Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Институт институциональных исследований (ИНИИ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального капитала.
Advertisements

Распределение талантов и качество институтов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
СПРОС НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ: СРАВНЕНИЕ ТРЕХ ТЕОРИЙ НА РОССИЙСКОМ МАТЕРИАЛЕ Тамара Ковалева Михаил Соколов ЛИА,
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
«Об итогах социально-экономического развития Лысьвенского муниципального района за 2011 год и о перспективах развития на 2012 год» ФЦБ «Экономическое развитие»
Реформирование системы высшего образования: опыт и уроки Т.Л. Клячко Центр экономики непрерывного образования АНХ.
Средний класс в четырех российских регионах Региональные политики и поведенческие стратегии Т. Remington (Emory U) А.С. Соболев (НИУ ВШЭ) И.В. Соболева.
1 Круглый стол 2 Анализ инновационной активности региона.
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Всемирный банк.
Подходы к построению регрессионных моделей инвестиционной активности и привлекательности российских регионов Теплых Г.В.
Институциональные изменения на рынке высшего образования и образовательные стратегии абитуриентов Мария Юдкевич Высшая школа экономики Екатеринбург, 22.
Малый бизнес и частное предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество.
Политико-экономические особенности пореформенного развития малых государств (на примере Республики Беларусь и Латвийской Республики)
1 Интернет в Воронежской области Петухова Светлана Фонд Общественное Мнение РИФ-Воронеж ноября 2011.
Организация работы с молодыми специалистами Кисельникова Н.В., заместитель начальника управления образования.
Выполнили: Фоминых Ксения Рыбина Дарья Родина Виктория.
Транксрипт:

Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Институт институциональных исследований (ИНИИ)

Куда поступают российские абитуриенты?

Куда поступают российские абитуриенты? (бюджетное и платное обучение)

Куда поступают самые способные?

«Работодатель мечты» для российской молодежи

«Работодатель мечты» для европейских студентов

В негосударственных вузах, а также на платных отделениях государственных вузов, доля студентов, обучающихся по общественным и гуманитарным специальностям составляет около 90% С 2004 года государство, обеспокоенное этими диспропорциями, снизило количество бюджетных мест по гуманитарным специальностям в 2,5 раза Государственный заказ по специальности « Естественные науки » увеличился за тот же период на 20% Эти меры не повлияли на спрос на « гуманитарные » специальности, который удовлетворяется коммерческим сегментом российской высшей школы Спрос и предложение

Основная гипотеза Высокий спрос на указанные специальности отражает неудовлетворительное состояние экономических, правовых и политических институтов Институты влияют на сравнительную привлекательность различных сфер деятельности и на отдачу тех или иных инвестиций в человеческий капитал … а тем самым и на выбор молодыми людьми поприща и сферы приложения усилий Экономический рост Распределение талантов Институты

Предпринимательство: производительное и непроизводительное (Baumol,1990) « Предприниматели всегда среди нас, но характер их деятельности зависит от правил игры в обществе » Правила игры ( институты ) определяют сравнительные выгоды различных видов экономической деятельности Распределение усилий экономических агентов между видами деятельности следует за изменениями в правилах игры Примеры из экономической истории : Древний Рим, Средневековый Китай, Европа эпохи Возрождения

Распределение талантов и экономический рост (Murphy, Shleifer, Vishny, 1991) Экономический рост зависит от предпринимательской энергии и инноваций, которые создаются сравнительно немногочисленной когортой наиболее одаренных индивидов Выбор молодыми талантами поприща для приложения своих сил и идей оказывается критически важным для темпов и качества экономического роста В большинстве стран перераспределительная деятельность вознаграждается в большей мере, чем инновационная, и именно туда устремляется одаренная молодежь

Модель Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

Выбор сферы приложения усилий Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

Воздействие институтов на распределение талантов Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

Хорошие институты: А > 0 Плохие институты: А < 0 Борьб а за ренту Производительная деятельность w θ w θ Борьба за ренту

Эмпирическая стратегия Allocation of talent ji – доля способной молодежи, выбравшей специальность j в стране i Institutional Quality i – качество государственных институтов в стране i X – вектор прочих характеристик страны i e – прочие факторы Коэффициент отражает связь институтов и распределения экономических агентов между различными специальностями Оценка параметров регрессионного уравнения

Данные о предпочтениях молодежи Доля выпускников вузов различных специальностей ( база данных статистического института UNESCO) специальностей стран мира

Распределение выпускников по специальностям (95 стран ) Среднее Стд. отклон. Общественные науки ( экономика, финансы, социология, психология и др.) Педагогические специальности Строительство, инженерное дело Гуманитарные науки, искусство Медицина Естественные науки ( физика, химия, биология, математика ) Юриспруденция Сельское хозяйство

Данные о качестве институтов Индексы Мирового банка Governance Matters 1. верховенство закона (Rule of Law); 2. эффективность государственного управления (Government Effectiveness); 3. контроль за коррупцией (Control of Corruption) 4. защита прав собственности (Private Property protection) Контрольные переменные : 1. Доходы ( ВВП на душу населения ) 2. Структура экономики ( доля услуг и промышленности в ВВП ) 3. Открытость экономики ( доля международной торговли в ВВП ) 4. Уровень образования ( доля работников с высшим образованием ) 5. География ( запасы природных ресурсов ) 6. Культура ( индекс этнической разнородности )

Институты и выбор студентов Среднее Rule of Law выше медианы Rule of Law ниже медианы Юриспруденция, % Естественные науки, % Разница долей юридических и естественнонаучных специальностей, % Disclaimer: Мы не беремся выносить априорные суждения об общественной полезности той или иной профессии. Доля выпускников соответствующих cпециальностей является лишь характеристикой потециальной привлекательности перераспределительной деятельности

Качество институтов и доля выпускников-юристов Share of Law graduates Rule of Law-0.530***-0.589***-0.578***-0.581***-0.563***-0.466*** Log GDP per capita School Tertiary, % Services, % GDP Log Oil reserves e ** Ethnic Fractionalization Log Populaion ***-0.357*** Gini coefficient Trade to GDP ratio ** Constant Observations95 81 R-squared

Качество институтов и доля выпускников- юристов: чем больше беззакония, тем привлекательнее юриспруденция

Качество институтов и доля выпускников естественнонаучных специальностей Share of Science graduates Rule of Law 0.257***0.205*0.258** 0.252**0.262** Log GDP per capita School Tertiary, % **-1.339**-1.395**-1.386**-1.482***-1.179** Services, % GDP Log Oil reserves Ethnic Fractionalization Log Populaion ** Gini coefficient Trade to GDP ratio Constant *** * Observations R-squared

Качество институтов и доля выпускников естественнонаучных специальностей

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям по сравнению с естественнонаучными Difference between Shares of Law and Science Rule of Law-0.552*** Government Effectiveness ** Control for Corruption *** Private Property Protection ** Log GDP per capita * School Tertiary, %1.152**1.153**1.140**1.013 Services, % GDP Log Oil reserves *0.0589** Ethnic Fractionalization Log Populaion-0.190***-0.179**-0.208***-0.219*** Observations R-squared

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям по сравнению с естественнонаучными

Проверка на устойчивость (robustness checks) Difference between Shares of Law and Science Without OECD and High Income Countries Without Low Income Countries Full Sample with dummy for Asia Full Sample with dummy for Africa Rule of Law ***-0.488***-0.636***-0.631*** Log GDP per capita School Tertiary, % **0.995*1.354** Services, % GDP Log Oil reserves Ethnic Fractionalization Log Populaion ***-0.198**-0.133*-0.187*** Asia-0.777*** Africa0.421 constant **6.363**1.945 Observations R-squared

Проблема эндогенности Связь институтов и выбора профессии статистически и экономически значима – изменение рейтинга страны на одно станд. откл. меняет предпочтения на 0.55 станд. откл. Возможно влияние ненаблюдаемых факторов ( история, политическая система, структура экономики и пр.) Возможна обратная причинная зависимость – распределение талантов влияет на институты

Оценка двухшаговым МНК Difference between Shares of Law and Science Rule of Law-1.544*** Government Effectiveness ** Control for Corruption ** Private Property Protection *** Rule of Law Government Effectiveness Control for Corruption Private Property Protection English Legal Origin 0.430***0.373***0.379***1.024*** Full set of controls Observations95 83 R-squared First Stage F-statistics

Инструмент для институтов: смертность европейских поселенцев в колониях (Acemoglu, Johnson, Robinson 2001)

Оценка двухшаговым МНК (подвыборка бывших колоний) Difference between Shares of Law and Science Government Effectiveness ** Private Property Protection *** Government EffectivenessPrivate Property Protection Settler Mortality ***-0.403*** Full set of controls Observations35 R-squared First Stage F-statistics

Качество институтов и выбор специальностей в переходных экономиках Share of Law Graduates Share of Science Graduates Difference Rule of Law **0.571***-0.912*** Log GDP per capita **-0.432** School Tertiary, % ***1.421*** Constant *6.363** Observations 20 R-squared

Качество институтов и выбор специальностей в переходных экономиках

Динамика предпочтений абитуриентов в переходных экономиках

Институты, человеческий капитал и распределение талантов Теоретическая модель предсказывает, что выбор наиболее способных и талантливых индивидов более чувствителен к качеству институтов, чем выбор среднего индивида При слабых институтах доля юристов среди самых талантливых молодых людей должна быть больше, чем доля юристов в среднем по выборке При сильных институтах доля выпускников по естественным наукам среди самых способных выше, чем в среднем по выборке

Распределение талантов в странах с разным человеческим капиталом Мы тестируем эту гипотезу, используя данные о качестве человеческого капитала Индекс качества образования на основе тестов PISA и TIMSS по 60 странам (Altinok and Murseli, 2007) Rule of Law ниже медианы Rule of Law выше медианы High Human Capital Index7.33%4.24% Low Human Capital Index2.88%3.20%

Высокий человеческий капитал при слабых институтах

Источники данных по российским регионам Мониторинг качества приема в вузы ( НИУ ВШЭ, 2010) 477 вузов 79 регионов России 8 специальностей (UNESCO, 1997) Федеральный образовательный портал edu.ru Индексы качества институциональной среды Инвестиционный риск ( Эксперт РА ) Условия для малого бизнеса ( НИИСИП ) Региональные данные Росстата

Качество институтов и выбор специальностей в регионах России Доля юристов и гос. управления Доля инженеров Разница долей юристов и инженеров (1)(2)(3) Инвестиционный климат ( Эксперт РА ) ***0.113**-0.175*** Доля городского населения, % ***-0.284* Доля промышленности в ВРП, % ** Логарифм средней заработной платы Доля людей с профессиональным образованием, % Количество вузов e-05 Константа Наблюдения 7871 R- квадрат

Качество институтов и выбор юридических специальностей в регионах России

Качество институтов и выбор инженерных специальностей в регионах России

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям в регионах России

Качество институтов и выбор специальностей в регионах России (коммерческие отделения государственных вузов) Доля юристов и гос. управления Доля инженеро в Разница долей юристов и инженеров (1)(2)(3) Инвестиционный климат ( Эксперт РА ) ***0.077**-0.208*** Доля городского населения, % * Доля промышленности в ВРП, % Логарифм средней заработной платы *0.0437* Доля людей с профессиональным образованием, % Количество вузов ** Константа * Наблюдения 8076 R- квадрат

Качество институтов и выбор юридических специальностей в регионах России (коммерческие отделения гос. вузов)

Распределение талантов по специальностям (бюджетное обучение)

Распределение талантов по специальностям (платное обучение)

Баллы ЕГЭ и выбор специальности EngineeringLaw Баллы ЕГЭ-0.836***0.129*** Алтайский край ***0.0503*** Амурская область-0.221*** *** Архангельская область-0.248***0.0360*** Астраханская область *** *** Белгородская область-0.244*** *** Брянская область * *** Владимирская область-0.101*** *** Волгоградская область Вологодская область-0.140*** *** Воронежская область *** *** Ивановская область0.0179*** *** Иркутская область ***

Выводы Неэффективное государство, отсутствие верховенства закона и незащищеннось прав собственности поощряют выбор профессий, связанных с юриспруденцией и государственным управлением. В странах с эффективными институтами повышается привлекательность для талантливой молодежи естественнонаучных и инженерных специальностей. Эмпирически подтверждается причинная связь между институтами и выбором молодежью сферы приложения усилий.

Выводы Наш анализ заставляет по - новому взглянуть на проблемы высшего образования в России В дебатах о модернизации российской высшей школы основное внимание уделяется проблеме качества образования, т. е. факторам, находящимся на стороне предложения Мы обращаем внимание на неблагополучие спроса на высшее образование Ключ к устранению подобных диспропорций находится в институциональных реформах, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций.

«Работодатель мечты» для российской молодежи

«Работодатель мечты» для европейских студентов

Институциональная эволюция России за 10 лет

Верна ли «гипотеза Баумоля» по отношению к России?