Оценка формируемых компетенций с точки зрения важности для будущей профессиональной деятельности (направлени е 150400, квалификация «бакалавр») Доц. Кудасова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
Екатеринбург, 2012 «Совершенствование профессионального мастерства специалистов в области металлургии и металлообработки»
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Конституционное право Российской Федерации Ведущая отрасль российского права. Устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЛОПАНОВА Е.В., ГБОУ ВПО « ОМСКАЯ.
1 Дисциплина «Финансы» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК2-16с к.э.н., доцент Растеряева.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов МОУ ВПО ЮУПИ «Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной деятельности.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Транксрипт:

Оценка формируемых компетенций с точки зрения важности для будущей профессиональной деятельности (направлени е , квалификация «бакалавр») Доц. Кудасова С.В. Доц. Солодихина М.В..

переход ЭПИ МИСиС на двухступенчатую систему высшей профессиональной подготовки (2010 г.) направление «Металлургия» необходимость разработки основных образовательных программ (ООП), реализуемых на базе ФГОС ВПО III поколения

Перед началом разработки каждой ООП ВУЗ должен определить ее цель в области обучения и воспитания с учетом особенностей научной школы, специфики, направления, профиля, положения на рынке труда на основе совокупности требований, предъявляемых ФГОС ВПО

Общая цель обучения – формирование конкурентоспособного на рынке труда специалиста Частные (конкретизированные) цели = требования к результатам освоения ООП (ФГОС)

требования к результатам освоения основных образовательных программ в ФГОС ВПО определены в виде компетенций

Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий Термин « компетенция »

в ФГОС ВПО по направлению «Металлургия» специфика направления и потребности потенциальных работодателей в целом учтены так как он разрабатывался в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» при участии Международного Союза металлургов, Союза экспортеров металлопродукции России, ЗАО "Объединенная металлургическая компания"

В ФГОС ВПО по направлению «Металлургия» определены 17 общекультурных и 25 профессиональных компетенций

Общекультурные компетенции (ОК):

Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, поставить цель и выбрать пути ее достижения Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного Самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Использовать основные законы ЕНД дисциплин в проф. деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Работать в команде, руководить людьми и подчиняться Учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении Использовать компьютер, как средство управления информацией Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы Владеть нормами деловой переписки и делопроизводства Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физичес-кого воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Профессиональные компетенции (ПК):

1) общепрофессиональные компетенции (ПК): Уметь использовать фундаментальные общеинженерные знания Уметь критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности Уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии Уметь сочетать теорию и практику для решения инженерных задач Уметь применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды Уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности Уметь выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и условиями эксплуатации Уметь следовать метрологическим нормам и правилам, выполнять требования национальных и международных стандартов в области профессиональной деятельности Уметь использовать принципы системы менеджмента качества 2) производственно-технологическая деятельность: Уметь осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии и материалообработке Уметь выявлять объекты для улучшения в технике и технологии Уметь осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды Уметь оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов

3) организационно-управленческая деятельность: Уметь применять методы технико-экономического анализа Использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом Уметь использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности Уметь организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели 4) научно-исследовательская деятельность: 5) проектная деятельность: Иметь способность к анализу и синтезу Уметь выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы Уметь использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности Уметь использовать основные понятия, законы и модели термодинамики, химической кинетики, переноса тепла и массы Уметь выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических и технологических процессов Уметь выполнять элементы проектов Уметь использовать стандартные программные средства при проектировании Уметь обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов

Поскольку общей целью вузовской подготовки является выпускник, конкурентоспособный на рынке труда, то иерархическое древо целей строится в зависимости от специфики и профиля подготовки, а так же потребности рынка труда в данном регионе Очевидно, что все 42 компетенции проблематично сформировать на одинаково высоком уровне у всех обучающихся, поэтому надо ранжировать их на основании критериев, определяемых главной целью обучения

Одним из наиболее значимых потенциальных работодателей для выпускников ЭПИ МИСиС по направлению является ОАО «Металлургический завод «Электросталь»)

И.А.Гончаров«Обыкновенная история»: Дядюшка: Скажи, что ты знаешь, к чему чувствуешь себя способным? Александр: Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломатию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию… Дядюшка: Постой, постой! А умеешь ли ты порядочно писать по-русски? Теперь пока это нужнее всего.

Теперь основным вопросом студенту или выпускнику будет уже не "что вы делали, чтобы получить степень?", а "что вы можете делать сейчас, когда получили степень?"

Задача исследования Задача исследования – ранжировать компетенции по значимости и определить возможности их реализации в учебном процессе Цель исследования Цель исследования - выявление наиболее значимых в будущей профессиональной деятельности компетенций путем анкетирования руководителей высшего звена ОАО «Металлургический завод «Электросталь» (репрезентативная выборка)

Дополнительное исследование Цель – выявление требуемого уровня знаний и умений выпускников ЭПИ МИСиС по каждой из тем курса общей физики (основной естественнонаучной дисциплины) с точки зрения наиболее вероятного работодателя (ОАО «Металлургический завод «Электросталь») и ведущих специалистов выпускающих кафедр как основных и непосредственных потребителей результатов обучения по курсу физики Задача – провести структуризацию учебного материала по курсу физики на основе матриц внутри – и межпредметных связей для создания рабочей программы, учебного плана, учебно- методического обеспечения, позволяющих реализовать компетентностный подход, оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Поскольку генеральная совокупность анкетируемых ( количество руководителей завода) невелика, то для того, чтобы получить результаты с надежностью не менее 95%, репрезентативная выборка должна составлять не менее 15 человек

В анкетировании приняли участие: 1.Директор по производству Вахрушев В.К. 2.Технический директор Кабанов И.В. 3.Директор по эксплуатации оборудования Жавыркин А.В. 4.Директор по техническому перевооружению Бирман Г.Н. 5.Зам. генерального директора - начальник сталеплавильного комплекса Сисев А.А. 6. Зам. генерального директора по качеству, начальник ОТК Кошелев Ю.Н. 7. Начальник производственного отдела Малышев А. В. 8. Начальник технического отдела Воробьева И.М. 9. Директор по персоналу Барашенков А.Ю. 10. Начальник кузнечно-прессового комплекса Куприн В.А. 11. Начальник КПЦ-1 Байков А.И. 12. Начальник цеха испытаний Кудасов В.В. 13. Начальник цеха КИПиА – главный метролог Веселов В.Ф. 14. Начальник СПЦ-6 Дьячков М.В. 15. Зам. начальника технического отдела по сталеплавильному производству Пивоваров И.Г.

в выборку вошли практически все высшие руководители, непосредственно связанные с производством и кадровой политикой В выборку не вошли руководители, связанные с экономикой и маркетингом

Компетенции, предложенные для оценивания, брались непосредственно из проекта ФГОС 17 общекультурных 25 профессиональных Компетенции оценивались в баллах по степени важности с точки зрения профессиональной деятельности (от 1 до 5)

Компетенции распределились следующим образом: Результаты опроса высшего руководящего звена Значимость компетенций «разнится» весьма существенно – от 26% до 100%

1.Работать в команде, руководить людьми и подчиняться 2.Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, поставить цель и выбрать пути ее достижения 3. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 4.Организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели 5.Оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы 6.Сочетать теорию и практику для решения инженерных задач 7.Способность к анализу и синтезу 8.Критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности 9.Использовать фундаментальные общеинженерные знания 10.Учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении 11. Осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии и металлообработке 12.Обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов 13.Использовать компьютер, как средство управления информацией 14.Выявлять объекты для улучшения в технике и технологии 15.Оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов 16.Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации 17.Выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и условиями эксплуатации 18.Самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии 19.Использовать принципы системы менеджмента качества 20.Следовать метрологическим нормам и правилам, выполнять требования национальных и международных стандартов в области профессиональной деятельности 21.Применять методы технико-экономического анализа 22.Владеть нормами деловой переписки и делопроизводства 23.Выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы

24. (11-13) Использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (23-27) Использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом (11-13) Использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (37-39) Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (30) Осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды (31-32) Применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (18-22) Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (31-32) Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (23-27) Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (11-13) Осознавать социальную значимость своей будущей профессии (33-34) Использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (37-39) Использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (23-27) Использовать стандартные программные средства при проектировании (36) Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (35) Выполнять элементы проектов (41) Использовать основные понятия, законы и модели термодинамики, химической кинетики, переноса тепла и массы (37-39) Выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических и технологических процессов (40) Владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (33-34) Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Важнейшей всеми без исключения опрошен- ными из высшего руководящего звена названа ОК: Работать в команде, руководить людьми и подчиняться

90% рубеж преодолели только 4 компетенции 1. Уметь работать в команде, руководить людьми и подчиняться 2. Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, поставить цель и выбрать пути ее достижения 3. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 4. Организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели

От 80% до 90% набрали 7 компетенций 7. Способность к анализу и синтезу 8. Критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности 6. Сочетать теорию и практику для решения инженерных задач 5. Оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы 9. Использовать фундаментальные общеинженерные знания 10. Учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении 11. Осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии и металлообработке

15. Оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов От 70% до 80% набрали 6 компетенций 14. Выявлять объекты для улучшения в технике и технологии 12. Обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов 17. Выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и условиями эксплуатации 13. Использовать компьютер, как средство управления информацией 16. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

21. Применять методы технико- экономического анализа От 60% до 70% - 7 компетенций 20. Следовать метрологическим нормам и правилам, выполнять требования нацио- нальных и международных стандартов в области профессиональной деятельности 18. Самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образова- тельные и информационные технологии 23. Выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы 19. Использовать принципы системы менеджмента качества 22. Владеть нормами деловой переписки и делопроизводства 24. Использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности

28. Осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатацион- ных требований и охраны окружающей среды От 50% до 60% - 6 компетенций 27. Владеть средствами самостоятельного, мето- дически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физ. подготовленности для обеспечения полно- ценной социальной и проф.деятельности 25. Использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом 30. Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного об- щества, сознавать опасности и угрозы, возникаю- щие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны 26. Использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 29. Применять в практической деятельности принципы рационального использования при- родных ресурсов и защиты окружающей среды

34. Использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности От 40% до 50% - 5 компетенций 33. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии 31. Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий 32. Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях 35. Использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности

От 30% до 40% - 3 компетенции 38. Выполнять элементы проектов 36. Использовать стандартные программные средства при проектировании 37. Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

42. Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач От 20% до 30% - 4 компетенции 41. Владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного 39. Использовать основные понятия, законы и модели термодинамики, химической кинетики, переноса тепла и массы 40. Выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических и технологических процессов

Анкетируемые отметили, что наряду с представленными компетенциями необходимо формировать такие важные в условиях современного производства личностные качества, как трудолюбие, инициативность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, исполнительскую дисциплину

«Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал знания, умения, личностные качества для решения профессиональных и социальных задач в профессиональной области» (Татур Ю.Г.. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учеб. пособие / Ю.Г. Татур; [авт. гл. 6 В.И. Солнцев]. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.) работодатели особо выделили третий компонент компетенции как оказывающий решающее значение на результаты производственной деятельности.

В результате получена линейная шкала значимости компетенций Необходимо в каждой компетенции выявить знания, навыки и умения, и определить необходимый уровень их сформированности

выявляются компетенции (в основном, связанные с организационно-управленческой деятельностью, такие, как «использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом», «использовать организационно- правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности») которые представляется возможным формировать в учебном процессе лишь на уровне «знания», а не «умения» или «опыта».

ЗНАНИЯ ЛЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ СЕМИНАРЫ ДИСКУССИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

УМЕНИЯ Лабораторные работы практика Конкретные ситуации Курсовое проектирование Игровые процедуры Исследовательские процедуры

НАВЫКИ Игровое проектирование Игровые процедуры Дипломное проектирование Разыгрывание ролей Исследовательские процедуры Конкретные ситуации Упражнения разного типа

Необходим анализ возможностей формирования каждой из компетенций в курсе различных модулей (дисциплин) необходимо учесть, что на формирование некоторых компетенций может оказывать влияние совокупность образовательных модулей (дисциплин), а при изучении каждого модуля может формироваться несколько компетенций

К о н т а к т н а я и н ф о р м а ц и я Адрес: , Россия, Москва, Измайловское шоссе, д. 4 (м. «Семеновская») Телефоны: (495) , Факс: (495) www:rc.edu.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)

Темы, разделы дисциплины Количе ство часов Компетенции n…n…n…n…Σ комп. комп.tср.ОТОЦ Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов t ср. - среднее время на развитие компетенции ОТ – образоват. технологии ОЦ – оценочные средства

Для анализа удобно сгруппировать компетенции так, как представлено на гистограмме

Данное разделение обусловлено тем, что компетенции состоят из приобретенных знаний,умений и навыков на основе изучения конкретных дисциплин, а так же мотивационного измерения (основанного на личностных качествах), требуемых для выполнения конкретной работы в условиях производства

1.«Дисциплинарные компетенции» - основанные на знаниях и умениях, получаемых в процессе изучения конкретной дисциплины цикла дисциплин 11 – гуманитарные 6 – основы менеджмента качества, 7 – безопасность жизнедеятельности, 8 – право 3 – специальные и профессиональные дисциплины, 10 – естественнонаучные,

2. Метапредметные компетенции – компетенции, которые могут целенаправленно формироваться в ходе изучения практически всех модулей при внедрении определенных методик и организационных форм обучения 1 – коммуникативные (социальное взаимодействие), 2 – общекультурные (культура мышления, культура письменной и устной речи), 4 – самосовершенствования, 5 – общенаучные (методология, исследовательская деятельность), 9 – информационные

Таким образом, приоритетная шкала обозначена. Но необходимо внести поправки. Например, руководству завода важно, чтобы работники умели « использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности » (8 позиция на диаграмме). Очевидно, в процессе обучения вуз должен обеспечить возможность формирования данной компетенции. Но количество учебного времени, необходимого для ее формирования несоизмеримо меньше, чем для формирования, например, умения « использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности » и « использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования » (10 позиция на диаграмме). К тому же формирование собственно квалификационных компетенций (3 позиция) базируется на основательной естественнонаучной подготовке, а общенаучные и информационные компетенции (5 и 9 позиции) начинаются формироваться в ходе изучения дисциплин ЕН цикла.

необходимо, обеспечить формирование приоритетных компетенций путем введения дополнительных модулей (например, ввести курсы делового русского языка, менеджмента качества, основ предпринимательства), и внедрения инновационных методов и форм обучения !

Специальные дисциплины Для определения частных целей обучения необходимо тесное взаимодействие между общепрофессиональными, специальными и естественнонаучными кафедрами. Это позволяет 1)исключить дублирование изучаемого материала и обеспечить целостность программы подготовки бакалавров, 2)обеспечить формирование единой системы взглядов на одни и те же объекты и явления, 3)выявить совокупность дисциплинарных компетенций, относящихся к одной компетентности, и построить « древо формирования компетентности ». Дисциплины ЕН цикла Общепрофессиональные дисциплины !

Например, умение « оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы » будет формироваться наиболее эффективно, если, во-первых, в вузе будут сформированы единые требования к оформлению лабораторных работ, курсовых проектов, курсовых научно- исследовательских работ, дипломных проектов, во-вторых, в каждом последующем изучаемом модуле требования к уровню сформированности данной компетенции будет повышаться (по Б.Блюму это знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). !

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ Любое проектирование, выполнение лабораторной работы предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целям данной группы и/или команды.

ДЕЛОВАЯ ИГРА Цель – установить взаимодействие между членами группы (команды) и выявить ключевые компетенции участников в результате индивидуальной и коллективной работы

Следующим шагом построения целей обучения является определение необходимого уровня сформированности каждой из компетенций в курсе конкретного модуля, для того, чтобы сделать частные цели обучения диагностичными. Для метапредметных компетенций задавать диагностично уровень их сформированности затруднительно и нежелательно, так как это приводит к потере вариативности и личностно- ориентированной направленности, и, как правило, к доминированию репродуктивного стиля в деятельности

Для предметных компетенций алгоритм определения « уровня обученности » схематично его можно представить так: 1)на основе ГОС произвести отбор содержания модуля, разбить содержание на элементы (темы), в каждой теме выделить уровни и расщепить их на составляющие (теоретические знания, знания об алгоритмах выполнения деятельности, умения выполнять действия на основе знаний об алгоритмах); 2)произвести структурирование содержания (ранжировать отобранный материал с помощью матриц внутри- и межпредметых связей, графов учебной информации, структурно-логических схем); 3)однозначно классифицировать уровни обученности; 4)присвоить каждой теме определенный уровень обученности по каждой из структурных составляющих; 5)произвести коррекцию уровней (только в сторону повышения) с учетом исходных уровней обученности студентов данного потока (по результатам предварительной диагностики) и материально- техническими возможностями вуза (демонстрационное оборудование, лабораторные установки кафедры и т.д.).

Сформированные по описанной схеме цели основной образовательной программы позволяют спроектировать саму программу с учетом специфики, профиля подготовки и потребности рынка труда в данном регионе.

Объем выборки среднего и низшего руководящего звена не столь репрезентативен, поскольку в анкетировании принимали участие только выпускники ЭПИ МИСиС ( г. выпуска) В анкетировании приняли участие руководители как среднего (ведущие инженеры, начальники секторов, начальники смен, начальники бюро, старшие мастера) так и низшего звена (инженеры, мастера,), представляющие и сталеплавильное, и передельное производства Результаты получены с надежностью не менее 83%.

Компетенции распределились следующим образом: Результаты опроса высшего руководящего звена Результаты опроса среднего и низшего руководящего звена

Видно, что рук низшего звена не столь четко могут выявить приоритеты Результаты опроса высшего руководящего звена Результаты опроса среднего и низшего руководящего звена

В обоих случаях 90% рубеж преодолели только 4 компетенции 1. Работать в команде, руководить людьми и подчиняться 2. Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, поставить цель и выбрать пути ее достижения 3. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 4. Организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели 1. Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, поставить цель и выбрать пути ее достижения 2. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 3. Работать в команде, руководить людьми и подчиняться 4. Использовать компьютер, как средство управления информацией

Руководители среднего и низшего звена поставили ее на 3 место: Работать в команде, руководить людьми и подчиняться

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!