Экологические индикаторы в Республике Узбекистан: международный опыт, цели и задачи, критерии выбора Александр Шеховцов международный консультант проекта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологические индикаторы для мониторинга состояния окружающей среды в Узбекистане Халилулла Шеримбетов, Руководитель Проекта.
Advertisements

Структура экологических индикаторов с учетом международного опыта Александр Шеховцов международный консультант проекта Александр Шеховцов международный.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Комитет по экологической политике ЕЭК ООН Рабочая группа по мониторингу и оценке окружающей среды Седьмая сессия, Женева ноября 2006 года Пункт 5.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Ул.Школьная Схема с. Вознесенка Ярославского городского поселения п.Ярославский 10 2 Ул.Флюоритовая
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Транксрипт:

Экологические индикаторы в Республике Узбекистан: международный опыт, цели и задачи, критерии выбора Александр Шеховцов международный консультант проекта Александр Шеховцов международный консультант проекта Республика Узбекистан, Ташкент, 17 ноября 2004 г. проект «Экологические индикаторы для мониторинга состояния окружающей среды в Узбекистане» Людмила Аксенова технический координатор проекта Людмила Аксенова технический координатор проекта

На конференции Министров «Окружающая среды для Европы», состоявшейся в Киеве в мае 2003 г., были одобрены «Руководящие принципы по подготовке государственных докладов о состоянии и охране окружающей среды», подготовленные Специальной рабочей группой по мониторингу окружающей среды ЕЭК ООН Особое внимание в этом документе уделяется выбору экологических индикаторов, необходимых для оценки состояния окружающей среды

Индикатор – это то, что даёт представление о более значимых событиях и вещах, или позволяет почувствовать тенденцию или явление, которые пока еще невозможно выявить (Хаммонт и др., 1995) Основная функция индикатора – информирование Для того, чтобы донести информацию, необходима простота. Индикаторы упрощают сложную реальность Индикатор является выжимкой информации, полученной в ходе анализа данных мониторинга и сбора данных Необработанные или статистические данные не являются индикаторами без проведения анализа и синтеза Индикатор должен: упрощать информацию таким образом, чтобы помочь лицам, принимающим решения, и общественности понять проблему; быть практически осуществимым и реальным.

Для кого предназначены экологические индикаторы: - органы законодательной и исполнительной власти; - министерства и ведомства; - региональные и местные органы власти; - научные и учебные организации; - предпринимательские структуры; - общественные и неправительственные организации.

Экологические индикаторы подразделяются на следующие четыре основные группы: А) описывающие воздействие на окружающую среду B) характеризующие состояние окружающей среды C) описывающие последствия для окружающей среды D) описывающие принимаемые меры

При выборе индикаторов важно иметь ввиду, что они, в первую очередь, должны содействовать правильному отображению происходящих процессов и состояния объекта наблюдения в форме, удобной для восприятия, а также демонстрировать прогресс с течением времени. Все индикаторы разделяются по их роли в оценке проблемы по схеме ДНСВР где: Д – движущие силы; Н – нагрузки; С – состояние; В – воздействие; Р – реагирование.

Основными особенностями разработки и подбора эффективного набора индикаторов являются следующие: в разработке и подборе индикаторов должны участвовать все заинтересованные стороны, включая общественность; процесс разработки и подбора индикаторов должен быть четко определен; он должен быть открытым и прозрачным; прежде чем приступить к подбору индикаторов, пользователь должен сформировать четкое представление о том, что конкретно он желает контролировать или оценить.

Методология и структура В публикации Комиссии по устойчивому развитию ООН «Разработка индикаторов устойчивого развития: руководство и методологии» (сентябрь, 2001 г., Нью-Йорк) определена методология разработки экологических индикаторов и следующая структура их описания: 1.название, 2.краткое определение, 3.единицы измерения, 4.цели, решаемые конкретным индикатором, 5.его отношение к устойчивому/неустойчивому развитию, 6.международные конвенции и соглашения, где присутствует индикатор, 7.рекомендуемые стандарты, 8.связь с другими индикаторами, 9.методы измерения, 10.лимитирующие факторы, 11.национальные и международные доступные результаты и источники, 12.справочные данные, 13.агентства и организации, имеющие отношение к развитию индикаторов, 14.ссылки на имеющиеся публикации.

Наиболее передовыми странами в разработке системы индикаторов являются Австралия, Канада, США, Новая Зеландия ряд европейских стран, являющихся членами Европейского агентства окружающей среды

Основные экологические проблемы для стран ВЕКЦА: Изменение климата Качество атмосферного воздуха Водные ресурсы Земельные ресурсы и почвы Биоразнообразие Отходы Лесные ресурсы Рыбные ресурсы Социально-экономические индикаторы, относящиеся ко всем проблемам

На рабочем совещании, проходившем в 2003 г. в Санкт-Петербурге, представителями стран ВЕКЦА из 356 показателей предварительного списка экологических показателей, применяемых в странах ЕАОС, экспертным (опросным) путем были отобраны 118 показателей, наиболее приемлемых для стран ВЕКЦА, которые и составили проект основного набора показателей

Критерии для отбора основного набора индикаторов: Связь с национальными экологическими приоритетами Связь с международной экологической политикой Важность как средства коммуникации – информирования общественности о состоянии окружающей среды Измеряемость Наличие временных рядов (регулярного потока) данных Предсказуемость Приоритетность

Согласованный набор экологических индикаторов для стран ВЕКЦА был сформирован по следующим приоритетным проблемам окружающей среды и секторам экономики 1.Атмосферный воздух (25) 2.Изменение климата (11) 3.Отходы (12) 4.Вода (35) 5.Биоразнообразие (12) 6.Земельные ресурсы и почвы (6) I.Сельское хозяйство (3) II.Энергетика (7) III.Транспорт (7)

Формирование национальных индикаторов состояния окружающей среды Республики Узбекистан Основной целью системы экологических индикаторов, разрабатываемой для Узбекистана, является создание единого государственного мониторинга окружающей среды в республике, повышение эффективности мероприятий и принятия решений в области охраны окружающей среды и рационального управления природными ресурсами республики. Республика Узбекистан является участником программы Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) «Окружающая среда для Европы». Поэтому при выборе индикаторов, в основном, применялись критерии, использованные экспертами ЕЭК ООН и Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС) для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА).

Исходя из условий и требований настоящего проекта, с учетом имеющегося международного опыта, информации полученной от Узгидромета, Узгидромета, Минсельводхоза, Минсельводхоза, Минздрава, Минздрава, Госкомгеологии, Госкомгеологии, Госкомстата, Госкомстата, Госкомприроды, Госкомприроды, Института ботаники АН, Института ботаники АН, Института зоологии АН, Института зоологии АН, Главного управления лесного хозяйства, Главного управления лесного хозяйства, Госкомзема, Госкомзема, Госбиоконтроля, Госбиоконтроля, произведён выбор необходимого количества экологических индикаторов. Всего отобрано 105 индикаторов, из них 76 индикаторов из международного списка, и 29 индикаторов, которые характеризуют специфические условия Узбекистана.

Выбранные индикаторы были распределены по следующим приоритетным проблемам окружающей среды и секторов экономики Атмосферный воздух– 21 Водные ресурсы– 26 Земельные ресурсы– 14 Биологические ресурсы– 8 Отходы– 9 Изменение климата– 7 Энергетика– 5 Транспорт– 5 С учетом специфических условий, характерных для Узбекистана, в перечень индикаторов включены ещё два раздела, связанных с Аральским морем и здоровьем населения, проживающего в стране: Аральское море - 5 Состояние здоровья населения - 5

Для каждого индикатора предложены согласованные с потенциальными исполнителями сроки начала их выполнения, которые подразделяются на: краткосрочные, со сроком внедрения в 2005 г. среднесрочные, со сроком внедрения в гг. долгосрочные, со сроком внедрения после 2010 г.

НАБОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Наименование индикаторовРазмерность Соответствие приоритетам Ответственные министерства и ведомства междуна- родным нацио- нальным АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ 1(1)Валовые выбросы загрязняющих веществ, всего тыс.т/год + в.т.ч. от: стационарных источниковтыс.т/год Госкомстат передвижных источниковтыс.т/год Госкомприрода 2(1)Суммарные выбросы подкисляющих загрязнителей (SO2, NOx) от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам) тыс.т/год ++ Госкомприрода Госкомстат 3(1)Выбросы SO 2, связанные с производством энергиитыс.т/год ++ Госкомприрода Госкомстат 4(1)Выбросы NО х, связанные с производством энергиитыс.т/год ++ Госкомприрода Госкомстат 5(1)Выбросы SO 2 от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам)тыс.т/год ++ Госкомприрода Госкомстат 6(1)Выбросы твердых частиц, связанные с производством энергиитыс.т/год ++ Госкомприрода Госкомстат 7(1)Выбросы NH 3 (всего и по секторам)тыс.тонн/год ++ Госкомприрода Госкомстат 8(1)Выбросы NOx от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам)тыс.тонн/год ++ Госкомприрода Госкомстат

(1)Выбросы (NOx, СО) от передвижных источниковтыс.тонн/год ++ Госкомприрода Госкомстат 10(1)Выбросы ТЧ от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам)тыс.тонн/год ++ Госкомприрода Госкомстат 11(1)Интенсивность выбросов NОx, связанных с производством энергиитыс.тонн/год + Госкомприрода + Госкомстат 12(1)Интенсивность выбросов SO 2, связанных с производством энергии (т/кВт*час)тыс.тонн/год Госкомприрода ++ Госкомстат 13(1)Выбросы NOx, СО в зависимости от вида транспортатыс.тонн/год ++ Госкомприрода Госкомстат 14(1)Выбросы загрязняющих веществ на душу населения (в городах, где ведутся регулярные наблюдения) тыс.тонн/год + Госкомприрода Узгидромет Госкомстат 15(2)Количество дней с превышением целевых показателей по NO 2 в городах, где ведутся регулярные наблюдения дни в год ++ Узгидромет 16(2)Количество дней с превышением целевых показателей по ТЧ в городах, где ведутся регулярные наблюдения дни в год ++ Узгидромет 17(2)Количество дней с превышением целевых показателей по СO в городах, где ведутся регулярные наблюдения дни в год ++ Узгидромет 18(2)Количество дней с превышением целевых показателей по SO 2 в городах, где ведутся регулярные наблюдения дни в год ++ Узгидромет 19(1)Численность населения, проживающего в городах с превышением целевых показателей по загрязнению воздуха (например, кратность ПДК или индекс загрязнения атмосферы) количество людей ++ Госкомприроды 20(1)Результат предпринятых в прошлом мер с точки зрения снижения выбросов SO 2 и NOxтыс.тонн/год ++ Госкомприроды 21(1)Загрязнение атмосферного воздуха в городах (ИЗА)единицы +Узгидромет

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ 22(1)Годовой речной стоккуб.км ++ Узгидромет Минсельводхоз 23(1)Общий водозабор (поверхностных и подземных вод)млн.куб.м в год ++ Минсельводхоз Госкомгеология 24(1)Общее водопотребление (в том числе по видам использования)млн.куб.м в год ++ Минсельводхоз 25(1)Запасы пресной воды (поверхностных и подземных вод)куб.км в год ++ Минсельводхоз Госкомгеология 26(1)Использование воды в жилищно-коммунальном хозяйствемлн.куб.м в год ++ Минсельводхоз Узкоммунхизмат 27(1)Использование воды в промышленностимлн.куб.м в год ++ Минсельводхоз Госкомприрода 28(1)Использование воды в сельском хозяйствемлн.куб.м в год ++ Минсельводхоз Госкомгеология 29(1)Общие запасы воды в водохранилищахкуб.км ++Минсельводхоз 30(1)Доля повторно-оборотного использования воды (кроме с/х)% ++Госкомприрода 31(1)Безвозвратные потери воды в сельском хозяйствемлн.куб.м в год +Минсельводхоз 32(1)Индекс потребления хозяйственно-питьевой воды на душу населениякуб.м в год/чел ++ Минсельводхоз Госкомстат ++ Госкомприрода 33(2)Цены (тарифы) на воду по потребителямсум на куб.м Минсельводхоз Узкоммунхизмат 34(1)Утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод +Госкомгеология тыс. куб. м/сут. 35(1)Качество питьевой воды (доля числа проб, несоответствующих стандарту)единицы ++ Минздрав

(1)Сбросы органических веществ по БПКтыс.тонн/год ++ Госкомприрода 37(1)Биохимическое потребление кислорода и аммонийный азот в поверхностных водах мг О 2 /л ++ Узгидромет 38(1)Питательные вещества (нитраты и фосфаты) в поверхностных водахмг/л ++У Узгидромет 39(1)Сбросы питательных веществ (нитраты и фосфаты) со станций очистки городских сточных вод тонны (тыс.тонн/год) ++ Госкомприрода 40(1)Доля неочищенных городских сточных вод от общего сбросатыс.куб.м/год ++ Госкомприрода 41(1)Нитраты в подземных водахмг/л ++ Госкомгеология 42(1)Промышленные сбросы опасных веществтонны(кг)/год ++ Госкомприрода 43(1)Опасные вещества в поверхностных водахмг/л ++ Узгидромет 44(1)Пестициды в подземных водахмкг/л ++ Госкомгеология 45(1)Другие опасные вещества в подземных водахмг/л ++ Госкомгеология 46(1)Классификация поверхностных вод (по индексу загрязнения воды - ИЗВ)единицы ++ Узгидромет 47(2)Загрязнение подземных вод (ИЗПВ)единицы +Госкомгеология ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 48(1)Сельскохозяйственные угодья (включая приусадебные земли), всего + Госкомзем в т.ч. орошаемыетыс.га 49(1)Использование орошаемой пашни под посевытыс.га + Госкомзем 50(1)Всено удобрений ++ Минсельводхоз всегокг/гаГоскомстат в т.ч. минеральных + органических +

по альфа активности Бк/кг, Бк/л (1)Загрязнение почв пестицидамимкг/кг ++ Узгидромет Госкомгеология 52(1)Доля сельскохозяйственных земель, подверженных ветровой и водной эрозии тыс.га ++ Госкомзем 53(1)Изменение структуры использования сельскохозяйственных земельтыс.га ++ Госкомзем 54(1)Использование пестицидовкг/га ++ Минсельводхоз 55(1)Урожайность хлопчатникацентнер/га + Минсельводхоз Госкомстат 56(1)Соответствие структуры посевовудельный вес культур в структуре посевов, способствующих восстановлению плодородия почв, в % + Госкомзем на орошаемых землях основному требованию-обеспечению воспроизводства плодородия почв 57(1)Качество орошаемой пашнибаллы +Госкомзем бонитета почв 58(1)Подтопление территории% территории с уровнем залегания грунтовых вод менее 1 м + Госкомгеология Минсельводхоз 59(1)Засоление орошаемых земель% засоленных земель от общей орошаемой площади + Госкомзем

69(1)Охват территории защитными лесными насаждениями% от рекомендуемого норматива + Госкомзем (1)Дегрессия пастбищ% потери кормовой емкости за последние лет +Госкомзем 61(1)Радиационное загрязнение территориипо гамма-активности мкР/час, +Госкомгеология по альфа активности Бк/кг, Бк/л БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 62(1)Особо охраняемые природные территории Госкомприрода всеготыс. га ++ Главупрлес в т. ч. Госкомгеология I категории заповедникитыс. га национальные паркитыс. га II категории заказникитыс. га памятники природытыс. га III категории водоохранные полосы водотоковтыс. га зоны формирования пресных подземных водтыс. га 63(1)Земли лесного фонда всего, + Госкомзем из них покрыто лесомтыс.гаГлавупрлес в т. ч. 64(1)Естественные лесатыс.га ++ Главупрлес Госкомзем 65(1)Исчезающие виды животных, занесенных в Красную Книгуединицы, % ++ Госкомприроды 66(1)Исчезающие виды растений, занесенных в Красную Книгуединицы, %++Госкомприроды

(1)Объем вылова рыбы из естественных водоемовТонн + Минсельводхоз Госкомстат 68(1)Площадь закрепленных охотничьих угодий за охотничьими хозяйствами тыс.га + Госкомприроды Госкомстатат 69(1)Охват территории защитными лесными насаждениями% от рекомендуемого норматива + Госкомзем ОТХОДЫ 70(1)Суммарное образование отходов млн.т.++Госкомприроды 71(1)Образование опасных (токсичных) отходов млн. т++ Госкомприрода Госкомстат 72(3)Образование промышленных отходов млн. т++Госкомприроды 73(1)Трансграничная транспортировка опасных отходовтыс. т ++ Госкомприроды 74(1)Удаление отходов (суммарное)тыс. т ++ Госкомприроды 75(2)Интенсивность образования отходов (общее количество отходов на единицу ВВП) т/ед. ВВП++Госкомприроды 76(1)Образование бытовых отходовмлн.т ++ Госкомприоды 77(1)Вторичное использование отходовтыс.т ++Госкомприроды 78(2)Производственные мощности по переработке отходовтыс.м 3 ++ Госкомприроды ЭНЕРГЕТИКА 79(1)Общее потребление энергии по видам топливамлн.квт*час ++ Госкомприроды Узбекэнерго Госкомстат 80(1)Общая энергоемкость (удельное энергопотребление на единицу ВВП)квт*час/ед.ВВП ++ Госкомприроды Узбекэнерго Госкомстат 81(3)Цены на энергию по видамСум за кВт*час ++ Узбекэнерго Минэкономики

(3)Потребление возобновляемой энергиимлн. кВт*час ++ Госкомприроды Госкомстат Узбекэнерго 83(1)Производство электроэнергии из возобновляемых источников энергиимлн.квт*час. ++ Госкомприроды Минсельводхоз Узбекэнерго ТРАНСПОРТ 84(1)Количество и состав парка транспортных средствединицы ++ Госкомприроды Госкомстат 85(1)Перевозки пассажиров различными видами транспортамлн. пассажиров, пассажиро-км ++ Госкомприроды Госкомстат 86(1)Средний возраст парка транспортных средствгоды ++ Госкомприроды Госкомстат 87(1)Перевозки грузов различными видами транспортамлн.т, т-км ++ Госкомприроды Госкомстат 88(3)Количество автомобилей, оснащенных каталитическими нейтрализаторами отработанных газов тыс.ед. + Госкомприроды Госкомстат АРАЛЬСКОЕ МОРЕ 89(1)Уровень водым ++Узгидромет 90(1)Объем водыкуб.км +Узгидромет 91(1)Площадь акваториитыс.кв.км +Узгидромет 92(1)Площадь усохшей части днатыс.кв.км +Узгидромет 93(1)Площадь лесопосадок на осушенном дне морятыс.га + Главупрлес Госкомстат

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА 94(1)Суммарные выбросы парниковых газов (СО 2,СН 4,N 2 O) млн.т/год. ++ Узгидромет ( в СО 2 - эквиваленте) 95(1)Прогнозируемые выбросы парниковых газов к 2010г. и сравнение с целевыми показателями, если они установлены + Узгидромет 96(1)Потребление озоноразрушающих веществ, с учетом ОРС т/год.++ Госкомприрода Госкомстат 97(1)Снежный покровмм ++Узгидромет 98(1)Осадкимм + Гидромет 99(2)Прирост лесовтыс.га ++Главупрлес 100(1)Продолжительность вегетационного периодадни ++ Минсельводхоз Узгидромет СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ 101(1)Общая заболеваемость населенияЧисло обращений на 1000 чел. в год + Госкомстат Минздрав 102(1)Общая смертность населенияКоличество умерших на 1000 чел. В год + Госкомстат Минздрав 103(1)Общая заболеваемость детей до 14 летКоличество обращений на 1000 детей в год + Госкомстат Минздрав 104(1)Младенческая смертность (детей до одного года).Количество умерших на 1000 родившихся в год + Госкомстат Минздрав 105(1)Несоответствие продовольственного сырья, пищевых продуктов требованиям САНПИ , и % от общего количества анализов за год + Госкомстат Минздрав

Все выбранные индикаторы, позволяют проводить оценку экологической обстановки и следить за ее динамикой в при проведении мониторинга окружающей среды не только на региональном и национальном, но и, что очень важно, на локальном уровнях. Отслеживание экологической ситуации на локальном уровне позволяет более достоверно определять конкретные участки с наиболее напряженной экологической обстановкой, намечать по ним адресный план действий по ее стабилизации. Все это соответствует целям и задачам настоящего проекта. Предлагаемые экологические индикаторы являются основой для оценки состояния окружающей среды в Узбекистане, разработки экологической политики и принятия решений. Вместе с тем, в процессе выполнения мониторинга, в целях совершенствования его системы возможно внесение отдельных изменений и дополнений в состав индикаторов.

Необходимые действия, предпринятые для выполнения проектного задания Организованы встречи с первыми лицами министерств и ведомств, занимающихся природоохранной деятельностью, где достигнута договоренность о сотрудничестве в проведении инвентаризации баз данных по контролируемым экологическим параметрам в Узбекистане. Группой реализации проекта (ГРП) совместно с нанятыми национальными экспертами – представителями вышеупомянутых организаций разработан и распространен Вопросник для проведения анкетного опроса по идентификации наборов и баз данных по состоянию окружающей среды в Узбекистане.

Необходимые действия, предпринятые для выполнения проектного задания На основе анкетного опроса проведена инвентаризация имеющихся в министерствах и ведомствах баз и наборов данных по окружающей среде в Узбекистане и формы представления экологической информации. С помощью Международного Консультанта подобран и изучен материал по созданию системы экологических индикаторов в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Необходимые действия, предпринятые для выполнения проектного задания По результатам анкетного опроса и на основе опыта зарубежных стран выбраны критерии для экологических индикаторов и составлен перечь индикаторов для мониторинга состояния окружающей среды в Узбекистане. Критерии выбора индикаторов и перечень были обсуждены на рабочем совещании с национальными экспертами. В предварительный перечень были включены 60 экологических индикаторов из большого числа контролируемых в республике параметров. Затем с помощью Международного Консультанта и в соответствии с требованиями ЕЭК ООН и ЕАОС для ВЕКЦА, перечень индикаторов был переработан. В него были включены 76 индикаторов из международного списка для стран ВЕКЦА, часть из которых совпадают с индикаторами для Узбекистана, 29 индикаторов из перечня отражают только национальные особенности.

Необходимые действия, предпринятые для выполнения проектного задания Для информирования организаций-партнеров, а также потенциальных пользователей и общественности был подготовлен, распространен и помещен на веб-сайте программы «Атроф-Мухит» Информационный лист о Компоненте «Экологические индикаторы для мониторинга состояния окружающей среды в Узбекистане» и о достигнутом прогрессе в ходе его реализации.