ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОВОЦИРУЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ, И ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ. Как найти выход из тупика? Ю.Н.Москвич Конференция «Педагогика развития:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БОРИСЕВИЧ Денис Владимирович Научные руководители: кандидат экономических наук Ващилко А.В.
Advertisements

1 Вопросы 1. Как ты считаешь, ты, твоя жизнь значимы для Вселенной? 2. Что означает «сознательное проживание»? 3. «Если я живу, значит кому-то это надо!».
История развития связей человечества. Будущее. Автор: Мальцева Мария, учащаяся 11 класса МОУ «СОШ 6». г.Саранск 5klass.net.
УЧЕНИЕ О БЫТИИ ПЛАН 1. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 2. ВИДЫ БЫТИЯ 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.
МАСТЕР-КЛАСС «Образовательное пространство пожилых: интерактивные технологии»
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
"энергия совместного действия" (от греч. «син» «со-», «совместно» и «эргос» «действие»)
Концепции универсального эволюционизма. Эволюционизм-учение об эволюции, которое основывается на том,что нынешнее состояние природы и общества является.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 41 Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза.
Тема 4.1. Системный подход в теории организации. Система – целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Мировой экономический кризис: исследование причин и возможных последствий Научный руководитель: к. э. н., доцент, Ультан С.И. Выполнила: студентка гр.
Магистерская работа на тему: Развитие внешней торговли товарами Республики Беларусь в условиях функционирования Единого экономического пространства Магистрант.
Основы построения телекоммуникационных систем и сетей Лекция 15 «Методы прогнозирования» профессор Соколов Н.А.
Парадоксы новой экономики Аспирант кафедры «Экономическая теория» Абелев О.А.
Насчитывается пять информационных революций: Первая из них связана с появлением устной речи (40-10 тыс. лет назад). Вторая с изобретением письменности.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОВОЦИРУЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ, И ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ. Как найти выход из тупика? Ю.Н.Москвич Конференция «Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития». 22 апреля 2009 года

Обоснование заявленной проблемы Прогнозирование кризисов и минимизация потерь от них в XXI веке становится актуальным: их число будет нарастать Традиционная практика анализа причин кризисов – найти упрощенную модель и обозначить главных героев «спасения» от кризиса

Как появляется кризис Кризисы оборачиваются для нас потрясением, когда мы по своей близорукости, консерватизму или эгоизму мы не склонны реагировать на сигналы, всегда предшествующие взрыву. Период накопления напряжений обычно проходит скрытно. Для выявления признаков опасности требуется желание и воля. Обычно предотвращение «скрытой в дымке будущего опасности» кажется непроизводительной тратой сил и средств и отодвигается до предела, пока не грянет гром. В этом коварство кризисов.

«Священные коровы» кризисов Во все времена из анализа убирались «священные коровы», причастные к кризисам: Религиозные лидеры «Святые воины» Торговые сообщества Мыслители-генераторы абсурдных идей Им позволялось делать всё «во благо людей!»

Образование как источник кризиса Явление весьма частое в истории Религиозное образование Столкновение культур Образование для немногих Переобразование (Overeducation) Частичное (дефицитное) образование Образование с отстающей научной базой

Кризисы в России и образование «Русский ум» и «непрактичное» образование как основа пролетарской революции интеллигенции (Павлов) Кластерное гуманитарное образование без перспективы и прогноза будущего как основа революции надежды 1991 года

Кризис реформ в постсоциалистических странах Провал планов экспертов «Вашингтонского консенсуса» в более чем 20 ПС странах мира годы) Причина: Экономическое образование без учета национальных ментальных особенностей (частичное образование)

Кризис 2008 года Единое целостное экономическое образование без учета поведения человека бизнеса в глобальных сетях и без генерации опережающего научного знания об экономике в глобальном мире (образование, оторвавшееся от реальности) До сих пор причины кризиса не ясны и нет так называемых «научных рекомендаций» по выходу из него Идёт обычный процесс проб и ошибок преднауки.

Что произошло? Новые волны кризисов, связанные с нелинейным взрывом эволюции человечества в последние десятилетия Мощность вычислительных машин вначале (100 лет назад) удваивалась каждые три года, затем (в середине ХХ века) каждые два года, теперь - примерно в год. Результат – информационная революция, изменившая мир и традиционное образование

Что будет? В настоящее время скорость технического прогресса удваивается каждые 10 лет. Времена сдвига парадигмы уменьшаются в два раза каждые 10 лет. Таким образом технологический прогресс в XXI веке произведет примерно в 1000 раз больше технологических изменений чем ХХ век. Поскольку скорость прогресса удваивается каждые 10 лет, то прежние 100 лет прогресса на современной шкале составят всего 25 календарных лет. Один XXI век будет равен 200 столетиям. Футуролог Рэй Курцвейл

Оценка ситуации Глобализация и научно-технический прогресс выходят из под контроля человека Скорость осмысления ситуации становится медленной по сравнению со скоростью изменений Парадигма Гумбольдта (качество образования зависит от объема новых научных знаний) физически не в состоянии быть основой образования несмотря на все риторические заклинания о реальной фундаментальности современного образования

Прогноз Скорость отставания образования от грядущих актуальных проблем может в ближайшие десятилетия стремительно возрасти Опережающее образование должно строиться на каких-то новых основах По видимому, главным становиться– развитие человека, его способностей жить в новом ускользающем мире, его адаптации к новому миру Большого нелинейного взрыва и изобретение новой «живучести» человечества, т.е. выработки технологий не стрессо-, а кризисоустойчивости

Есть ли какие-либо научные знания для этого? Для человека – психология развития, теория человеческого капитала Для образования – возможно, теория катастроф

Основные позиции теории катастроф Катастрофами называют скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий Катастрофами Все хорошее более хрупко, чем плохое При максимально жестком плане система теряет устойчивость и самоуничтожается система

Как выйти из катастрофы? В условиях, далеких от равновесия, в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития. Варианты развития системы практически не предсказуемы. Для того чтобы преодолеть кризис система должна быть открытой

Самоорганизация как путь к из кризиса Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации. В самоорганизующейся системе изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а накапливаются и усиливаются, что и приводит в конце концов к возникновению нового порядка и структуры. Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры.

Парадокс излечения: ставь более отдаленные цели Достаточно устойчива закономерность: чем более далекие цели мы ставим себе в фазу выхода из кризиса, тем более безболезненным путем удается пройти. Этот далёкий путь оказывается короче тех, при которых ставятся краткосрочные цели. Парадокс объясняется просто: дальновидная политика излечивает болезнь радикально, с меньшим риском рецидивов.

Рецепт для образования Прежде всего надо понять в чем вина образования Расширить многовариантность изменений в образовании Не стремиться к единообразию Не стремиться к единой практике образования Максимально его открыть Ставить дальние цели развития

Неужели тупик?

Человек Воспитанный, адаптивный как надежда

Что ещё может создать мир без кризисов и катастроф?

Спасибо за внимание!