ЛУКЬЯНЦЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ старший преподаватель факультета довузовского образования ТГУ БИОЛОГИЯ ЕГЭ 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ.
Advertisements

Яппарова Татьяна Владимировна Учитель биологии МОУ «СОШ 198» г.Северска Томской области.
Биология 10 класс Смирнова Светлана Павловна учитель биологии МБОУ СОШ 20 г. Краснодар Размещено на.
Введение в биологию. Биология-наука о живой природе Ботаника Зоология Микология Антропология Микробиология вирусология Морфология Анатомия Физиология.
Фрагмент урока биологии. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс. Естественно-математический профиль. Учитель – Хабибуллина Галия Николаевна.
Эволюция органического мира. Доказательства исторического развития видов. Выполнена учителем биологии Бутиной Оксаной Юрьевной
ТЕМА презентации : Ароморфозы животных Выполнила: Володина Т.А. Проверил учитель: Сезина Н.М.
БИОЦЕНОЗ Биоценоз Это комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов («биос» - жизнь, «ценос» - сообщество)
Тема урока: «Основы генетики» (урок – КВН) 10 – «А»класс.
Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по биологии Автор: Немцева Т.В., ст.преподаватель кафедры ЕМД ГОУ ЯО ИРО.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОГО МИРА, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. Простейшие организмы, тело которых состоит из одной клетки.
Генетика пола. Пол Пол это совокупность признаков и свойств организма, определяющих его участие в размножении.
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
Механизм эволюции Автор: Карнаков Петр 11 «Б» класс 2010 г.
Подготовил презентацию обучающийся МБОУ СОШ 2 10 класса Торкин Дмитрий.
Тесты по теме «Типы размножения живых организмов» 9 класс.
1815 Всего заданийВремя тестированиямин. Тест по биологии Тест по биологии (I курс) (I курс) Тема: Основы генетики Преподаватель: Коновалова Л. В. ГОУ.
Синтетическая теория эволюции Критерии вида. Теория эволюции объясняет причины: 1)происхождения органического мира 2)возникновения разнообразия и приспособленности.
Автор: учитель биологии Егоров Сергей Владимирович (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл).
Воспроизведение биологических систем. Вопросы: 1. Митотический цикл клетки 2. Мейоз 3. Бесполое и половое размножение 4. Яйцеклетки, сперматозоиды Гаметогенез.
Транксрипт:

ЛУКЬЯНЦЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ старший преподаватель факультета довузовского образования ТГУ БИОЛОГИЯ ЕГЭ 2008

С6 Родословная (по схеме) Дигибридное, закон расщепления и независимого наследования Дигибридное, по двум вариантам скрещивания определить доминантные и рецессивные признаки, генотипы родителей и потомства.

Х-сцепленое наследование (окраска кошек, дальтонизм) Сцепленное наследование, кроссинговер не происходит / происходит Группы крови. Вероятность рождения детей с группой крови одного из родителей.

Аутосомно-доминантный

Аутосомно-рецессивный

Рецессивный сцепленный с Х-хромосомой

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, кроссинговер не происходит. Объясните полученные результаты.

A сер, a черн тело B норм, b укороч. крылья Самцы AaBb, самки aabb Р: ab // ab Х AB // ab G: ab AB и ab F1: ½ AB//ab ½ ab//ab

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с черным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% особей с черным телом и укороченными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

Самцы AABB, самки aabb Р: aabb Х AABB G: ab AB F1: AaBb, или AB//ab G: AB и ab F2: 75% A-B-, 25% ab ¼ AB//AB; ½ AB//ab ¼ ab//ab

Скрестили дигетерозиготных самок мух дрозофил с серым телом (А) и нормальными крыльями (В) с самцами с черным телом и укороченными крыльями. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства, если доминантные и рецессивные аллели данных признаков попарно сцеплены, а при образовании половых клеток происходит кроссинговер. Объясните полученные результаты.

Самки AaBb, самцы aabb Р: AB // ab Х ab // ab Результате кроссинговера у самок образуются гаметы G: AB, ab, Ab, aB ab F1: AB//ab, ab//ab, Ab//ab, aB//ab 4 фенотипа, преобладают родительские, количество кроссоверных зависит от процента кроссинговера

Рисунки Стадии эмбрионального развития, анатомия человека, зоология, ботаника (строение тканей, органов, определение семейства по цветку и плоду) Картины митоза, мейоза

Сравнительные характеристики Бактерий и водорослей Грибов и растений Грибов и животных Семенных и споровых растений Голосеменных и покрытосеменных

Привести доказательства, 3 Генетика – основа медицины. Благодаря чему бактерии применяются в биотехнологии З изменения в конечности лошади В чем преимущества семенного размножения? Какие особенности обеспечивают выживание паразитов?

На территории городского парка много лет существует колония грачей. Укажите не менее 3 изменений в биоценозе парка, вызванных обитанием этой колонии. 3 доказательства полуавтономности хлоропластов. 3 признака сходства лизосом и пищеварительной системы.

Почему увеличение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Почему высокую численность вида считают признаком биологического прогресса? Какие сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции подтверждают принадлежность человека к позвоночным животным? Используя сведения о вирусах, приведите не менее трех фактов, подтверждающих мнение, что вирусы – живые существа.

В озеро, где обитали моллюски, караси и щуки, запустили карпов. Охарактеризуйте отношения, которые сложились между карпами и перечисленными организмами. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Огород относят к неустойчивым экосистемам. Приведите не менее 4 доказательств. Объясните, чему способствовало прогрессивное развитие кровеносной системы млекопитающих?

Найдите ошибки: 1. Периодичность дыхания зависит от деятельности дыхательного центра, расположенного в промежуточном мозге. 2. В дыхательных движениях принимают участие диафрагма и межреберные мышцы. 3. Защитные дыхательные рефлексы – кашель и чихание. 4. Гуморальная регуляция дыхания – действие азота на дыхательный центр. 5. Благодаря регуляции дыхания концентрация кислорода в крови во время вдоха увеличивается.

Найдите ошибки: 1. Различают наследственность ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2. Наследственную еще называют генотипической. 3. Она связана с реакцией фенотипа на изменение внешней среды. 4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, последняя контролируется генотипом. 5. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной.

Кольчатые черви Членистоногие Моллюски Железы внутренней секреции

Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения единства происхождения животного мира. (зигота соответствует одноклеточному; бластула сходна с колониальными формами; гаструла соответствует строению кишечнополостных) Почему на первых стадиях дробления зиготы у животных каждая клетка сохраняет способность давать начало новому организму, а на стадии 16 и более бластомеров эта способность клетками утрачивается?

Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. (теплокровность, полное разделение кругов, совершенная дыхательная система; внутреннее оплодотворение и забота о потомстве; развитие переднего мозга и сложное поведение)

В8 Последовательность процессов при географическом видообразовании - зародышевого развития ланцетника - первых этапов эволюции организмов на Земле - возникновении жизни на Земле (развитии жизни на Земле) - оплодотворении цветковых растений - работы селекционера при создании новой породы - моногибридном скрещивании (дигибридном) - эволюции позвоночных - овогенезе - процессов энергетического обмена - профазы мейоза

Соматич. клетка 2n2c Удвоение ДНК перед делением 2n4c Профаза метафаза анафаза 2n4c Телофаза n2c Профаза метафаза анафаза II n2c Телофаза II nc

Последовательность ДНК: установить тРНК и АК, которую она будет переносить (по третьему триплету). Как изменится последовательность АК при перестановке триплетов ДНК? Выпадении триплета? По иРНК построить последовательность АК и определить соотношение нуклеотидов в молекуле ДНК. А=Т, Г=Ц. Вирусная РНК, по ней синтезирована ДНК. Какая цепь ДНК получилась, какие аминокислоты закодированы этой последовательностью РНК? Антикодоны тРНК.

Установите последовательность процессов формирования покровительственной окраски у насекомых в процессе эволюции А) особи с покровительственной окраской сохранялись естественным отбором и передавали этот признак потомству Б) при изменении условий жизни большинство насекомых стало хорошо заметно для насекомоядных животных В) в популяции сохранялись мутантные особи, незаметные для насекомоядных животных Г) благодаря размножению в популяции увеличивалась численность особей с полезными мутациями – покровительственной окраской Д) через несколько поколений все особи вида будут иметь эту покровительственную окраску – новое приспособление к изменившимся условиям среды

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами Почему ныне живущую кистеперую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие Какие особенности псилофитов позволили им первым освоить сушу? Ответ обоснуйте.

В чем сходство и отличие плодов растений семейств Злаковые и Сложноцветные, сем. Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (капустные), сем. Злаковые и Сложноцветные Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег Ученик в ответе указал, что растения сем. Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений Объясните, в чем заключается отличие прививки от введения лечебной сыворотки

Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго, а мышей к консументам первого порядка? В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ Какие изменения в организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися позволили обеспечить клетки их тела большим количеством кислорода Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб

Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно изрежены? На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений? Почему детям рекомендуется принимать солнечные ванны Почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями Какой вред приносит гриб-трутовик березе Каково преимущество биологических методов борьбы с вредителями по сравнению с химическими методами

Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Почему разнообразие приспособлений у организмов вида считают признаком биологического прогресса? Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания? Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Каковы внешние и внутренние причины смены биогеоценозов? Почему агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы?

Объясните, в чем проявляется забота о потомстве у птиц. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с полетом? Какие исследования, проводимые в области биотехнологии, можно считать наиболее перспективными в решении продовольственной проблемы? Каковы особенности покровов млекопитающего? Почему бактерий нельзя отнести к эукариотам? По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений?

Почему круговорот веществ в экосистеме кукурузного поля незамкнутый? Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза этих организмов. Почему отношения гриба-трутовика и березы считают примером паразитизма? Колорадский жук был завезен из Америки в Европу и стал опасным вредителем пасленовых растений. Как можно объяснить широкое расселение этого жука в Европе? Почему заповедники называют «лабораториями» живой природы? Составьте пищевую цепь, используя все названные объекты: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Определите консумента третьего порядка в данной цепи.

Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью? Ферменты слюны теряют свою активность в желудке. Чем это можно объяснить? Как человек может заразиться чесоткой? Какой вред здоровью человека приносят серые крысы? Какой вред здоровью человека приносят вши и блохи? Какую роль играют мухи в распространении аскарид?