необходимо внедрение методик финансирования ДОУ 1.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Н. Г. Типенко Развитие нормативных подушевых принципов.
Нормативное бюджетное финансирование в Чувашской Республике Показатели хода реализации НБФ в ЧР, промежуточные итоги реализации.
Модельные методики нормативного подушевого финансирования учреждений (НПФ) и новой системы оплаты труда учителей ( НСОТ)
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Транксрипт:

Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективность бюджетных расходов на образование в субъектах РФ. Астана ноября 2008

2 Доля расходов на образование в расходах бюджетов разного уровня (%)

3 Сокращение численности учащихся в ОУ в % к предыдущему году:

4 Средняя численность учащихся в 1 учреждении общего образования:

5 Среднее число учащихся на одного педагога/преподавателя, чел. ГодыКоличество учеников на 1 педагога в ОУ (общее) Количество учеников на 1 педагога в ОУ (город) Количество учеников на 1 педагога в ОУ (село) Количество учащихся на 1 педагога/преп одавателя в учреждениях НПО 2004/0511,4714,247,9310, /0611,1613,977,669, /0710,8713,667,439,19

6 Прирост количества студентов ВО за последние годы:

7 Количество студентов на педагога в учреждениях ВПО:

8

9 «Количество учащихся» и «Число учащихся на педагога» в сельских школах Воронежской и Самарской областей,

10 Направления реформирования бюджетных расходов Реформа бюджетного процесса и управления расходами : Следование лучшей практике управления общественными финансами Осуществление мониторинга и реструктуризации бюджетной сети Переход на контрактную систему оказания бюджетных услуг Бюджетирование,ориентированное на результат: Совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе требований, установленных к конкретному результату Закрепление требования количественной оценки качественных результатов Переход от сметного финансирования к программно-целевому Реформирование системы финансирования отраслей государственного и муниципального сектора Установление стандартов качества предоставления бюджетный услуг Внедрение принципов нормативного ( в том числе подушевого) финансового планирования и финансирования

11 Цели проводимых реформ в секторе «образование» Повышение качества обучения ( предоставления образовательной услуги), повышение результативности; Повышение уровня доступности образования по уровням ( обеспечение конституционно-гарантированных норм в образовании), выравнивание бюджетной обеспеченности; Повышение эффективности использования бюджетных расходов на образование. Повышение транспарентности бюджетного процесса.

12 Механизмы реализации реформ образования 1.Разграничение бюджетных полномочий – введение образовательных субвенций на выполнение основных образовательных программ; 2.Нормативно-подушевой принцип формирования бюджетных расходов; 3.Определение стандарта в образовании – как гарантируемого минимума ответственности бюджета; 4.Создание механизма учета особенностей потребителей образовательных услуг – учащихся, для повышения качества образования; 5.Создание системы индикаторов для мониторинга эффективности, доступности и качества образования; 6. Перевод бюджетных учреждений в автономные как мера снижения субсидиарной ответственности.

13 Что и как финансируется? Lump sum budget ПланированиеФинансированиеКонтроль По бюджетным статьям Единой суммой - оплата труда; - коммунальные расходы; - содержание зданий и сооружений; - научно-исследовательская деятельность; - оборудование и т.д. По услугам: - программа подготовки 1; - программа подготовки 2 и т.д. По статьям расходов По продуктам (результаты работы, затраты/качество) Завтра (цель) Сегодня

14 Распределение полномочий по общему образованию по уровням бюджетной системы Финансирование общего образования Полномочие уровня субъекта федерации Заработная плата Учебные расходы Полномочие муниципального уровня Коммунальные расходы. Маттехобеспечение

15 Автономизация, дерегулирование Рост «институционального изоморфизма» Изменение системы контроля государством с прямого на институциональный Регламенты, стандарты,услуги, нормативы Тенденция развития высшей школы: «institutional isomorphism»

16 Распределение субвенции на выполнение основных общеобразовательных программ Субъект РФ Муниципалитеты (районы, городские округа) Финансирование сети Финансирование услуги в соответствии с порядком определения норматива, утвержденном регионом (ст. 85 БК РФ) Финансирование услуги с использованием собственных поправочных коэффициентов (норматив + делегирование полномочий) ст ФЗ

17 Структура расходов по образовательным учреждениям

18 Расходы муниципальных бюджетов на образование. Регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности, 37 регионов, 2006год (руб./чел.) Заработ ная плата на ребенка Коммуна льные услуги на ребенка Услуги по содержа нию имущес тва на ребенка Увеличен ие стоимос ти основны х средств на ребенка Увеличен ие стоимос ти материа льных запасов на ребенка Уровень бюджет ной обеспече нности Среднее Стандартное отклонение Минимум Максимум Коэффициент вариации0,190,350,610,740,430,06

19 Расходы муниципальных бюджетов на образование. Регионы со средним уровнем бюджетной обеспеченности, 33региона, (руб./чел.) Зарабо тная плата Коммун альные услуги Содерж ание имущес тва Стоимо сть основны х средств Стоимо сть матери альных запасов Уровень бюдже тной обеспеч енности Среднее Стандартное отклонение Минимум Максимум Коэффициент вариации0,260,310,710,730,430,09

20 Расходы муниципальных бюджетов на образование. Регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности, 14 регионов (руб./чел.) Заработ ная плата Коммун альные услуги Содерж ание имущес тва Стоимо сть основны х средств Стоимо сть матери альных запасов Уровень бюдже тной обеспече нности Среднее Стандартное отклонение Минимум Максимум Коэффициент вариации0,32 0,770,760,560,23

21 Показатели наполняемости, используемые для расчета нормативов в общеобразовательных школах

22 Формула расчета норматива для образовательных учреждений

23 а – число часов по базисному учебному плану (БУП); d – число часов на ставку (учебная нагрузка педагога в неделю); b – ставка зарплаты, соответствующая среднему разряду по РТС; 1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу; 1,02 – коэффициент квалификационной категории ; 1,33 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на величину доплат и надбавок из надтарифного фонда; 12 – количество месяцев в году; m – количество детей в классе; y – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал; c – коэффициенты удорожания по видам общеобразовательных программ.

24 Пример расчета норматива для обычных классов общеобразовательных учреждений МО на 2008 Городские учреждения Обычные классы 1 ступень обучения {[(25 часа / 20 часов) * 4183 рублей * 1,262 * 1,33 * 1,02 * 12 месяцев] / 23 человек} *1,54 * 1, ступень обучения {[(34 часа / 18 часов) * 4183 рублей * 1,262 * 1,33 * 1,02 * 12 месяцев] / 23 человек} *1,54 * 1, ступень обучения {[(36 часов / 18 часов) * 4183 рублей * 1,262 * 1,33 * 1,02 * 12 месяцев] / 23 человек} *1,54 * 1,

25 Расчетный норматив по оплате труда в городских школах на 2008 год, руб. (без учета региональных надбавок, северных коэффициентов)

26 Методы «адаптации» при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе. «Выигравшие» и «проигравшие» Образовательные учреждения проранжированы по убыванию расходов на 1 учащегося Р а с х о д ы н а 1 у ч а щ е г о с я Величина норматива Диапазон отклонений Проигравшие Выигравшие

27 Особенности формирования нормативов коммунальных расходов Нормирование коммунальных расходов на единицу площади или на учащегося; Удельные коммунальные расходы зависят от наполняемости школ ( отклонение плановой от фактической); Нормативы зависят от величины образовательного учреждения ( масштаб школ); По каждому виду ресурсов возможно свое нормирование; Использование кластерного подхода при формировании нормативов

28 Площади классных комнат на одного учащегося и нормы СНИП

29 Школы со сторонним предоставлением тепла. Плановое потребление тепла на одного планового ученика.

30 Фактическое потребление тепла

31 Выводы : Проводимые в образовании реформы являются основной для перехода к формированию заказа на финансирование стандартной бюджетной услуги определенной стоимости. Применение подушевых нормативов по типам и видам образовательных программ с учетом особенностей потребителей( учащихся) является примером повышения эффективности бюджетных расходов. Подход применяется для всех типов и видов образовательных учреждений: дошкольного, школьного, начального, среднего и высшего профессионального образования. Нормирование других видов расходов ( коммунальные расходы) может осуществляться на тех же принципах: установление нормальных «стандартных» расходов на одного учащегося в зависимости от наполняемости учреждения и его величины. Расчетные нормативы могут явиться основой для определения стоимости услуги при формировании государственных/муниципальных заказов для автономных учреждений.

32 Контактная информация Тел.: (495) Факс: (495) Internet: