1 Проблемы институционального развития: когнитивный аспект Б.Мартенс. Когнитивные механизмы экономического развити и институциональных изменений О когнитивной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типовые расчёты Растворы
Advertisements


Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
1 Карагандинский государственный технический университет Лекция 4-1. Особенности задач оптимизации. «Разработка средств механизации для устройства «Разработка.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Наша задача: сформировать представление о типах и функциях социальных институтов; рассмотреть социальную инфраструктуру Домашнее задание:
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Michael Jackson
Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Транксрипт:

1 Проблемы институционального развития: когнитивный аспект Б.Мартенс. Когнитивные механизмы экономического развити и институциональных изменений О когнитивной науке В. Широнин. Институты и инновации: взгляд когнитивной науки

2 когнитивный лат. cognitio познание однокоренные слова: греч. - Ɣ νώση (гноси) англ. - knowledge русс. - знание

3 Bertin Martens The Cognitive Mechanics of Economic Development and Institutional Change Routledge, London and New York, 2004

4 Основные тезисы Экономические системы и институты развиваются в неразрывной связи Их развитие определяется способом использования ограниченных информационных возможностей человека Распределение и передача знания между людьми позволяет увеличить эти возможности Существуют разные способы передачи знания: подражание, символический обмен, передача овеществленного знания (рынок) Распределение знания – т.е. специализация, разделение труда – порождают проблемы координации Для решения этих проблем существуют институты

5 О распределенном знании «Познание – это не только процессы обучения в человеческом мозгу, но оно включает также внешние устройства хранения знания, асимметрическое распределение знания между индивидами и организацию сообщения между ними.»

6 Словарь понятий: когнитивные свойства человека Когнитивная способность (мощность) Ограниченная рациональность Когнитивная экономия Cognitive capacity Bounded rationality Cognitive economy

7 Словарь понятий: отличия знания (информации) от товара Неконкурентность Неисключаемость Non-rivalry Non-excludability

8 Словарь понятий: характеристики полученного знания Точность Охват (широта) Accuracy Scope (variety)

9 Словарь понятий: способы упорядочения и представления знания Личностное знание Символическое представление знания Овеществленное знание Personal knowledge Symbolic representation of knowledge Embodied knowledge

10 Словарь понятий: распределенное знание (distributed knowledge) Специализация Разделение труда Границы специализации Транзакционные издержки Specialisation Division of labour Limits of specialisation Transaction costs

11 Словарь понятий: информационная асимметрия и транзакционные издержки Транзакционные издержки ex ante Транзакционные издержки ex post Transaction cost ex ante Transaction cost ex post

12 Словарь понятий: транзакционные издержки ex ante Затраты на поиск информации и заключение договора Неблагоприятный отбор Contract preparation cost Adverse selection

13 Словарь понятий: транзакционные издержки ex post Остаточные неопределенности Моральный риск Residual uncertainty Moral hazard

14 Словарь понятий: институты Придуманные людьми ограничения на поведение людей Humanly devised constraints on human behaviour

15 Институты: подробнее Институты могут рассматриваться как системы реакций на действия людей, которые направлены на перераспределение затрат и выгод от этих действий таким образом, что получаемый результат не совпадает с первоначальным (или естественным) результатом (каким он был бы при отсутствии социального вмешательства). Institutions could thus be considered as humanly devised responses to actions, with a view to re-allocate the costs and benefits of behaviour, and producing outcomes that differ from the primary or natural outcome (in the absence of social responses).

16 Классики о распределенном знании Адам Смит о разделении труда Фридрих Хайек о распределенном знании

17 Современная наука о формах знания Психология и нейрофизиология о биологических аспектах знания Лингвистика, математика, семиотика… о символических системах Информатика и кибернетика о машинной переработке и передаче информации Биология и биологическая информация… Философия, методология науки… Когнитивная наука… в том числе ее коннекционистское направление

18 Преимущества и границы специализации Уровень специализации является результатом выбора между критериями точности и охвата (широты) БОльшая специализация позволяет обмениваться овеществленной информацией и экономить когнитивные мощности При этом приходится соблюдать баланс между транзакционными издержками ex ante и ex post Уровень этих транзакционных издержек зависит от качества институтов

19 Теории спонтанного возникновения институтов Дилемма заключенного, равновесие Нэша Повторяющаяся игра и равновесие Парето

20 Критика Мартенса Подход неоинституционалистов, основанный на идее децентрализованного принуждения (возникающего «снизу»), не объясняет возникновение анонимной торговли Возникающие таким образом институты не являются устойчивыми при асимметричном распределении силы

21 Теории централизованно устанавливаемых институтов Теории возникновения государства «снизу вверх» Теории возникновения государства «сверх вниз»

22 Критика Мартенса Теории возникновения государства «снизу вверх» основаны на преобладании у государства долгосрочных интересов над краткосрочными; отсюда должно было бы следовать, что самыми преуспевающими государствами являются монархии Теории «снизу вверх» не объясняют, почему государство не нарушает конституционные границы своей власти И те, и другие теории не рассматривают роль и значение технологий принуждения (насилия)

23 Взаимовлияние технологий производства и насилия Равномерное распределение технологии насилия Асимметричное распределение технологии насилия Равномерное распределение производственного знания, неглубокое разделение труда УСТОЙЧИВАЯ АНАРХИЯ Эгалитарное общество, обладающее малой склонностью к экономическому прогрессу РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ (АВТОРИТАРНОЕ) ОБЩЕСТВО Невысокие потери (deadweight loss) транзакционные издержки, слабая мотивация Асимметричное распределение производственных знаний, глубокое разделение труда MOUNT IMPROBABLE Большие потери (deadweight loss) и транзакционные издержки, слабая мотивация КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ Общество с децентрализованной развивающейся эколномикой и централизованной демократической властью

24 В.Широнин Институты и инновации: взгляд когнитивной науки Вопросы экономики, 5, 2010

25 О чем эта статья? - о том, что на общество стоит посмотреть, как на информационную систему - о том, какие основные (информационные) черты имеет Запад - кое-что о том, какие (информационные) черты имеет советское и постсоветское общество

26 В ней говорится, что социальный порядок и институты – это вне- личностное знание, организованное как специальный язык и/или «коннекционистская» сеть

27 Комментарий: Фердинанд де Соссюр: Язык (la langue) - это общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речь (la parole) конкретные высказывания индивидуальных носителей языка Отношение между общественным порядком и действием, инфраструктурой взаимодействий и потоком самих взаимодействий совершенно аналогично соссюровскому отношению языка и речи. Как и язык, общественный порядок существует только как потенциально возможное поведение, однако он обладает свойством целостности и поэтому может изучаться «в синхронии», т.е. в виде «среза» в каждый данный момент времени. Поток действий и взаимодействий людей, как и речь, актуально развертывается «в диахронии» и может непосредственно наблюдаться и фиксироваться.

28 Какова основная особенность «западной» системы: - в ней идеи превращаются в объективно существующие вещи (=объективируются, реализуются) - это делает такую систему «программируемой» (т.е. она обладает инструментами для реализации идей) - это создает «далекий порядок» (т.е. делает возможным установление отношений между людьми, которые не являются близкими знакомыми) - как следствие все это создает крен в сторону материального (товарного) производства

29 Что значит «превращаются в вещи»? - это значит, что реализованная идея сохраняет свои функциональные свойства и отделена (отчуждена) от ее производителя (текст сохраняет смысл, договор фиксирует обязательства, научная теория может быть проверена и использована и т.д.)

30 Что значит, что система «программируемая»? - это значит, что сформулированная идея (программа, план, проект, закон, право собственности и т.д.) реализуется ровно так, «как написано», а не «прилаживается по месту» и не деформируется в процессе ее реализации

31 Комментарий: аналоговый компьютер

32 Программируемый компьютер: Основной принцип современного программируемого компьютера состоит в отделении «софта» от «железа». В политике это соответствует идее разделения и независимости властей - законодательной, судебной и исполнительной. Именно это делает институциональное «железо», призванное обеспечивать выполнение законов и решений, нейтральным к их содержанию. И именно это свойство нейтральности и позволяет использовать законотворчество как инструмент политики.

33 Почему «западная» система обладает этими свойствами? - потому, что существует инфраструктура, обеспечивающая единый «способ обращения» с такой реализуемой/реализованной идеей (суд обеспечивает единую трактовку законов и договоров; научное сообщество знает, как обращаться с научными фактами и теориями; СМИ обеспечивают однородность картины мира у публики и т.д.)

34 Как устроена эта инфраструктура? - выработаны техники индивидуальной реализации идей - формирование специальных языков передано в монопольное ведение «профессий»

35 Каковы были особенности советской системы? - в ее основе были централизованные иерархи, которые функционировали как «административные рынки» - также она основывалась на централизованном производстве смыслов и специальных языков - поэтому для нее было характерно наложение контекстов и множественность смыслов (в т.ч. «разделение слова и дела»)

36 Что нового в постсоветской системе? - она в гораздо большей степени сетевая - производство смыслов недоразвито; имеет место импорт концепций - поэтому для нее характерна афазия и непрограммируемость

37 В чем методологическая особенность этой статьи? - это дуализм: жизнь в ней изображается как взаимодействие потока идей и потока «реальности»