Городской семинар «Индивидуальный стиль учебной деятельности ученика, как фактор его учебного успеха»
Элементы модульной и информационных технологий обучения на уроках математики. Проценко Анжелика Николаевна
Практика обучения выявила противоречия: Между классно-урочной системой обучения и индивидуальным подходом к каждому ребенку; Между необходимостью обучения и потерей интереса к учебе у многих школьников; Между сложностью усвоения огромного объема информации и ограниченностью времени урока; Между коммуникативными проблемами подросткового возраста и умением работать в команде. Модульное обучение. (личностно-ориентированная технология обучения) 1.учитывает индивидуальные особенности учащихся; 2.создает комфортные условия обучения; 3.вырабатывает навыки самостоятельности.
Структура модульного обучения по Селевко Г.К. «– это такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей … обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: 1.точно сформулированная учебная цель (целевая программа); 2.банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; 3.методическое руководство по достижению целей; 4.практические занятия по формированию необходимых умений; 5.контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле…»
Отличие модульной технологии обучения от традиционной: 1.Теория учебной деятельности: ученик учится сам, а учитель создаёт для этого условия.. 2. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе разноуровневого обучения, 3. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся в виде «технологических карт», 4. Ориентация учащихся, через мотивацию учебной деятельности. 5. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, отказ от традиционной классно-урочной системы, от преобладания фронтальных методов обучения. 6. Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трёх видах: входной; промежуточный мягкий, по цепочке, взаимоконтроль, самоконтроль; итоговый. 7. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе разно уровневого характера) проводится тестирование. 8. Стандартизация - возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.
«Стоило бы только учителю научить учеников самостоятельно работать над учебником, и он мог бы значительно сократить свои обязанности по объяснению нового урока; он мог бы объяснять … только то, что в объяснении действительно нуждается» Баранский Н.Н. Ведущая педагогическая идея – организация максимальной степени самостоятельности обучения учащихся, в зависимости от сформированности ЗУН и индивидуальных особенностей личности.
Введение в учебный процесс 5,6 класс – «Математика» - формирование основных общеучебных умений и навыков работы с источниками информации (прежде всего учебник), а также составлению логических опорных конспектов и умению их использовать; 7,8,9,10,11 классы - вводится модульная структура темы (содержание модуля, разделение его на этапы с формулированием частных и комплексных дидактических целей) в большей степени под руководством учителя; постепенное увеличение количества модульных уроков с использованием технологических карт и максимальной самостоятельности обучения;
Модульная структура учебного предмета математики. Модуль Математика Модуль «Математика» Модуль «Алгебра» Модуль «Алгебра и начала анализа» модуль модуль модуль модуль модуль модуль 5,6 класс 7 класс 8класс 9 класс 10 класс 11 класс
Модули – законченные единицы обучения, состоящие из этапов Нулевой этап (вводный контроль) - актуализирует, проверяет имеющиеся ЗУН беседа, проговаривание, тестирование, устный счет. Обучающие этапы - связаны со средствами обучения и содержат задания, которые необходимо выполнить учащимся с указаниями по их выполнению. Промежуточный контроль в виде мягких форм с самооценкой или взаимопроверкой; Рефлексия. Итоговый контроль Заключительный этап – обобщение и коррекция (отработка умений, углубление знаний, работа с дополнительными источниками информации) Обобщённая дидактическая цель к модулю-теме цель I этапа цель II этапа цель III этапа цель IV этапа и т.д.
Модульное тематическое планирование Модульчасы Содержание модуля Цель Контрольн ые работы Неравенства Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. 2. Сложение и умножение числовых неравенств. 3. Числовые промежутки. 4. Решение неравенств с одной переменной. 5. Решение систем неравенств с одной переменной. О с н о в н а я ц е л ь выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. Контрольна я работа7: «Числовые неравенства » Контрольная работа8: « Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
Модуль по теме: «Числовые неравенства и их свойства» ( 8 ч.) Состав модуля: Числовые неравенства. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Тестовая работа. Тестовая работа. Контрольная работа. Контрольная работа. Выполнив этот модуль, вы должны будете знать: Определение числового неравенства Определение числового неравенства Свойства числовых неравенств. Свойства числовых неравенств.уметь: Сравнивать числа при помощи определения. Сравнивать числа при помощи определения. Доказывать верность неравенства. Доказывать верность неравенства. Применять свойства числовых неравенств. Применять свойства числовых неравенств. Оценивать значение выражения, применяя свойства Оценивать значение выражения, применяя свойства числовых неравенств. числовых неравенств.Литература: Ю.Н. Макарычев и др. « Алгебра 8», М. «Просвещение», 2002г. Ю.Н. Макарычев и др. « Алгебра 8», М. «Просвещение», 2002г. Е.Ю. Беленкова и Е.А. Лебединцева «Алгебра» 8 класс задания для обучения и развития учащихся, М. «Интеллект-Центр», 2003г. Е.Ю. Беленкова и Е.А. Лебединцева «Алгебра» 8 класс задания для обучения и развития учащихся, М. «Интеллект-Центр», 2003г. М.Б. Миндюк, Н.Г. Миндюк « Тематический контроль по алгебре» 8 класс, М. « Интеллект-центр», 2005г. М.Б. Миндюк, Н.Г. Миндюк « Тематический контроль по алгебре» 8 класс, М. « Интеллект-центр», 2005г. Т.В. Терехова и др. « Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля» алгебра 8, М. « Интеллект-центр», 2005г. Т.В. Терехова и др. « Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля» алгебра 8, М. « Интеллект-центр», 2005г. А.П. Ершова и др. « Самостоятельные и контрольные работы» алгебра и геометрия 8 класс, М. « Илекса», 2003г. А.П. Ершова и др. « Самостоятельные и контрольные работы» алгебра и геометрия 8 класс, М. « Илекса», 2003г.
РЕКОМЕНДАЦИИ учитель, прежде всего, должен научить приёмам работы (с текстом, рисунками, схемами, картами, дополнительными источниками информации); научить кратким записям (схемы, таблицы, опорные конспекты) и умениям их использовать; научить добиваться цели; учитель создаёт комфортную обстановку для работы учеников, каждый работает в своём темпе, содержание этапов модуля рассчитано на среднего ученика и средний темп работы, слабым и медлительным детям необходима помощь, сильные имеют возможность не ждать, а расширять и углублять знания; знания, добытые самостоятельно, ценятся гораздо больше, чем преподнесённые в готовом виде учителем; максимальная обратная связь через выполнение тестовых заданий, диалог, «проговаривание» логических опорных конспектов, контрольные работы; необходимо знать психологические особенности своих учеников и прежде всего темперамент: холерики и сангвиники работают быстро, но однообразие им не интересно, флегматики – медленно, меланхолики – боятся нового. учитель должен побуждать творить, но каждый ученик это делает по- своему.
структура модульного обучения + ЛОК результат возрастает уровень самостоятельности при изучении учебного материала; повышается уровень и качество ЗУН; учащиеся осваивают новые приемы работы; познавательный интерес к предмету растёт; учащиеся учатся сопоставлять результаты работы с её целью. Поэтому, уважаемые коллеги, это трудно – но интересно!
« Добрая школа – это хорошо, Умная школа – это великоплено, Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д. Дьюи