Кошки в истории Ильченко Анастасия, 17 лет, г. Тосно, Россия Учебный центр вычислительной техники Руководитель Ленгауэр Е.И. Группа K0505.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Насонова В. В., школа 123. От истории к легендам. Представители семейства кошачьих с незапамятных времен вызывали к себе интерес. Эти изящные, грозные.
Advertisements

Работа ученицы 5 б класса Вилявиной Анастасии. Египет Древние египтяне не только наделяли своих божеств чертами животных. Многие звери были признаны священными,
Египетский домовой Выполнила: Попова Ольга ученик 5 класса.
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Митина Марина, ученица 10 класса МБОУ «Ломовская СОШ Корочанского района Белгородской области»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Символика Древнего Египта» Выполнила: Демидова Елизавета,
Работу выполнила Шардина Алиса Учитель: Летова О.В.
Синтоизм, синто (яп., «путь богов») традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев; Объектами поклонения являются.
Боги Древнего Египта. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца Ра почитался.
История религии Древнего Египта Разработка урока по истории для 5 класса.
Бастет Выполнила ученица 10 класса Толтоногова Юлия.
Символ Египта Символ Египта Подготовила: Симонова Полина 7 «В»
Религия – это вера во что-то более великое, чем отдельный человек. Это может быть вера в одного Бога, или в нескольких богов. Для некоторых людей религия.
5 КЛАСС РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. РА Центральной фигурой древнеегипетской мифологии является Ра, бог солнца. Его имя так и переводится – «солнце». В Фивах.
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИЯХ МИРА. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
Боги древнего Египта Материалы к уроку литературы в 5 классе Подготовлено учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Боги Древнего Египта Разработка Нинель Юрьевны Бревновой гимназия 30 Г. Курган.
Боги Древнего Египта Выполнил: Артыкбаев Руслан. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца.
Доклад по истории ученика 5 класса Коронного Михаила.
Выполнили: Азикаева Лаура Базарова Асаль Матыбаева Жасмин Махкамова Лайло.
Возникновение религий Первые религии. Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны.
Транксрипт:

Кошки в истории Ильченко Анастасия, 17 лет, г. Тосно, Россия Учебный центр вычислительной техники Руководитель Ленгауэр Е.И. Группа K0505

Представители семейства кошачьих с незапамятных времен вызывали к себе интерес. Эти изящные, грозные и таинственные животные встречаются в многочисленных мифах и легендах. Они порождали страхи, питали веру в сверхъестественное; их часто изображали в скульптурах, на барельефах и фресках, украшавших древние храмы и дворцы... Не случайно кошки были религиозными символами на протяжении многих веков. Не будет преувеличением сказать, что так или иначе все без исключения кошки, будь то лев или тигр, пума или ягуар, рысь или обыкновенная кошка, превзошли всех других животных в том, что касается проникновения в человеческую культуру, начиная с глубокой древности. Коты античности Лев Тигр Ягуар Кошки в религии Исторические заметки

Кошка античности Лев был одним из главных персонажей греческой мифологии, в то время как домашние кошки в ней почти не фигурировали. Довольно противоречив образ богини Артемиды: сначала её считали львицей, но позднее появилось предание о том, что она сотворила кошку, а потом улетела на луну. Приняв образ кошки. В римской мифологии эта богиня носит имя Дианы. Обе они почитались как великие охотницы и богини Луны. Говорили, что эта планета распоряжается плодородием, так же как египетская богиня Бастет. Римляне заимствовали многие элементы культуры у других народов: богиня любви и плотских наслаждений Венера отождествлялась с Афродитой, египетской Бастет и скандинавской Фрейей. Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. Венера как богиня любви нередко изображалась с кошкой.

Исторические заметки Кошка пришла к человеку сама, потому что тот оказался полезен ей. В Индии рассказывают, что когда заболел брат кошки тигр, она отправилась к человеку за огнем, чтобы согреть его. Дома никого не оказалось, и кошка вошла внутрь. Она съела рыбу, лежащую на полу, погрелась у огня, но потом вспомнила про своего брата, схватила головню из очага и побежала назад. Разжигая огонь, кошка поняла, что открыла для себя иную жизнь - теплую и сытную. И она навсегда вернулась к человеку. Среди древних египетских богов кошка занимала почетное место. У нее были свои храмы и жрецы. По этому убить кошку считалось страшным преступлением. Один римлянин, случайно убивший кошку, избежал смерти только после вмешательства самого фараона! А царь персов Камбиз приказал своим воинам вместо щитов взять в руки кошек. И египтяне сдались без боя! Ведь иначе они могли ранить священное животное! Ну, а если вдруг кошка умирала, ее бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Кошка считалась сестрой Солнца. Жрецы называли много признаков, подтверждающих это. Например, глаза: чем выше Солнце, тем уже у кошки зрачки. А когда Солнце заходит, зрачки расширяются полностью. Становятся маленькими солнцами. В Европе тоже почитали кошек. Например, в Ирландии было божество с кошачьей головой. Для некоторых народов счастливые кошки- белые, а вот в Англии удачу приносят черные! Японские моряки верили, что кошки способны отгонять злых духов. Особенно ценились разноцветные! А в от в средневековье кошек считали слугами дьявола. В Японии есть Храм кошек. Он построен в память о семи котах, которых один правитель в 1600 году взял с собой в военный поход. Часов тогда не было, и по расширяющимся или сужающимся зрачкам котов определяли время. Сейчас в этот храм приходят часовщики и молятся о процветании своего дела.

Кошки в религии Кошки в Египте Кошки в буддизме Кошки в христианстве

Кошки в Египте Религиозное почитание египтянами представителей семейства кошачьих сфокусировалось в основном на двух человекоподобных божествах – львиноголовой богине Сехмет и её сестре Бастет – богине с головой кошки. Царя зверей льва нередко связывали с королевской властью в других странах мира, но древнеегипетский культ домашней кошки был явлением уникальным. Произошло это примерно в период Двадцать второй династии ( г. до н.э.) Бастет была противоречивой фигурой, поскольку она ассоциировалась как с жизнью, так и со смертью. Эта связь, доведенная до крайности, отразилась в мумификации огромного количества домашних кошек. В конце 19 века археологи, ведшие раскопки в храме Бастет в Бени-Хасане (Египет), обнаружили только в одном месте более 300 тысяч мумий кошек. К сожалению, их отвезли в Великобританию, перемололи и продали в качестве удобрения. Эта фантастическая находка убедительно свидетельствует, как распространено было почитание кошек. Посвященные богам мумии, жрецы собирали и хоронили на близлежащих кошачьих кладбищах. Когда кошка умирала, владельцы старались похоронить её достойно. Они надевали глубокий траур и сбривали себе брови. Жрецы даже убивали и хранили в храме в виде мумий специально разводившихся для этой цели кошек, а потом продавали их благочестивым паломникам в качестве дешевой замены бронзовых кошачьих статуэток. В Египте убийство кошки, даже непреднамеренное, каралось смертью. Историк древности Геродот ( до н.э.) рассказывает о несчастном греке, с которым произошел именно такой случай. Чрезмерное обожествление кошек даже в какой-то степени способствовало падению египетской империи. Во времена Птолемеев ( г. до н.э.) популярность кошкоголовой Бастет достигла вершины: ей поклонялись на пышных ежегодных празднествах, - люди веселились и приносили богине жертвы, чтобы она даровала им продолжение рода. Столетия спустя во многих частях света кошек закапывали в землю после весеннего сева или забивали насмерть цепами, изображая молотьбу зерна. Этот жестокий ритуал должен был обеспечить на следующий год хороший урожай. С приходом христианства кошка перестала быть богиней. Вместо этого ее стали преследовать во имя религии, причем церковь разрешала даже совершать ритуальные жертвоприношения кошек. Обряд сожжения жертвенных животных, основанный на древнем египетском поверье, согласно которому огонь символизировал чистоту и плодовитость, стал частью праздников Дня Всех Святых (Хэллоуин) и Пасхи. Эти праздники празднуются и поныне, но, к счастью для кошек, жертвоприношения канули в прошлое.

В первоначальных канонах буддизма кошка была исключена из списка животных, подлежащих защите. Виной всему один легендарный случай, который произошел в момент кончины Будды. Все животные собрались вокруг священных останков, оплакивая пророка, не плакали только кошка и змея. А потом кошка напала на крысу и съела ее, выказав тем самым пренебрежение к торжественному моменту. Сегодня некоторые ученые считают, что кошка способна достичь нирваны (состояние высшего покоя), как и все прочие живые существа. Буддисты древнего Китая почитали «самодостаточность» кошек. Их «склонность к медитации» вызывала уважение и обеспечивала кошкам покровительство, а способность видеть в темноте, как считалось, отгоняла злых духов. В Китае фигурки и амулеты с изображением кошек использовали для отпугивания, как злых духов, так и крыс. В Японии существовала интересная традиция. Когда кошка умирала, ее хоронили в храме хозяина или рядом с ним. В тот же день на алтарь храма приносили ее нарисованное или скульптурное изображение. Эти действия обеспечивали хозяину кошки спокойствие и благополучие на всю жизнь. В Таиланде членов королевской семьи традиционно хоронили вместе с их кошками. Еще в 1920-х гг. кошка, олицетворявшая душу усопшего короля, «участвовала» в коронационной процессии, чтобы умерший мог увидеть церемонию восхождения на трон своего преемника. Кошки в буддизме

Кошки в христианстве В 1484 г. папа Иннокентий VIII заявил, что ведьмы почитают сатану и могут принимать образ животных, которые являются их «сообщниками». Самым обычным «сообщником» ведьмы считалась кошка. По всей римско-католической Европе людей пытали и убивали только потому, что они держали кошек и заботились о них. Непонимание кошачьего поведения способствовало упрочению мифов. Кошки спали (или притворялись спящими) днем, чтобы бодрствовать ночью, вызывая злых духов. Крики кошек в брачный период считали криками невинных людей, которых пожирают «сообщники дьявола». В Венгрии говорили, что все кошки по своей природе становятся ведьмами в возрасте 7-12 лет, если только на коже новорожденного котенка не сделать надрез в форме креста. Старух обвиняли в том, что ночью они превращаются в черных кошек и проникают в стойла, где вредят скоту. Охота на ведьм распространилась по всей Европе и через Атлантический океан перебросилась в американские колонии, где достигла своей кульминации в 1692 г., когда во время судебных процессов в Салеме, штат Массачусетс, 150 человек были обвинены в колдовстве и 20 из них казнены. В Европе убеждение многих людей в том, что кошки причастны к ереси и колдовству, вызвало появление «кошачьих празднеств», когда кошек мучили и убивали. Пример тому – «Кошачьи шествия» в Ипре (Франция), ведущие свое начало примерно с 962 г. Кошек сбрасывали с колоколен за то, что они помогали ведьмам. Сегодня эти замечательные животные уже настолько себя реабилитировали, что «Парад кошек» в Ипре стал популярным развлечением для их любителей, которые приходят посмотреть на «кошачье» шествие, когда по улицам везут огромные фигуры кошек, а игрушечных тряпичных зверьков сбрасывают с колокольни. Христиане впервые начали ассоциировать кошек со злом в 7 в., когда гностики вовсю проповедовали дуализм, который признавал равное значение учений Иисуса, Будды и Зороастра. Церковь сочла гностиков еретиками и обвинила их в том, что они скрыто исповедуют дьявола в образе черного кота. Пятьсот лет спустя подобные обвинения в ереси стали в Европе обычными. В 1232 г. папа Григорий XI учредил инквизицию для выявления еретиков, которые, как было объявлено, тоже почитали дьявола в образе черного кота. В 1344 г. во французском городе Мец состоялось публичное сожжение кошек. В гг. по Европе пронеслась эпидемия чумы – «черная смерть», унесшая жизни трети населения. Болезнь распространяли крысы, но обвинили во всем кошек. Лорд-мэр Лондона был одним из тех, кто отдавал приказание истреблять кошек, тем самым невольно устраняя главное препятствие на пути болезни. В начале XV века орден рыцарей- тамплиеров, основанный 250 годами ранее для защиты паломников, направлявшихся в святую землю, был обвинен в почитании дьяволу в образе черного кота. Преследование церковью людей, чьи убеждения отличались от ортодоксальной христианской догмы, и ее стремление ассоциировать их с кошками приводило к тому, что животные превращались в символы язычества и колдовства. В XV в. в Германии и двух областях Европы происходило возрождение языческих обрядов. Культ Фрейи превозносил плодовитость кошек. Почитателей этого культа поначалу обвиняли в ереси, но вскоре последовали обвинения и в колдовстве

Ягуар В Америке до прихода европейцев ягуару поклонялись многие народы. Он был главным божеством олмеков - племени, жившем в I тысячелетии до нашей эры в центральной Америке. Божество изображалось как полуягуар-получеловек, что, по-видимому означало, что он был предком всего народа. Гораздо позже индейцы майя придавали тронам властителей форму сидящего на задних лапах ягуара. Ягуар символизировал также ночное "солнце", то, что освещает потусторонний мир и обитель мертвых. Поэтому изображениями ягуара украшали погребальные сосуды. У племени ацтеков, которые в XIV веке поселились на Мексиканском плато, ягуар был воплощением одного из главных божеств - Тескатлипоки. Он был богом ночи, холода, севера, но одновременно и тем, "кто всевидящ". Ацтеки верили, что своими горящими во тьме глазами он видит все сокровенные мысли и побуждения человека. У ацтеков было два наиболее почетных воинских формирования, одно - воинов-орлов, то была гвардия солнца, а другое - воинов- ягуаров, гвардия ночи и звездного неба. Во время коронации император ацтеков, восседая на троне, покрытом шкурой ягуара, вливал несколько капель своей крови в полую кость ягуара. Так устанавливалась мистическая связь между богом-ягуаром Тескатлипокой и новым властителем. Южнее, в Кордильерах, у племени инков символом царственности и объектом религиозного поклонения была пума.

Лев Лев не только повсеместно считался царем зверей, некоторые народы обожествляли его. Древние египтяне изображали богиню Сехмет с головой львицы. Она была дочерью бога Ра и именовалась в иероглифах Великой или Владычицей пустыни. Она была хранительницей мира, защитницей людей, и к ней они обращались в минуты опасности. Так, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Храмы Сехмет воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы. Богине поклонялись в храме города Гелиополис, где жрецы держали священных львов, и когда такой лев умирал, жрецы совершали церемониальны обряды и объявляли траур. В греческой мифологии считалось, что лев был сотворен солнечным богом Аполлоном. Таким образом, прослеживалась связь: лев - Солнце. В Вавилоне верили, что лев - спутник и слуга Иштар, грозной богини войны. Вообще лев как символ используется многими мировыми религиями. В Индии, например, он служит Будде престолом, на котором тот восседает. В Японии, чтобы отогнать от деревень злых духов, в особые дни года устраиваются так называемые "пляски льва". В них участвуют ряженные львами мужчины. В христианской религии лев иногда символизирует Иисуса Христа. Есть древняя легенда о том, что львята рождаются мертвыми, и на третий день приходит их отец и вдыхает в них жизнь. Христианская церковь использовала эту легенду как предсказание воскресения Христа на третий день после смерти. Святой евангелист Марк традиционно изображается в виде льва, может быть, потому, что его Евангелие открывается сценой искушения Христа в пустыни, то есть во владениях льва. Лев фигурирует и в житиях других святых, как, например, пророка Даниила или блаженного Иеронима, которые сумели остановить разъяренных львов только силой веры и молитвой. В католической церкви самой известной остается история святой мученицы Бландины, которую бросили на съедение диким зверям, а она силой молитвы превратила их в своих защитников.

Тигр За этим грозным охотником утвердилась слава пожирателя людей. Малайские легенды говорят, что в посреди джунглей стоит город тигров, построенный из человеческих костей. И даже если эта слава несколько преувеличена, несомненно то, что никакой другой хищник семейства кошачьих не сравнится с ним по числу человеческих жертв. И нападение на человека вызваны далеко не всегда, как пытаются представить защитники тигра, старостью или голодом. Те мне менее в наши дни сам тигр оказался в опасности, и опасность эта исходит от человека. Но, подобно льву, и кровожадный тигр может выступать в роли защитника. В Китае его изображали на стенах храмов для защиты от злых духов. Тигр охранял мертвых. Изображения тигра в домах отводили болезни. А его зубы, усы и когти повсюду в Азии считались драгоценными амулетами. Роль, отведенная льву во многих странах, в Азии играл тигр - самый хищник из всех сохранившихся в наши дни кошачьих. В Азии именно он является царем зверей, символом могущества и власти. В китайской письменности слово "царь" изображается в виде полоса лбу у тигра. А во Вьетнаме его называют "ван", что значит "владыка". В азиатских джунглях, где обычно обитали тигры, местные племена поклонялись им, воздвигали алтари и храмы. К тигру относились с почтением и трепетом, он был карающим богом или орудием божественного возмездия. на острове Суматра, где ислам пришел на смену первобытным верованиям, считалось, что тигр - это карающая десница Аллаха, обращенная против дурных мусульман. Тигр как символ связан также с главным богом индуистской религией Шивой, которая изображается в виде тигра или одет в его шкуру. Подруга Шивы, грозная Дурга, восседает на тигре верхом.