Развитие навыков комплексного анализа текста на уроках литературы в 7 классе по учебнику автора- составителя Г.С.Меркина (Москва. «Русское слово», 2007)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэма «Русские женщины» Часть I. «Княгиня Трубецкая»
Advertisements

УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ В 7 «Б» КЛАССЕ ТЕМА УРОКА:ТЕМА УРОКА: АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ ПОЭМЫ Н.А. НЕКРАСОВА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». «И ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН …!»АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ.
УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА УРОКА:ТЕМА УРОКА: АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ ПОЭМЫ Н.А. НЕКРАСОВА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». «И ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН …!»АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ ПОЭМЫ Н.А.
ГОРОД ЮГОРСК, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО – ЮГРА, УЛИЦА ЛЕНИНА, 24. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «Я-УЧИТЕЛЬ»(НОМИНАЦИЯ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Русские женщины»
"Подвиг во имя любви" Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти жен декабристов Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей!...
Н.А.Некрасов «Русские женщины». «Пусть поэт не смог осуществить намеченного им замысла, пусть «богатырская тема для писателя» Некрасовым не исчерпана,
«Да будут незабвенны ваши имена…» ( Заочное путешествие по следам жен декабристов). Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь.
Титры фильма «Звезда пленительного счастья» (В данной версии презентации отсутствует из-за большого информационного объёма)
Автор: Карпова С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5 г.Суворова» Тульской обл.
Подвиг любви бескорыстной год Восстание декабристов.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Русские женщины» Тест.
Учитель русского языка и литературы Гремяченского филиала МКОУ «Охочевская СОШ» Курской области Спицына Алла Николаевна Идентификатор:
«Подвиг любви бескорыстной…» Жёнам декабристов посвящается Тематический урок Учитель истории МБОУ СОШ 20 М. В. Мережникова 2011 г.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Пока смерть не разлучит нас... Декабристы... Почти все они были очень молоды. Однако, охваченные патриотизмом и любовью к своему народу, твердой поступью.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: "Величие духа русских женщин". Презентация.
А РГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. В АША ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА В ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Таким образом, автор стремится донести до читателя.
Транксрипт:

Развитие навыков комплексного анализа текста на уроках литературы в 7 классе по учебнику автора- составителя Г.С.Меркина (Москва. «Русское слово», 2007) Учебник соответствует программе по литературе для 5 – 11 классов (Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.), Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Учебник соответствует программе по литературе для 5 – 11 классов (Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.), Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Н.А.Некрасов Н.А.Некрасов Поэма «Русские Женщины» 1871 г. Часть I. «Княгиня Трубецкая»

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н.Некрасов

Зураб Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» Подвиг во имя любви, чести и долга

Санкт-Петербург. 13 июля. Казнь. П.И. Пестель,К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский. «Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна», - А.С. Пушкин.

Историческая основа поэмы Политическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия. Среди этих женщин были: А. Муравьева, С. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др. Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.

Предписание Иркутскому гражданскому губернатору «Употребить всевозможные внушения и убеждения к остановлению их в сем городе и к обратному отъезду в Россию»

Историческая основа поэмы Из дневника М.Волконской: «Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне! - Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено».

Историческая основа поэмы сопротивление собственной семьи; трудность получения официального разрешения; сознательный отказ от привилегий; невозможность взять с собой детей. «Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они… перенесли все, что перенесли их осужденные мужья», - Ф.М.Достоевский.

Деревенская изба в Благодатском руднике Из записок М.Волконской : «Она была до того тесна, что, когда я ложилась на полу на своем матраце, головой касалась стены, а ноги упирались в дверь. Печь дымила, и ее нельзя было топить, когда на дворе было ветрено; окна без стекол, их заменяла слюда».

Зима 1827 г. – осень 1830 г. Читинский острог. М.Бестужев: «Каземат соединил нас вместе, дал нам опору друг в друге и, наконец, через наших ангелов-спасителей, дам, соединил нас с тем миром, от которого навсегда мы были оторваны политической смертью, соединил нас с родными, дал нам охоту жить». Колония декабристок. Дамская улица. Осень 1830 г. – Петровский завод. Манифест о помиловании – амнистия 1856 г. после смерти Николая I в связи с коронацией нового императора Александра II. Разрешение вернуться в европейскую Россию. Из 121 декабриста вернулись 19. Остальные остались в сибирской земле.

Причины обращения поэта к теме жен декабристов 1. Н.А.Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной. 2.Судебные процессы х г.г. над участниками революционного движения, среди которых были и женщины. Многие жены революционеров так же, как и декабристки, добровольно отправлялись в ссылку за своими мужьями.

Схема анализа художественного текста особенности композиции, сюжета; система персонажей, их характеристика; авторская позиция (отношение к изображаемому); художественные приемы; смысл заглавия; тема и идеи произведения.

Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» I ч. - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.

Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» Поэма Княгиня Трубецкая состоит из двух равных по объёму частей, 1ч. - описание пути жены декабриста до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом. II ч. - разговор в лицах Губернатора Иркутска с Княгиней (9 дней); кульминация: победа Княгини и решение Генерала отправить Княгиню в Нерчинск. Развязка сюжета - открытый финал. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить об их сопоставлении, то есть антитезе.

Система персонажей, их характеристика 2 главных персонажа: Княгиня и Генерал; 3 внесюжетных персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I. Характеристика княгини по отрывку из I части: любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения. Роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей.

Анализ сцены спора, аргументы персонажей Доводы Генерала 1. Ваш отец…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей! 2.Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда! 3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж… он виноват… А вам терпеть…за что? 4. Трудности природных условий: а) Тот климат вас убьёт! б) Окреп туземный человек С природою в бою. А вы? Ваше присутствие усилит страдания мужа. Доводы Княгини 1.Готов ли экипаж? 2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…Но долг другой, И выше и святей, Меня зовёт. 3. Ужасна будет, знаю я Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его! 4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя… б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть! Я еду! Еду! Я должна Близ мужа умереть.

Анализ сцены спора, аргументы персонажей Доводы Генерала 5. Да, вы умрёте, но сперва Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа). В себе он будет сознавать причину ваших слёз. 6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого… Закон позволяет. Доводы Княгини 5. …Я слёз не принесу В проклятую тюрьму – Я гордость, гордость в нём спасу, Я силы дам ему! 6.Нет, нет я видеть не хочу Продажных и тупых, Не покажусь я палачу Свободных и святых.

Анализ сцены спора, аргументы персонажей Доводы Генерала Доводы Княгини 7.Нет, я не жалкая раба. Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба, Я буду ей верна! …к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!... 8.Вам наши кажутся права правами – не шутя? Нет! Ими я не дорожу… 9. Неделя целая прошла… Уж шла бы я давно … 7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба! 8. ( 2 день) Вы отреченье подписать Должны от ваших прав! 9. ( через 6 дней) Вас по этапу поведут С конвоем…весной В Нерчинск придёте, если вас Дорога не убьёт. 10. Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас…

Характеристика персонажей Княгиня: Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала. Генерал: Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно выполняет долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении Княгини в Санкт-Петербург.

Система персонажей, их характеристика Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка. Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи оказываются к концу поэмы в одном лагере; они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности.

Авторская позиция в поэме Отношение автора к Генералу. Начало II части: как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты (службист). Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух. Конец: из-под руки на ус седой скатилася слеза; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему. Изменение отношения автора к Генералу: почтенный генерал – нейтрально; упрямый старичок- презирает; старик- сердится; генерал, старый генерал- уважает.

Авторская позиция в поэме Отношение автора к Княгине. Имя героини - в заглавии I части поэмы, указание подзаголовка – 1826 г. – поэт восхищается поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу в Сибирь.

Художественные приемы внутренний монолог; диалог; детали портрета; антитеза; фиксация времени в пути; описание природы.

Смысл заглавия поэмы «Русские женщины» В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение. Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.

Тема и идеи поэмы Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой. Идеи: 1. Восхищение подвигом жен декабристов; 2.Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-х годов 19 века; 3. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.

Анализ урока в соответствии с требованиями программы I.Содержание материала проникновение в творческую лабораторию писателя (статья К.Чуковского и статья автора учебника); центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть (современники о Н.Некрасове: А.Дружинин о музе поэта, В.Зайцев о гуманности и любви к родине, Ф.Достоевский о страстной любви к народу); характеристика не только одного произведения, но и элементы сопоставительного анализа ( Г.Державин «Властителям и судиям», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», Н.Некрасов «Орина, мать солдатская»).

Анализ урока в соответствии с требованиями программы II. Развитие речи: выразительное чтение текста (по ролям); подготовка сообщений (рассказ к слайду); ответы на проблемные вопросы; формулировка доказательств в виде развернутого тезиса; лексическая работа; выписки для характеристики героев; творческие работы (выбор средств для решения актерских ролей; сочинение «Если бы эту роль довелось играть мне…»; инсценировка.

Анализ урока в соответствии с требованиями программы III. Развитие умений: осмыслять и анализировать изучаемое произведение; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); обосновывать свое суждение и давать характеристику героям; выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания; объяснять роль художественных особенностей текста и пользоваться справочным аппаратом учебника; выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы.

Анализ урока в соответствии с задачами изучения литературы I.Воспитательные: формирование эстетического идеала; развитие эстетического вкуса; верное и глубокое постижение прочитанного; появление устойчивого интереса к книге; воспитание доброты, сердечности и сострадания. II.Образовательные: формирование умений творческого чтения, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; формирование речевых умений; формирование умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории, искусства.