Политико-правовые аспекты гендерной интеграции 15-16 октября 2009 года Барандова Татьяна Леонидовна, Ст.преподаватель СПб филиала ГУ-ВШЭ, Руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Advertisements

Стратегический План на годы Для обсуждения с НПО 22 февраля 2008 г.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Ликвидация дискриминирующих социальных и культурных моделей поведения В соответствии со статьей 5 КЛДЖ, Правительствам необходимо принимать меры по искоренению.
Местное самоуправление и жители. Понятие местного самоуправления (гл.1.ст.1.п.2): Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ. Демографические данные Все население тыс. человек Мужчины Женщины Городское население Мужчины Женщины
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Гендерное равенство в управлении государственной службой: достижение гендерного равенства в работе центральных органов исполнительной власти Катрина Таплей.
Конституция Республики Узбекистан Статья 46. Женщины и мужчины имеют равные права. Работа Мирзахмедова Рустама.
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Стратегии Сокращения Бедности Структура и содержание ССБ и процесс разработки и реализации.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Транксрипт:

Политико-правовые аспекты гендерной интеграции октября 2009 года Барандова Татьяна Леонидовна, Ст.преподаватель СПб филиала ГУ-ВШЭ, Руководитель проектов Ассоциации по сотрудничеству со странами Северной Европы «НОРДЕН»

Гендерное равенство (понятие) В контексте современного развития политико-правовой мысли в России истолковывается: как равенство прав и возможностей мужчин и женщин, равное распределение обязанностей, трудовой нагрузки, дохода, доступа к ресурсам как равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных ролей, обладание равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека; как равенствo результатов, включающее равенство перед законом, равенство возможностей в доступе к человеческому капиталу и другим производственным ресурсам, в выражении мнения и интересов

гендерная политическая культура в политике - интегрирующая гендерный подход в систему отношений и одновременно в процесс производства и воспроизводства составляющих элементов политической культуры в ряде сменяющих друг друга поколений (см. сноску). В современном государстве важно в какой степени гендерный подход включен в структурные элементы политической культуры: познавательный (политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления), нравственно-оценочный (политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения) и поведенческий (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение). (см: Шведова Н. «Коротко о важном…»)

В целом гендерная система определяется через тип государственной политики в отношении женщин, которые выделяют: Патриархатный – Патерналистский – Эгалитарный 1 тип (патриархатный) – политика, основанная на концепции разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной, "естественным" предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, а мужчине предназначаются роли субъекта профессиональной и общественной деятельности, главы и "кормильца" семьи, связующего звена между семьей и обществом. Характерными чертами являются: отстранение/ограничение участия женщин в профессиональной и политической деятельности; доступа женщин к высшему образованию или ориентация на подготовку женщин к выполнению функций матери и хозяйки дома; пропаганда идеала зависимой женщины. МИНУСЫ: при таком типе государственной политики страдают как мужчины и женщины, так и прогресс экономики государства, а семья переживает «напряжения ролей» и домашнее насилие

2-й тип государственной политики Патерналистский - характерен для форм общественного устройства, основанных на марксистско-ленинской идеологии, где государство выступает в роли общественного суверена и включает в свою концепцию постоянную заботу о "специфических интересах женщин". В трудах отечественных ученых отмечается, что идеология государственного протекционизма по отношению к женщине означает и ее "социальную инвалидизацию» в условиях конкурентной капиталистической экономики. В основе данного типа политики лежит уклад, сочетающий модели "двух кормильцев при государственном уходе за детьми" или "контракт работающей матери" (см. С.Айвазова, Л.Шведова и др.) МИНУСЫ: наиболее страдают женщины всех возрастов от «тройной нагрузки» и в случае социально-экономических кризов и из-за дискриминации в трудовой сфере, а так же дети («социальное сиротство»). Демографические показатели снижаются. Мужчина депривирован, авитален и асоциален.

3-й тип – эгалитарная политика или политика гендерного равенства - это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принадлежности. Основные направления: равное участие женщин и мужчин во всех сферах профессиональной деятельности и управлении государством; создание условий для максимального высвобождения членов семьи от рутинной домашней работы; распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей; преодоление патриархатных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о гендерном равенстве; создание системы подготовки государственных служащих, позволяющей вникнуть в суть проблемы. Эгалитарная политика основывается на комплексном подходе к проблеме равенства полов, опирается на гендерную модель "двух кормильцев/домохозяев". Минусы: ресурсо-затратна для управленцев (особенно время на принятие решений требуется больше) и требует развитый аналитический потенциал и новые технологии в управлении

Реализация эгалитарной политики предполагает: наличие соблюдения прав человека и правовой базы для решения проблем, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по гендерной проблематике, создание достоверной, объективной статистической базы, отражающей положение обоих полов, а не усредненные данные. для достоверного прогноза последствий принимаемых законов, государственных решений - осуществление гендерной экспертизы. ! Она не заменяет, а дополняет политику, затрагивающую интересы женщин как специфической группы населения. Оба подхода могут существовать параллельно, пока в обществе не начнет складываться благоприятное общественное мнение в отношении равенства представителей и групп обоих полов.

В оценке современной политики, в т.ч. муниципальной аспект, обязательный для учета - это степень чувствительности к гендеру. В данном ключе определяются: гендерно-слепая политика не признает различий между полами и не учитывает ни интересы женщин, ни интересы пола вообще и Гендерно-нейтральный подход настаивает на признании равенства полов при том, что гендерные различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений гендерно-осведомленная (чувствительная) политика признает, что наряду с мужчинами, женщины участвуют в процессах развития, но получают неравную помощь. Следовательно, у женщин и мужчин могут быть различные, иногда даже конфликтующие интересы и потребности, как и внутри групп.

Последняя политика условно делится на 3 типа: 1. Гендерно-нейтральная политика использует знания о гендерных различиях для преодоления стереотипов относительно мужчин и женщин. Она оставляет существующее разделение ресурсов и обязанностей без изменений. 2. Гендерно-специфическая политика различает пока лишь практические потребности женщин и мужчин и также оставляет статус-кво гендерного неравенства без изменений. 3. Гендерно-трансформативная политика признает специфические потребности женщин и направлена на изменение нынешних гендерных отношений в сторону равенства.

Гендерный подход (измерение) - это признак развития гендерно-чувствительной политико-правовой культуры, суть которого - учет интересов разных социально- половых групп общества и права на другое, права быть иным. Включает взгляд в гендерной перспективе и комплексный подход при разработке, принятии, реализации, защите и мониторинге программ, законодательства, работу механизмов и институтов в системе защиты прав человека с учетом: 1) принципов гендерного равенства и толерантности; 2) опыта, потребностей и интересов различных гендерных групп (как женских, так и мужских); 3) процессов и уровня современного развития общества и научной мысли; 4) гендерного разнообразия и (суб)культурных идентичностей. (© Т.Барандова)

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 г указывается: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека» Резюме: толерантность – это базис для мирного сосуществования людей с различной историей, культурой и идентичностью.

В современных условиях в России понимание термина основывается на узком подходе, тогда как в международной практике произошел прогрессивный скачок в развитии стандартов при наделении различных групп отдельными правами в области гендерного равенства и в русле «дебатов о различиях». Появляются правовые документы, отражающие новые тенденции и расширение повестки дня, включая: - «права на различие», но равнозначимость между полами и выполняемыми ими социальными функциями; - вопросы сексуальной ориентации и идентичности; - мужчин (как группу) в качестве объекта гендерной дискриминации; - нарушений отдельных прав в сферах применения гено- и биотехнологий, в т.ч. в репродуктивной сфере, суррогатных матерей; - регулирование семейных и социальных отношений однополых пар и людей, состоящих в гражданских союзах и т.п. (© Т.Барандова)

The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принята ООН в 1979 г., которая впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека. Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют: - включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и законодательные акты и добиваться его практической реализации; - в случае необходимости использовать специальные акции, запрещающие дискриминацию; - принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин; - обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. СССР входил в число первых государств, её ратифицировавших. Однако содержание было мало кому известно. Лишь на рубеже х годов ХХ века текст Конвенции был опубликован в нескольких женских изданиях. Его стали пропагандировать и распространять новые независимые женские организации. (© С. Г. Айвазова)

Развитие вопросов прав человека и идей гендерного равенства в мире и в России 2000 год: Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года (Цель 3: Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин) Цели Развития Тысячелетия – международные цели развития и должны быть использованы для политического утверждения необходимости гендерного равенства Стратегия Сокращения Бедности (ССБ) как операционная рамка для перевода национальных задач и приоритетов в национальную политику и распределение ресурсов (в т.ч. с учетом гендерного подхода)

Деятельность в Европейском сообществе. Уставные принципы Совета Европы – защита «плюралистической» демократии, уважение прав и свобод человека, обеспечение верховенства права. РОССИЯ – ЧЛЕН СОВЕТА ЕВРОПЫ С 1998 года. Особая природа стандартов Совета Европы предопределяет их соотношение с национальным правом. Отмечается приоритет права Совета Европы над национальным правом, указывается на изменения, которые претерпевало право отдельных государств под влиянием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практики ее применения. Европейская социальная Хартия (1961, 1996) является дополнением к конвенции (Россией пока не ратифицирована). Эти документы имеют не только единый предмет правового регулирования (права и свободы человека), но и единство принципов. К ним относятся: юридическая защита, легитимность, эффективность, «недискриминация» и ряд других. Принцип «недискриминации» означает, что гражданские права человека должны соблюдаться независимо от расы, пола и т.д. Применительно к равенству полов содержание принципа раскрывается в ряде статей Конвенции и норм Хартии.

Комплексный подход (Европа) Важным документом при разработке законов и государственных программ по гендерному равноправию является документ Совета Европы, подготовленный отделом по проблемам равенства между мужчинами и женщинами в 1998 г. Он называется «Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин» (Gender Mainstreaming). Подчеркнуто, что мейнстриминг является новой стратегией достижения гендерного равенства, предполагает «инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни политической деятельности».

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД? По определению ООН понятие гендерный подход заключается в следующем:... процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях… Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство никогда не укоренялось бы. Внедрение гендерных подходов является вопросом социальной справедливости, и необходимо для обеспечения равноправного и устойчивого человеческого развития путем применения наиболее результативных и эффективных мер.

Опыт внедрения гендерных подходов в странах СНГ и извлеченные уроки (из опыта ЮНИФЕМ) 1. Необходимо использовать гендерно-дисагрегированную статистику и результаты гендерных исследований 2. Нужна оценка на гендерную чувствительность 3. Механизм участия должен быть проработан, обеспечивая равное участие мужчин и женщин на всех этапах разработки и обсуждения 4. Механизм внедрения должен учитывать связи Стратегии Сокращения Бедности с существующими и планируемыми программами 5. Индикаторы для измерения успешности стратегии должны быть гармонизированы с существующими международными и национальными обязательствами и индикаторами

Создание институциональных механизмов гендерного равенства Во всех скандинавских странах за последние тридцать лет сложились государственные механизмы по преодолению дискриминации по признаку пола и обеспечению равных возможностей. Эти механизмы включают в себя: - широкую сеть учреждений и должностей, занятых продвижением политики гендерного равенства (как, например, гендерный сектор при Комитете по социальной политике СПб); - систему антидискриминационного законодательства и институтов контроля и восстановления в правах (Омбудсманы, Уполномоченные по вопросам гендерного равенства и т.п.). В состав механизмов равенства входят финансируемые и организационно поддерживаемые государством сети гендерных исследований в каждой скандинавской стране и активно сотрудничающие друг с другом.

ПРИМЕР: Главное направление общей гендерной политики Скандинавии - это развитие и апробирование новых методов политического и административного внедрения гендерного равенства в общественный сектор. Приоритетные направления: - обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин в процессе принятия политических решений (область, где женщины достигли наивысших результатов); - равная оплата труда, экономическая независимость и достижение гендерного равенства на рынке труда; - сочетание работы и семейной жизни, которое по-прежнему означает для женщин двойную занятость; - разработка методов более активного и эффективного продвижения гендерного равенства, в частности, посредством поддержки соответствующих исследований и образования; - продвижение гендерного равенства в Европе и во всем мире; Важным шагом было принятие каждой из стран Скандинавского региона Национальных планов действий по внедрению политики гендерного равноправия. Однако результаты в каждом государстве были различными.

ПРИМЕР: Организационная модель государственных институтов равенства (Скандинавия) Норвегия Возникновение государственных институтов равного статуса с 1970-х на базе Совета по вопросам заработной платы, функционировавшего с 1959 года, создан Совет по равному статусу. (после реорганизации): Наличие должности министра по вопросам равенства Омбудсмен по вопросам равенства (анти-дискриминации) Апелляционная комиссия по вопросам равного статуса Отдел по вопросам гендерного равенства Комитет связи при министре по вопросам гендерного равенства в структуре Министерства по вопросам детей и семей Центр гендерного равенства (межминистерский) НБ: муниципальный уровень имеет свои институции и программы Источник: Equal Democracies. Ed. by Christina Bergqvist et al. Oslo,1999, p. 168.

ПРИМЕР: Организационная модель государственных институтов равенства в Скандинавских странах Финляндия Бюро равенства (Правительство) Совет по вопросам равенства Омбудсмен по вопросам равенства Комиссия по вопросам равенства (Парламент и местные органы управления) Швеция Совет по вопросам равенства Омбудсмен по вопросам равных возможностей Комиссия равных возможностей Отдел по вопросам равенства в правительстве Как и другие общественные институты, местные и региональные органы власти, должны прилагать все усилия для того, чтобы обеспечить равное общественное положение и возможности для обоих полов. Источник: Equal Democracies. Ed. by Christina Bergqvist et al. Oslo,1999, p. 168.

Этап создания институтов контроля и восстановления прав После создания консультативных советов по гендерному равенству произошло учреждение в скандинавских странах институтов контроля над проведением в жизнь соответствующей политики и, прежде всего над выполнением законов по гендерному равенству, которые были приняты в Норвегии и Швеции в 1978 году и в 1979 году, а в Финляндии в 1986 году (введены в действие на год позднее). Норвегия первая страна в мире в 1979 году назначила Уполномоченного по гендерному равенству и апелляционную Комиссию для рассмотрения вопросов, связанных с гендерным равенством. Швеция ввела должность Омбудсмена и создала комиссию в 1980 году. Финляндия последовала за ними в 1987 году. Главной задачей Омбудсмена является контроль за соблюдением законодательства о равенстве полов и информирование общественности о соответствующих требованиях закона.

Комплексные механизмы защиты прав и практика предотвращения дискриминации с гендерным аспектом (местный уровень) Модель Норвегии: движение кризисных центров (с 60-х годов добровольчество, с 90-х на 50% на государственной поддержке и местном финансировании + интеграция в государственные политики и программы, привлечение пожертвований международных и национальных фондов), ПРОСВЕЩЕНИЕ Институционализация государственной работы и политики (социально- медицинские сервисы для жертв, убежища, центры поддержки семьи, центры благосостояния детей и их сопровождение, социальные службы, сервис медицинского страхования жертвы, офисы консультирования жертв гендерных преступлений, офисы защиты пожилых людей, лагеря беженцев и переселенцев, религиозные и общественные организации и сети) и т.д. программы работы полиции (включение в Национальный план борьбы с домашним насилием): обязательное обучение сотрудников а всех уровнях, сайт, конфиденциальность в работе, сотрудничество с обществом, спецподразделения и СТОП-группа (в штатском для работы с уличной проституцией, вкл. детскую) и т.п. постоянные академические исследования и использование их результатов в разработке локальных (целевых) социально ориентированных и ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИХ программ, принятии решений

Внедрение гендерных подходов – что же нужно предпринять? (ЮНИФЕМ) Повышение потенциала национальных механизмов в отношении внедрения гендерных подходов (проведение гендерного анализа, выявления приоритетных областей, т.д.) Распространение знаний по гендерным вопросам путем предоставления технических консультаций и экспертизы Разработка индикаторов гендерного мониторинга и механизма его осуществления. Вовлечение гражданского общества в осуществление и проведение альтернативного мониторинга Вовлечение СМИ для повышение осведомленности о гендерных аспектах Выделение финансовых ресурсов специально направленных на стратегические гендерные приоритеты, определенные в рамках национальных задач Определение гендерных приоритетов на основе Национального Плана Действий, национальных отчетов по реализации CEDAW Мониторинг и оценка основаны на гармонизированных индикаторах СEDAW У нас - « ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ », которая так и осталась законодательно не принятой с 2004 года

основные механизмы реализации гендерной политики должны включать 6 пунктов (минимум): …Образование в составе действующих органов власти специальных служб по гендерному регулированию на всех уровнях управления с предоставлением необходимых полномочий… …Введение обязательной государственно-общественной гендерной экспертизы всех социально значимых планов и проектов, вкл. консолидированный бюджет территорий… …Введение обязательной гендерной экспертизы проектов законов, стандартов и технических регламентов… …Развитие гендерного мониторинга и гендерной статистики… …Разработка и применение гендерно чувствительных индикаторов, свидетельствующих о состоянии, процессах и результатах гендерной политики, в том числе соответствующих показателей международной статистики, а также индекса человеческого развития с учетом гендерной составляющей… …Укрепление координации и сотрудничества государственных органов и муниципальных советов, социальных служб и гражданского общества, в том числе с женскими и мужскими неправительственными организациями…

Концепция развития гендерного равенства в СПб на период до 2015 В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым: разработка и реализация Концепции осуществляется на базе широкого общественного консенсуса; мероприятия могут осуществляться как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе; государство стремится к максимально широкому использованию потенциала негосударственных объединений, органы государственной власти учитывают мнения негосударственных объединений по вопросам развития гендерного равенства в городе и в необходимых случаях оказывают ресурсную поддержку негосударственным организациям, предоставляющим социально значимые услуги; при реализации Концепции используются механизмы социального партнерства, поощряется и пропагандируется опыт тех работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят на своих предприятиях социальную политику, благоприятную для работников, имеющих детей, реализуют программы, направленные на укрепление здоровья работников и профилактику заболеваний; государство создает благоприятные условия для благотворительной деятельности в социальной сфере.

Интеграция гендерного подхода в рамках политического анализа и проектирования (местный уровень) ПОШАГОВЫЙ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ Шаг первый: Необходимо детально проанализировать состав участников управленческого процесса, выяснить, как участвуют и что получают различные группы внутри органа управления и те группы населения, кого представляют депутатский корпус: Участие: Насколько активно они участвуют в процессе? Использование результатов: Что положительное они получают? Если нет, то почему? Если не все группы участвуют, то почему?

Шаг 2. ПРОВЕРКА О чем необходимо помнить? Проект (в т.ч. и бюджет, как проект) надо оценивать и с точки зрения его результатов и влияния на людей/ коллектив/ общество/ государство, но и по степени вовлеченности в процесс принятия решений представителей социальных групп (дополнительно рассмотренных в гендерном ключе). Следуя принципам интеграции гендерного подхода, нельзя ограничиваться только отдельными количественными параметрами вовлеченности женщин и/или мужчин (например, количество участниц или количество тех, кто получит какие- либо блага), или обеспечить, чтобы проект не влиял негативно и не поощрял дискриминацию. Необходимо сделать так, чтобы весь проект как отвечал нуждам социальной группы или нескольких, так и помогал восстановить гендерный баланс в данной сфере в целом (на уровне жителей муниципалитета).

Как это сделать законодательно? 1. С самого начала осознавать, что существуют различия и разные интересы у разных групп. 2. Определить эти различные цели для различных групп путем прикладного анализа или научных исследований. 3. При необходимости предоставить преимущественные права отдельным группам (т.е. наиболее дискриминируемым или «целевым» по деятельности органа МСУ). 4. Сделать вышеупомянутый анализ повседневной практикой законодательной и управленческой работы, чтобы уменьшить существующую дискриминацию и облегчить долговременное участие в трансформационных изменениях. 5. Использовать данные анализа и исследований в бюджетировании МСУ, или дополнительно проводить прикладной (гендерный) анализ прогнозов и бюджета

Поэтапное решение проблем через проектно-программную деятельность на местном уровне: 1) Определить в чем проблема? Какова основная тема вашего проекта. программы или политической инициативы? Что за этим стоит? Каковы различия в результатах проекта или инициативы для мужчин и женщин?

2) Какова конечная цель? Чего мы хотим достичь? Учитывает ли конечная цель интересы как мужчин, так и женщин? Если при этом интересы мужчин и женщин различаются, цель должна учитывать нужды обеих или множества групп. Если в данной сфере деятельности права мужчин или женщин ущемляются, цель должна способствовать восстановлению баланса. Цели должны иметькорректирующую функцию, и отвечать практическим нуждам как мужчин, так и женщин. Соответствует ли цель задаче улучшения гендерного равенства и достижения гендерного баланса? Возможно, что существующие институты и структуры, а также принципы их построения и работы скрывают в себе неравенство полов. Если это так, то цель должна это учитывать. Поэтому такие цели можно назвать трансформирующими, т. к. они стратегически трансформируют различные институты и структуры (социальные, политические, экономические, культурные, и т. д.), помогая достичь гендерного равенства.

3) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА начинается с определения, что известно и нанесения данных на карту округа? (Гендерное картографирование - Gender Mapping) Проблемы территории в целом Проблемы социально-политических групп и их срез в различных сферах по компетенции Гендерные вопросы/срезы в этих группах по сферам Что уже известно? Параметры (данные количественные и качественные) Исследования (+ экспертные заключения) Правительственные программы в наличии и бюджетные возможности (!!! социальная потребность) Политика правительства/ Законодательство / Проекты НКО реализуемые на территории Действия доноров, спонсоров, вт.ч. негосударственных Спектр заинтересованных групп и потребителей услуг Каналы информирования и воздействия

Учет гендерных аспектов в статистике Необходимо: Улучшать понимание, убеждать политиков, способствовать изменениям Стимулировать идеи, помогающие изменениям Контролировать и оценивать политические инициативы Типы источников данных Экспертиза домашнего бюджета Переписи населения Экспертиза затрат времени Официальные экспертизы В гендерной статистике обычно недостаточно данных о: Способности к производству потомства у мужчин Пропусках/ прекращении занятий в учебных заведениях Доступе к кредиту Неформальном секторе Неоплачиваемой работе Использованию времени Бытовом насилии Процессе принятия решений в семье Распределении ресурсов в домашнем хозяйстве Доходе и контроле за доходами и расходами

4. Как анализировать данные Добейтесь, чтобы статистические органы дали вам детальные данные и анализ расходов времени. Привлекайте экспертов (где нет инфо) Задавайте ключевые вопросы, касающиеся гендерных аспектов экономики, такие как: Кто чем владеет, Кто что получает?, Кто что делает и каким образом?, Кто и что решает?, Для кого и за кого? Затем проанализируйте гендерные отношения в ключевых социальных институтах: государстве, муниципалитете, домашнем хозяйстве, на рынке, в фирмах. Задайтесь вопросом о том, кто владеет собственностью и т.д.

5. Вопросы для интеграции гендерного подхода в муниципалитете В чем основная проблема округа или целевой группы? В чем выражаются гендерные аспекты этих тенденций и проблем? Какова основная цель? Уровни целей могут быть различными, но сконцентрироваться необходимо на целях политических, т. е. на том, к чему должны стремиться политические деятели муниципалитета. Зачем этим заниматься? Решение гендерных проблем как достижение равенства и справедливости, эффективности социального устройства и т. д. Оценка продвижения к цели: определение параметров для измерения достижений. Возможные партнеры и точки соприкосновения: каждая ситуация уникальна, но может стимулировать ваши собственные идеи и помочь решить ваши проблемы. Определите, кто и в чем может стать партнером со стороны правительства, НГО, доноров, других участников.

6. Планируйте реальные изменения в человеческом развитии Интегрируйте эти знания в: Разработку программы или проекта Бюджетную сферу Реализацию Мониторинг Анализ результатов

Гендерные проблемыэто и проблемы участия необходимо изучать возможности равного участия и представительства мужских и женских групп разных возрастов. Необходимые для этого условия зависят от: Структур участия, как существующих, так и создаваемых Имеющихся ресурсов и конкуренции за них Контроля за средствами участия Природы местных структур власти Степени того, насколько организованы и заметны действия на местном уровне Образования и функциональной грамотности Доступа к информации и информационным технологиям Процесса принятия решений в домашнем хозяйстве Стереотипов, усиливаемых системой образования, СМИ и т. д. Традиционных социальных ролей

Роль и дефиниции индикаторов Число индикаторов может быть весьма невелико, правило заключается в том, чтобы выбрать до 6 индикаторов для каждого из указанных выше типов. относятся прямо к долгосрочным результатам проекта и после завершения донорской причастности. Окончательные результаты: определяют промежуточные результаты, например, стадию, когда вовлеченность донора близка к завершению. Промежуточные результаты: измеряют деятельность по распределению ресурсов, предназначенных для программы или проекта. Они отслеживают успехи в период реализации,, которые способствуют прежде всего продвижению в главном направлении к достижению намеченных целей. Процесс: касаются ресурсов, выделенных проекту или программеСредства и ресурсы: измеряют воздействие внешних факторов на проект программы Риск/Благоприятные факторы:

Социальная политика государства не может существовать в отрыве от бюджетной Основным содержанием бюджетной политики является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств, а также разработка и совершенствование механизмов, позволяющих максимально эффективно реализовать эти приоритеты. В части обеспечения гендерного равноправия к таким механизмам относятся гендерный анализ и гендерное бюджетирование, объединенные в рамках гендерного подхода к формированию бюджетов. Если гендерный подход является своего рода идеологической основой, базисом формирования социальной политики государства, то гендерное бюджетирование – это один из важнейших способов обеспечения ее реализации. Оно представляет собой относительно новую технологию бюджетного планирования, основанную на учете гендерной проблематики при формировании бюджетных показателей.

гендерное (гендерно-ориентированное) бюджетирование можно определить как систему бюджетного планирования, основанную на использовании гендерных аспектов в качестве существенных критериев планирования доходов и расходов и связывающая произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их социальной и экономической эффективностью. Важно подчеркнуть, что в отличие от традиционного бюджетирования ориентированного на результат, предметом которого являются бюджетные расходы, гендерное бюджетирование затрагивает также и доходную часть бюджета.

Среди неналоговых доходов гендерную окраску могут иметь: - доходы от использования и реализации имущества – в том случае, если ранее это имущество использовалось для оказания гендерно ориентированных социальных услуг; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, в том случае, если данные услуги способствуют обеспечению гендерного равенства; - средства самообложения граждан, в том случае если а) установленный разовый платеж способствует изъятию значительной доли личного дохода и, таким образом, ухудшает положение той или иной группы населения, выделенной по гендерному признаку б) если средства самообложения предполагается направить на финансирование целей и задач, способствующих обеспечению гендерного равенства. В части безвозмездных и безвозвратных перечислений предметом гендерного бюджетирования могут являться субсидии, получаемые из бюджетов вышестоящих уровней, в том случае, если полученные средства направляются на реализацию полномочий, влияющих на социальное положение тех или иных групп населения, выделенных по гендерному признаку.

Муниципальные образования СПб могут разрабатывать и реализовывать муниципальные социальные программы примеры: - программа МО Гагаринское нацеленной на создание условий для адаптации социально незащищённых слоев населения МО, координация усилий органов МСУ, гос. власти и НКО по реализации социальной политики на территории МО; - социальная программа МО Автово «Бесплатная юридическая помощь населению» mo-avtovo.spb.ru/avtonews/data/upimages/Program_jur.doc ) ; - в 2004 году на базе МО Рыбацкое создано Социальное бюро (разработчик программы – Отдел социальной защиты населения Администрации Невского района; задачи: 1) содействие в решении правовых вопросов в сфере социальной защиты населения; 2) оказание психологической помощи; 3) консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;

Интерактивное задание для работы в группах: 1) обсудить, выбрать и записать на ватмане проблемы, которые очевидны участникам группы (политическая, экономическая, социальная сферы, культурная дискриминация, иные «болевые точки» работы МО) 2) определиться с гендерными аспектами по данным проблемам и подготовить (наметить) ряд возможных мероприятий по их разрешению (программно-проектный) 3) выступить на «открытой трибуне» (согласно регламенту)