Система здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе Заместитель директора по УВР Шаламова И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся «Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» «Десять десятых нашего счастья зависит.
Advertisements

Валеологическая направленность образовательного процесса Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Шопенгауэр.
Организация учебно- воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся «Десять десятых нашего счастья зависит.
Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Шопенгауэр.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося через осознание ценности ЗОЖ, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение.
«Здоровье детей» Программа «Здоровье детей» Государственного Бюджетного Образовательного учреждения Центра Образования 1080 «Экополис»
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
МБОУ СОШ с. Ольшанец. Цели программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта; формирование.
Авторский состав : учителя начальных классов г. Краснодара МОУ - СОШ 76: Балковая С. В., Чиж Л. Н., Бойко Е. А., Смолкина Л. Н., Вишнякова Л. И. 1 Формирование.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии Павлова А. С.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства Зам. директора МОУ СОШ 16 Губина Т.В.
Здоровьесберегающие условия обучения детей Здоровьесберегающие условия обучения детей Прудникова И.Р. учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Солнечный.
Роль учителя в формировании здорового и безопасного образа жизни Муниципальное образовательное учреждение Усть-Изесская основная общеобразовательная школа.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
« Здоровьесбережение в образовательном учреждении» подготовила учитель русского языка и литературы Филиппова М.М. и литературы Филиппова М.М. МБОУ «СОШ.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Дудина Елена Николаевна Костромская область, Нейский район, п. Кужбал Областной конкурс «Доброволец года» «Доброволец года» - лучшая технология в направлении.
Транксрипт:

Система здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе Заместитель директора по УВР Шаламова И.В. Заместитель директора по УВР Шаламова И.В.

Цели семинара: - распространение педагогического инновационного опыта учителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; - формирование устойчивого интереса и потребности в приобретении навыков здорового образа жизни у участников образовательного процесса; - формирование устойчивого интереса и потребности в приобретении навыков здорового образа жизни у участников образовательного процесса; - - повышение общепедагогического уровня в решении проблем по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития – получением ребенком общего среднего образования. Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать? Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20-25% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Выделяют следующие их формы: заболевания костно-мышечной системы; органов зрения; болезни органов дыхания; органов пищеварения нервные и сердечно-сосудистые заболевания.

Паспорт здоровья учащихся МБОУ «Томаровская СОШ 2» Группы здоровья IIIIIIIV 1-4 кл кл кл Всего

Распределение учащихся по группам заболеваний Клас сы Кост но- мыш ечно й сист емы Нерв ной сист емы Сист емы кров ообр аще ния Орга нов дых ания Орга нов пищ евар ения Орга нов зрен ия Моч е- поло вой сист емы Друг ие забо лева ния Всег о

Проанализировав результаты медицинского осмотра учащихся нашей школы, можно сделать следующие выводы: 1)Имеют 1 заболевание-106 2)Имеют 2 заболевания-19 3)Имеют 3 и более заболеваний- 2

Что же может школа? В ходе учебного процесса На уроках физической культуры Физкульт- минутки на уроках в 1-4 классах Здоровье- сберегающие технологии на уроках

Что же может школа? Во внеурочное время Спортивные секции, спортивные мероприятия, Дни здоровья Организация горячего питания Профилактика вредных привычек и травматизма

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе - технологии личностно-ориентированного обучения: технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии ( Иванова Т.А., Манзуланич Л.Г., Абраменко Ж.В., Шепелева Н.Н., Гребеникова С.А., Кохан Н.Л., Клеошкина А.С., Голубкова С.В., Шаламова И.В., Афонина Р.В., Передерий Т.М., Близниченко Е.А. ) - гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Шепелева Н.Н., ) - проблемное обучение (Кохан Н.Л., Топоркова В.В., Шаламова И.В., ) - групповая деятельность (Кохан Н.Л., Топоркова В.В., Воронова И.В., Иванова Т.А., Голубкова С.В. ) - технология проведения коллективных творческих дел (Воронова И.В.)

- элементы технологий Базарного: массажные коврики, массажная дорожка, зрительная гимнастика, (Благина О.Н.) -Су Джок терапия: массажные шарики и валики (Благина О.Н.) кинезеологические упражнения (Благина О.Н.) -дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (Благина О.Н., Манзуланич Л.Г., Абраменко Ж.В., Шепелева Н.Н., Гребеникова С.А., Мирошникова Л.А.) -развитие мелкой моторики (Благина О.Н., Манзуланич Л.Г., Абраменко Ж.В., Шепелева Н.Н., Гребеникова С.А.) - арттерапия, ароматерапия, релаксация (Реал-методика) – ( Тарасова А.И., Шаламова И.В., Близниченко Е.А.) - физкультурно-оздоровительные технологии (Одинцова В.И., Одинцов А.В.) - технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (Близниченко Е.А., Благина О.Н.) - Технологии валеологического просвещения родителей (все классные руководители)

Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели – важный фактор профилактики утомляемости и повышения работоспособности учащихся расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения.

Шкала трудности учебных предметов для учащихся 1-11 классов. Указано количество баллов (ранг трудности)

Предметы Математика Ин. язык История Обществозн Русский яз Литература Природовед География Физкультура Технология ИЗО Музыка Геометрия Физика Алгебра Экономика Черчение Биология Химия МХК ОБЖ Информатика

Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки Составляя расписание, учитывается степень трудности учебного предмета на основании данной шкалы. Наибольшая нагрузка в старших классах должна приходиться на вторник или среду, а в школах I и II ступени – на вторник и четверг. Сдвоенные уроки совершенно недопустимы в начальных классах, в старших и средних классах возможны, но не желательны. Не следует исключать и такой важный фактор, как педагогическое мастерство учителя, степень мотивации учащихся, которые способны как снизить утомительное воздействие учебных занятий, так и увеличить его.

Внутришкольный контроль Администрацией организуется контроль за объемом учебной нагрузки, количеством уроков в день, продолжительностью выполнения домашних заданий. Во время учебно-воспитательного процесса в начальной школе ведется постоянная борьба с переутомлением, в системе проводятся занятия активно-двигательного характера. Но, к сожалению, во II и III звене работа в этом направлении значительно снижается или не ведется совсем, что приводит к росту заболеваний.

Физкультминутки Должны включать в себя: - упражнения для глаз, - упражнения для мелких мышц пальцев рук, - обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность. Каждый комплекс состоит из 4-6 упражнений, каждое упражнение выполняется 6-8 раз и должно быть доступным для всех. Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, амплитуда движения должна быть небольшой. Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание. Проводятся педагогом или учеником.

Физкультурно-оздоровительная деятельность Большую работу в нашей школе по укреплению здоровья учащихся ведут учителя физической культуры. Уже стали традиционными Дни здоровья, неделя физической культуры и ОБЖ, соревнования между командами классов по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, работа спортивных секций: «Баскетбол», «Футбол», «Лёгкая атлетика», «Подвижные игры». Проводится мониторинг уровня физического развития учащихся. Проведение динамических пауз, физкультминуток, организация Дней здоровья, проведение утренней зарядки для уч-ся 1-7 классов, подвижных перемен (для младших школьников), физкультминутки на всех предметах, в середине учебного дня предусмотрены большие перемены – 20 минут, в 1-м классе предусмотрен динамический час - способствуют обеспечению здоровья и ЗОЖ в школе. Скорректировано расписание для проведения уроков плавания в школьном бассейне для учащихся 2-11 классов.

Мониторинг спортивных мероприятий за I полугодие 2012 – 2013 учебного года Название мероприятия Уровень Результат 1 Районная спартакиада школьников – «Русская лапта» зональныйЮноши- 1 место Девушки- 1 место 2 Районная спартакиада школьников – «Русская лапта» районный финал Юноши- 4 место Девушки- 1 место 3 Областные соревнования по русской лапте зональныйДевушки- 3 место 4 Легкоатлетическая эстафета районныйучастие 5 Легкоатлетическая эстафета, 355 лет п. Томаровка межшкольный1 место 6 Осенний кубок района по футболузональныйСтаршая группа 9-11кл 1 место 7 Районная спартакиада среди допризывной молодежи имени Маслова п. Гостищево районный1 место Пахоруков Илья-2 место в абсолютном первенстве Пахоруков Илья-1 место в подтягивании 8 Районная спартакиада школьников – мини-футбол зональныйучастие 9 Осенний кубок района по футболурайонный финал 3 место 10 Районная спартакиада школьников – шахматы районный7 место 11 Олимпиада по физической культурерайонныйОстапов Юрий-призер 12 «Президентские состязания» многоборье школьный 13 «Зов джунглей» 1-4 классшкольный4 кл-1 место 1 кл, 3 кл-2 место 2 кл- 3 место 14 «Веселые старты» 5-7 классшкольный7 кл- 1 место 6 кл- 2 место 5 кл- 3 место 15 Соревнования по баскетболушкольный

Мониторинг спортивных мероприятий за I I I –ю четверть 2012 – 2013 учебного года Название мероприятияУровень Результат 1 Лично-командные соревнования по плаваниюМуниципальный3-е место 2 Спартакиада школьников-зимнее многоборье ГТОМуниципальный3-е место 3 Зональные соревнования по баскетболуЗональныйучастие 4 Соревнования по плаванию ко Дню Защитника Отечества Муниципальный1-е место 5 Спартакиада школьников. ВолейболЗональный1-е м. –юноши и девушки 6 Спартакиада школьников. Волейбол. ФиналМуниципальный2-е м. –юноши 3-е м. - девушки 7 Конкурс «А ну-ка, мальчики!»Школьный4-6 кл. 7-8 кл. 8 Соревнования по плаваниюШкольный7-6 кл. 9 Дружеская встреча по баскетболуШкольный6-7 кл Сдача норм ГТОМуниципальныйучастие 1 Президентские спортивные игрыМуниципальный3-е место 4-е место

Учащиеся 11А класса стали победителями в региональном этапе конкурса «Самый здоровый класс».

Работа нашей школы в рамках муниципального эксперимента «Система здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе» Реализация программ: -«Здоровое питание» -«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство» -«Организация горячего питания школьников»

Работа нашей школы по осуществлению ведущих направлений по сохранению здоровья учащихся Наличие инструкций по охране труда; Ведение журналов инструктажей по ТБ; Договор о медицинском обслуживании детей с закрепленным за школой лечебным учреждением; Заполнение листка здоровья в классных журналах и наличие в школе накопительной информации о состоянии здоровья обучающихся; Мониторинг уровня физического развития учащихся. Мониторинговая карта здоровья учащихся школы. Банк разработок открытых уроков с применением здоровьесберегающих технологий.

Открытые уроки с применением здоровьесберегающих технологий Тема урокаПредмет Кл асс Учитель Дата провед ения «Мы познаём мир. Что такое безопасность. Ценность здорового образа жизни» Окружающи й мир 1Манзуланич Л.Г Интегрированный урок «Математика+ физика=логика. Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач» Математика, физика 9Голубкова С.В., Клеошкина А.С «Степень с рациональным показателем»Математика11АГолубкова С.В. «Возрастание и убывание функций»Математика10Клеошкина А.С Поэтические средства создания картин природы Литература6Солодовнико ва Н.Ю Благородная привычка к труду как образ подражания Литература7Солодовнико ва Н.Ю Современные технологии и окружающая средаАнгл. язык11АБлизниченко Е.А Несколько шагов к чистой планетеАнгл. язык8Близниченко Е.А Пропорция и строение фигур человекаИЗО7Иванова Т.А Образ красоты человекаИЗО4Иванова Т.А Хозяйство УралаГеография9Воронова И.В Уроки плаванияФизическая культура 3,5Одинцова В.И ; Город и урбанизацияИстория6Топоркова В.В Подростковая культураОбществозна ние 7Топоркова В.В Дифференциация д-тЛогопедия2Благина О.Н Правописание безударных гласных в корне слова Русский язык 3Шепелева Н.Н О чём нам рассказывают вещиОкружающи й мир 3Шепелева Н.Н Встречное движение в противоположном направлении Математика4Абраменко Ж.В Односоставные предложенияРусский язык 8Кохан Н.Л Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Русский язык 9Кохан Н.Л

Работа классных руководителей Направления работы: Главное направление – профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания). Второе направление – профилактика детского травматизма. Формы и методы работы: Тематические классные часы, беседы, лекции; Конкурсы рисунков, сочинений; Внеклассные мероприятия, соревнования; Работа с родителями; Оформление уголков по профилактике ДТП, ППБ и т.п.

Фитотерапия Разработан план работы школьного фитобара. Психологом школы совместно с классными руководителями в школьном фитобаре были проведены внеклассные мероприятия: «Мы стали жителями цветочного города» (1 кл., кл. руководитель Манзуланич Л.Г., педагог-психолог Близниченко Е.А. ), «День рождения класса», «Чай, как он вкусен, приятен, ароматен» (5 кл., кл. руководитель Кохан Н.Л., педагог-психолог Близниченко Е.А. ), «Травяные чаи пить-себя беречь и любить!» (6 класс, кл. руководитель Тарасова А.И.), «В гостях у самовара», «Весенние посиделки» (3 класс, кл. руководитель Шепелева Н.Н.),

Тематика проведённых классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в 1-6 классах. «Безопасное обращение с электрическими приборами» (1класс), «В гостях у Лесовичка! (1класс), «Природная стихия-огонь!» (1класс), «Здоровье приходит золотником, а уходит пудами » (3 кл.), «Толерантность-путь к миру» (3 кл.), «Вредные привычки» (3 кл.), «Как вести себя с незнакомцем» (3 кл.), «Как научиться соблюдать режим дня» (4 кл.), «Со спортом дружить-здоровым быть» (4 кл.), «Мы хотим расти здоровыми» (4 кл.), «Здоровый образ жизни» (5 кл.), «Значение физической разминки в течении учебного дня» (5 кл. ), Конкурс рисунков о пользе молока и мёда (6 кл.), Викторина «Правильное питание» (6 кл.), «Осанка» (6. кл.), «Охрана и укрепление здоровья зимой» (6 кл.), «Скажи «НЕТ» вредным привычкам» (6 кл. ), «Питание и здоровье» (6 кл. ),

Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в 7-11 классах. «Правила езды на велосипеде» (7 класс), «Профилактика гриппа и ОРВ» (7класс), «Красота, здоровье, гармония» ( 8класс ), «Питание и здоровье» (8 класс), «Всемирный день борьба со СПИДом» (8 класс), «Сила ума» (9 класс), «Между нами девочками…» (9 класс), «Железная воля, стальной характер» (9 класс), «Ставим условие-долой сквернословие!» (9 класс), «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» (10 класс), «Питание и здоровье» (10 класс), «Здоровый образ жизни» (11А класс), «Наркотика-свобода или зависимость, полёт или падение» » (11А класс), «Учимся говорить «НЕТ»» » (11А класс)

Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Курение и здоровье», «Здоровая семья, нравственные аспекты», «Суицид- как предотвратить эту беду», «Режим труда и учебы», «Как помочь ребёнку учиться», «Алкоголизм, семья, дети», «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека», «Здоровый образ жизни современного школьника», «Вредные привычки у детей», «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», Социальный вред алкоголизма»,

Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Вопросы, которые нас волнуют», «Эти трудные подростки», «Взрослые проблемы наших детей», «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования», «Курение и статистика», «Нецензурная брань – это тоже болезнь».

Воздушно-тепловой режим Температура воздуха, согласно СанПиН - в классных помещениях 18-20* С - в мастерских 15-17* С - в кабинетах информатики 19-21* С - в спортзале 15-17* С - в библиотеке 17-21* С - в вестибюле и гардеробе 16-19* С - в рекреациях 16-18* С

Воздушно-тепловой режим Относительна влажность воздуха в помещениях образовательных учреждений должна быть в пределах 40-60%. Качественное проветривание: на переменах необходимо проветривать классы, кабинеты, мастерские в течение 3-5 минут, а во время уроков – рекреационные помещения минут; до занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений от 20 до 30 минут; в теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Световой режим Света должно быть много, причем максимально естественного. Рекомендуется не закрашивать оконные стекла, не затенять шторами, цветами и другими предметами. Не расставлять на подоконники цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой см от пола или подвесных кашпо в простенках окон; при размещении их на стенах – не выше 2м от пола. Очистку и мытье стекол проводить не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Световой режим В учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности %. Следует обратить внимание на обязательное освещение над классной доской. Люксметр – прибор для измерения освещенности. В норме: освещенность на столе 300 люкс освещенность над доской 500 люкс Проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год. Своевременно заменять перегоревшие лампы.

Требования к использованию учебной мебели Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь цветную маркировку на боковых сторонах в виде круга диаметром 25 мм (предложено условно разделить учащихся по росту на 6 групп). Посадку учащихся за партами осуществлять в соответствии с рекомендациями врача, занесенными в классный журнал в «Лист здоровья».

При оборудовании учебных помещений следует соблюдать Размеры проходов и расстояний между предметами оборудования: Между рядами двухместных столов – не менее 60 см; Между рядом столов и стеной – не менее см; От первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7 м; Высота нижнего края учебной доски над полом – см

Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в месяц генеральная уборка. Только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в ОУ достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%.

На здоровье человека оказывает влияние множество факторов. Внешние факторы(за пределами ОУ): Экология; Семья и микроклимат в ней; Круг общения, вредные привычки; Питание; Здоровый образ жизни. Внутренние факторы (в самом ОУ): Организация учебного процесса, методика организации урока; Организация и реализация воспитательного процесса; Двигательный режим учащихся в урочное и неурочное время; Создание условий психологического комфорта; Организация медицинского обслуживания в ОУ; Организация питания в ОУ; Соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.

Формула здоровья О + П + Эп + Фз + Рб + Лц Эот + Г + К + Ал + Пер О – очищение Фз – физическая зарядка П – питание Рб – биологические ритмы Эп – положит. эмоции Лц – лунные циклы Эот – отрицательные эмоции Г – гиподинамия Ал - алкоголь К – курение Пер – перееда Из формулы видно, что чем больше числитель, тем лучше состояние здоровья человека, и наоборот, чем ниже числитель, тем хуже здоровье человека. Каждый учитель должен понимать, что здоровье учеников в существенной мере зависит и от нас самих.

Здоровье ребенка либо строится, и это требует больших усилий и средств, либо оно разрушается, и это происходит само собой, без затрат и усилий.