ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦЫНА ВЫПОЛНИЛА: Степанчук Зоя Александровна
Актуальность проекта обусловлена необходимостью помнить о нашей культурном наследии родного края. В котором одно из главных мест занимает память о тех храмах, церквях, монастырях, которые были уничтожены в период с годы прошлого века. Этот период в России отмечен изменением в мировоззрении, утраты христианских ценностей и смыслов, уничтожением духовного наследия народа. История возникновения и исчезновения храмов, монастырей и церквей Царицына является важным историческим моментов в формировании культурного наследия города. Наша задача – помнить о том, что ценностно- смысловые приоритеты взаимодействия истории, архитектуры являются феноменом культурного наследия волгоградского региона.
Объект исследования – православные храмы, монастыри и церкви дореволюционного Царицына. Предмет исследования – основные аспекты архитектурных характеристик храмовых сооружений города Царицына. Цель исследования – выявить основные особенности храмовой архитектуры дореволюционного Царицына.
Задачи: 1. Выявить основные архитектурные характеристики храмовых сооружений города Царицына. 2. Обосновать влияние храмовой архитектуры города Царицына на формирование архитектурного стиля современного города Волгограда.
Свято-Духов мужской монастырь
Свято-Духов монастырь был основан в 1911 г. иеромонахом Илиодором. В 1913 г. был преобразован в женский. В 1923 г. монастырь был закрыт, здания были заняты различными учреждениями. В годы Великой Отечественной войны здесь размещались ремонтные мастерские, затем воинская часть. Монастырь возрождён в 1991 г. При монастыре действует Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского и Епархиальное Духовное училище при нём.
Александро-Невский собор
Алекса́ндро-Не́вский собо́р православный собор в честь Святого князя Александра Невского в Царицыне (Волгограде). Построен в начале XX века после чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра Ш, святым покровителем которого и был Святой князь Александр Невский. Собор располагался на Александровской площади Царицына. Храм строился на народные пожертвования 15 лет (первый камень был заложен в 1901 году, завершено же строительство было только в 1916 году).
Михайло- Архангельский монастырь
Церковь Св. Григория Просветителя
18 апреля 1904 года фундамент Армянской Церкви уже был освящён архиепископом Астраханской епархии ААЦ Аристакесом Седракяном (Мелик-Аракелян). Церковь строилась из цельного природного камня - туфа, привозимого из далекой Армении. За три года и в октябре 1907 года строительство было полностью завершено.
Храм Иоанна Предтечи
Иоанно-Предтечинский храм построен в 1704г, первый храм в истории города Царицына. Революционный период не спас даже этот исторически значимый храм, в 1932 году он был разрушен до основания. На этом самом месте большевиками был построен ресторан «Маяк», тогда еще в своем деревянном воплощении.
Успенская церковь
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Третьей крепостной каменной церковью была соборная Успения Пресвятой Богородицы, которая поднялась в 1718 году на месте сгоревшей. В 1871 году ее посетили император Александр II и позже сама государыня Мария Александровна с детьми.
Казанский собор Казанская церковь. В 1894 году епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов осматривает место под новый Казанский храм. Закладка состоялась в 1896 году. Строилась церковь на средства прихожан.
Свято-Троицкая церковь
Свято-Троицкая церковь ( ) - В древнейшей части Царицына располагались еще два храма: Троицкий и Успения Божьей Матери. Второй постройкой из камня была Свято- Троицкая церковь, при которой находился мужской монастырь, куда уходили на покой архиереи. По преданию, сам царь Петр I служил в церкви литургию в 1772 году при посещении Царицына вместе с царственной супругой Екатериной Алексеевной во время «шествия Волгою в низовой поход». Рядом к храму примыкал деревянный храм во имя Николая Чудотворца, наиболее почитаемого на Руси святого.
СОХРАНИВШИЕСЯ ХРАМЫ, ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ ЦАРИЦЫНА 1. Церковь Никиты исповедника 2. Церковь Иоанна Предтечи 3. Церковь Николая угодника 4. Собор Казанской Божьей Матери 5. Свято-Духов монастырь
НЕСОХРАНИВШИЕСЯ ХРАМЫ, ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ ЦАРИЦЫНА 1. Церковь святой Троицы 2. Церковь Успения пресвятой Богородицы 3. Церковь Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости» 4. Собор Александра-Невского 5. Церковь покрова Богородицы 6. Церковь Сергия Радонежского 7.Церковь Св. Григория Просветителя
Кресто́во-ку́польный храм основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви ( гг.) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей. Особенности храмовой архитектуры
Крестово-купольные храмы Этот древнейший тип храма, пришедший на Русь из Византии вместе с христианством, был воспринят как уже сложившаяся архитектурная система. До XVI в. такие храмы доминировали в русском каменном зодчестве. В последующие столетия они продолжали существовать наряду с бесстолпными храмами, постепенно уступая им в количественном отношении. Основу крестово-купольной системы составляет прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри находятся четыре свободно стоящих столба, соединенных со стенами и между собой арками, несущими своды. Они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. К центральному квадрату примыкают четыре прямоугольных конца, перекрытые цилиндрическими сводами и ориентированные по сторонам света. Восточный конец завершается полукруглой нишей (апсидой), в которой находится алтарь. Угловые помещения между концами креста перекрыты сводами той или иной формы. Восточные угловые помещения, где располагаются дьяконник и жертвенник, тоже, как правило, завершаются апсидами. Таково основное композиционное ядро крестово-купольного храма. Устройство самого простого варианта четырехстолпного храма равно этому ядру (рис. 1). При увеличении длины здания в западном направлении, требующем соответствующего удлинения свода центрального нефа и, следовательно, введения дополнительных несущих столбов, создаются шести- и восьмистолпный варианты крестово-купольного храма (рис. 2). При расширении в южную и северную стороны здание храма становится пятинефным и имеет уже очень сложную композицию (рис. 3). В западном конце крестово-купольного храма часто сооружаются хоры, опирающиеся на крайние западные столбы.
Крестово-купольный храм Рисунок 1
По признаку организации внутреннего пространства древнерусские церковные здания должны быть разделены на два принципиально различающихся между собой типа: - храмы со сложно расчлененным внутренним объемом крестово- купольные; - храмы со слабо расчлененным внутренним объемом бесстолпные.
Внутреннее пространство храмов каждого из этих типов отличается устойчивой характерностью. В бесстолпных храмах мы имеем дело с единым нерасчлененным пространством той или иной конфигурации, зависящей, главным образом, от конструктивного решения наружного ограждения. В крестово-купольных храмах внутреннее пространство усложнено в зависимости от композиции плана. Наличие иконостаса в храме любого типа усложняет его объемно-пространственную структуру.
Основные характеристики крестово- купольных храмов Царицына: - особенности внутреннего пространства (объемно-пространственная композиция, специфика малых площадей оконных и дверных проемов); - количество световых барабанов (1,2,3); -массивные ограждающие конструкции ; -здания всегда ориентированы строго по сторонам света, с алтарной апсидой на востоке.
РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА Ты тоже родился в России - краю полевом и лесном. У нас в каждой песне - берёза, берёза - под каждым окном. На каждой весенней поляне их белый живой хоровод. Но есть в Волгограде берёзка - увидишь, и сердце замрёт. Её привезли издалёка в края, где шумят ковыли. Как трудно она привыкала к огню волгоградской земли, как долго она тосковала о светлых лесах на Руси, - лежат под берёзкой ребята - об этом у них расспроси. Трава под берёзкой не смята - никто из земли не вставал. Но как это нужно солдату, чтоб кто-то над ним горевал. И плакал - светло, как невеста, и помнил - навеки, как мать! Ты тоже родился солдатом - тебе ли того не понять. Ты тоже родился в России - берёзовом, милом краю. Теперь, где ни встретишь берёзу, ты вспомнишь берёзку мою, её молчаливые ветки, её терпеливую грусть. Растет в Волгограде берёзка. Попробуй её позабудь! Маргарита Агашина
Городницкий А.М. Беломорские церкви Нелегко представить нам, Над крыльцом увидев дату, Что сосновый этот храм Белоснежным был когда-то. Свежеструганой доской Меж лесов, не знавших ночи, Он светился день-деньской, Словно дева, непорочен. Свежеструганой доской, Бересты молочной пеной. Ежедневною тоской Наполнялись эти стены. Сладким ладаном дыша, Забывали здесь невзгоды, Чем светлей уйдёт душа, Тем темнее станут своды. И стоят среди полей, Исцелив людские раны, Срубы чёрные церквей, Негативы белых храмов.
Пока Земля еще веpтится, Пока еще яpок свет, Господи, дай же ты каждому Чего у него нет. Мудpому дай голову, Тpусливому дай коня, Дай счастливому денег И не забудь пpо меня. Пока Земля еще веpтится, Господи, твоя власть, Дай pвущемуся к власти Навластвоваться власть. Дай пеpедышку щедpому Хоть до исхода дня, Каину дай pаскаянье И не забудь пpо меня. Я знаю ты все умеешь, Я веpую в мудpость твою, Как веpит солдат убитый, Что он пpоживает в pаю. Как веpит каждое ухо Тихим pечам твоим, Как веpуем и мы сами, Не ведая что твоpим. Господи мой, Боже, Зеленоглазый мой, Пока Земля еще веpтится И это ей стpанно самой, Пока ей еще хватает Вpемени и огня, Дай же ты всем понемногу, И не забудь пpо меня. Дай же ты всем понемногу, И не забудь пpо меня. Булат Окуджава
Владимир Высоцкий КУПОЛА Как засмотрится мне нынче, как задышится? Воздух крут перед грозой, крут да вязок. Что споется мне сегодня, что услышится? Птицы вещие поют - да все из сказок. Птица Сирин мне радостно скалится - Веселит, зазывает из гнезд, А напротив - тоскует-печалится, Травит душу чудной Алконост. Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черед - Это птица Гамаюн Надежду подает! В синем небе, колокольнями проколотом,- Медный колокол, медный колокол - То ль возрадовался, то ли осерчал... Купола в России кроют чистым золотом - Чтобы чаще Господь замечал. Я стою, как перед вечною загадкою, Пред великою да сказочной страною - Перед солоно - да горько-кисло-сладкою, Голубою, родниковою, ржаною. Грязью чавкая жирной да ржавою, Вязнут лошади по стремена, Но влекут меня сонной державою, Что раскисла, опухла от сна. Словно семь богатых лун На пути моем встает - То птица Гамаюн Надежду подает! Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами,- Если до крови лоскут истончал,- Залатаю золотыми я заплатами - Чтобы чаще Господь замечал!
Выводы Храмовая архитектура города Волгограда отличается своеобразным переплетением крестово-купольного типа, сталинского ренессанса, современных направлений архитектуры, особенно своеобразен довоенный Сталинград, с его архитектурой, отражающей основные архитектурные тенденции Царицына. Но к сожалению многие архитектурные памятники были разрушены во время второй мировой войны. Сохранилось очень мало храмовых сооружений, отражающих красоту и своеобразие дореволюционного Царицына.