Здоровье человека и среда обитания. Человека в его жизни, как и общество в целом, подстерегают самые различные опасности. Одни опасности имеют объективную.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Генетические изменения. Работу выполнила: Волобуева Полина Ученица 10 «б» класса МРОУ СОШ 2 Рабочий посёлок Сузун Новосибирская область Руководитель: Кожемякина.
Advertisements

КСЕ. Природа мутаций и ее решение в современной генетике.
Наследственные болезни. Цель работы: познакомиться с законами наследственности как необходимым фактором разумного планирования семьи, обеспечивающим здоровье.
Общая биология Изменчивость. Что изучает генетика? Что такое наследственность? Каким способом передаются наследственные признаки ?
Презентация по экологии на тему:Экология в жизни человека Выполнила: ученица 11-б класса МОУ СОШ 31 г. Новочеркасска Богатова Алена.
Хворостухина Олеся МОУ «Лицей 10», г. Пермь. Сущность жизни Жизнь СубстратСовокупность (белок) специфических физико - химических процессов, характерных.
Мутации Сорокина В.Ю.. Содержание: 1.Определение мутаций, их причины 2.Мутагены, их свойства 3.Классификация мутагенов (по природе) 4.Классификация мутаций.
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Тема урока: «Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к жизни и трудовой деятельности»
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
Современные представления об эволюции органического мира.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.» Г.Гейне Здоровье в жизни человека играет важную роль. Здоровье – самое главное сокровище человека,
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.
Компьютерная лекция 1 Дисциплина «Биология» Специальность «Сестринское дело, Лабораторная диагностика, Фармация» Компьютерная лекция 1 Тема: Многообразие.
Вид и его критерии. Что такое вид? Биологический вид- это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства,
* Источниками облучения являются естественный радиационный фон Земли, техногенно измененный естественный фон и искусственный радиационный фон. В результате.
Лекция 1. Валеология – наука о здоровье. Вопросы: Определение валеологии. История развития валеологии. Основоположники валеологии. Цели, задачи валеологии.
Я Махсон Владислав родился в городе Твери учусь в гимназии 8.
Транксрипт:

Здоровье человека и среда обитания

Человека в его жизни, как и общество в целом, подстерегают самые различные опасности. Одни опасности имеют объективную природу, например природные катастрофы, другие порождены хозяйственной и военной деятельностью, третьи человек создает себе сам. Все эти виды опасности отражаются в конечном итоге на жизни, здоровье, качестве профессиональной деятельности и благосостоянии человека.

Известно, что здоровье взрослого в основном формировалось в детстве. Согласно данным Минздрава и Госкомсанэпиднадзора России (1999 г.), лишь 14% детей школьного возраста здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 3540% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза патология органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз нарушение осанки, в 4 раза нервно- психические расстройства. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. По статистике, заболеваемость подростков за 5 лет ( гг.) увеличилась на 26,3%, причем увеличение заболеваемости отмечено по всем классам болезней.

Труд современных специалистов стал по преимуществу трудом операторским, с преобладанием сенсорных элементов деятельности. В физиологию труда пришли новые представления и возникли проблемы, связанные с особенностями работы специалистов. К ним относятся в первую очередь: гипокинезия как следствие недостаточной мышечной активности, характерной для значительного большинства специалистов операторского профиля; монотонная, обусловленная однообразием работы; перегрузка (недогрузка) сенсорных систем; работа при остром дефиците времени, в условиях частого переключения ритмов; деятельность в ограниченном рабочем пространстве и режиме автономного существования; длительное пребывание в вынужденной позе; работа при постоянном воздействии на организм факторов окружающей рабочей и природной среды с использованием различных видов защитной одежды и средств индивидуальной защиты.

Здоровье и факторы риска «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья». Думается, каждый из нас согласится с этими словами известного немецкого философа А. Шопенгауэра.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев последнего: 1) отсутствие болезни; 2) нормальное функционирование организма в системе «человек окружающая среда»; 3) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; 4) способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; 5) способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Элементы экологии внутренней среды человека Внутри каждого организма существует особая среда, которая образована кровью, лимфой и другими растворами. Очевидно, что жизнедеятельность организма, его взаимоотношения с внешней средой неразрывно связаны и с внутренним его состоянием. Раздел науки, который изучает взаимоотношения организма с компонентами его внутренней среды, называется эндоэкологией.

Важнейшие явления, которые происходят во внутренней среде организма, независимо от его сложности, определяются (по Ю.Н. Куражковскому) рядом эндоэкологических законов. 1. Состояние каждого организма обусловлено совокупностью его генотипа, фенотипа и динамики внешней и внутренней среды. Отметим, что генотип это совокупность всех генов организма, а фенотип совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и кончая особенностями строения и функционирования клеток и органов. При этом фенотип формируется под влиянием генотипа и внешней среды. Реальное состояние организма непрерывно изменяется под влиянием воздействий как окружающей так и внутренней среды. 2. В динамике внутренней среды организма сочетаются пять видов движения: 1) избирательно поглощаемый поток веществ, энергии и информации; 2) возрастные поступательные изменения; 3) многоступенчатые колебательные изменения; 4) действие импульсов центральной нервной системы; 5) реакции на случайные воздействия внешней среды. 3. Диапазон рациональных реакций внутренней среды организма на внешние воздействия обусловлен эволюционным опытом вида.

Указанные взаимосвязи служат своеобразными рычагами управления внутренней средой организма, которые основываются на следующих положениях: а) центральная нервная система (ЦНС) выполняет главную программно- регулирующую функцию во внутренней среде организма, причем автоматически, вне нашего сознания; б) универсальным регулятором всех внутренних процессов организма является движение; его универсальный вид, приводящий в действие большинство мышц тела, является ходьба; в) согласно Б.И. Есипенко (1974 г.), кишечнику принадлежит ведущая роль в изменении направлений движения потоков веществ во внутренней среде организма.

Трансформирующие агенты биосферы К таковым специалисты относят некоторые физические факторы, элементы и соединения, способные вызывать существенные преобразования биологических объектов. Уровень воздействия таких трансформеров определяется биологическими особенностями, возрастом пораженного организма, действующей концентрацией, длительностью воздействия, а также экологической обстановкой, сложившейся на время воздействия.

Согласно академику Н.П. Дубинину, главными из возможных преобразований организмов являются: 1) онкогенез, или развитие злокачественных образований; 2) тератогенез (пороки индивидуального развития, а также уродства); 3) мутационный процесс в гаметах или соматических клетках; 4) ингибирование (замедление) или стимулирование биологической продуктивности; 5) некроз (омертвение) тканей; 6) токсикоз. Эти изменения мгут возникать по отдельности или в различных сочетаниях друг с другом.

Деградация генофонда человечества Общие понятия. Мутация (по Н.Ф. Реймерсу, 1990 г.) резкое наследственное изменение организмов, меняющее, их морфологические и/или физиолого- поведенческие признаки. Связано с изменением числа и структуры хромосом, с изменением структуры отдельного гена или их группы. Ген единица наследственной (генетической) информации, способная к воспроизведению и расположенная в определенном участке данной хромосомы; ген обеспечивает преемственность в поколениях того или иного признака или свойства того или иного организма.

Генофонд совокупность всех генов данной популяции, группы популяций или вида в целом. Генетика наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Основными разделами генетики в зависимости от объекта исследования являются: генетика человека, генетика животных, генетика растений, генетика микроорганизмов и вирусов; в зависимости от уровня исследования: генетика популяций, цитогенетика, молекулярная генетика.

мутагенез (по И.И. Дедю, 1989 г.) процесс возникновения мутаций под воздействием мутагенных факторов (чаще всего внешней среды физических, химических, реже биологических). Известны химический и радиационный мутагенез. Химический мутагенез явление возникновения изменений химической структуры молекул ДНК под действием химических загрязнителей. Радиационный мутагенез явление возникновения мутаций под действием радиоактивных веществ. Мутагены - физические и химические факторы, воздействие которых на живые организмы вызывает появление мутаций. К мутагенам относятся многие пестициды, азотистые удобрения (нитриты), тяжелые металлы (свинец, кадмий, цинк, ртуть, никель и др.), некоторые лекарства, радиоактивные вещества, вирусы, бактерии.

Вывод: наиболее хрупкими в условиях экологических кризисов и катастроф оказываются иммунная система и интеллектуальный статус человека. Это обстоятельство, если не принять надлежащих мер, способно приблизить начало гибели цивилизации.