Основные экологические проблемы Ленинградской области Основные экологические проблемы Ленинградской области. ВПЕРЕД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Advertisements

Отходы в системе технического регулирования. Экологически безопасное обращение с вторичными ресурсами.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Охрана окружающей среды Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Выполнила Горохова Екатерина Александровна. Система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности.
Статистика окружающей среды и природных ресурсов.
Санкт-Петербург. ФГП Санкт-Петербурга Санкт-Петербург расположен на побережье Финского залива Балтийского моря в устье реки Невы и на островах ее дельты.
Экологические проблемы России
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Кликушина Евгения Геннадьевна Научный руководитель: к.э.н., доцент Крюков М.М.
Система управления отходами производства и потребления на территории Кировской области. Проблемы и пути решения Департамент экологии и природопользования.
Лекция 9. Правовая охрана земель 900igr.net. Правовая охрана земель 1. Охрана земель: понятие, цели и мероприятия. 2. Обязанности собственников земельных.
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Транксрипт:

Основные экологические проблемы Ленинградской области Основные экологические проблемы Ленинградской области. ВПЕРЕД

Содержание Введение Введение Введение Цели и задачи работы Цели и задачи работы Цели и задачи работы Цели и задачи работы Основные экологические проблемы Ленинградской области Основные экологические проблемы Ленинградской области Водные проблемы Водные проблемы Водные проблемы Водные проблемы Снижение загрязнения атмосферного воздуха Снижение загрязнения атмосферного воздуха Снижение загрязнения атмосферного воздуха Снижение загрязнения атмосферного воздуха Охрана природных комплексов Охрана природных комплексов Охрана природных комплексов Охрана природных комплексов Проблема отходов Проблема отходов Проблема отходов Проблема отходов Лесные ресурсы и особо охраняемые природные территории Лесные ресурсы и особо охраняемые природные территории Лесные ресурсы и особо охраняемые природные территории Лесные ресурсы и особо охраняемые природные территории Пути решения проблем Пути решения проблем Пути решения проблем Пути решения проблем Выводы Выводы Выводы

Цели и задачи: Главной целью написания этой работы я считала максимальную конкретизацию поднятых проблем, возможность показать комплекс экологических задач на конкретном примере нашего края, Ленинградской области, привлекая материалы Комитета по охране природы Санкт Петербурга и Ленинградской области, правительства Ленинградской области и Российской Федерации. МЕНЮ

Вступление Коротко о проблемах, поднятых в моей работе: В Ленинградской области на протяжении последних 20 лет проводится планомерная работа по улучшению экологическо обстановки. Осуществленные за это время природоохранные мероприятия для предприятий различных отраслей промышленности (машиностроения, химической, нефтехимической, энергетики, целлюлозно-бумажной) и коммунального хозяйства были предусмотрены постановлениями Совета Министров СССР от 16 июля 1976 года N 567 "О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря" и от 7 декабря 1984 года N 1212 "О дополнительных мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и других природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского и Ильмень". В качестве приложения, я использую данные по названным вопросам в виде таблиц, графиков, диаграмм. Они охватывают данные не только по Ленинградской области, но и Санкт Петербурга, так как эти объекты неразрывно связаны. МЕНЮ

В 1989 году отделом охраны окружающей среды Плановой комиссии Леноблисполкома совместно с Комитетом по охране природы Санкт- Петербурга и Ленинградской области (ныне - Ленкомэкология) и Леноблсоветом была составлена Адресная программа мероприятий по оздоровлению природной среды Ленинградской области на период годы, которая предусматривала выполнение только водоохранных мероприятий на 214 объектах, в том числе строительство и расширение городских и поселковых очистных сооружений Приморска, Высоцка, Бокситогорска, Любани, Тосно, Подпорожья, Луги, Волосово и других, а также строительство очистных сооружений и навозохранилищ в 39 совхозах области. Выполнение этой программы должно было оздоровить водоохранную обстановку и уменьшить нагрузку на водоемы бассейна Балтийского моря и Ладожского озера. Решение Экологических Проблем МЕНЮВПЕРЕД

В период с 1984 по 1996 год осуществлен ввод в эксплуатациюгородских очистных сооружений городов Приозерска и Светогорска, ввод систем оборотного водоснабжения на ряде крупных предприятий (Бокситогорский завод объединения "Глинозем", Тихвинский завод "Трансмаш"); закрыт Приозерский целлюлозно - бумажный завод, в результате чего произошло значительное сокращение массы сбрасываемых загрязняющих веществ. Однако сложная экономическая ситуация не позволила выполнить эту программу полностью. Кроме того, ранее выполненные мероприятия и сооружения природоохранного назначения утратили свой положительный эффект в связи со спадом производства, перепрофилированием или "рассыпанием" объекта природопользования на значительное число самостоятельных производств. В настоящее время экологическая обстановка в Ленинградской области стабилизировалась, но находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое может быть нарушено в случае нового индустриального и транспортного подъема. Чтобы избежать ухудшения обстановки, необходимо закрепить и в ближайшем будущем усилить положительные достижения последних лет в сфере охраны окружающей среды. В этой связи назрела необходимость разработки новой экологической стратегии и программы природоохранных мероприятий в Ленинградской области. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

По поручению Правительства Ленинградской области Государственный комитет по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно с комитетом природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Санкт- Петербургским отделением Российской Академии наук, а также другими специально уполномоченными органами в сфере охраны окружающей природной среды (Управление "Севзапрыбвод", Ленинградская инспекция Северо - Европейского округа Госатомнадзора России, Северо - Западный региональный геологический центр, центр Госсанэпиднадзора в Ленинградскойобласти, комитет по лесу Ленинградской области, комитет по охотничьему хозяйству Ленинградской области и другие) при участии Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработали проект Основных направлений по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года с учетом предложений муниципальных образований Ленинградской области. В Основных направлениях учтены основные положения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440; приграничный статус территории Ленинградской области и требования действующих на ней де-факто межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений в сфере охраны окружающей среды. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Водные проблемы Территория Ленинградской области включает в себя водосборные бассейны Балтийского и Каспийского морей и Ладожского озера. Наличие на территории региона природных систем и объектов федеральной собственности (Ладожское озеро, территориальные воды Финского залива и т.д.) требует специальных законодательных решений как на уровне двусторонних связей между субъектами Федерации, так и законодательно - нормативных решений федерального уровня. Кроме того, на территории Ленинградской области действуют международные соглашения России - Конвенция по защите морскойсреды Балтийского моря (Хельсинкская Конвенция), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Федеральная целевая программа "Возрождение Волги". Международные обязательства конкретизированы в программе мер по сокращению загрязнения водных объектов и осуществлению водоохранных мероприятий в бассейне Балтийского моря, принятой Российской Федерацией и Финляндской Республикой в мае 1992 года МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Поэтому безусловно межрегиональной проблемой остается достижени устойчивых показателей улучшения качества вод Ладожского озера. Ладожское озеро - крупнейший пресноводный водоем в Европе. Непосредственно в озеро впадают 32 реки (не считая малых водотоков), а вытекает только Нева. Общий объем загрязненных сточных вод, поступающих непосредственно в озеро, ежегодно составляет около 400 млн. куб.метров, причем более половины этого объема - от Ленинградской области. В последнее время наблюдается тенденция к снижению биогенных нагрузок на Ладожское озеро, что связывается с сокращением использования минеральных и органических удобрений, скорее по экономическим, а не по природоохранным мотивам. Однако показатели улучшения качества вод Ладожского озера, к сожалению, не достигаютпока требуемых нормативных значений. Загрязняющие вещества поступают в озеро с речным стоком, со сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий (непосредственно расположенных на берегу озера), с атмосферными осадками. В то же время, по данным Ленинградского центра по гидрометеорологии и мониторингуокружающей природной среды, полностью прекращены комплексные наблюдения за состоянием водной экосистемы Ладожское озеро - рекаНева - Невская губа - восточная часть Финского залива (вчастности, систематические наблюдения за качеством вод Ладожского озера не ведутся с 1990 года). Это относится и к речным системам Ленинградской области, на которых также происходит закрытие постов или сокращение программы наблюдений на пока еще действующих постах. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Поэтому необходимо в целях получения объективной информации о состоянии водных экосистем восстановить сети и программы мониторинга, в первую очередь на Ладожском озере, с выделением необходимого финансирования, и в дальнейшем проводить работы по охране и очистке Ладожского озера и его акватории. Практически по каждому району Ленинградской области требуется выполнение работ как по строительству новых очистных сооружений, так и по реконструкции уже существующих. Даже в районных центрах Ленинградской области Волхове, Всеволожске, Кировске, Луге, Подпорожье имеющиеся очистные сооружения перегружены по объемам обрабатываемых сточных вод и, соответственно, не могут обеспечить их эффективной очистки. Еще хуже складывается ситуация в небольших поселках, где в силу социально - экономических причин даже имеющиеся очистные сооружения во многих случаях не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии. Массовые мероприятия по передаче сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно - коммунального хозяйства, прошедшие во многих районах Ленинградской области в годах, не исправили положения из-за отсутствия финансирования. Крайне необходимо проведение мероприятий по некоторым наиболее крупным предприятиям области (ОАО "Светогорск", Выборгский ЦБК и другие), поименованным в международных соглашениях. Многочисленные водные объекты - одно из важнейших достояний Ленинградской области, которая является одной из самых озерных на Русской равнине: 1800 озер занимают 14 процентов ее территории. Суммарная длина более 50 тысяч водотоков в гидрографической сети превышает 221 тыс.километров. Требует внимания также и проблема снабжения питьевой водой. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Запасы пресной воды в поверхностных источниках оцениваются в 1280 куб.километров, а в подземных (включая минеральные источники) куб. километров. По количеству пресной воды на одного жителя Ленинградская область занимает одно из ведущих мест в России. Водное хозяйство необходимо приводить к единой системе управления водопользованием и охраной водных ресурсов. Опыт зарубежных стран показывает, что необходимо создавать интегрированную систему управления водными ресурсами, с помощью которой появится возможность прогнозировать ситуацию и обоснованно принимать адекватные решения. Современное водоснабжение многих городов и поселков Ленинградской области основывается почти исключительно на поверхностных источниках. По ряду причин в настоящее время использование таких источников водоснабжения нельзя признать полностью удовлетворительным. На водосборной территории водных объектов часто расположены сельскохозяйственные угодья, многочисленные садоводческие участки (многие из которых находятся непосредственно в водоохранной зоне рек), бытовые и промышленные свалки, населенные пункты, военные городки. Для восстановления и обеспечения экологического благополучия используемых водных источников требуется проведение определенного комплекса водоохранных мер. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Как альтернативный в данной ситуации и более благоприятный в отношении качества воды вариант следует рассматривать использование в качестве источника водоснабжения подземных вод, запасы которых в отдельных районах Ленинградской области значительны и которые обладают наибольшей санитарной надежностью и безопасностью в отношении чрезвычайных ситуаций. Однако в настоящее время в связи с ужесточением норм радиационной безопасности необходима переоценка качества подземных вод, в частности - гдовского водоносного горизонта, в целях исключения риска их негативного воздействия на здоровье населения. 1. Разработка и внедрение нормативно-правовых документов по оздоровлению водной среды. 2. Обеспечение комплексного наблюдения за состоянием поверхностных и подземных вод. 3. Мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водной среды: - строительство и реконструкция очистных сооружений в городах и населенных пунктах; - техническое перевооружение и реконструкция предприятий; - внедрение рациональных технологий и мероприятий по предотвращению загрязнения водной среды. 4. Организация особого режима пользования природными ресурсами в водоохранных зонах. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Снижение загрязнения атмосферного воздуха На территории Ленинградской области находится множество промышленных предприятий и предприятий топливно-энергетического комплекса, загрязняющих атмосферу. Несмотря на более низкую, чем в городе, концентрацию передвижных источников (автотранспорт), в настоящее время отмечается быстрый рост парка автомашин и в Ленинградской области. Поэтому вклад этих источников в общее загрязнение атмосферы области будет неуклонно возрастать. Анализ результатов наблюдений 1996 года показал, что повсеместно в воздухе городов Ленинградской области содержатся пыль, диоксид азота и ряд других загрязняющих веществ. Из специфических загрязняющих веществ наблюдался повышенный уровень загрязнения формальдегидом: в городе Светогорске средняя концентрация этого вещества составила 2,9 ПДК (предельно допустимой концентрации), а максимальная концентрация - 3,4 ПДК, хотя это ниже уровня предыдущих лет. Превысили санитарную норму в Светогорске максимальная концентрация фенола (в 1,8 раза), оксида азота (в 1,5 раза), сероводорода. Превышение санитарной нормы максимальных концентраций по оксиду азота наблюдалось также в городе Кириши (в 3,4 раза), сероводорода - в городе Сланцы (в 6,5 раза). За последние пять лет возрос уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота (Выборг, Кингисепп, Луга), оксидом углерода (Кириши, Светогорск), снизилось загрязнение воздушного бассейна города Выборга - диоксидом серы, средние концентрации остальных наблюдаемых примесей остались без изменений. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Уровень загрязненности атмосферы в Ленинградской области, несмотря на сравнительно благоприятные для рассеивания примесей климатические условия, вызывает определенную тревогу, особенно в городах Кириши, Сланцы, Боксигогорске, на долю которых приходится более половины валовых загрязнений воздушного бассейна. В результате антропогенной деятельности в пределах Ленинградской области на ее территории ежегодно осаждается около 16 тыс. тонн закисляющих веществ, кроме того, более 840 тыс. тонн поступает на территорию области вследствие их трансграничного переноса в пределах Европейского континента. Наибольшее влияние на Ленинградскую область среди стран ближнего зарубежья оказывает Эстония, а дальнего зарубежья - Польша. Между Финляндией и Ленинградской областью отмечается баланс потоков соединений серы, повышенное влияние - относительно оксидов азота и пониженное - относительно восстановленного азота. Одновременно часть ежегодно образующихся в Ленинградской области эмиссий закисляющих веществ уходит за пределы ее территории: около 70 процентов экспортируемых веществ осаждается в ближайших регионах Российской Федерации, около 10 процентов экспортируется в Финляндию, остальная часть рассеивается в пределах Восточной Европы. Прогноз экономического развития Российской Федерации и Северо-Западного района России указывает на рост промышленного производства, что повлечет за собой относительное увеличение объемов и изменение структуры выбросов. Такой прогноз вызывает необходимость разработки приоритетных воздухоохранных мероприятий. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

1. Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих качество атмосферного воздуха и уровни воздействия на него стационарных и передвижных источников. 2. Проведение мониторинга атмосферного воздуха в рамках региональной государственной системы экологического мониторинга. 3. Развитие объектов транспортной инфраструктуры Ленинградской области: - строительство кольцевой автомобильной дороги; - строительство автодорожных обходов городов Ленинградской области. 4. Первоочередные мероприятия, направленные на снижение загрязнения атмосферного воздуха в городах и районах Ленинградской области: - перевод котельных с жидкого топлива на газ; - замена и реконструкция газоочистного оборудования; - проектирование и строительство новых очистных установок; - реконструкция технологического оборудования. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Охрана природных комплексов Одним из главных богатств Ленинградской области по праву считают леса. Лесистость территории области в настоящее время составляет 53,1 процента и является довольно высокой по российским меркам и очень высокой - по меркам европейским. Поскольку природоохранные и экономические задачи нередко входят в конфликт друг с другом, необходимость их сбалансирования выдвигает особые требования к рациональному ведению лесопользования и лесозаготовок. Вырубка леса, даже плановая, представляет угрозу для биологического разнообразия в его видовом, популяционном и генетическом проявлениях. Деградация лесов и изменение их структуры происходит также под воздействием лесных пожаров, изменения гидрологического режима почв (пересыхание или избыточное увлажнение), вредителей, болезней, промышленных выбросов. Поэтому стратегия лесопользования и лесовыращивания должна быть направлена на стабилизацию как общей экологической обстановки, так и лесозаготовок на длительную перспективу с учетом всех особенностей лесных экосистем. На частичное решение этих проблем направлено постановление Правительства Ленинградской области от 11 декабря 1997 года N 50 "О мерах по устранению недостатков и нарушений, выявленных межведомственной комиссией при проверке ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах Карельского перешейка". Правительством Российской Федерации утверждена государственная целевая программа "Леса России" на годы, в которой предусмотрены все основные мероприятия по переходу к устойчивому ведению экологически направленного лесного хозяйства. Аналогичная программа по Ленинградской области должна быть разработана в течение годов. МЕНЮВПЕРЕД

Серьезные упущения в охране окружающей среды были допущены в подходе к использованию болот, хотя болота и заключенные в них запасы торфа играют существенную роль в экономике и влияют на экологическую ситуацию. Разработка богатейших торфяных ресурсов Северо-Запада России является социально-экономической необходимостью. При этом требуется системное решение проблемы, поскольку затрагиваются интересы экономики, социальные и экологические вопросы. Большое значение при этом должно уделяться роли болот для естественного развития ландшафта лесной зоны (продуцирование кислорода и связывание углерода, влияние на окружающие сопредельные ландшафты, сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира, почвенной биоты). В связи с этим при составлении планов развития Ленинградской области необходимо провести анализ практики использования болот области и ее влияния на экологическую ситуацию, а на основе анализа разработать рекомендации по рациональному использованию болот с выдачей прогноза экологической ситуации при различных направлениях и уровнях их эксплуатации в ближайшие годы и на перспективу. Особое положение и значимость в Ленинградской области имеет Карельский перешеек. Он является территорией, имеющей важное многостороннее, в том числе экологическое, значение для Санкт-Петербурга, Северо-Запада и всей Российской Федерации. Природа Карельского перешейка уникальна и отличается особым растительным и животным миром, интересным геологическим строением и рельефом. К Карельскому перешейку приурочен водораздел крупнейших водосборных бассейнов - Ладожского озера и Финского залива. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

На ближайшие годы на территории Карельского перешейка запланировано строительство портовых комплексов и других крупных объектов. Это потребует создания новых промышленных зон и инфраструктуры, включая транспортные магистрали и трубопроводы. В связи с этим необходимо выработать наиболее экономически целесообразные решения, реализация которых оказала бы наименьшее негативное воздействие на природную среду Карельского перешейка. Для выработки таких решений необходимо комплексно оценить экономические перспективы реализации планов хозяйственной деятельности на Карельском перешейке и разработать концепцию природопользования в связи с его экологической, социальной и хозяйственной значимостью в современных условиях. Существенной проблемой для Ленинградской области является организация сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Особо охраняемые природные территории - это компоненты регионального природного комплекса (территории, акватории и отдельные объекты), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, исключенные полностью или частично из традиционных видов хозяйствования, и для которых установлен специфический режим охраны и использования, учитывающий их особые задачи. ООПТ вместе с другими элементами природных комплексов обеспечивают экологическое равновесие и решение разнообразных экологических, социальных и культурно - просветительских задач, связанных с взаимодействием природы и общества. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" развитие ООПТ отнесено к приоритетным направлениям государственной экологической политики Российской Федерации, а Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит их к объектам общенационального достояния. 26 декабря 1996 года издано постановление Правительства Ленинградской области N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации сети особо охраняемых территорий Ленинградской области". Сейчас в области имеется заповедник "Нижне-Свирский", республиканский заказник "Мшинское болото", заказник "Гладышевский" (предполагается, что он также получит статус федерального), а также двадцать заказников и тринадцать памятников природы областного значения. Продолжается создание систем ООПТ в восточной части Финского залива, что должно способствовать выполнению взятых Россией обязательств по защите морской среды Балтийского моря (HELKOM EC-Nature) и сохранению мест обитания редких видов растений и животных (Рамсарское соглашение). Пять территорий - Кургальский полуостров, Березовые острова, остров Лебяжий, устье реки Свирь и Мшинское болото - включены со стороны Российской Федерации в список водно - болотных угодий, имеющих международное значение как места обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция, 1971 год). Этот список предполагается дополнить заказником "Раковые озера". Параллельно с постоянными государственными природными заказниками регионального значения существует сеть из 15 зоологических (охотничьих) заказников, основная цель которых - сохранение охотничьей фауны. В ряде случаев их границы перекрывают региональные природные заказники. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Существующий набор ООПТ в Ленинградской области имеет ряд недостатков: особо охраняемые природные территории области не являются сбалансированной системой, в которой были бы представлены все типы природных ландшафтов; площадь этих территорий очень мала (3,02 процента территории Ленинградской области); отсутствуют отдельные категории ООПТ, например, национальные и природные парки (правда, в настоящее время ведется организация природного парка "Вепсский лес"), что не позволяет решать все задачи, поставленные перед ООПТ; мала площадь особо охраняемых акваторий, а также наземных экосистем разных стадий естественной динамики; они разобщены урбанизированными, аграрными, индустриализированными и другими сильно нарушенными землями; организационные условия существования сети заказников и памятников природы не обеспечивают их надежной охраны и использования в экологических, научных и просветительских целях; финансовое обеспечение работ по поддержанию режима существующих ООПТ явно недостаточно; статус некоторых из них носит противоречивый характер, например, отдельные лесные заказники с режимом охраны, близким к заповедному, относятся к лесам не первой, а второй группы; существует ведомственная разобщенность информации об особо охраняемых природных территориях и других территориях с ограничениями в режиме использования, что не позволяет оценить существующую сеть особо охраняемых природных территорий с точки зрения ее полноты и надежности выполнения всех задач, поставленных перед охраняемыми территориями Ленинградской области. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Серьезную обеспокоенность вызывает возрастающее число нарушений природоохранного режима, в том числе с незаконным лесопользованием, браконьерским, охотничьим промыслом, захватом земель. Отсутствие финансирования не позволяет действенно организовать охрану и управление существующими ООПТ, а тем более развивать их сеть. А незаконченность юридического оформления и недостаток нормативно-правовых актов, определяющих статус ООПТ, не позволяют использовать источники собственных средств. Для коренного улучшения состояния дел с ООПТ и упорядочения управления ими необходимо принятие закона "Об особо охраняемых природных территориях Ленинградской области", а также разработка территориальной государственной программы охраны, функционирования и развития особо охраняемых природных территорий в лесном фонде и на землях (акваториях) Ленинградской области. МЕНЮНАЗАД

Проблема отходов Одной из основных проблем Ленинградской области в ближайшие годы будет проблема отходов, в частности - твердых бытовых отходов (ТБО), которой раньше не уделялось должного внимания. Наличие большого количества несанкционированных и неконтролируемых свалок, особенно вблизи крупных садоводств, обостряет и без того сложную экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Назрела необходимость в выявлении, обследовании и обустройстве или ликвидации свалок. Известно, что несанкционированные свалки - это источники загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы, потеря рекреационных территорий и сельскохозяйственных угодий. Загрязнения, которые связаны со свалками, очень токсичны, в том числе это - загрязнение окружающей среды диоксинами - веществами, практически не разрушающимися с течением лет. Пагубность влияния их на здоровье населения и его генофонд доказана многочисленными исследованиями. Необходимы оперативные и перспективные меры по рекультивации и введению в хозяйственный оборот территорий, занятых в Ленинградской области несанкционированными свалками. Чтобы предотвратить образование несанкционированных свалок, следует создать соответствующие условия для этого. МЕНЮВПЕРЕД

Одним из них является поиск путей снижения образования отходов, строительство мусороперерабатывающих заводов, привлечение к утилизации отходов производителей продукции и т.д. Чтобы осмыслить и выбрать нужный путь, необходимо разработать концепцию обращения с ТБО для районов области. Для получения точных данных о количестве образующихся в Ленинградской области ТБО, организации их учета, сбора и утилизации необходимо в короткие сроки определить и изучить современное состояние данной проблемы. На основе этой работы должна быть сформирована концепция управления ТБО в увязке с аналогичной концепцией Санкт-Петербурга, а также план действий по решению проблемы ТБО в области на период до 2010 года. Концепция (схема) сбора, удаления, обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов на территории Ленинградской области определит пути решения проблемы отходов. Реализация концепции позволит привести систему обращения с ТБО в области в соответствие с наиболее передовыми современными требованиями и обеспечит в этой части устойчивое развитие эколого - экономического комплекса; повысит эффективность управления обращения с ТБО со стороны муниципальных образований и обеспечит широкое вовлечение общественности и активной части населения районов в решение данной проблемы; усилит контроль за деятельностью хозяйственных структур, позволит создать условия для развития нормативно - правовой базы в обращении с ТБО и прогнозировать развитие проблемы обращения с ТБО и пути ее решения в связи с предстоящим экономическим развитием в XXI веке. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Захоронение радиоактивных отходов Ленинградской области осуществляется на Ленспецкомбинате "Радон" (город Сосновый Бор). К настоящему времени мощности комбината практически исчерпаны. По расчетам руководителей комбината исходя из остатка свободных объемов и тенденции поступления отходов (ЛСК вынужден принимать радиоактивные отходы фактически со всего Северо - Запада России), их прием может быть закончен в конце 1999 года. В случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации этот срок может быть значительно сокращен. Эта проблема нашла свое отражение в решении выездного заседания Комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности Российской Федерации, состоявшегося ноября 1997 года. Дальнейшее промедление решения вопроса обращения с радиоактивными отходами грозит экологической катастрофой МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

ОТХОДЫ Разработка и внедрение нормативно-правовых документов по оздоровлению окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления, в том числе схемное проектирование. 2. Внедрение и функционирование региональной государственной системы экологического мониторинга в области обращения с отходами: - внедрение системы учета и контроля за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов; - выявление и ликвидация радиационно опасных отходов; - создание сети наблюдений за местами складирования и захоронения опасных химических и радиоактивных веществ. 3. Проектирование и строительство объектов по переработке отходов: - участие в проектировании и строительстве завода по переработке промышленных токсичных отходов на полигоне "Красный Бор" (совместная программа с Администрацией города Санкт-Петербурга); - проектирование и строительство установок по утилизации и обезвреживанию опасных отходов; - организация производств по утилизации и вторичному использованию отходов; МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

- проектирование и строительство в крупных населенных пунктах Ленинградской области полигонов и заводов для переработки и уничтожения твердых бытовых отходов - в соответствии с Комплексной схемой сбора, транспортировки, хранения, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов; - ликвидация несанкционированных свалок; реконструкция существующих санкционированных свалок и полигонов твердых бытовых отходов и осадков сточных вод для увеличения их мощностей и предотвращения загрязнения окружающей среды; рекультивация земель, занятых полигонами твердых бытовых отходов, санкционированными и самовольными свалками, золошлакоотвалами, хвостохранилищами и другими подобными объектами; - проектирование и строительство производств по обработке и (или) утилизации осадков сточных вод очистных сооружений крупных населенных пунктов Ленинградской области; - проектирование и строительство пунктов сбора снежных свалочных масс в крупных городах Ленинградской области. 4. Внедрение систем безотходных и малоотходных технологий; разработка и внедрение новых технологий. Финансовая поддержка и налоговые льготы предприятиям, внедряющим передовые системы безотходных и малоотходных технологий: - организация производства по обезвреживанию непригодных для использования и запрещенных к применению пестицидов; - реконструкция и техническое перевооружение гальванохимических производств. Создание специализированного природоохранного комплекса (СПОК) на территории Ленинградской области по переработке в товарную продукцию концентрированных жидких отходов (отработанные электролиты, концентрированные технологические растворы и т.д.) и на базе СПОК - создание сервисных центров по нанесению гальванопокрытий; МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

- решение проблемы утилизации отходов на животноводческих фермах, комплексах, птицефабриках и зверофермах; снижение технологических форм загрязнения. Ликвидация стихийных свалок в Ленинградской области : Государственной экологической инспекцией Ленинградской области ликвидировано 3 стихийные свалки. Во Всеволожском районе установлено 35 контейнеров для организованного сбора мусора. Как сообщает региональный комитет по охране окружающей среды, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях. На территории Всеволожского района благодаря усилиям экологических инспекторов убрано 3 несанкционированные свалки на повороте на д. Хиттолово и по дороге Санкт-Петербург - Запорожское. Установлено 35 контейнеров в деревнях Лесколово, Верхние Осельки, пос. Осельки, ст. Пери. Все места оборудованы специализированными контейнерными площадками. Администрацией Всеволожского района составлен план природоохранных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся на территории муниципального образования. В Выборгском районе экологами выявлено 2 места несанкционированного размещения отходов общим объемом 12 куб. метров. Выборгским ДРЭУ начаты работы по ликвидации выявленных несанкционированных свалок на подведомственной территории. В Волховском районе выявлены 3 стихийные свалки. На территории Лодейнопольского района Ленинградской области по выявленным инспекторами свалкам возбуждено 4 дела об административном правонарушении и ведется расследование. В ходе проведенных горрайпрокурорами проверок было установлено, что на территории Ленинградской области в некоторых районах размещаются несанкционированные свалки бытовых отходов, которые приводят к значительному ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки, негативному воздействию на состояние природной среды, созданию реальной угрозы эпидемиологического заболевания населения. Таким образом, как сообщили 47News в прокуратуре Ленинградской области, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Проверка садоводческих некоммерческих организаций показала, что в ряде организаций с бытовыми отходами обращаются с нарушением распоряжения губернатора Ленинградской области «Об утверждении правил обращения с отходами потребления на территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих и дачных кооперативов, расположенных в Ленинградской области». Согласно указанному распоряжению на территории садоводческих некоммерческих организациях должны быть оборудованы специальные контейнерные площадки для сбора бытового мусора, и садоводческие организации должны заключать договор на вывоз бытового мусора со специализированными организациями, имеющими лицензию. По результатам проверки горрайпрокурорами направлено в горсуды 70 исков к органам местного самоуправления и другим юридическим лицам об обязании ликвидировать свалки, а также об обязании садоводческих некоммерческих организаций оборудовать контейнерные площадки и заключить договор на вывоз бытового мусора. Судами рассмотрено 32 иска, из которых удовлетворено 5, прекращено производство по 27 искам в связи с добровольным устранением ответчиками нарушений закона. Государственная экологическая инспекция продолжает проводить массовые проверки по выявлению мест несанкционированного размещения отходов вдоль автомобильных дорог Ленинградской области. За четыре дня обнаружено свыше 120 мест стихийных свалок. В отношении всех виновных в загрязнении окружающей природной среды ведутся административные расследования. Есть уже первые положительные результаты – выполнены предписания экологов о ликвидации несанкционированных свалок в поселке Токсово Всеволожского района. Силами администрации ликвидировано пять стихийных свалок общим объемом около 300 куб. метров. Весь мусор организованно вывезли на лицензированный полигон ЗАО «Вуолы- Эко», о чем свидетельствуют представленные документы. На местах стихийных свалок установили пять контейнеров для недопущения образования новых несанкционированных «мусорных мест». За 6 и 7 октября 2005 года по фактам несанкционированного размещения отходов в придорожных полосах экологами направлены определения об истребовании сведений: директору ГП «Приозерское ДРЭУ» Лукашкову В. Н., директору ГП «Выборгское ДРЭУ» Качалову О. В., директору ГП «Рощинское ДРЭУ» Софян Ю. С. МЕНЮВПЕРЕДНАЗАД

Всего за эти дни инспекторами выявлено свыше 100 мест незаконного размещения отходов. За 10 октября экологами обнаружено 18 «захламленных» мест. Из которых: На территории Выборгского и Приозерского районов – два места несанкционированного размещения отходов. Возбуждено два дела об административном правонарушении по ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ (порча земель). Кингисеппский район – пять мест несанкционированного размещения мусора. Инспектора выдали представления о ликвидации данных свалок «хозяину» территории – директору Кингисеппского ДРСУ Горячко С. А. Организации предстоит до 14 октября 2005 года ликвидировать замусоренные территории вдоль дорог, иначе грозит штраф и судебные разбирательства. На территории Всеволожского района сотрудниками ГУ «Леноблэкоконтроль» 8 октября 2005 года в районе Ново-Токсово – Нижние Осельки задержаны три частных легковых автомобиля. Водители выбрасывали мусор на обочину. И не прекратили свои незаконные действия даже тогда, когда к ним подошли инспектора и попросили собрать только что выкинутые отходы. Молодые люди посчитали, что никто не вправе запрещать им замусоривать территорию. И после неудачной попытки нанести телесные повреждения экологам скрылись с места. Инспектора зафиксировали государственный регистрационный знак автомашин. Сегодня вычисляются фамилии их владельцев, начато административное расследование. За 10 октября экологическими инспекторами во Всеволожском районе выявлено три места незаконных свалок. В Лужском районе – восемь мест с мусором, общим объемом свыше 150 кубометров. На территории Киришского района главе Будогощской поселковой управы Медведеву О. А. выдано представление об устранении несанкционированной свалки в поселке Будогощь на улице Хвойной. Инспектора всерьез занялись областными дорогами, точнее, людьми и организациями, которые их замусоривают. По словам директора ГУ «Леноблэкоконтроль» Вородимова С. В.: «Это только начало. Будет проверен каждый район, каждый придорожный участок района на наличие мест несанкционированного размещения отходов. Все виновные в нанесении вреда окружающей природной среде будут наказаны. Нами направлен запрос директору ГУ «Ленавтодор» с просьбой о предоставлении информации об автодорогах Ленинградской области, находящихся на балансе субъекта. Попросили предоставить информацию о разграничении зон ответственности ДРСУ, запросили сведения о руководителях данных управлений». Государственная областная экологическая инспекция подготовила дополнительные запросы в Дорожный комитет Ленинградской области со списком автодорог, где обнаружены несанкционированные свалки. Экологи намерены наказать всех ответственных за подобное «помоечное» содержание дорог. МЕНЮНАЗАД

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ 1. Развитие нормативно-правовой базы в сфере ведения лесного хозяйства, охраны лесов, природопользования. 2. Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 3. Организация и проведение мониторинга. 4. Мероприятия по повышению продуктивности лесных земель. 5. Организация эколого - просветительской деятельности. ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА 1. Разработка и внедрение нормативно-правовых документов по охране и рациональному использованию объектов животного мира. 2. Мероприятия по улучшению положения в охотничьем хозяйстве Ленинградской области. 3. Мероприятия, направленные на сохранение и увеличение биоразнообразия животного мира. МЕНЮ

ВЫВОДЫ ВЫВОДЫ Анализ показывает, что окружающая природная сред Ленинградской области подвергается большому техногенному воздействию. В новых геополитических условиях роль области в экономике России резко возрастает. Область принимает на себя функции транспортной артерии, что приведет к увеличению антропогенных нагрузок на окружающую среду и, как следствие, к возникновению новых экологических проблем. Наиболее значимой становится проблема строительства портов на Финском заливе в рамках реализации целевой федеральной программы "Возрождение торгового флота России". В связи с этим возникает необходимость решения проблемы обеспечения экологической безопасности функционирования транспортного коридора N 9 на магистральном направлении Санкт- Петербург - Москва и ответвлениях к строящимся и проектируемым на территории области (в Усть-Луге, бухте Батарейная и городе Приморске) российским портовым комплексам с обустройством автомобильных и железнодорожных подходов к ним, а также к портам Выборг и Высоцк. Потребует большого внимания к состоянию окружающей среды и развитие туристического комплекса. Для решения имеющихся и возникающих экологических проблем необходим концептуальный подход и видение всех проблем сразу, хотя решение их должно идти поэтапно - путем определения основных приоритетов и направления усилий именно на них. МЕНЮКОНЕЦ

Антропогенные воздействия в ходе ВД.

Основные экологические проблемы Ленинградской области и пути их решения