Основы религиозной культуры и светской этики В.И. Матис д. п. н., профессор, ректор АКИПКРО vmatis@rambler.ru Задачи системы образования и воспитания в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Advertisements

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Учебно-воспитательный проект. Результаты социологического исследования в МОУ СОШ 71 В школе обучаются дети 14 национальностей (с разными культурами, мировоззрением,
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
«Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»
МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС Подготовила классный руководитель 1 класса Теняева Л.П г.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Транксрипт:

Основы религиозной культуры и светской этики В.И. Матис д. п. н., профессор, ректор АКИПКРО Задачи системы образования и воспитания в реализации государственной политики в сфере духовно-нравственного развития

Не пренебрегайте ничем из всего, что может вас сделать великим. Культура межнационального и межконфессионального общения Стендаль Общая методология

3 Особенности системы образования в России Пути выхода из ситуации Методологические принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Структура культуры межнационального и межконфессионального общения Общие требования к культуре межнационального и межконфессионального общения Основные цели воспитания КМиМО Функции педагогики при воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Компоненты культуры межнационального и межконфессионального общения Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Критерии готовности к участию в межкультурных коммуникациях Культура межнационального и межконфессионального общения

4 Особенности системы образования в России довольно существенно выделяют его как социальный институт из ряда образовательных систем мира. Первая группа особенностей: - географическая протяженность, многонациональность и поликонфессиональность страны. Вторая группа характеризует роль образования в социализации людей: - из школы фактически выпала система воспитания; - школа не дает необходимых коммуникативных навыков. Особенности системы образования в России

5 Пути выхода из ситуации Во-первых, необходимо определить социальную базу перемен. Какие заинтересованные участники системы образования? Я бы выделил шесть групп: само государство, учащиеся, родители учащихся, преподаватели и руководители учебных заведений, работодатели, общественность. Определение социальной базы – это сфера совместной деятельности коллектива школы, ГОУО, всей общественности. Между всеми субъектами необходимо сформировать консенсус. Необходимо все эти стороны посадить за стол, условно говоря, и добиться выработки единой позиции по тем пунктам, которые для них значимы.

6 Пути выхода из ситуации Во-вторых, необходимо сформировать позицию, которая будет поддержана всеми сторонами. Без этого никакой политики не будет. Государство может делать чисто формальные вещи. Но государство без помощи учителей, общественности ничего не сделает, а учителя и общественность, будучи предоставлены самим себе, тоже не смогут активно и эффективно действовать. Но надо признать, что цели и ценности субъектов воспитания КМиМО разные! Мне кажется, что этот тезис у нас до сих пор не артикулировался. Для начала нужно помочь сформировать эти цели сопоставить их, а потом начинать процедуру торговли между этими целями. А то у нас все цели общенародные, формулирует их узкая группа людей- экспертов правительства, и они попадают в документы.

7 В-третьих, необходимо сформировать инструмент ы согласования интересов. Я вижу следующий набор : 1) В первую очередь, это собственно переговорные площадки (Переговорные площадки как дискуссионные – это инструменты выработки политики. Сейчас мы уже построили такого рода инструмент между государством и предпринимателями, а теперь очередь за площадками между государством и родителями, между школой и родителями, между школой и церковью, особенно на муниципальном и школьном уровне). Вот здесь обнаруживается важная ниша деятельности органов ГОУО, всей общественности! Нужно предложить и такого рода инструменты, которые смогут учитывать мнения в процессе принятия решения. Пути выхода из ситуации

8 2) Следующий шаг – формирование согласованной функциональной политики с упором на слово "согласованной" должно быть самостоятельной задачей. 3) Необходимо создать механизмы и процедуры общественного обсуждения результатов, экспертизы принимаемой нормативной базы, формирования взаимоприемлемых компромиссов в сообществах (ученических, родительских, конфессиональных, школьных и т.д.), а затем приступить к реализации воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения. Это не только сфера деятельности, но и приоритет совместной работы школы и ГОУО! Пути выхода из ситуации

Для реализации поставленных задач существуют определенные требования – методологические принципы, при помощи которых можно добиться успеха. Пути выхода из ситуации

Методологические принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения: Перед принятием решения в сфере межнационального и межконфессионального общения необходимо раскрыть сущность проблемы с точки зрения ее содержания (это и будет первым правилом или принципом);

Методологические принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения: Любую проблему в сфере межнационального и межконфессионального общения следует рассматривать как с точки зрения положительных, так и с отрицательных последствий ее решения – второй принцип;

Методологические принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения: Третий принцип заключается в том, что необходимо анализировать как социальные условия, так и гносеологические (познавательные) корни возникновения (гонения, отделение церкви от государства и школы от церкви, геноцид и т.д.) проблемы и принимаемых решений;

Методологические принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения: Любую проблему, ее решение или подготовку к нему следует рассматривать с точки зрения экономических, социально- политических и духовных последствий ее решения или реализации – четвертый принцип.

Структура культуры межнационального и межконфессионального общения Структура КМиМо может меняться в зависимости от исторических условий, уровня развития общества и некоторых других параметров, но всегда будут оставаться некоторые общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень общения.

Структура культуры межнационального и межконфессионального общения К таким общим элементам можно отнести: теорию, историю, нормативную базу; культуру межличностного общения; нравственное содержание общения между народами и между религиями; эстетику общения; этнопедагогические и этнопсихологические, конфессиональные особенности субъектов общения.

Общие требования к культуре межнационального и межконфессионального общения Необходимо рассматривать предполагаемые коммуникации во всех формах их проявления: в социальном времени (историческое прошлое народа или религии, настоящее или перспективы будущего); в социальном пространстве (среда проживания или жизнедеятельности, положение в обществе, территории и коммуникации, территории распространения и т.д.); по вертикали (анализ кадров, их подготовка, психологический климат в обществе и в коллективе); по горизонтали (устройство, структуру государственных и общественных институтов, традиции народа и религий).

Основные цели воспитания КМиМО обеспечить эффективное решение выявленной проблемы в сфере КМиМО; создать условия для реализации потенциальных возможностей коллективов и всего народа; способствовать социальной стабильности в коллективах и регионе; расширить возможности для самореализации личности и обеспечения сохранности национальных и конфессиональных особенностей.

Функции педагогики при воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения: Основные функции при воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения

Основные функции педагогики при воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения: Теоретико-познавательная: мобилизация всего необходимого объема знаний; выявление логических, причинно- следственных, закономерных связей; формулировка специальных теорий; выводы.

Основные функции педагогики при воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения: Прогностическая: прогнозирование новых межнациональных и межконфессиональных процессов, явлений, тенденций взаимоотношений; выработка практических рекомендаций для сохранения социальной стабильности.

Основные функции педагогики при воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения: Организация и управление коммуникационной деятельностью субъекта в соответствии с поставленной целью: определение общих черт, задаваемых требованиями результативности и качества деятельности – некоторые "константы культуры общения" и "специфические – переменные", зависящие от конкретного объекта.

Основные функции педагогики при воспитании культуры межнационального и межконфессионалшьного общения: просветительская: с помощью СМИ общество получает знания о реальной проблеме; они помогают преодолевать предубеждения, нетерпимость; формируют общественное мнение.

Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения

Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Образовательные: – обеспечивать реальный психологический контакт участников коммуникаций; – формировать положительную мотивацию решения задач культуры межнационального и межконфессионального общения и достижения цели; – создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных решений проблем.

Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Воспитательные: – налаживание взаимоотношений с представителями различных национальностей и конфессий – участников коммуникаций; – установление психологических контактов между участниками коммуникаций (представителями этнических групп, конфессий, органов управления, деловыми партнерами и т.д.); – формирование познавательной направленности деятельности участников коммуникаций; – преодоление психологических барьеров общения; – формирование межличностных, межкультурных отношений между коммуникантами.

Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Развивающие: - преодоление социально-психологических факторов сдерживающих развитие личности в процессе межкультурного общения; - создание возможностей для выявления и учета индивидуально-психологических (национальных, конфессиональных, гендерных, поселенческих и др. особенностей коммуникантов: собеседников, деловых партнеров, участников проекта и т.д.); - осуществление социально-психологической коррекции в развитии и становлении важнейших личностных качеств при осуществлении межкультурных (межконфессиональных, межнациональных) контактов (речь, мыслительная деятельность, культура поведения в различных средовых ситуациях, приращение нового знания и др.).

Задачи воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Общетеоретические: - культура совместной деятельности; - бережное отношение к людям, опыту, национальным, конфессиональным и социальным ценностям; - гражданское сознание и чувства; - ориентация на общечеловеческие ценности; - мирные и уважительные взаимоотношения всех участников коммуникации; - уважение человеческого достоинства и чувств; - непримиримость к недобросовестности.

Культура межнационального и межконфессионального общения Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения

Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Первая группа (внешние факторы): - международные отношения; - экономический уровень в обществе; - система образования и воспитания имеют общее важное значение и существенное влияние на воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения.

Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Вторая группа (внешние факторы): - образовательный уровень коммуниканта; - сложность выполняемого труда; - профессиональная подготовка; - национальная или конфессиональная принадлежность имеют наибольшее и непосредственное влияние на воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения.

Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Третья группа (внешние факторы): - стаж работы; - престиж труда и специальности; - социально-психологический климат в меньшей степени оказывают влияние на культуру межнационального и межконфессионального общения, но участвуют в этом процессе непосредственно.

Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Четвертая группа (внешние факторы): - возраст; - величина зарплаты; - жилищно-бытовые условия; не влияют на культуру межнационального и межконфессионального общения непосредственно, но, тем не менее, опосредовано участвуют в ее становлении.

Факторы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Пятая группа (внутренние факторы): система самообразования и самовоспитания, т.е. работа индивида над своим собственным совершенствованием. имеют непосредственное влияние на воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения.

Компоненты культуры межнационального и межконфессионального общения: Компоненты культуры межнационального и межконфессионального общения

Знаниевые компоненты культуры межнационального и межконфессионального общения: Знание: - истории, традиций, культуры и проблем собственного народа или конфессии; - истории, традиций, культуры и проблем этноса- партнера или представителя конфессии- коммуника нта ; - места истории, традиций, культуры, религии и проблем собственного народа, и партнера- коммуника нт а в мировой истории и культуре; - языка как родного, так и языка межнационального общения;

Поведенческие компоненты культуры межнационального и межконфессионального общения : - толерантность, как терпимость к другим людям, религиям, так и разным точкам зрения; - эмпатия, как сопереживание и умение поставить себя на место собеседника- коммуникатора; - учет индивидуальных особенностей характера участников коммуникаций.

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения На коллективном уровне

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Постановка цели, задач и положений, способных мобилизовать весь объем необходимых знаний для реализации общего дела (успеха коммуникации).

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения Управление инициативой в совместной деятельности (оперативность в организации изначального этапа совместных коммуникаций).

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения интенсивность перехода от организационных процедур к конкретным действиям: от составления общих планов, программ к их реализации;

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения оперативность в выработке алгоритма реализации планов, проектов, программ;

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения На личностном уровне

Способы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения целеустремленное чтение специальной литературы; постоянное обращение к различным справочникам, словарям, энциклопедиям; систематический анализ публичных выступлений, публикаций известных людей (ученых, представителей церкви) предполагаемых и возможных коммуникаторов и практиков по вопросам КМиМО.

Критерии готовности к участию в межкультурных коммуникациях

Информационная подготовленность в отношении значимости КМиМО в отношениях между народами и представителями конфессий. Выраженность ценностных ориентаций, связанных с МиМО. Наличие опыта по освоению образовательного материала, ведению дискуссий и переговоров. Представленность индивидуально выраженных целей МиМО.

Выход