Центр стратегических исследований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой» Савостин Г.П.
Advertisements

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
ЭНЕРГОТЕХАТОМ Концепция безопасности АЭС год.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Снижение риска катастроф : задача развития СНИЖЕНИЕ РИСКА КАТАСТРОФ - задача развития Глобальный доклад Программы развития ООН Управление по предотвращению.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИБРЕЖНЫХ ЗОНАХ. В 2009 году количество природных ЧС прогнозируется на % выше показателей 2008 года землетрясения.
ГПНТБ, 19 февраля 2014 Государственный доклад о состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного.
Производственные аварии и катастрофы тест Производственные аварии и катастрофы относятся к: а) ЧС экологического характера; б) ЧС природного характера;
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
О проекте концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» Министр Российской Федерации по.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Политика России во внешних заимствованиях в условиях снижения экономического роста.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Выполнила: Захарова Марина.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ.
Транксрипт:

Центр стратегических исследований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Акимов В.А., д.т.н., проф. Быков А.А., д.ф.-м.н., проф. Порфирьев Б.Н., д.э.н., проф. «Управление рисками катастроф как необходимое условие устойчивости бизнеса» «Управление рисками катастроф как необходимое условие устойчивости бизнеса» Практическая конференция «Управление рисками крупного бизнеса» (30 сентября 2004, Москва) Практическая конференция «Управление рисками крупного бизнеса» (30 сентября 2004, Москва) 1

Первая тенденция: Рост количества крупнейших ЧС и наносимого ими экономического ущерба Первая тенденция: Рост количества крупнейших ЧС и наносимого ими экономического ущерба За последние 40 лет: Количество стихийных бедствий с ущербом (в каждом) свыше 1 млрд долл. США возросло в 4 раза; Суммарный прямой ущерб от наиболее разрушительных природных катастроф возрос более чем в 15 раз, в то время как мировой валовый продукт всего в 4 раза. За последние 40 лет: Количество стихийных бедствий с ущербом (в каждом) свыше 1 млрд долл. США возросло в 4 раза; Суммарный прямой ущерб от наиболее разрушительных природных катастроф возрос более чем в 15 раз, в то время как мировой валовый продукт всего в 4 раза. Мировой экономике в обозримом будущем будет все труднее восполнять экономический ущерб от катастроф и стихийных бедствий. Мировой экономике в обозримом будущем будет все труднее восполнять экономический ущерб от катастроф и стихийных бедствий. Вывод: 2

Вторая тенденция: Опережающая динамика роста размера экономического ущерба от ЧС по сравнению с динамикой роста количества самих катастроф Прямой совокупный ущерб от всех ЧС в начале XXI века составляет порядка 200 млрд долл. США в год. Полный экономический ущерб с учетом косвенного и экологического ущерба составляет более 2 трлн долл. США в год. Прямой совокупный ущерб от всех ЧС в начале XXI века составляет порядка 200 млрд долл. США в год. Полный экономический ущерб с учетом косвенного и экологического ущерба составляет более 2 трлн долл. США в год. 3 Вывод: Нарастающие масштабы и ускорение темпов разрушительного воздействия катастроф на основные факторы производства и бизнеса

Третья тенденция: Тотальный или всеобщий характер роста экономического ущерба от ЧС 100 млрд долл. США – ущерб, понесенный Японией от землетрясения 1995 года; 100 млрд долл. США – ущерб экономикам стран Северной и Южной Америки от циклических климатических изменений (эффект Эль-Ниньо) в годах; 18 млрд долл. США – ущерб странам Европы от крупнейших наводнений в 2002 году; 10 млрд долл. США – предварительный экономический ущерб от чрезмерной жары в европейских странах в 2003 году. 100 млрд долл. США – ущерб, понесенный Японией от землетрясения 1995 года; 100 млрд долл. США – ущерб экономикам стран Северной и Южной Америки от циклических климатических изменений (эффект Эль-Ниньо) в годах; 18 млрд долл. США – ущерб странам Европы от крупнейших наводнений в 2002 году; 10 млрд долл. США – предварительный экономический ущерб от чрезмерной жары в европейских странах в 2003 году. 4 Вывод: Ущерб устойчиво увеличивается и в развитых, и в развивающихся, и в постсоциалистических странах

Четвертая тенденция: Значительное доминирование природных бедствий в экономическом ущербе от ЧС Четвертая тенденция: Значительное доминирование природных бедствий в экономическом ущербе от ЧС В годах на стихийные бедствия приходилось порядка 70-75% совокупного ущерба мировой экономики, при этом доля природных ЧС никогда не превышала 40%. Значителен ущерб и от крупнейших техногенных катастроф: Прямой экономический ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС составил 10 млрд долл. США. Застрахованный ущерб от событий 11 сентября 2001 года в США оценен в 40 млрд долл. США. В годах на стихийные бедствия приходилось порядка 70-75% совокупного ущерба мировой экономики, при этом доля природных ЧС никогда не превышала 40%. Значителен ущерб и от крупнейших техногенных катастроф: Прямой экономический ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС составил 10 млрд долл. США. Застрахованный ущерб от событий 11 сентября 2001 года в США оценен в 40 млрд долл. США. 5 Последний показатель впервые превысил суммарный ущерб от природных катастроф, отрицательно повлияв на устойчивость мирового бизнеса.

Пятая тенденция: Устойчивый рост численности пострадавшего от катастроф населения при заметном сокращении числа погибших В 90-е годы XX века количество пострадавших в ЧС превысило количество пострадавших от вооруженных конфликтов в 6 раз. В 90-е годы XX века количество пострадавших в ЧС превысило количество пострадавших от вооруженных конфликтов в 6 раз. Показатель1970-е годы 1990-е годы Соотношение Количество пострадавших, млн чел. в год 64188Увеличилось в 3 раза Количество погибших, тыс. чел. в год 21070Уменьшилось в 3 раза 6

Таким образом: Главной особенностью современности является усиливающаяся уязвимость крупного бизнеса от внешних и внутренних рисков, которая приводит к снижению его безопасности, переходу на качественно более низкий ее уровень. 7 При этом главное значение имеют не столько абсолютные масштабы ущерба, сколько тяжесть и глубина последствий катастроф для устойчивого развития страны и бизнеса. При этом главное значение имеют не столько абсолютные масштабы ущерба, сколько тяжесть и глубина последствий катастроф для устойчивого развития страны и бизнеса.

Шестая тенденция: Устойчиво увеличивающийся разрыв между реальным и застрахованным ущербом от крупнейших природных катастроф Шестая тенденция: Устойчиво увеличивающийся разрыв между реальным и застрахованным ущербом от крупнейших природных катастроф Годы1960-е1970-е1980-е1990-е Разрыв, в млрд. долларов 64,3125,4192,1512,2 Увеличение разрыва, в разах Вывод: Растущие масштабы и необратимость ущерба снижают эффективность страховых и компенсационных систем.

Разработаны новые концептуальные основы государственной политики по обеспечению устойчивого развития и национальной безопасности страны на основе концепции стратегических рисков 9 Стратегические риски - такие сочетания вероятностей возникновения соответствующих кризисных явлений, процессов, катастрофических ситуаций и их возможных последствий, проявление которых приводит к существенному снижению уровня безопасности государства

Стратегические показатели состояния России 10

Особенности категории "стратегический риск" 1.В ероятностный характер угроз, которые обусловлены не только существующими и потенциальными источниками и факторами опасности, но также недостаточно эффективной защитой общества и окружающей его природной среды к их воздействию 2. И змеримость и, соответственно, количественная интерпретация угроз 3. В ыделение только тех рисков, которые представляют угрозу национальной безопасности и устойчивому развитию на средне- и долгосрочную перспективу 11

Сферы жизнедеятельности и показатели риска 12

Перечень наиболее значимых факторов стратегических рисков для устойчивого развития 15. Техногенные аварии и катастрофы 14. П риродные явления, связанные с изменением климата 13. Региональные и локальные военные конфликты 12. Превышение пределов открытости национальной экономики 11. Возможность энергетического кризиса 10. Внутренние межнациональные и межконфессиональные конфликты 9. Снижение обороноспособности страны и боеспособности ВС 8. Снижение научно-технического и инновационного потенциалов 7. Снижение производственного потенциала и инвестиций 6. Снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры 5. Криминализация экономики и утечка капитала из страны 4. Нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики 3. Установление однополюсной модели развития мировой цивилизации 2. Коррупция и некомпетентность властных структур 1. Нерациональный выбор приоритетов развития экономики 13

Прогноз значимости СР в экономической сфере 14

Прогноз значимости СР в политической сфере 15

Прогноз значимости СР в социальной сфере 16

Прогноз значимости СР в научно-технической сфере 17

Прогноз значимости СР в природно-техногенной сфере 18

П о оценке на середину 2001 года, международный терроризм не относился к разряду наивысших приоритетов, хотя и был включен в число значимых стратегических рисков 19 С обытия 11 сентября 2001 г. в США, захват заложников в Москве в октябре 2002 г. и особенно серия терактов в августе-сентябре 2004 г. показали, что С обытия 11 сентября 2001 г. в США, захват заложников в Москве в октябре 2002 г. и особенно серия терактов в августе-сентябре 2004 г. показали, что терроризм должен рассматриваться не только как потенциальная возможность отдельных акций, а как систематическая широкомасштабная угроза, затрагивающая политические, экономические и социальные интересы государства, общества, бизнеса и каждой отдельной личности

Пример с природными экстремальными явлениями: Ливневое наводнение на юге России (июнь 2002) Пример с природными экстремальными явлениями: Ливневое наводнение на юге России (июнь 2002) Спасены 62 тыс. человек, эвакуированы 106 тыс. человек. Спасены 62 тыс. человек, эвакуированы 106 тыс. человек. Разрушено более 13 тыс. домов Разрушено более 13 тыс. домов В результате наводнения погибли 114 и пострадало 310 тыс. человек. В результате наводнения погибли 114 и пострадало 310 тыс. человек. Ущерб превысил 16 млрд руб., что заставило приостановить финансирование целого ряда федеральных программ, а также переоценить значимость данного фактора как стратегической угрозы устойчивого развития страны в целом и отдельных направлений бизнеса. Ущерб превысил 16 млрд руб., что заставило приостановить финансирование целого ряда федеральных программ, а также переоценить значимость данного фактора как стратегической угрозы устойчивого развития страны в целом и отдельных направлений бизнеса. 20

Эффективное управление стратегическими рисками невозможно без формирования всеобщей культуры безопасности на всех уровнях социальной структуры общества, но в первую очередь это относится к лицам, принимающим стратегические решения. Это задача переоценки мировоззренческих ценностей, формирования национального менталитета, новых стандартов организации и управления развитием общества, в которых: риск должен стать мировоззренческой, ценностной категорией; обязателен компромисс между природой, использующим ее человеком и созданными им технологиями. 21

Возможно, уже в недалеком будущем интеграция государства и бизнеса позволит разрешить эту сложную проблему формирования нового мировоззрения, необходимого для устойчивого развития бизнеса и выживания в XXI веке. Крупный бизнес участвовал и будет участвовать в противодействии бедствиям и катастрофам как одной из сфер предпринимательства. При этом должны учитываться гуманитарные и морально-этические аспекты, что может принести помощь людям и повысить имидж соответствующей коммерческой структуры. 22

В дальнейшем всякое перспективное долгосрочное планирование развития должно осуществляться с учетом существующих стратегических рисков. Механизмы управления стратегическими рисками должны быть достаточно гибкими по отношению к изменению различных сторон жизнедеятельности государства и крупного бизнеса. Позитивные изменения в экономике, рост инвестиционной активности, повышение темпов структурных изменений, интенсивности информационных потоков требуют постоянной адаптации к новым условиям институтов обеспечения национальной безопасности. 23

Должен быть налажен мониторинг угроз безопасности. Такой мониторинг следует постоянно развивать и сделать его результаты доступными не только политикам, но и бизнесменам. Существует также потребность в формировании на государственном уровне в этой области института аудита, независимой экспертизы состояния дел в различных сферах безопасности. 24