Исследования в образовании, заданные социокультурной ситуацией В.Никитин Февраль 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Advertisements

Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Комплекс знаний в организации 1. Что такое знания 2. Индивидуальные и групповые знания 3. Содержание менеджмента знаний 4. Практика управления знаниями.
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 41 Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза.
Индивидуализация образования: основные положения и подходы Новикова Ольга Николаевна, Начальник отдела РОС ГБОУ ДПО ЦРО ПК, К.филос.н.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ)
Корпоративное обучение как инструмент управления знаниями Белов И.А. Зинченко А.П. Международный институт менеджмента ЛИНК.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Транксрипт:

Исследования в образовании, заданные социокультурной ситуацией В.Никитин Февраль 2008

Новая парадигма образования уже реализована Новый формат образования, о необходимости которого пеклись методологи в гг., уже сложился в других формах, и в распределенном виде реализуется в глобальном мире. Акцент на услугах, глобальное присутствие, сетевые формы взаимодействия, широкий доступ к информации и навигация, как базовая компетенция, модульность, распространение тренингов и имитаций, ориентация на подготовку экспертов и т.п. – это внешние его проявления, а внутренний нерв – борьба за клиента в условиях реализации идеи множественности образовательных форм, представленных в системе рейтингов и оценок

Вклад методологов Методологи внесли свой вклад в этот формат или парадигму образования, создав ОДИ и выделив из них технологии и педагогические подходы для применения, в основном, для систем подготовки. Новые формы для иной парадигмы уже давно проявились в методологической истории – задача их увидеть

Исследовательская программа ММК в области педагогики не была реализована ГП полагал первым поясом методологических исследований в образовании – определение целей образования Исследования, в отличии от обследований т.е. новых результатов измерений уже сформированных ранее объектов, задают новые объекты и вводят их имена. Г.П.Щедровицкий и ММК уже в 60 годы зафиксировали конец эпохи доминирования науки и необходимость полной смены содержания образования, но исследовательская программа так и не была реализована. Для этого были и теоретические основания

Схема трансляции культуры, как базовая, уже не адекватна лавинообразной мутации культуры и смеси культур Изменения в социальной жизни, требуют внести изменения в интерпретацию базовой схемы методологического исследования образования – схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры Схема строится на принципе последовательного развертывания основных процедур культурогенеза от анализа ситуации до другого наполнения старых или построения новых каналов трансляции. В современном мире эти процедуры, каким то образом осуществляются параллельно и сама идея трансляции знаний, скорее всего, замещается формированием умений навигации в массивах хранения.

Создание схемы мыследеятельности по иному высветило проблему смены основных единиц содержания Сегодня можно утверждать, что смена содержания образования определяется сменой доминирующей формы ( типа) мыследеятельности. Научная форма мыследеятельности не только дополняется проектной и программными формами, но и возникает задача построения такой формы мыследеятельности, которая может работать со всеми этими и другими формами, как рядоположенными топами.

Акцентные процессы влияющие на адекватность системы образования Ускорение и уплотнение процессов обмена, перемешивание культур Разорванные циклы трансляции Выделение новых действительностей и перемещение акцента на виртуальность (общество зрелищ) Ограниченные ресурсы и раскрученное потребление

Проблемные вопросы к современному образованию Как обеспечивать себя и семью в условиях подвижного рынка рабочих мест Как жить с другими в условиях мультикультурности. Как жить с собой в условиях множественности самоидентификаций и самоопределений. Как жить с Богом, истиной в условиях столкновения картин мира.

Что определяет скачок и смену образовательных «парадигм» Накопление мутаций на уровне образовательных практик Разрывы между оснащением людей и сдвигами в социальной жизни и производстве Смена картины желаемого будущего

Какие парадигмы сменялись Сословная – рецепт мастера, иерархия, быть на своем месте. Средневековый университет и цеховая школа. Ресурс вечен - вера Индустриальная – теория профессионала, демократия, быть в деле. Научный университет и массовая школа. Ресурс природы неисчерпаем Технологическая – стандарт процедур эксперта, сеть отношений, быть услугой. Образовательный супермаркет. Ресурсы перетекают к активному инвестору. Все парадигмы существуют сейчас как типы и включаются в сферу трансформаций ведущей парадигмой Принципиальный процесс – смещения акцента с позиции учителя на позицию ученика.

Указание на возможное будущее для создания новой парадигмы образования Картина будущего, которая наиболее вероятна, содержит в качестве базового элемента дефицит природных и культурных ресурсов и конфликты в борьбе за ресурсы Все остальное есть объяснение причин – несоразмерное потребление, глобальное потепление, демографические угрозы, миграционные потоки...или указание на следствия – экологические катастрофы, недостаток пищи и чистой воды, бедность большинства и падение качества образования

Характеристика новой парадигмы образования «Локальная» ? – центр производства ресурсов, затрудненный доступ к образованию и облегченный к потреблению. Быть ресурсом. Локальность поверх сетей. Принцип конфигурирования как содержание. Идеология - ресурсы творятся и берегутся, улавливаются Инновационность ( против устойчивого развития) – имя-рамка для понимания новой парадигмы в современном дискурсе

Сегодня нужен « образовательный или ресурсный университет ». Не тот, что передает знания, а тот, что творит формы образования, внутри которых формируются новые знания, проекты, программы Образовательные исследования ….стратегии становятся содержанием высших форм образования Дисциплинарные формы определяют процессы опредмечивания продуктов исследований и их распредмечивания. Этот циклический процесс является ядром нового университета. Не предметы, а подходы являются базовой формой организации содержания и единицей трансляции в новом университете.

Формирование нового типа идеального - идея модусов отношения людей к формам возможного в идеологии мира инноваций. основные модусы возможного существования идеального: Преодоление невозможного в символической действительности Построение идеально возможного в действительности должного Построение технически возможного в действительности реализаций Использование неограниченно возможного в виртуальной действительности

Модусные типы педагогик «преодолевающая» для формирования творящих новое, «долженствующая» для оформляющих новое, «реализующая» для практикующих новое «заполняющая» для потребителей.

Сегодня можно говорить, что все разнообразие картин мира тяготеет к нескольким онтологическим фокусам Онтология природного Онтология культурного антропоцентрического Онтология мышлительного ( мыследеятельности) Иная идея Бога или абсолюта – предельная форма организации каждого фокуса Множественность онтологий принимаем как ценность и ресурс развития Предельная форма образовательной идеи сегодня – это выработка способности жить и работать с несколькими онтологическими фокусами ( то есть строить некоторые «метаонтологии» )

Исследовательские вопросы Какие типы идеальности определяют новую парадигму образования Как происходит становление новой и « захоронение» старой парадигмы Что происходит с формами трансляции в современном мире и как понимать культуру