Дидактический и технологический аспекты. Немного теории…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметные УУД как предмет педагогического проектирования Битянова М.Р., Московский центр качества образования Центр психологического сопровождения.
Advertisements

Теоретический семинар для учителей гимназических классов г.г. Развивающие возможности урока. Текст как основа обучения и развития.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО Сеем разумное, доброе, вечное … А урожай где ?
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Метапредметные УУД как предмет педагогического проектирования Битянова М.Р., Московский центр качества образования Центр психологического сопровождения.
Фреймовая технология на уроках русского языка - дидактический проект учителя Румянцева Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Оспехская СОШ»
Образовательная система «Школа 2100». Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Психологические особенности подросткового возраста.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Транксрипт:

Дидактический и технологический аспекты

Немного теории…

ОБРАЗОВАНИЕ: «… - искусство обманывать насчет происхождения, обманчиво скрывать унаследованное душой и телом плебейство» (Ф.Ницше) «… - отклонение от целого, попытки втиснуть новых учеников в общество людей, уже потерпевших неудачу» (А.Менегетти) «… - знакомство молодого человека с лучшей частью человеческого наследия» (Э.Фромм)

образованиеобучение воспитаниеразвитие

Образование Образование - социально-культурный механизм целенаправленного развития человеческого качества на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения

Цели образования Средства образования Стратегическая цель: развитие личности Средства: классно- урочная система; ЕГЭ, репродуктивные учебники Характеристика ситуации:

Федеральный государственный образовательный стандарт: Развитие личности обучающегося - цель и основной результат образования

Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География

NI DUNG 1 совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия:

NI DUNG 1 Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой- нибудь работы при осуществлении чего- нибудь (по С. И. Ожегову). Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, то есть, способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. Умение – это владение способом. Универсальные учебные действия - умения, связанные с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

Развивающее образование: Развитие как цель педагогической деятельности Педагогические средства развития

NI DUNG 1 Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его Передать сам способ выполнения метапредметного действия Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона) Сформировать УУД – значит:

Образование как развитие Развитие как задача Понимание механизмов развития Постановка и решение задач развития

Новый тип педагогического профессионализма: Личностное принятие педагогом философии развивающего образования Умение ставить задачи развития учащихся Умение решать в процессе своей профессиональной деятельности задачи развития обучающихся Умение занимать экспертную профессиональную позицию Педагог

«ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогическая философия Задачи развития Возможности урока Педагогические приемы

Развивающие возможности урока: Урок содержание тексты задания технологии Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Творческая деятельность Ценностно- эмоциональная Стиль

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ Аксиоматические Проблематизирующие Личностно - окрашенные Ценностно - окрашенные

Прогноз ПОГОДЫ Личностно-окрашенный… Проблематизирующий … Ценностно-окрашенный…

Аксиоматический текст: содержит информацию общепринятого характера, не требующую доказательства или обсуждения, принимаемую за исходную точку обсуждения, аксиому. «Маркеры» Развивающие возможности Сухой фактический стиль, много информации, нет эмоций, обезличенность, много терминологии, монологичность (нет адресата). Развитие функции запоминания и воспроизведения, расширение понятийного словаря, кругозора

Проблематизирующий текст: содержит проблемные (открытые) вопросы и проблемную информацию; изложение исследований, наблюдений, рассуждений и умозаключений (то есть логики размышлений над вопросом), чаще всего – конкретных, авторских. Маркеры: Развивающие возможности Противопоставление фактов или позиций, изложение проблемы, противоречия, хода мыслей, размышления, изложение авторского или абстрактного опыта, часто есть герой, ситуация; текст выстроен по принципу диалога. Развитие логики (логических операций), способности к пониманию, смысловой обработке текста. Развитие познавательной мотивации, мировоззрения

Ценностно-окрашенный текст: Интерпретирует излагаемую информацию в контексте культурных ценностей, нравственных проблем, неоднозначных жизненных позиции и противоречий. Маркеры: Развивающие возможности Ценностные слова, метафоры, диалоговая форма, обращение к личному опыту и личному мнению, изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем Развитие личной позиции, нравственного мировоззрения, критического отношения к информации, логического мышления

Личностно-окрашенный текст: содержит обращение к личному опыту, эмоциям и предыдущим знаниям ученика, его образу жизни. Маркеры: Развивающие возможности Ты знаешь, ты помнишь, сделай сам, как бы ты поступил, было ли у тебя подобное… Обращение к чувствам, ощущениям, чувственному опыту человека. Приемы ораторской речи. Развитие познавательной мотивации, учебной инициативы, личностного отношения к учению и знанию. Расширение эмоционального опыта

Что такое текст? «Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и пр. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста». (Русская речь, 5-7 кл., Е.И.Никитина, 1997г.)

Что такое текст? «А ты знаешь, что слово ТЕКСТ – греческое? И по- гречески оно обозначало ТКАНЬ. Вот откуда этот перенос: ТКАНЬ – ТЕКСТ (общий признак у них какой? СОЕДИНЕНИЕ в определенном порядке), а потом ещё одна метафора – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТКАНЬ – то есть то, КАК построено, сплетено ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ… Действительно, писатель, как ТКАЧ. ТЕКСТ, как ТКАНЬ. В одежду из ткани одеваются, прячутся люди, а в текст – их мысли и чувства, то есть та самая ИНФОРМАЦИЯ, о которой мы с тобой всё время и ведём речь». (Учебник русского языка для 4 класса, Гитович И.Е., Адельгейм И.Е., 1995)

Современная физическая картина мира: « Несмотря на удивительное разнообразие взаимодействий тел друг с другом, в природе по современным данным имеются лишь четыре типа сил.Это гравитационные силы, электромагнитные, ядерные и слабые взаимодействия.» (Физика, 11 кл., Мякишев Г.Я., 1999)

Из истории математики: «В математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно выражаясь, житейский подоплеки. Возьмем новое понятие – дискриминант. Вспомните слово «дискриминация». Что оно обозначает? Оно обозначает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к людям. Оба слова (и дискриминант,и дискриминация) происходят от латинского слова disckriminans – РАЗЛИЧАЮЩИЙ. Дискриминант различает квадратное уравнение по числу корней». (Алгебра, 8 класс, МордковичА.Г., 1998)

Суть развивающего образования…можно определить, по крайней мере, на словах, предельно просто - это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное - выше моих сил. В.И.Слободчиков