Чёрная курица, или подземные жители А. Погорельского (1829)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс.
Advertisements

Выполнил: Кравцов Александр 5»АО» класс.. Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для.
Работа ученика 5 класса «Б» Канева Валентина Руководитель – Язева Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»
Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Жизнь и творчество Антония Погорельского
Презентация к уроку литературы в 5 классе Учитель: Зуева Надежда Алексеевна МАОУ «СОШ 8» г.Шарыпово, Красноярский край.
Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
Урок - путешествие. Владимир Федорович Одоевский.
1. Назовите настоящую фамилию писателя Антония Погорельского. Алексей Алексеевич Перовский.
1 « Черная к урица, и ли П одземные ж ители » 2 Биография писателя Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа А. К. Разумовского.
В.М.Одоевский. «Городок в табакерке». Выполнила: Учитель начальных классов ГБОУ г.Москвы СОШ 899 Гусейнова М.Э.
Выполнил: ученик 5 «А» класса Маннапов Айнур ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ЧЕРНАЯ КУРИЦА ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ.
Погорельский Антоний Перезенташки От ИРИШКИ 1787–1836.
По мотивам чёрной курицы.
Школьная научно – практическая конференция г. Искитима Новосибирской области Секция – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Антоний Погорельский: писатель, психолог и воспитатель.
Работа ученика 5 класса «Д» Муминовой Тахмины.. Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.
Антоний Погорельский ( Алексей Алексеевич Перовский) ( )
«Черная курица или подземные жители» Работу выполнила: ученица 5 а класса МБОУ Радищевская СОШ 1 Фокеева Кристина Учитель: Смолянникова Н.И.
Антоний Погорельский ( ). Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Алексей.
Чёрная курица.
На опушке большого леса была маленькая полянка. Обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса.
Транксрипт:

Чёрная курица, или подземные жители А. Погорельского (1829)

Елиза Маек 2 Алексей Алексеевич Перовский (псевд. Антоний Погорельский) ( ) Побочный (внебрачный) сын влиятельного екатерининского вельможи графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Соболевской, получил фамилию "Перовский" от названия имения отца. Мать добилась для него и других детей дворянского звания (ср. ситуацию Жуковского). Получил прекрасное образование (домашнее и университетское). В Москве познакомился и подружился с В. Жуковским, П.А.Вяземским и В.Л.Пушкиным.

Елиза Маек – создаёт (вместе с др.) Общество любителей российской словесности, изучающее русскую литературу и фольклор; участвует в войне с Наполеоном 1816 – переезд в имение Погорельцы с сестрой и её маленьким сыном, попечителем (опекуном) которого он становится – П. печатает первые в России фантастические повести, восхитившие А.С. Пушкина ("Лафертовская маковница" "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения ", " Путешествие в дилижансе " ).

Елиза Маек 4 Увлечение русских романтиков немецкой философией и литературой (любомудры); Создание произведений, в которых повествование строится на постоянном переплетении сверхъестественного и реального, яви и сна (образцом служат повести Золотой горшок, Щелкунчик Гоффмана) и использование народной фантастики (суеверий, веры в колдовскую силу, в демонические существа).

Елиза Маек – публикация перв ой русской авторской сказки в прозе для детей г. Несостоявшаяся поездка для лечения "грудной болезни" (туберкулёза) в Ниццу. Смерть, на пути туда, в Варшаве в присутствии сестры Анны и племянника Алексея – будущего знаменитого писателя - Алексея Константиновича Толстого.

Елиза Маек 6 Локализация во времени и пространстве « Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь.

Елиза Маек 7 Переход к описанию дома, в котором поселился герой, и характеристика его самого. Постепенное вовлечение читателя в мир Алёши и его увлечений немецкой литературой (« Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие (...) было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки... Особливо в вакантное время (...) юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам »).

Елиза Маек 8 Реальное и мнимое, видимое и невидимое « Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось : ему послышался голос любимой его Чернушки ! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит : Кудах, кудах, кудуху ! Алеша, спаси Чернуху ! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху ! »

Елиза Маек 9 Казалось, будто.... Лишь только кухарка удалилась в дом, Чернушка слетела с кровли и подбежала к Алеше. Она как будто знала, что он ее избавитель : кружилась около него, хлопала крыльями и кудахтала веселым голосом. Все утро она ходила за ним по двору, как собачка, и казалось, будто что - то хочет сказать ему, да не может. По крайней мере он никак не мог разобрать ее кудахтанья. (...)

Елиза Маек 10 Ночные приключения Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, упадал в комнату бледный луч луны. Алеша (...) взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его: - Алеша, Алеша!

Елиза Маек 11 Королевский подарок – ненавязчивая мораль « - Возьми это семечко, - сказал король. - Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей ».

Елиза Маек 12 Сонное видение или явь? Подземное царство Проснувшись на другое утро, он лежал в своей п остеле. Долго не мог он опомниться и не знал, что ему делать... Чернушка и министр, король и рыцари, голландки и крысы - все это смешалось у него в голове, и он насилу мысленно привел в порядок все виденное им в прошлую ночь. Вспомнив, что король подарил ему конопляное зерно, он поспешно бросился к своему платью и действительно нашел в кармане бумажку, в которой завернуто было конопляное семечко. " Увидим, - подумал он,- сдержит ли свое слово король ! Завтра начнутся классы, а я еще не успел выучить всех своих уроков ".

Елиза Маек 13 Dziadek do orzechów (1816) E. T. A. Hoffmanna ( )- utwór napisany dla dziecka przyjació ł, osadzony w aurze Bo ż ego Narodzenia. Akcja rozgrywa si ę w typowym domu mieszcza ń skim w noc wigilijn ą. Ma ł a dziewczynka o imieniu Maria otrzymuje na gwiazdk ę prezent od swojego ojca chrzestnego w postaci Dziadka do orzechów. Zabawka jest niezgrabna, ś mieszna, ma du żą g ł ow ę i...., ale m ą dre oczy i mi ł y u ś miech. Ma ł a M. pokocha ł a go od razu i na noc postawi ł a na szklanej szafie, nie przewiduj ą c, ż e zdarzy si ę co ś niezwyk ł ego. M. zostaje w pokoju sama ze swymi zabawkami, które nagle o ż ywaj ą. I wtedy okazuje si ę, ż e Dziadek do orzechów by ł zaczarowanym krewnym pana Drosselmeier i aby powróci ć do ludzkiej postaci, musi pokona ć Króla Myszy. Prosi wi ę c M. o zdobycie dla niego miecza, ta daje mu miecz o ł owianego ż o ł nierzyka, przy jego pomocy Dziadek do orzechów pokonuje on 7-g ł owego Mysiego Króla. Walka jest straszna..... Dziadek do orzechów zwyci ęż a jednak przeciwnika i (ju ż jako pi ę kny m ł odzieniec) zabiera M. w cudown ą podró ż do królestwa lalek, gdzie wszystko jest niezwyk ł e: domy i bramy zbudowane z ł akoci, w stolicy p ł ynie cytrynowa rzeka,

Елиза Маек 14 en czy jawa? Ca ł y ten epizod opowiedziany jest w taki sposób, ż e czytelnik nie wie, czy bohaterce wszystko si ę przy ś ni ł o, czy zdarzy ł o si ę naprawd ę. Nie wierz ą jej opowie ś ci krewni, k ł ad ą c wszystko na karb wybuja ł ej fantazji dziewczynki i s ą dz ą c, ż e sen by ł wywo ł any opowiadan ą poprzedniego wieczoru przez ojca chrzestnego Ba ś ni ą o twardym orzechu, której bohaterem by ł równie ż Dziadek do orzechów. Jednak rano pi ę kny ksi ążę przyje ż d ż a po M. i narrator informuje, ż e m ł odzi pobrali si ę i M. zosta ł a jednocze ś nie królow ą krainy, pe ł nej [...] najpi ę kniejszych i najcudowniejszych rzeczy, które si ę widzi, je ż eli ma si ę oczy po temu [ E. T. A. Hoffman, Historia o Dziadku do orzechów i Królu Myszy, prze ł. J. Kramsztyk, [w:] ten ż e, Opowiadania, Warszawa 1977, s. 290). Hoffman - jak na typowego romantyka przysta ł o - po raz kolejny dowodzi, ż e wy łą cznie od cz ł owieka zale ż y, czy potrafi dostrzec wokó ł siebie rzeczy niezwyk ł e, cudowne, ż e granica pomi ę dzy ś wiatem trywialnym i cudownym le ż y w naszej wyobra ź ni.

Елиза Маек 15 Реалии петровского времени «Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье». «Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе». Можно сказать, что у Погорельского, как у Гоффмана, фантастика не просто соседствует с повседневностью, но часто прячется за ней.

Елиза Маек 16 Реалии петровского времени В назначенный день поутру явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил унее локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разныхцветов, между которыми блистали искусным образом помещенные два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу ее родителями учеников.

Елиза Маек 17 Кто не сдержал слово ? Алёша не выдерживает испытания ( его нрав портится ) Прощание с Чёрной курицей « На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.

Елиза Маек 18 И все же сонное мечтание...? Недель через шесть Алеша, с помощью Божиею, выздоровел, и все происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Елиза Маек 19 Обращения к читателю « В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который...» Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор...

Елиза Маек когда сделалось темно и настала пора идти домой, он сам затворил курятник, удостоверившись наперед, чтолюбезная его курочка уселась на шесте. Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звездочки, и что она тихонько ему говорит : - Алеша, Алеша ! Останься со мною !

Елиза Маек 21 E. T. A. Hoffmann ( ), pisarz, kompozytor i rysownik, jeden z najwszechstronniejszych twórców epoki romantyzmu; przebywa ł w Warszawie, gdzie za ł. towarzystwo muz. i organizowa ł koncerty symfoniczne; od 1808 w Niemczech; komponowa ł opery (Undine 1814), singspiele, utwory orkiestrowe; w twórczo ś ci lit. wprowadza ł elementy fantastyki, tajemniczo ś ci, grozy [...] Bracia Serfio ń scy , zbiór zawieraj ą cy m.in. ba ś niow ą Histori ę o dziadku do orzechów, nowel ę Panna de Scudery) sta ł si ę tematem wielu utworów muz., m.in. R. Schumanna, J. Offenbacha. P. I. Czajkowskiego, R. Wagnera; romans grozy Diable eliksiry ( ; wyd. pol. 1910), satyr.-groteskowa powie ść Kota Mruczys ł awa pogl ą dy na ż ycie...(1820); (Pisarze ś wiata. S ł ownik enc., s. 244)

Елиза Маек 22 Влияние Гоффмана – Щелкунчик ( E. T. A. Hoffmann ( ) - Dziadek do orzechów (1816) Влияние поэтики немецкого романтизма ( разделение мира на реальный, в котором живет Алёша, и сказочный, мир снов и видений ( привидений ). Только от человека зависит, сможет ли он найти в обычном мире нечто необычное, фантастическое. Граница между реальным миром и миром волшебным кроется в человеческом воображении. Дети обладают умением входить в сказочный мир.

Елиза Маек 23 Мышиный король из Щелкунчика и зверинец сказки Погорельского Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлениюсвоему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

Елиза Маек 24 Фольклорные мотивы Помощь животному ( Чернушке ) и одаривание героя Запрет и нарушение запрета Подземное царство

Елиза Маек 25 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ Черная курица, или Подземные жители. Сцен. Т. Зульфикарова. Реж. В.Гресь. Комп. О. Каравайчук. СССР, В ролях: В.Сидлецкий, А.Ливанов, В.Гафт, Е.Евстигнеев, Л.Кадочникова, А.Филозов, В.Кашпур и др.

Елиза Маек 26 Театральные постановки

Елиза Маек 27 Сказки В. Одоевского ( ) Писатель, литературный критик, учёный, педагог, музыкант, философ – автор сборника Русские ночи. Сказки « фольклорные » - Мороз Мороз ович (на сюжет СУС 480 о мачехе и падчерице ) Городок в табакерке – первый опыт русской « научной сказки ».

Елиза Маек 28 Сказочный мир музыкальной табакерки « Папенька поставил на стол табакерку. " Поди - ка сюда, Миша, посмотри - ка ", - сказал он. Миша был послушный мальчик ; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть ! Какая прекрасная табакерка ! пестренькая, из черепахи. А что на крышке - то ! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые ; а деревья - то также золотые, а листики на них серебряные ; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. - Что это за городок ? - спросил Миша. - Это городок Динь - Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку... Мишу ведет по городку Динь - Динь мальчик - колокольчик, рассказывает ему, чем занимаются Дядьки - молоточки, увидел царевну Пружинку...

Елиза Маек 29 Разговор мальчика с Царевной - пружинкой и нарушение запрета ( пробуждение ) Сударыня царевна ! Зачем вы надзирателя под бок толкаете ? - Зиц - зиц - зиц, - отвечала царевна. - Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь ! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся ; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали ; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели ; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было ! Зиц - зиц - зиц. Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал ее пальчиком - и что же ? В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались... Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку, испугался и... проснулся.

Елиза Маек 30 - Что во сне видел, Миша ? - спросил папенька. Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит : та же папенькина комната, та же перед ним табакерка ; возле него сидят папенька и маменька и смеются. - Где же мальчик - колокольчик ? Где дядька - молоточек ? Где царевна Пружинка ? - спрашивал Миша. - Так это был сон ? - Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи же нам по крайней мере что тебе приснилось ! - Да видите, папенька, - сказал Миша, протирая глазки, - мне все хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет ; вот я принялся на нее прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется ; думал, думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверка в табакерку растворилась... Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку. - Ну, теперь вижу, - сказал папенька, - что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет ; но ты это еще лучше поймешь, когда будешь учиться механике. - НАЗИДАТЕЛЬНОСТЬ

Елиза Маек 31 Мультфильм (2004 г.), а также аудиокниги, радио - и телеспектакли, театральные постановки, переиздания книги с новыми иллюстрациями. Городок в табакерке не перестает забавлять и учить.