Обязательная юридическая и лингвистическая экспертизы проекта закона «Аб доступе да інфармацыі аб дзейнасці дзяржаўных органаў Подготовили студенты 3 группы:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Аб доступе да інфармацыі аб дзейнасці дзяржаўных.
Advertisements

Подготовили: Васильева Елена Знак Ирина Козиков Юрий Янковская Ольга Плескацевич Александр Сенив Игорь ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТА АБ ДОСТУПЕ ДА ІНФАРМАЦЫІ.
КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЖИМУ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ДОСТУПА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Правовые основы участия общественности в госуправлении.
Гордей М.В. 13-ОМ. В соответствии с ст.1 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: 1.Законодательство Российской Федерации.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Орхус и Азербайджан 2 – года по тернистому пути к демократии.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
СВОБОДА СЛОВА И ЦЕНЗУРА. Свобода слова упомянута в целом ряде международных и российских документов, статей. всеобщая декларация прав человека (ст. 19),
Транксрипт:

Обязательная юридическая и лингвистическая экспертизы проекта закона «Аб доступе да інфармацыі аб дзейнасці дзяржаўных органаў Подготовили студенты 3 группы: Анналыев Агаджан Буй Елена Дегтярева Ольга Дубов Ярослав Житкович Наталья Мамайко Ирина Селивон Александр Цывуля Алла Яговдик Роман

В соответствии с положениями части второй статьи 49 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь» каждый проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе. В нашем случае экспертизе подлежал проект Закона Республики Беларусь «Аб доступе да інфармацыі аб дзейнасці дзяржаўных органаў»,

Основными критериями оценки проекта акта являются: соответствие Конституции Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и актам большей юридической силы по отношению к проекту акта; соответствие международным договорам Республики Беларусь; соответствие требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации; совместимость с законодательством Республики Беларусь; соблюдение требований нормотворческой техники. Основными критериями оценки проекта акта являются: соответствие Конституции Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и актам большей юридической силы по отношению к проекту акта; соответствие международным договорам Республики Беларусь; соответствие требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации; совместимость с законодательством Республики Беларусь; соблюдение требований нормотворческой техники.

Согласно п Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь, критериями соответствия проекта акта Конституции Республики Беларусь являются: отражение в нем конституционных принципов; связь содержания проекта акта и норм Конституции Республики Беларусь. Ст. 3 данного законопроекта говорит о том, что он основывается на Конституции Республики Беларусь. Так, принципы данного законопроекта (ст. 4) полностью соответствуют принципам Конституции, закрепленным в ст. 34 (о праве на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов), ст. 28 (о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь), ст. 110 (о невмешательстве в деятельность судей). Согласно п Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь, критериями соответствия проекта акта Конституции Республики Беларусь являются: отражение в нем конституционных принципов; связь содержания проекта акта и норм Конституции Республики Беларусь. Ст. 3 данного законопроекта говорит о том, что он основывается на Конституции Республики Беларусь. Так, принципы данного законопроекта (ст. 4) полностью соответствуют принципам Конституции, закрепленным в ст. 34 (о праве на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов), ст. 28 (о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь), ст. 110 (о невмешательстве в деятельность судей). Конституция

Статья 34 Конституции гласит: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды». В части 4 статьи 7 Конституция устанавливает требование об обязательном опубликовании и доведении до всеобщего сведения нормативных актов государственных органов. Анализируя статью 34 Конституции, для конкретизации которой и принимается данный законопроект, можно констатировать, что деятельность государственных органов, общественных объединений должна быть публичной. Они в соответствии с их компетенцией должны давать полную, достоверную информацию о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. В этих целях и в Конституции, и в данном законопроекте предусмотрены различные права и обязанности субъектов власти. Статья 34 Конституции гласит: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды». В части 4 статьи 7 Конституция устанавливает требование об обязательном опубликовании и доведении до всеобщего сведения нормативных актов государственных органов. Анализируя статью 34 Конституции, для конкретизации которой и принимается данный законопроект, можно констатировать, что деятельность государственных органов, общественных объединений должна быть публичной. Они в соответствии с их компетенцией должны давать полную, достоверную информацию о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. В этих целях и в Конституции, и в данном законопроекте предусмотрены различные права и обязанности субъектов власти.

В законопроекте нашли отражение нормы, обязывающие государственные органы информировать граждан о своей деятельности через телевидение, радио, другие средства массовой информации, через размещение в общедоступных местах, на официальных сайтах государственных органов, что является очень актуальным в веке компьютерных технологий. Актуальным является предоставление информации о состоянии окружающей среды. Данная обязанность лежит не только на органах общей, но и специальной компетенции. К материалам, которые затрагивают права и законные интересы граждан, можно отнести решения, касающиеся предоставления или лишения льгот, каких-либо преимуществ; получение информации о деятельности органов дознания, где идет речь о привлечении к ответственности либо решаются вопросы по инициативе данного лица. Гражданин вправе ознакомиться с тем, как разрешается его обращение в органы государственной власти, к должностным лицам. В законопроекте нашли отражение нормы, обязывающие государственные органы информировать граждан о своей деятельности через телевидение, радио, другие средства массовой информации, через размещение в общедоступных местах, на официальных сайтах государственных органов, что является очень актуальным в веке компьютерных технологий. Актуальным является предоставление информации о состоянии окружающей среды. Данная обязанность лежит не только на органах общей, но и специальной компетенции. К материалам, которые затрагивают права и законные интересы граждан, можно отнести решения, касающиеся предоставления или лишения льгот, каких-либо преимуществ; получение информации о деятельности органов дознания, где идет речь о привлечении к ответственности либо решаются вопросы по инициативе данного лица. Гражданин вправе ознакомиться с тем, как разрешается его обращение в органы государственной власти, к должностным лицам.

В данном законопроекте имеются нормы (статья 5 и 6), ограничивающие права и свободы личности в доступе к информации, но такое ограничение предусмотрено и в Основном Законе страны в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц; в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст. 23; 28 и 34 Конституции). Предоставление материалов может иметь ограниченный доступ, например, информация, касающаяся государственной или коммерческой тайны. Об этом говорится и в Законе «О государственных секретах». В данном законопроекте имеются нормы (статья 5 и 6), ограничивающие права и свободы личности в доступе к информации, но такое ограничение предусмотрено и в Основном Законе страны в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц; в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст. 23; 28 и 34 Конституции). Предоставление материалов может иметь ограниченный доступ, например, информация, касающаяся государственной или коммерческой тайны. Об этом говорится и в Законе «О государственных секретах».

Вывод: в данном проекте закона нашли отражение конституционные принципы; законопроект соответствует всем нормам Конституции, которые он затрагивает. Вывод: в данном проекте закона нашли отражение конституционные принципы; законопроект соответствует всем нормам Конституции, которые он затрагивает.

Соответствие международным правовым актам Согласно п Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, проект акта соответствует международным договорам Республики Беларусь, если его нормы обеспечивают своевременную, полную и всестороннюю реализацию обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь и относящихся к предмету правового регулирования проекта акта, а также если эти нормы не противоречат международным договорам Республики Беларусь.

Всеобщая Декларации Организации Объединённых Наций «Прав человека» ( ) Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Конвенция Содружества Независимых государств «О правах и основных свободах человека» (Заключена в Минске ) Статья Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. 2. Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц.

Конвенция Совета Европы 5 «О защите прав и основных свобод» Статья 10 Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Ч.2 ст. 3 проекта закона : Калі міжнародным дагаворам Рэспублікі Беларусь вызначаны іншыя правілы, чым тыя, якія прадугледжаны гэтым Законам, тады ўжываюцца правілы міжнароднага дагавора. Таким образом, положения законопроекта соответствуют международным договорам Республики Беларусь.

Сравнение отдельных положений проекта и закона.

Ч.2. ст.5 Не можа быць абмежаваны доступ да інфармацыі, распаўсюджванне і (або) прадстаўленне інфармацыі дзяржаўных органаў: аб правах, свабодах і законных інтарэсах фізічных асоб, правах і законных інтарэсах юрыдычных асоб і аб парадку рэалізацыі правоў, свабод і законных інтарэсаў; аб прававым статусе дзяржаўных органаў, за выключэннем інфармацыі, доступ да якой абмежаваны заканадаўчымі актамі; аб надзвычайных сітуацыях, экалагічнай, санітарна-эпідэміялагічнай абстаноўцы, гідраметэаралагічнай і іншай інфармацыі, якая адлюстроўвае стан грамадскай бяспекі; аб стане аховы здароўя, дэмаграфіі, адукацыі, культуры, сельскай гаспадаркі; аб стане злачыннасці, а таксама аб фактах парушэння законнасці; аб ільготах і кампенсацыях, якія даюцца дзяржавай фізічным і юрыдычным асобам; аб памерах залатога запасу; аб абагульненых паказчыках па знешняй запазычанасці; аб стане здароўя службовых асоб, якія займаюць пасады, уключаныя ў пералік вышэйшых дзяржаўных пасад Рэспублікі Беларусь; якая збіраецца ў адкрытых фондах бібліятэк і архіваў, інфармацыйных сістэмах дзяржаўных органаў, фізічных і юрыдычных асоб, створаных (прызначаных) для інфармацыйнага абслугоўвання фізічных асоб. Ч.2 ст.16 Не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации: о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов; о деятельности государственных органов, общественных объединений; о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь; о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно- эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности; о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства; о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности; о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; о размерах золотого запаса; об обобщенных показателях по внешней задолженности; о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь; накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.

Единственным дополнением к перечню ст.17 является «службовая інфармацыя абмежаванага распаўсюджвання», определение которой дается в ст.6 проекта закона. В ч.3 ст.5 проекта закона воспроизводятся нормы ст.17 «Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено» Закона «Об информации, информатизации и защите информации». Данная норма не противоречит законодательству, поскольку «службовая інфармацыя» относится к «иной информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь» (абзац 5 ч.1 ст.17 Закона).

Ч.3 ст.5. Да інфармацыі дзяржаўных органаў, распаўсюджванне і (або) прадстаўленне якой абмежавана, адносіцца: інфармацыя аб прыватным жыцці фізічнай асобы і персанальныя даныя; інфармацыя, якая састаўляе камерцыйную, прафесійную, банкаўскую і іншыя тайны ў адпаведнасці з заканадаўчымі актамі; інфармацыя, якая ўтрымліваецца ў справах аб адміністрацыйных правапарушэннях, матэрыялах і крымінальных справах органаў крымінальнага праследавання і суда да завяршэння вытворчасці па справе; службовая інфармацыя абмежаванага распаўсюджвання; іншая інфармацыя, доступ да якой абмежаваны заканадаўчымі актамі. Ч.1 ст.17 К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится: информация о частной жизни физического лица и персональные данные; сведения, составляющие государственные секреты; информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну; информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

В ст.7 Спосабы забеспячэння доступу да інфармацыі дзяржаўных органаў проекта закона перенимаются положения ч.1 ст.22 Закона Об информации, информатизации и защите информации, и снова единственным нововведением является прысутнасць на пасяджэннях калегій дзяржаўных органаў і ў адкрытых судовых пасяджэннях в качестве способа обеспечения доступа к информации государственных органов. П.1.1 ст.9 проекта закона дублирует ч. 2 ст.22 Закона Об информации, информатизации и защите информации.

Вывод: Таким образом, в процессе проверки соответствия проекта акта Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) от 10 ноября 2008 г. N 455-З было выявлено, что его нормы согласуются с положениями данного закона и соответствуют ему по своему содержанию. Вместе с тем небольшой объем норм, собственно регулирующих общественные отношения по поводу доступа к информации о деятельности государственных органов, с одной стороны, и дублирование общих норм, касающихся доступа к информации, с другой, дают основания для пересмотра вопроса о принятии отдельного нормативного акта и рассмотрения вопроса о внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».

Нормотворческая техника Исследование проекта акта на предмет соответствия нормотворческой технике выявило следующие недочеты: 1) нарушения ч.1 п. 43 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, а именно: дублирование предписаний по одному и тому же вопросу: В пп.2.1, 2.2 и 2.3 ст.10 проекта закона определяются различные виды информации государственных органов, подлежащие опубликованию на официальных интернет сайтах, и в пп.2.1 и 2.2 указываются «нумары тэлефонаў даведачных службаў», которые, на наш взгляд, должны располагаться в пп. 2.2 ст.10 (информация «аб рабоце са зваротамі грамадзян і юрыдычных асоб») на основании того, что аналогичная норма закреплена в предыдущей девятой статье, и «нумары тэлефонаў даведачных службаў» отнесены к информации «аб рабоце са зваротамі грамадзян і юрыдычных асоб»; Также во всех трех попунктах этой статьи указывается «назва, месца знаходжання і рэжым работы вышэйстаячага дзяржаўнага органа», которая на таком же основании должна располагаться в пп. 2.1 ст.10;

2) нарушения п.48 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов: нарушение принципа единообразия терминологии: данный принцип нарушается в ст.17 и 18 закона. Согласно данному принципу для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одинаковые термины. В главе 3 используется термин «зварот», но в ст.17 и 18 в том же значении используется слово «запыт»; также принцип единообразия терминологии нарушается в ст.9 и 10 проекта акта, поскольку ст.9 устанавливает 3 вида информации о государственных органах и перечисляет эти информацию, относящуюся к каждому виду. В ст.10 указываются те же виды информации, однако в отнесении конкретной информации к определенному виду возникают противоречия с положениями ст.9.

Поскольку пп ст.10 и пп ст.9 проекта акта совпадают за двумя исключениями (парадак кансультавання грамадзян пэўным работнікам (работнікамі) дзяржаўнага органа (пры ажыццяўленні ў дзяржаўным органе кансультавання грамадзян) и пералікі дакументаў і (або) звестак, якія запрошваюцца дзяржаўным органам для ажыццяўлення адміністрацыйнай працэдуры з указаннем права юрыдычных і фізічных асоб, у тым ліку індывідуальных прадпрымальнікаў, прадставіць дадзеныя дакументы самастойна), и даже эти исключения, на наш взгляд, можно было не устанавливать, учитывая, что одним из требований нормотворческой техники является краткость и точность изложения норм проекта акта, предлагаем данную статью в следующем виде: Артыкул 10. Размяшчэнне інфармацыі дзяржаўных органаў на інтэрнэт-сайтах 1. Дзяржаўныя органы размяшчаюць інфармацыю аб сваёй дзейнасці на сваіх інтэрнэт-сайтах або на адпаведных старонках інтэрнэт-сайтаў вышэйстаячых дзяржаўных органаў. 2. На галоўнай старонцы інтэрнэт-сайта непасрэдна або ў выглядзе асобных рубрык размяшчаецца інфармацыя, указаная ў пунктах артыкула 9 гэтага Закона, а таксама: 2.1. аб таварах (работах, паслугах), якія вырабляюцца (якія выконваюцца, аказваюцца) дзяржаўнай арганізацыяй: пералік тавараў (работ, паслуг); кошты (тарыфы) на тавары (работы, паслугі); 2.2. аб навінах дзяржаўнага органа; 2.3. аб формах зваротнай сувязі; 2.4. іншая інфармацыя, якая вызначаецца Прэзідэнтам Рэспублікі Беларусь або Саветам Міністраў Рэспублікі Беларусь або якая размяшчаецца па рашэнню кіраўніка дзяржаўнага органа. 3. Парадак функцыянавання інтэрнэт-сайтаў дзяржаўных органаў вызначаецца Саветам Міністраў Рэспублікі Беларусь па ўзгадненню з Адміністрацыяй Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь.

Лингвистическая экспертиза В ходе проведения лингвистической экспертизы были установлены нарушения как орфографических, так и синтаксических правил белорусского языка, а также применение слов в неверном значении.

Заключение