А.С.Пушкин 1799-1837 «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» По произведению «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.
Advertisements

…. Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»
…. Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»
Тема урока Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Исследовательская работа Притча «О Блудном сыне» и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
Русская классика как фонд языковых моделей и культурных кодов.
Исследовательскую работу выполнила Спиридонова Екатерина, обучающаяся 10 а класса Научный руководитель: Спиридонова Светлана Павловна, учитель русского.
В гостях у станционного смотрителя Музей «Дом станционного смотрителя» в Выре.
В гостях у станционного смотрителя Музей Музей «Дом станционного смотрителя» в Выре Автор: Логинов Сергей, ученик 7 класса МБОУ «Междуреченская ООШ»
«Образ «маленького человека» А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Музей «Дом станционного смотрителя» На Руси вдоль дорог во все концы В прошлом веке звучали бубенцы. В дождь и метель тройки неслись, Тройки людей везли...
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, 2012.
« СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ ». «Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел»,
ПЛАН УРОКА 1. История создания повести «Станционный смотритель». смотритель». 2. Отношение автора к станционным смотрителямсмотрителям 3. Табель о рангахрангах.
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» Что с нами происходит? А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
«Станционный смотритель» 1. Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 62» г. Барнаула Алтайского края Глазина Елена Александровна 2.
Повесть «Бедная Лиза», портрет героини А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (герой Самсон Вырин)
МУЗЕЙ СТАНЦИОННОГО СМОТРИТЕЛЯ. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ Повесть " Станционный смотритель " была написана Пушкиным осенью 1830 года в новгородской деревне Болдино.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловской сош», 2010.
Всепрощающая любовь. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Они требуют мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
Транксрипт:

А.С.Пушкин «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…» А.С.Пушкин «Пушкин … унёс с собой великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» Ф.М.Достоевский

музей литературного героя Это первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" и архивным документам, и находится в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции начинается в 1800 г. Здесь проходил Белорусский почтовый тракт, а Выра была третьей по счету станцией в Санкт-Петербурге. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Музей проводит большую культурно- массовую работу, здесь организуются литературные встречи, праздники поэзии, пушкинские чтения. Сохранившееся типовое здание почтовой станции х гг. XIX в.

- Почему Дуня уехала с Минским, а не осталась с отцом? - Прав ли был Самсон Вырин, что так настойчиво пытался разыскать и вернуть Дуню? - Оправдываете ли вы или осуждаете линию поведения Минского в отношениях со станционным смотрителем? - Минский или Вырин прав в своём понимании Дуниного счастья? - Кто виноват в смерти Самсона Вырина? - Типична ли история Дуни? Счастлива ли она? - Искупила ли Дуня свой грех, приехав на могилу к отцу? - Как судьба наказала Дуню и есть ли это наказание? - Какова позиция автора в отношении к своим героям?

Притча – небольшой нравоучительный рассказ, основанный на аллегории. В притче два смысла: первый – текстовой – строится на смысле фраз, образующих текст; второй строится на символических значениях отдельных слов. Аллегория – иносказание, выражение чего- нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе

«Что ты за мной крадёшься, как разбойник? Или хочешь меня зарезать? Начало 10 главы обращает наше внимание на то, что Вырин во «двор овчий», то есть в квартиру своей «заблудшей овечки» проникает обманом и насильственно, не слушая криков «придверника», то есть служанки, кричащей ему: «Нельзя, нельзя!» Слова Минского Евангелие от Иоанна глава 10 А) «как разбойник» «тот вор и разбойник» Б) «крадёшься» «… приходит для того, чтобы украсть…» В) «…меня зарезать» «…убить и погубить»

В результате столкновения языковых фигур обоих героев рождается парадокс: Вырин как «пастырь добрый» стремится спасти свою «заблудшую овечку» от «волка», а «волк» разоблачает как «разбойника» «пастыря доброго».

Неразрешимое языковое столкновение находит своё выражение и в одном из главных мотивов новеллы – мотиве с м о т р е н и я. Можно ли сказать, что Вырин просмотрел свою дочь?

Можно сказать, что «Станционный смотритель» - это новелла о слепом смотрителе. Уже в начале рассказанной истории этот парадокс выражен буквально: «Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него о с л е п л е н и е, и что тогда было с его разумом». Но ослепление оказывается более глубоким, когда смотритель мнит себя «пастырем добрым», то есть Иисусом Спасителем, а дочь – «заблудшей овечкой».

Эпиграфом к новелле автор берёт слова Вяземского: Коллежский регистратор Почтовой станции диктатор. Какая антитеза заключена в этих словах?

Здесь неразвёрнуто, на уровне внешнего контраста, соединены подчинение и самовластие. Коллежский регистратор – это чиновник 14 класса, самый бесправный и угнетаемый. Но на своей станции он диктатор и властитель, так как от него зависит возможность передвижения всех проезжающих. Это противопоставление, у Вяземского неразвёрнутое, получает в «Станционном смотрителе» глубинную психологическую разработку. Этой коллизией проверяются все герои. Уже в самом начале повести, где ещё не названы герои, обозначен антагонизм между Выриным и Минским. На всём протяжении новеллы сохраняется социальное и психологическое противостояние героев.

Диалог Минского и Вырина в их первую встречу в Петербурге. Вырин «что с возу упало, то пропало…» «вы натешились ею» (т.е. зачем тебе она теперь) Минский «Что сделано, того не воротишь…» «Зачем тебе её?»

Как, когда и по отношению к кому звучит определение «бедный»? Помогает ли это определение понять позицию автора-рассказчика?

Сначала это слово связано только со смотрителем: «бедный смотритель», «бедный отец», «бедняк занемог». Затем слово появляется и по отношению к Дуне, но только в речи смотрителя: «отдайте мне… бедную мою Дуню», «хотел хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню». Но когда рассказ смотрителя закончен, «бедной» Дуню называет уже автор- рассказчик. Определение «бедная» становится объективным, в данном случае истинным. Теперь и отец «бедный», и она. Так доходит Пушкин до сути дела. И рассказанная история уже не укладывается в рамки притчи о блудном сыне.