ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Advertisements

Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Развитие мотивации достижения в учебной деятельности у младших школьников Учитель начальных классов МОУ Иванковской СОШ Касаткина О.В.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Выпускная квалификационная работа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ Ф РОЛОВОЙ М АРГАРИТЫ.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная)
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Транксрипт:

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-исследовательская работа выполнена учителем музыки МОУ СОШ Секисовой Л.Н. Научный руководитель: канд. Пед. наук, доцент Скребнева Н.Р.

Психологические аспекты педагогического оценивания рассматривались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.А. Липкиной, Н.А. Менчинской, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Д.Н. Узнадзе и других отечественных психологов. Психологические аспекты педагогического оценивания рассматривались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.А. Липкиной, Н.А. Менчинской, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Д.Н. Узнадзе и других отечественных психологов. Педагогические вопросы оценивания исследовались в трудах Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Д.О. Лордкипанидзе, Н.М. Яковлева и др. Педагогические вопросы оценивания исследовались в трудах Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Д.О. Лордкипанидзе, Н.М. Яковлева и др.

Отметка становиться чуть ли не единственным мотивом учебной деятельности; единоличное право учителя оценивать и ставить отметки порождает у учащихся неуверенность в своих силах, в связи с чем учебная деятельность бывает заполнена отрицательными переживаниями. Отметка становиться чуть ли не единственным мотивом учебной деятельности; единоличное право учителя оценивать и ставить отметки порождает у учащихся неуверенность в своих силах, в связи с чем учебная деятельность бывает заполнена отрицательными переживаниями.

Проблема исследования – педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся и её влияние на формирование мотивации к музыкальной деятельности подростков. Проблема исследования – педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся и её влияние на формирование мотивации к музыкальной деятельности подростков.

Объект исследования – процесс педагогического оценивания учебной музыкальной деятельности учащихся. Предмет исследования – психолого- педагогические основы оценивания знаний учащихся. Цель работы – выявить психолого- педагогические условия, необходимые для эффективной и объективной оценки знаний учащихся.

Задачи: Задачи: Раскрыть сущность педагогической оценки на основе анализа исторических и современных психолого-педагогических подходов к проблеме оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Раскрыть сущность педагогической оценки на основе анализа исторических и современных психолого-педагогических подходов к проблеме оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Выявить особенности и критерии педагогического оценивания знаний учащихся. Выявить особенности и критерии педагогического оценивания знаний учащихся. Разработать рекомендации по педагогическому оцениванию учебной музыкальной деятельности учащихся. Разработать рекомендации по педагогическому оцениванию учебной музыкальной деятельности учащихся.

Гипотеза – мы предполагаем, что педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соблюдении следующих условий: Гипотеза – мы предполагаем, что педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соблюдении следующих условий:

Оценка должна отражать особенности урока музыки как урока искусства. Оценка должна отражать особенности урока музыки как урока искусства. Критерии педагогической оценки должны соответствовать специфике учебного предмета. Критерии педагогической оценки должны соответствовать специфике учебного предмета. При оценке знаний учащихся необходим индивидуальный подход. При оценке знаний учащихся необходим индивидуальный подход. Оценка не должна быть источником страха и негативных переживаний ребенка. Оценка не должна быть источником страха и негативных переживаний ребенка.

Методы исследования: Методы исследования: –Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; –Анализ психолого-педагогической и специальной литературы; –Анкетирование учащихся и учителей; –Анализ школьной документации; –Наблюдение; –Опытно-экспериментальная работа в МОУ Лесная СОШ.

Глава 1. Оценка знаний учащихся как актуальная психолого-педагогическая проблема Глава 1. Оценка знаний учащихся как актуальная психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятийный аппарат 1.2. Оценочный компонент обучения в историко-педагогическом контексте

Периоды: Периоды: Возникновение балльной оценочной системы в схоластических школах Германии в эпоху средневековья (IX – XIV вв). Доминирование императива в оценивании знаний. Возникновение балльной оценочной системы в схоластических школах Германии в эпоху средневековья (IX – XIV вв). Доминирование императива в оценивании знаний. Эпоха Возрождения (XV – XVI вв). Реализация гуманистических идей воспитания в педагогическом оценивании. Эпоха Возрождения (XV – XVI вв). Реализация гуманистических идей воспитания в педагогическом оценивании. Эпоха буржуазных революций (XVII – XVIII вв). Усиление социального значения отметок. Эпоха буржуазных революций (XVII – XVIII вв). Усиление социального значения отметок. XIX век. Теории свободного воспитания. Обнаружение недостатков традиционной оценочной системы, основанной на отметках. XIX век. Теории свободного воспитания. Обнаружение недостатков традиционной оценочной системы, основанной на отметках. XX век. Создание альтернативных систем педагогического оценивания (Германия, Россия и др.). XX век. Создание альтернативных систем педагогического оценивания (Германия, Россия и др.).

1.3. Психологические аспекты педагогического оценивания Выводы: Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется самооценка и уровень притязаний Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется самооценка и уровень притязаний Становится фактом тормозящее влияние оценки на учебную деятельность школьников, испытавших неудачи; формируется состояние «выученной беспомощности» Становится фактом тормозящее влияние оценки на учебную деятельность школьников, испытавших неудачи; формируется состояние «выученной беспомощности» Под гнётом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха Под гнётом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха

Глава 2. Система оценки учебных достижений учащихся Глава 2. Система оценки учебных достижений учащихся 2.1 Современные подходы к педагогическому оцениванию в зарубежных школах 2.1 Современные подходы к педагогическому оцениванию в зарубежных школах 2.2 Оценка и отметка в современной практике обучения в российских школах 2.2 Оценка и отметка в современной практике обучения в российских школах

Выводы: Выводы: С дальнейших времен до наших дней как в зарубежной, так и в отечественной педагогической науке и школьной практике параллельно развиваются два базовых альтернативных направления: педагогика требований (авторитарная) и педагогика гуманистическая (личностно- ориентированная, развивающая), обусловившая особенности подходов к педагогическому оцениванию. С дальнейших времен до наших дней как в зарубежной, так и в отечественной педагогической науке и школьной практике параллельно развиваются два базовых альтернативных направления: педагогика требований (авторитарная) и педагогика гуманистическая (личностно- ориентированная, развивающая), обусловившая особенности подходов к педагогическому оцениванию.

Организовать процесс познавательной учебной деятельности учащихся без оценок вообще невозможно, т.к. оценка является необходимым компонентом учебной деятельности, ее регулятором. Организовать процесс познавательной учебной деятельности учащихся без оценок вообще невозможно, т.к. оценка является необходимым компонентом учебной деятельности, ее регулятором.

Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения. Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения.

После длительного пребывания в режиме принуждения и послушания у многих людей отсутствует ориентация на самоорганизацию познавательной деятельности. После длительного пребывания в режиме принуждения и послушания у многих людей отсутствует ориентация на самоорганизацию познавательной деятельности.

Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношений обучающих и обучающихся и при условии развития у школьников умения самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности. Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношений обучающих и обучающихся и при условии развития у школьников умения самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности.

2.3. Проблемы педагогического оценивания на уроках музыки Важнейшая функция оценки – этическая: поддержать, стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать школьнику на пробелы в развитии.

2.4. Оценка как мотивационный фактор учебной музыкальной деятельности 2.4. Оценка как мотивационный фактор учебной музыкальной деятельности Оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность.

Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по исследованию процесса педагогического оценивания учебной музыкальной деятельности учащихся

1.констатирующий этап (март - апрель 2009 г.) 2.формирующий этап (сентябрь 2009 г. – февраль 2010 г.) 3.контрольный этап (апрель 2010 г.)

Цель констатирующего этапа: выявить психолого-педагогические условия оценивания музыкальной учебной деятельности учащихся; построение и апробация блока диагностических методик, направленных на выявление положительной мотивации учащихся к учебной музыкальной деятельности.

В результате исследования нами были выделены следующие проблемы в области педагогического оценивания знаний учащихся: В результате исследования нами были выделены следующие проблемы в области педагогического оценивания знаний учащихся: 1) психологические: - стрессовые состояния у учащихся, связанные с боязнью получения отрицательных отметок; - стрессовые состояния у учащихся, связанные с боязнью получения отрицательных отметок; - превалирование в мотивации учения стремления широких музыкальных знаний; - превалирование в мотивации учения стремления широких музыкальных знаний; - недостаточно сформированные умения самооценки учебной деятельности. - недостаточно сформированные умения самооценки учебной деятельности. 2) дидактические: - слабая дифференциация оценки; - слабая дифференциация оценки; - недостаточная объективность оценки как следствие отсутствия чётких критериев педагогического оценивания учебной деятельности учащихся. - недостаточная объективность оценки как следствие отсутствия чётких критериев педагогического оценивания учебной деятельности учащихся.

Результаты анкетирования учащихся: оценки только весьма приблизительно отражают действительный уровень их знаний оценки только весьма приблизительно отражают действительный уровень их знаний Следует отметить тормозящее воздействие единоличного права учителя оценивать на формирование самооценки у школьников. Следует отметить тормозящее воздействие единоличного права учителя оценивать на формирование самооценки у школьников.

В общеобразовательной школе, оценка остаётся важным мотивом учения В общеобразовательной школе, оценка остаётся важным мотивом учения Сложившаяся система оценивания знаний порождает у учащихся страх и неуверенность в своих силах Сложившаяся система оценивания знаний порождает у учащихся страх и неуверенность в своих силах Возникает необходимость в новой, более дифференцированной системе оценки знаний учащихся Возникает необходимость в новой, более дифференцированной системе оценки знаний учащихся

Констатирующий этап эксперимента

Результаты диагностики мотивации подростков к музыкальной деятельности на констатирующем этапе

3.2. Формирующий этап эксперимента Цель формирующего этапа нашего эксперимента была следующая: наряду с обновлением содержания занятий и расширением сфер художественного общения предусмотреть применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.

Качественные результаты оценивать по 10- балльной шкале: 10 – превосходно 5 – посредственно 9 – отлично 4 – почти 8 – очень хорошо посредственно 7 – хорошо 3 – слабо 6 – почти хорошо 2 – очень слабо 1 – очень, очень слабо 1 – очень, очень слабо

3.3. Контрольный этап эксперимента Цель : выявить динамику положительной мотивации подростков к музыкальной деятельности Цель : выявить динамику положительной мотивации подростков к музыкальной деятельности

Контрольный этап эксперимента

Диагностика мотивации подростков к музыкальной деятельности на контрольном этапе

1. Оценка – одна из значимых составляющих обучения. Оценка – это показатель, в какой степени учащийся овладел материалом в объеме программы 2. Оценка в процессе обучения выполняет следующие функции: контрольную, стимулирующую, социальную, ориентационную 3. Знания, умения и навыки должны быть оценены с целью их совершенствования, углубления, уточнения для активного включения школьников в многостороннюю трудовую и творческую деятельность, направленную на познание и преобразование действительности Заключение

4. Оценивание учебной музыкальной деятельности учащихся целесообразно проводить с использованием дифференцированной 10- балльной шкалы оценки. Это позволит более объективно отражать результаты учебной деятельности учащихся, учитывая вместе с тем индивидуальные особенности каждого ученика 5. Десятибалльная оценка совместно с оценочными суждениями педагога стимулирует учебную деятельность учащихся, снижает уровень тревожности, повышает мотивацию ученика в достижении высоких результатов. Оценочная деятельность учащихся (самооценка, оценка одноклассников) способствует формированию правильной самооценки, а также критичности и оценочных суждений

Педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соответствии критериев педагогической оценки специфике учебного предмета, при индивидуальном подходе к оцениванию и отсутствии негативных переживаний в учебной музыкальной деятельности учащихся.

Рекомендации: При выставлении оценок нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу. Выставляя отметку учащемуся, обязательно давать качественную характеристику его музыкальной деятельности; Балльную отметку сопровождать объяснением; Оценочные суждения высказывать в доброжелательном тоне; Предоставлять ученику возможность высказывать собственное мнение о его результатах музыкальной деятельности, т.е. поощрять самооценку учащимися результатов своей музыкальной учебной деятельности; Практиковать на занятиях оценку результатов музыкальной учебной деятельности учащихся друг другом; Не скупитесь на похвалу: даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.