ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОВОЦИРУЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ, И ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ. Как найти выход из тупика? Ю.Н.Москвич Конференция «Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития». 22 апреля 2009 года
Обоснование заявленной проблемы Прогнозирование кризисов и минимизация потерь от них в XXI веке становится актуальным: их число будет нарастать Традиционная практика анализа причин кризисов – найти упрощенную модель и обозначить главных героев «спасения» от кризиса
Как появляется кризис Кризисы оборачиваются для нас потрясением, когда мы по своей близорукости, консерватизму или эгоизму мы не склонны реагировать на сигналы, всегда предшествующие взрыву. Период накопления напряжений обычно проходит скрытно. Для выявления признаков опасности требуется желание и воля. Обычно предотвращение «скрытой в дымке будущего опасности» кажется непроизводительной тратой сил и средств и отодвигается до предела, пока не грянет гром. В этом коварство кризисов.
«Священные коровы» кризисов Во все времена из анализа убирались «священные коровы», причастные к кризисам: Религиозные лидеры «Святые воины» Торговые сообщества Мыслители-генераторы абсурдных идей Им позволялось делать всё «во благо людей!»
Образование как источник кризиса Явление весьма частое в истории Религиозное образование Столкновение культур Образование для немногих Переобразование (Overeducation) Частичное (дефицитное) образование Образование с отстающей научной базой
Кризисы в России и образование «Русский ум» и «непрактичное» образование как основа пролетарской революции интеллигенции (Павлов) Кластерное гуманитарное образование без перспективы и прогноза будущего как основа революции надежды 1991 года
Кризис реформ в постсоциалистических странах Провал планов экспертов «Вашингтонского консенсуса» в более чем 20 ПС странах мира годы) Причина: Экономическое образование без учета национальных ментальных особенностей (частичное образование)
Кризис 2008 года Единое целостное экономическое образование без учета поведения человека бизнеса в глобальных сетях и без генерации опережающего научного знания об экономике в глобальном мире (образование, оторвавшееся от реальности) До сих пор причины кризиса не ясны и нет так называемых «научных рекомендаций» по выходу из него Идёт обычный процесс проб и ошибок преднауки.
Что произошло? Новые волны кризисов, связанные с нелинейным взрывом эволюции человечества в последние десятилетия Мощность вычислительных машин вначале (100 лет назад) удваивалась каждые три года, затем (в середине ХХ века) каждые два года, теперь - примерно в год. Результат – информационная революция, изменившая мир и традиционное образование
Что будет? В настоящее время скорость технического прогресса удваивается каждые 10 лет. Времена сдвига парадигмы уменьшаются в два раза каждые 10 лет. Таким образом технологический прогресс в XXI веке произведет примерно в 1000 раз больше технологических изменений чем ХХ век. Поскольку скорость прогресса удваивается каждые 10 лет, то прежние 100 лет прогресса на современной шкале составят всего 25 календарных лет. Один XXI век будет равен 200 столетиям. Футуролог Рэй Курцвейл
Оценка ситуации Глобализация и научно-технический прогресс выходят из под контроля человека Скорость осмысления ситуации становится медленной по сравнению со скоростью изменений Парадигма Гумбольдта (качество образования зависит от объема новых научных знаний) физически не в состоянии быть основой образования несмотря на все риторические заклинания о реальной фундаментальности современного образования
Прогноз Скорость отставания образования от грядущих актуальных проблем может в ближайшие десятилетия стремительно возрасти Опережающее образование должно строиться на каких-то новых основах По видимому, главным становиться– развитие человека, его способностей жить в новом ускользающем мире, его адаптации к новому миру Большого нелинейного взрыва и изобретение новой «живучести» человечества, т.е. выработки технологий не стрессо-, а кризисоустойчивости
Есть ли какие-либо научные знания для этого? Для человека – психология развития, теория человеческого капитала Для образования – возможно, теория катастроф
Основные позиции теории катастроф Катастрофами называют скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий Катастрофами Все хорошее более хрупко, чем плохое При максимально жестком плане система теряет устойчивость и самоуничтожается система
Как выйти из катастрофы? В условиях, далеких от равновесия, в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития. Варианты развития системы практически не предсказуемы. Для того чтобы преодолеть кризис система должна быть открытой
Самоорганизация как путь к из кризиса Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации. В самоорганизующейся системе изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а накапливаются и усиливаются, что и приводит в конце концов к возникновению нового порядка и структуры. Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры.
Парадокс излечения: ставь более отдаленные цели Достаточно устойчива закономерность: чем более далекие цели мы ставим себе в фазу выхода из кризиса, тем более безболезненным путем удается пройти. Этот далёкий путь оказывается короче тех, при которых ставятся краткосрочные цели. Парадокс объясняется просто: дальновидная политика излечивает болезнь радикально, с меньшим риском рецидивов.
Рецепт для образования Прежде всего надо понять в чем вина образования Расширить многовариантность изменений в образовании Не стремиться к единообразию Не стремиться к единой практике образования Максимально его открыть Ставить дальние цели развития
Неужели тупик?
Человек Воспитанный, адаптивный как надежда
Что ещё может создать мир без кризисов и катастроф?
Спасибо за внимание!