Экономика Тема: Предложение. Основные вопросы: Предложение как экономическая категория Предложение как экономическая категория Функция предложения Функция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Advertisements

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Предложение. Кривая предложения. Закон предложения.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Предложение. Эластичность предложения. Работа выполнена учителем экономики МОУ СОШ 4 Г. Сосновый Бор Ефимовой Е.В.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Презентация по теме: «Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.»
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
Эластичность спроса и предложения Автор: Реппо Нелли Константиновна 2011.
ЗАКОН СПРОСА ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Подготовили презентацию ученики 10 «А» класса Крупко Роман и Пономарев Михаил.
Механизмы рынка. Спрос и Предложение. Условия возникновения рынка Общественное разделение труда Экономическая обособленность производителей Самостоятельность.
Транксрипт:

экономика Тема: Предложение

Основные вопросы: Предложение как экономическая категория Предложение как экономическая категория Функция предложения Функция предложения Закон предложения Закон предложения Факторы, влияющие на объем предложения Факторы, влияющие на объем предложения Взаимодействие спроса и предложения Взаимодействие спроса и предложения

определения Предложение Предложение это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

определение Предложение – Предложение – сложившаяся в определенный момент времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан сложившаяся в определенный момент времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан

определение ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ

Функция предложения Аналогично объему спроса (Qd) объемом предложения (Qs) называют максимальное количество единиц товара, которое согласен поставить продавец на рынок в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложений от факторов, его определяющих, называется функцией предложения: Аналогично объему спроса (Qd) объемом предложения (Qs) называют максимальное количество единиц товара, которое согласен поставить продавец на рынок в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложений от факторов, его определяющих, называется функцией предложения: Qs = f (P, Pa, Pb, … K,C, Z). Qs = f (P, Pa, Pb, … K,C, Z).

Факторы предложения Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Детерминанты предложения К факторам, определяющим объем предложения (детерминанты предложения), относятся: К факторам, определяющим объем предложения (детерминанты предложения), относятся: P, Pa, Pb – цена данного и других товаров; P, Pa, Pb – цена данного и других товаров; К – характер применяемой технологии; С – налоги и дотации; К – характер применяемой технологии; С – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия. Z – природно-климатические условия.

Зависимость от цены Если все факторы, определяющие объем предложения (детерминанты предложения), кроме цены рассматриваемого товара Р, считать неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены: Qs = f (P) Qs = f (P) Эта функция характеризует зависимость объема предложения данного товара только от цены.

Закон предложения Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Кривая предложения Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Закон предложения имеет две формы выражения: шкала предложения (это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы) шкала предложения (это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы) кривая предложения (это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы) кривая предложения (это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы)

Кривая предложения Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы

Кривая предложения иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание

Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке

«вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизиру- ется независимо от уровня цен. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизиру- ется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются: издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом; издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом; технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции; технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции; цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ; цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;

продолжение цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго; цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго; количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага; количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага; количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага; количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;

продолжение налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства; налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства; государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения; государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения; особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство. «форс- мажор» - непредсказуемые явления ( войны, забастовки, техногенные катастрофы, землетрясения, наводнения и пр.) особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство. «форс- мажор» - непредсказуемые явления ( войны, забастовки, техногенные катастрофы, землетрясения, наводнения и пр.)

Выделяют также: Прибыльность товаров совместного производства (при производстве одного товара попутно производится другой) Прибыльность товаров совместного производства (при производстве одного товара попутно производится другой) Ожидание будущих изменений цены (производители сокращают объем продаж и накапливают запасы для того, чтобы выбросить их на рынок при росте цены) Ожидание будущих изменений цены (производители сокращают объем продаж и накапливают запасы для того, чтобы выбросить их на рынок при росте цены)

Изменение предложения Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения. Не следует путать понятия Не следует путать понятия "движение вдоль кривой предложения" и "сдвиг кривой предложения". "движение вдоль кривой предложения" и "сдвиг кривой предложения".

ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; - отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. - Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения

ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Из рис. видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Из рис. видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется. Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). - реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения. Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Сдвиг кривой предложения Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

обобщение если изменяются цены на неценовые факторы - это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. если изменяются цены на неценовые факторы - это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. если происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения. если происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения.

Спрос и предложение мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Как объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Как объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Равновесная цена Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

Графическое изображение равновесной цены На рис. показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения На рис. показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения

Равновесная цена Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена.. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

равновесие Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. реальный объем продаж также может не совпадать с равновесным объемом. реальный объем продаж также может не совпадать с равновесным объемом. Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене

важно !!!!! равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения. !!!!! равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Закон рыночного ценообразования Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

механизмы Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены.

В ответ на это продавцы начинают повышать цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавли- ваются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ Когда минимальные уровни цен устанавли- ваются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ

Рыночное равновесие и отклонение от него

четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

проблемы Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения. Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения. Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложе- ния, т.к. часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложе- ния, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов. Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложе- ния, т.к. часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложе- ния, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Анализ спроса Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость: Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость: а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой; а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой; б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов. б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

проблемы Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку : Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку : распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Паутинообразная модель Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием. используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Динамическая модель рынка одного продукта Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: QiD=QiD(Pt), QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1), QiD = QiS(Pt-1), где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т).

варианты варианты Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени. Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

Вариант 1 Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается

Вариант 2 Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается

Вариант 3 При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия

Вариант 3 Допустим, что начальная цена Ро. Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

Эластичность предложения Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер..

Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле: Она рассчитывается по формуле: Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены) Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)

Эластичность предложения по цене Нет необходимости в условном изменении знака эластичности предложения. Нет необходимости в условном изменении знака эластичности предложения. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск

Важно!!! Основным фактором эластичности предложения является Основным фактором эластичности предложения является время, время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара. поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют три временных периода: текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен; текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен; короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен; короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен; длительный период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен. длительный период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода; эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода; неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода; неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода; абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна; абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна; абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна. абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Эластичное (а) и неэластичное (б) предложение

Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе анализ поведения потребителя; анализ поведения потребителя; определение ценовой политики фирмы; определение ценовой политики фирмы; определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль; определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль; выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения; выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения; разработка структуры налогообложения; разработка структуры налогообложения; прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ. прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

важно для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, т.к. повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, т.к. повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции

Эластичность предложения зависит от многих факторов: возможности длительного хранения и стоимости хранения возможности длительного хранения и стоимости хранения специфики производственного процесса.; специфики производственного процесса.; фактора времени фактора времени цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения; цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения; степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных.

Кривая предложения и эластичность предложения Кривая предложения - линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Кривая предложения - линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения.

продолжение Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево Сопоставление кривых предложения S1 и S2 в точке А показывает, что кривая S1 в сравнении с кривой S2 более "пологая" и обладает большей эластичностью. Сопоставление кривых предложения S1 и S2 в точке А показывает, что кривая S1 в сравнении с кривой S2 более "пологая" и обладает большей эластичностью.

продолжение Анализ кривых предложения свидетельствует о том, что доход предпринимателя увеличивается с ростом и уменьшается с понижением равновесной цены товара РА при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отражают противоположную зависимость: Анализ кривых предложения свидетельствует о том, что доход предпринимателя увеличивается с ростом и уменьшается с понижением равновесной цены товара РА при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отражают противоположную зависимость: доход предпринимателя увеличивается с уменьшением равновесной цены РАпри эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе. доход предпринимателя увеличивается с уменьшением равновесной цены РАпри эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе.

Анализ рисунка Из рис. видно, что при эластичном предложении доход по мере увеличения равновесной цены увеличивается быстрее, нежели при неэластичном предложении. Из рис. видно, что при эластичном предложении доход по мере увеличения равновесной цены увеличивается быстрее, нежели при неэластичном предложении. Так, если равновесная цена повысилась до значения Р1, то в точке равновесия В1 доход предпринимателя составит Р1 х QB1, в точке С1 доход равен P1 x QB1. Так, если равновесная цена повысилась до значения Р1, то в точке равновесия В1 доход предпринимателя составит Р1 х QB1, в точке С1 доход равен P1 x QB1. Поскольку QB1 > QC1, то и доход в точке В1 на эластичной кривой S1 больше чем в точке C1. Поскольку QB1 > QC1, то и доход в точке В1 на эластичной кривой S1 больше чем в точке C1. Однако более высокая эластичность предложения предполагает и более высокие темпы уменьшения доходов предпринимателя, если снижается равновесная цена (сопоставим точки С2 и В2 при цене Р2). Однако более высокая эластичность предложения предполагает и более высокие темпы уменьшения доходов предпринимателя, если снижается равновесная цена (сопоставим точки С2 и В2 при цене Р2).

Общие выводы на рынке любого блага действуют два потока: потребители благ, предъявляющие спрос на определенный объем благ, и производители благ, предлагающие различные объемы благ; на рынке любого блага действуют два потока: потребители благ, предъявляющие спрос на определенный объем благ, и производители благ, предлагающие различные объемы благ; объем предлагаемых благ зависит от ряда факторов, основным из которых выступает цена блага; объем предлагаемых благ зависит от ряда факторов, основным из которых выступает цена блага; предложение блага иллюстрирует кривая предложения; предложение блага иллюстрирует кривая предложения; любой сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличению предложения соответствует сдвиг кривой предложения вправо, а сокращению предложения - сдвиг влево. любой сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличению предложения соответствует сдвиг кривой предложения вправо, а сокращению предложения - сдвиг влево.

вывод Из рассмотренного следует ответ на вопрос, почему понижение цены блага в результате изменения спроса обусловливает банкротство мелких производителей, ибо предложение их благ более эластично в сравнении с благами крупных фирм. Из рассмотренного следует ответ на вопрос, почему понижение цены блага в результате изменения спроса обусловливает банкротство мелких производителей, ибо предложение их благ более эластично в сравнении с благами крупных фирм.

продолжение