Исследования в образовании, заданные социокультурной ситуацией В.Никитин Февраль 2008
Новая парадигма образования уже реализована Новый формат образования, о необходимости которого пеклись методологи в гг., уже сложился в других формах, и в распределенном виде реализуется в глобальном мире. Акцент на услугах, глобальное присутствие, сетевые формы взаимодействия, широкий доступ к информации и навигация, как базовая компетенция, модульность, распространение тренингов и имитаций, ориентация на подготовку экспертов и т.п. – это внешние его проявления, а внутренний нерв – борьба за клиента в условиях реализации идеи множественности образовательных форм, представленных в системе рейтингов и оценок
Вклад методологов Методологи внесли свой вклад в этот формат или парадигму образования, создав ОДИ и выделив из них технологии и педагогические подходы для применения, в основном, для систем подготовки. Новые формы для иной парадигмы уже давно проявились в методологической истории – задача их увидеть
Исследовательская программа ММК в области педагогики не была реализована ГП полагал первым поясом методологических исследований в образовании – определение целей образования Исследования, в отличии от обследований т.е. новых результатов измерений уже сформированных ранее объектов, задают новые объекты и вводят их имена. Г.П.Щедровицкий и ММК уже в 60 годы зафиксировали конец эпохи доминирования науки и необходимость полной смены содержания образования, но исследовательская программа так и не была реализована. Для этого были и теоретические основания
Схема трансляции культуры, как базовая, уже не адекватна лавинообразной мутации культуры и смеси культур Изменения в социальной жизни, требуют внести изменения в интерпретацию базовой схемы методологического исследования образования – схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры Схема строится на принципе последовательного развертывания основных процедур культурогенеза от анализа ситуации до другого наполнения старых или построения новых каналов трансляции. В современном мире эти процедуры, каким то образом осуществляются параллельно и сама идея трансляции знаний, скорее всего, замещается формированием умений навигации в массивах хранения.
Создание схемы мыследеятельности по иному высветило проблему смены основных единиц содержания Сегодня можно утверждать, что смена содержания образования определяется сменой доминирующей формы ( типа) мыследеятельности. Научная форма мыследеятельности не только дополняется проектной и программными формами, но и возникает задача построения такой формы мыследеятельности, которая может работать со всеми этими и другими формами, как рядоположенными топами.
Акцентные процессы влияющие на адекватность системы образования Ускорение и уплотнение процессов обмена, перемешивание культур Разорванные циклы трансляции Выделение новых действительностей и перемещение акцента на виртуальность (общество зрелищ) Ограниченные ресурсы и раскрученное потребление
Проблемные вопросы к современному образованию Как обеспечивать себя и семью в условиях подвижного рынка рабочих мест Как жить с другими в условиях мультикультурности. Как жить с собой в условиях множественности самоидентификаций и самоопределений. Как жить с Богом, истиной в условиях столкновения картин мира.
Что определяет скачок и смену образовательных «парадигм» Накопление мутаций на уровне образовательных практик Разрывы между оснащением людей и сдвигами в социальной жизни и производстве Смена картины желаемого будущего
Какие парадигмы сменялись Сословная – рецепт мастера, иерархия, быть на своем месте. Средневековый университет и цеховая школа. Ресурс вечен - вера Индустриальная – теория профессионала, демократия, быть в деле. Научный университет и массовая школа. Ресурс природы неисчерпаем Технологическая – стандарт процедур эксперта, сеть отношений, быть услугой. Образовательный супермаркет. Ресурсы перетекают к активному инвестору. Все парадигмы существуют сейчас как типы и включаются в сферу трансформаций ведущей парадигмой Принципиальный процесс – смещения акцента с позиции учителя на позицию ученика.
Указание на возможное будущее для создания новой парадигмы образования Картина будущего, которая наиболее вероятна, содержит в качестве базового элемента дефицит природных и культурных ресурсов и конфликты в борьбе за ресурсы Все остальное есть объяснение причин – несоразмерное потребление, глобальное потепление, демографические угрозы, миграционные потоки...или указание на следствия – экологические катастрофы, недостаток пищи и чистой воды, бедность большинства и падение качества образования
Характеристика новой парадигмы образования «Локальная» ? – центр производства ресурсов, затрудненный доступ к образованию и облегченный к потреблению. Быть ресурсом. Локальность поверх сетей. Принцип конфигурирования как содержание. Идеология - ресурсы творятся и берегутся, улавливаются Инновационность ( против устойчивого развития) – имя-рамка для понимания новой парадигмы в современном дискурсе
Сегодня нужен « образовательный или ресурсный университет ». Не тот, что передает знания, а тот, что творит формы образования, внутри которых формируются новые знания, проекты, программы Образовательные исследования ….стратегии становятся содержанием высших форм образования Дисциплинарные формы определяют процессы опредмечивания продуктов исследований и их распредмечивания. Этот циклический процесс является ядром нового университета. Не предметы, а подходы являются базовой формой организации содержания и единицей трансляции в новом университете.
Формирование нового типа идеального - идея модусов отношения людей к формам возможного в идеологии мира инноваций. основные модусы возможного существования идеального: Преодоление невозможного в символической действительности Построение идеально возможного в действительности должного Построение технически возможного в действительности реализаций Использование неограниченно возможного в виртуальной действительности
Модусные типы педагогик «преодолевающая» для формирования творящих новое, «долженствующая» для оформляющих новое, «реализующая» для практикующих новое «заполняющая» для потребителей.
Сегодня можно говорить, что все разнообразие картин мира тяготеет к нескольким онтологическим фокусам Онтология природного Онтология культурного антропоцентрического Онтология мышлительного ( мыследеятельности) Иная идея Бога или абсолюта – предельная форма организации каждого фокуса Множественность онтологий принимаем как ценность и ресурс развития Предельная форма образовательной идеи сегодня – это выработка способности жить и работать с несколькими онтологическими фокусами ( то есть строить некоторые «метаонтологии» )
Исследовательские вопросы Какие типы идеальности определяют новую парадигму образования Как происходит становление новой и « захоронение» старой парадигмы Что происходит с формами трансляции в современном мире и как понимать культуру