Ежегодный инвестиционный форум бизнес лидеров « ИННОВАЦИИ ДЛЯ БИЗНЕСА» Развитие инновационных кластеров – лучший международный опыт Кендрик Д. Уайт г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта IX Красноярский экономический форум 16 февраля 2012.
Стратегия инновационного развития России на период до 2020г. А. Каширин Москва, ТПП РФ 17 февраля 2011г.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Роль государственной поддержки в развитии инновационного бизнеса Заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики 07 апреля.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
«Законодательные инициативы по улучшению правовой среды для прямых частных инвестиций» И.В. Осколков Директор Департамента корпоративного управления 9.
1 СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АТЭС И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ.
Бизнес - ангелы как элемент развития высокотехнологичных компаний IV региональная конференция МАРЧМОНТ «Стратегии роста и инвестиции в развитие бизнеса»
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Транксрипт:

Ежегодный инвестиционный форум бизнес лидеров « ИННОВАЦИИ ДЛЯ БИЗНЕСА» Развитие инновационных кластеров – лучший международный опыт Кендрик Д. Уайт г. Новосибирск 24 – 25 февраля 2011г.

Инновационная система Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Соединённые Штаты Америки (США) были выбраны для анализа благодаря своей длинной истории технологических инноваций и экономического роста. И в давние времена аграрной экономики, и сегодня, уже в интегрированной индустриализированной экономике, основой процветания служили и служат наука и инновации. Эта глава содержит уроки и предостережения, вытекающие из анализа инновационного развития США. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

США: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 1Национальная академия наук (National Academy of Sciences, NAS) В 1863 году президентом Авраамом Линкольном Организация, координирующая научную деятельность страны 2 Национальный институт здравоохранения (National Institute of Health, NIH) В 1887 году федеральным правительством как Лаборатория гигиены, в 1930-м реорганизована в NIH Учреждение Департамента здравоохранения и социального обеспечения США и, главное, правительственное агентство, ответственное за финансирование исследований в области биотехнологий и здравоохранения 3 Национальный институт стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology, NIST) В 1901 году федеральным правительством как Национальное бюро стандартов Поддерживает инновации и промышленную конкурентоспособность США путем совершенствования систем измерения, стандартов и технологии. Бюджет NIST в 2009 году составил 992 млн. долларов; также было получено 610 млн. долларов в рамках закона О восстановлении и реинвестировании американской экономики 4 Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF) В 1950 году федеральным правительством Поддерживает науку и инженерные разработки через исследовательские программы, гранты на научно-исследовательские цели и образовательные проекты. Бюджет NSF увеличился с 1 млрд. долларов в 1983 году (2,19 млрд. в долларах 2010 года) до более чем 6,87 млрд. долларов к 2010 финансовому году 5 Администрация по делам малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) В 1953 году конгрессом США в рамках закона О малом бизнесе (Small Business Act) Защищает интересы малого бизнеса. Самая заметная часть деятельности выдача льготных кредитов и гарантий по кредитам коммерческих банков 6 Инвестиционные компании малого бизнеса (Small Business Investment Companies, SBICs) В 1958 году конгрессом США в рамках закона Об инвестициях в малый бизнес (Small Business Investments Act) Реципиенты средств, выделяемых государством для финансирования стартапов, например венчурные фонды и инвестиционные компании Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

США: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 7Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) В 1958 году как агентство Министерства обороны Разрабатывает оборонные технологии и оснащает все Минобороны технологическими альтернативами 8 Биржа NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation Автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров) В 1971 году Национальной ассоциацией фондовых дилеров (NASD) Изначально это была информационная база, в которой транслировались усреднённые, а потом и лучшие котировки дилеров внебиржевого рынка. В 1982 году акции американских компаний, соответствующих более высоким требованиям листинга, были выделены в NASDAQ National Market (NNM), а в 1990 году оформилась вторая группа акций, представляющих компании с небольшой капитализацией (около 40 % от общего числа компаний) Nasdaq Small Cap Market (SCM) 9 Бюро научно-технической политики (Office of Science and Technology Policy, OSTP) при президенте США В 1976 году конгрессом США, выросло из Бюро науки и техники, основанного президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году Информирует главу государства и других членов администрации президента о достижениях в области науки и техники для внутренней и внешней политики, координирует государственные программы в этой сфере. Включает должности US Chief Technology Offi cer (отвечает за использование государственными органами новых технологий) и Chief Information Offi cer (отвечает за программы информатизации органов государственной власти) 10 Инновационная исследовательская программа для малого бизнеса (SBIR) В 1982 году конгрессом в рамках закона О развитии инноваций в сфере малого бизнеса Программа финансирования научно-исследовательских работ, помогающая малому бизнесу коммерциализировать новые технологии 11 Программа расширенного партнёрства в производстве (MEP) В 1988 году в рамках Всеобщего закона о торговле и конкуренции Сеть некоммерческих центров, финансируемых как штатами, так и федеральным правительством с целью распространения и внедрения производственных и других технологий в сферу малого бизнеса Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

США: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 12Программа технологических инноваций (TIP) В 2007 году в рамках закона America COMPETES (закон О конкурентоспособности Америки ) при Национальном институте стандартов и технологии (NIST) Финансирует компании, находящиеся на ранних стадиях развития, когда частные инвесторы еще не готовы к сотрудничеству 13 Агентство перспективных исследовательских проектов энергетика (ARPA-E) В 2007 году в рамках закона America COMPETES Финансирует базовые целевые исследования через модель, ранее применявшуюся DARPA. Первоначальное финансирование 400 млн. долларов получило в рамках закона О восстановлении и реинвестировании американской экономики в 2009 году. Ожидается, что в последующие годы его общий фонд достигнет 1 млрд. долларов Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Крупные внутренние конкурентные рынки играют определяющую роль в достижении экономического успеха и, в частности, в создании передовых высоко технологичных продуктов и сервиса. Государственные закупки создают рынок, необходимый для ускоренного развития технологий. Сильная система высшего образования является критическим фактором для кадрового обеспечения инноваций. Важно, чтобы университеты не только занимались образованием и наукой, но и сосредоточили свое внимание на формирование среды для коммерциализации. Чёткие законы и правила создают открытую и прозрачную среду, необходимую для привлечения, сохранения и создания высокотехнологических фирм. Правительство может и должно быть катализатором отношений, необходимых для коммерциализации технологий. Государственный финансовый капитал – основа поддержки исследований и развития технологий на ранней стадии, поскольку частный сектор считает инвестиции на этом этапе слишком рискованными. Кроме сильной науки, генерирующей новые технологии, работы экосистемы необходима также связь предпринимателей с венчурным капиталом или иными формами финансирования. Для этого требуется простой механизм выхода инвесторов из их инвестиций и поддержание финансовой ликвидности как часть экосистемы, например, через торговые площадки типа NASDAQ. Гибкие, открытые, децентрализованные сети общения предпринимателей, ученых и финансистов являются важным компонентом успешного регионального кластера. Правительственная поддержка важна как для стартапов, так и более зрелых компаний. Уроки: Крупные внутренние конкурентные рынки играют определяющую роль в достижении экономического успеха и, в частности, в создании передовых высоко технологичных продуктов и сервиса. Государственные закупки создают рынок, необходимый для ускоренного развития технологий. Сильная система высшего образования является критическим фактором для кадрового обеспечения инноваций. Важно, чтобы университеты не только занимались образованием и наукой, но и сосредоточили свое внимание на формирование среды для коммерциализации. Чёткие законы и правила создают открытую и прозрачную среду, необходимую для привлечения, сохранения и создания высокотехнологических фирм. Правительство может и должно быть катализатором отношений, необходимых для коммерциализации технологий. Государственный финансовый капитал – основа поддержки исследований и развития технологий на ранней стадии, поскольку частный сектор считает инвестиции на этом этапе слишком рискованными. Кроме сильной науки, генерирующей новые технологии, работы экосистемы необходима также связь предпринимателей с венчурным капиталом или иными формами финансирования. Для этого требуется простой механизм выхода инвесторов из их инвестиций и поддержание финансовой ликвидности как часть экосистемы, например, через торговые площадки типа NASDAQ. Гибкие, открытые, децентрализованные сети общения предпринимателей, ученых и финансистов являются важным компонентом успешного регионального кластера. Правительственная поддержка важна как для стартапов, так и более зрелых компаний. Предостережения: Федеральная политика, не согласованная с региональной политикой, перестаёт оказывать оптимальное воздействие и не приводит к успеху. Финансирование фундаментальных исследований без поддержки коммерциализации неэффективно. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Израиль был выбран в качестве объекта анализа в связи с быстрым экономическим развитием страны с момента её основания в 1948 году, постоянно растущим уровнем образования и предпринимательства, а также относительной устойчивостью во время недавнего всемирного экономического кризиса. Израиль стал одним из мировых лидеров по проведению исследований и разработок и, несмотря на соседство с враждебными странами, создал уникальную предпринимательскую и технологически обусловленную культуру. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

ИнститутКогда и кем учрежденОписание 1RAFAELВ 1948 году правительством Израиля Занимается разработкой оружия и военной техники. Организация RAFAEL является подразделением Министерства обороны Израиля и считается правительственной организацией 2 Discount Investment Corporation (DIC) В 1961 году семейством Реканати, владельцами израильского банка Дисконт Одна из наиболее крупных холдинговых компаний прямого инвестирования в Израиле 3 Бюро главного ученого (Office of the Chief Scientist, OCS) В 1968 году правительством Израиля при Министерстве промышленности и торговли Осуществляет правительственную политику, нацеленную на поддержку промышленных исследований и разработок. На конкурсной основе предоставляет гранты на исследования и разработки на сумму около 1,3 млрд. израильских шекелей в год 4 Американо-израильский межгосударственный фонд исследований и разработок в промышленности (Binational Industrial Research and Development Foundation, BIRD) В 1977 году правительствами США и Израиля Финансирует американских и израильских специалистов, занимающихся разработкой и коммерциализацией продуктов гражданского назначения. Основной доход фонд BIRD получает в виде процентов с капитала в 110 млн. долларов США, предоставленного в эндаумент правительствами США и Израиля. Дополнительное финансирование поступает за счёт возврата средств компаниями, принимающими участие в успешных проектах, спонсируемых BIRD Израиль: Ключевые институциональные элементы Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

ИнститутКогда и кем учрежденОписание 5Программа технологических инкубаторов (Technology Incubators Program) В 1990 году OCSПредоставляет поддержку предпринимателям, занимающимся разработкой инновационных технологий и учреждением компаний по их коммерциализации 6YozmaВ 1993 году OCSСтимулирует и поддерживает рынок венчурного капитала Израиля. С момента учреждения группа Yozma привлекла в два своих фонда более 170 млн. долларов США 7MAGNETВ 1992 году правительством Израиля при участии OCS Научно-исследовательская программа, разработанная для решения общих технологических проблем малых предприятий, оптимизации использования научных исследований и распределения их результатов. Изначально из бюджета программы MAGNET покрывалась значительная часть (до 66 %) расходов на исследования; остальная часть финансировалась промышленными компаниями. Спонсирование предоставляется в виде грантов и не требует возмещения 8Yozma IIВ 1998 году YozmaПродолжает стратегию Yozma, направленную на привлечение прямых инвестиций в технологические компании. Повышает эффективность деятельности за счёт найма высшего руководства, формирования бизнес- стратегий, привлечения дополнительного финансирования и поиска инвесторов Израиль: Ключевые институциональные элементы Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Уроки: Постоянная угроза национальной безопасности и наличие долгосрочных стратегических задач могут способствовать развитию науки и технологических достижений мирового уровня. Научное и технологическое образование, а также доступ к системам социальной и финансовой поддержки являются важной основой для предпринимательства и развития перспективных технологий. Фонд BIRD сыграл особо важную роль в обмене технологиями между многонациональными (с базированием преимущественно в США) ИКТ-компаниями и малыми высокотехнологичными предприятиями Израиля. Эффективно управляемые частные партнёрства могут содействовать выходу компаний на международные рынки, налаживанию отношений с другими компаниями и нахождению источников финансирования. Знание мировых рынков, в особенности технологических потребностей крупных наукоемких корпораций, помогает местным малым предприятиям в разработке своих собственных программ технологического развития. Кроме того, наличие хорошо образованной, взаимосвязанной еврейской диаспоры в других странах мира, в особенности в США, сыграло важную роль в понимании международных рынков. Возвращение в Израиль части диаспоры было связано с представлениями об экономических возможностях самореализации в своей стране и о национальной гордости; правительство Израиля не предоставляло работавшим за рубежом специалистам каких-либо официальных государственных преференций. Правительство Израиля не пыталось реформировать существующие научные организации; вместо этого оно разработало новую политику и программы в ходе нескольких циклов развития для заново возникающих структур. Бюро главного ученого (OCS) сыграло важную роль в определении задач научно-технологического развития и координировании исследований. В начале своей деятельности OCS столкнулось с некомпетентностью руководства и низкой эффективностью небольших грантов. Однако благодаря уверенному руководству выпускника Массачусетского технологического института Ицхака Яакова и международной сети OCS, смогло создать гибкую, восприимчивую культуру, отвечающую интересам промышленности. Венчурные компании представляют собой важный источник инвестирования высокотехнологического бизнеса. Не менее значимым для предпринимателей является руководство в области управления и обслуживания. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Предостережения: Насыщение какого-то одного сектора может привести к крупным диспропорциям в экономике, которые затем способны вызвать социально-экономические трудности. Несмотря на значимость эффективного руководства на начальном этапе существования OCS впоследствии оно привело к конфликту интересов и зависимости от конкретной личности. Повышенное внимание к исследованиям, разработкам и технологическим возможностям новых венчурных предприятий и пренебрежение менеджментом и маркетингом новых малых предприятий может со временем помешать реализации потенциала долгосрочного развития и устойчивости предприятий. Предоставление капитала только для развития компаний на ранней стадии (start-up), а не для долгосрочного развития и расширения предприятий оборачивается проблемами. Следует также уделять внимание поддержке развития зрелых высокотехнологичных предприятий. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Финляндия была выбрана для анализа в связи с быстрым экономическим ростом страны во второй половине XX века и кризисом, поразившим страну в начале 1990-х, схожим с кризисом, вызванным распадом СССР. После его преодоления Финляндия стала и до сих пор остается одной из наиболее развитых в научно- техническом отношении стран мира. Глава посвящена изучению накопленного опыта, урокам и предостережениям, сформулированным на основе анализа инновационной системы Финляндии. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

ИнститутКогда и кем учрежденОписание 1Технический исследовательский центр Финляндии VTT В 1942 году правительством страны Крупнейшее мультидисциплинарное прикладное исследовательское учреждение Северной Европы. Агент по передаче технологий, технологических преобразований и организации международных программ 2Sitra, или Национальный фонд исследований и разработок В 1967 году парламентом Финляндии Квазинезависимый национальный инвестиционный фонд, созданный для спонсирования компаний и проектов, занимающихся коммерциализацией технологий и венчурным финансированием. Источником финансирования фонда Sitra являются поступления от прибыли спонсируемых проектов 3Корпорация NokiaВ 1967 году основана в результате слияния компаний Nokia Ab, Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works; реформирована в начале 1990-х Телекоммуникационный гигант, реформированный при активном участии правительства и его институтов развития 4Академия наук ФинляндииВ 1970 году при Министерстве образования для консультирования правительства по научным вопросам Правительственная организация, финансирующая научные исследования в Финляндии. Ежегодно академия выделяет свыше 260 млн. евро на финансирование финских научно- исследовательских проектов. Более 5 тыс. учёных осуществляют проекты при поддержке академии 5Технопарки/инкубаторыВ 1982 году в рамках федеральных проектов Предоставляют компаниям коммерческую поддержку, инфраструктуру и услуги. Первым из них стал Technopolis Oulu. В настоящее время большинство инкубаторов частные проекты, работающие в режиме самоокупаемости Финляндия: Ключевые институциональные элементы Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Финляндия: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 6Tekes, или Финская организация по финансированию технологий и инноваций В 1983 году при Министерстве промышленности и торговли Основная государственная организация Финляндии, финансирующая исследования, разработки, инновации и региональное развитие. Как правило, финансирование Tekes предоставляется в виде ссуд под низкие проценты или грантов. В 2009 году бюджет на научно- исследовательские проекты Tekes составил 579 млн. евро 7Совет по исследованиям и инновациям (Research and Innovation Council, RIC) В 1987 году премьер- министром как совет по научной и технологической политике Этот совещательный орган при правительстве контролирует достижения в сфере исследований и разработок, науки и технологии в более общем плане, включая влияние данных достижений на экономику Финляндии. На 100 % финансируется правительством. В основном средства идут на администрирование и подготовку политических анализов. Совет по научной и технологической политике также спонсирует исследовательские и оценочные проекты, связанные с политикой в области науки и технологии 8Программа экспертных центров В 1994 году правительством страны в рамках закона о региональном развитии 1990 года Способствует продвижению регионов, которые могут быть конкурентоспособными на международном рынке 9Программа региональных центров В 2001 году правительством страны Восполняет пробелы программы экспертных центров и других инициатив, направленных на индустриальное развитие. Способствует повышению конкурентоспособности регионов Финляндии Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Уроки: Развитие национальной инновационной системы требует долгосрочной и последовательной государственной политики. Федеральная и местные инновационные политики должны усиливать друг друга. Инновационные инициативы должны основываться на существующем технологическом потенциале. Государственное регулирование и прямое вмешательство в экономику может способствовать инновациям. Инновационная политика и финансовые решения должны основываться на анализе рыночных тенденций. Естественные конкурентные преимущества: природные ресурсы и географическое положение нужно использовать для развития инновационной экономики. Воссоздание компании Nokia демонстрирует роль правительства в создании среды, благоприятной для развития высокотехнологичной компании. Ориентация на экспорт технологий оказалась удачной для страны с небольшим внутренним рынком. При этом поддержка оказывалась как местным, так и международным компаниям при условии создания рабочих мест внутри страны. Научные и технологические парки могут быть самоокупаемыми и в то же время способствовать инновациям. Предостережения: Чрезмерная зависимость от единственной крупной компании (Nokia) делает инновационную экономику страны в целом уязвимой по отношению к изменениям на международном рынке. Излишнее внимание, уделяемое региональным политикам, и отсутствие связи с международными рынками и тенденциями показало свою неэффективность. Бюрократия может замедлить принятие ключевых решений о предоставлении финансирования, в связи с чем предприятия, которым требуются средства, могут упустить свой шанс на рынке. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

За последние двадцать лет Индия совершила серьёзный эволюционный скачок, превратившись из практически закрытой плановой экономики в один из наиболее показательных примеров экономического развития, инициированного экономикой знаний. Со временем эта страна может стать равным игроком и даже лидером глобальной инновационной системы, однако для этого ей придётся преодолеть несколько барьеров. Из индийского опыта можно извлечь несколько уроков и предостережений. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Индия: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 1Научно-промышленный исследовательский совет (CSIR) В 1942 году центральным руководством страны Автономная организация, крупнейший в Индии центр НИОКР 2Организация НИОКР малых предприятий (SIRDO) В 1970 году Технологическим институтом им. Бирлы (г.Месра) и НИИ им. Бирлы (BISR) Даёт старт малым промышленным предприятиям, которые возглавляют выпускники Технологического института им. Бирлы 3 Департамент науки и техникиВ 1971 году Министерством науки и техники Стимулирует развитие новых научно-технических отраслей и выступает в роли узлового элемента организации, координации и стимулирования индийских научно-технических инициатив 4Научно-технический план (1974–1979) В 1974 году Национальным научно-техническим комитетом Должен был содействовать внедрению и адаптации новых технологий и развитию собственных мощностей. С тех пор глава о научно- техническом развитии включается в каждый пятилетний план 5Организация НИОКР и подготовки специалистов малых предприятий (SIRDO) В 1978 году Технологическим институтом им. Бирлы Передает предпринимателям технические ноу-хау, обеспечивает банковское финансирование, маркетинг и т. п. 6Национальное бюро развития научно-технических предприятий (NSTEBD) В 1982 году правительством Индии при Департаменте науки и техники Стимулирует создание наукоёмких и высокотехнологичных предприятий 7 Программа Парк научно- технических предприятий (STEP) В 1984 году Национальным бюро развития научно- технических предприятий (NSTEBD) Осуществляет государственный подход к инновациям и предпринимательству путём создания особых экономических зон Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Индия: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 8Город БангалорС 1940-х годов развивался как промышленно- производственный центр. С 1985 года становится ядром программы STEP Считается IT-столицей и Силиконовой долиной Индии. Играет важную роль в стимулировании инновационного процесса и привлечении инвестиций в Индию 9Индийские технические институты В разное время, как правило, особыми постановлениями индийского парламента Пятнадцать автономных проектно-технических вузов, учреждённых постановлениями индийского парламента и объявленные институтами национального значения 10Министерство науки и техники (MOST) В 1985 году центральным руководством страны Формулирует и устанавливает правила, нормативы и законы, регламентирующие научно-техническую сферу Индии 11Совет по прогнозированию и анализу технической информации (TIFAC) В 1988 году в рамках Департамента науки и техники Прогнозирует технологии, анализирует тенденции развития технологии, поддерживает технические инновации, проводя сетевые мероприятия в отдельных технических отраслях национального значения 12Инновационно-инкубационный центр Банка развития малых предприятий Индии (SCII) В 1990 году по соглашению с Банком развития малых предприятий Индии (SIDBI) Предоставляет начинающим предпринимателям, стартап-компаниям и техническим организациям инфраструктуру и услуги НИОКР Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Уроки: Построение современной инфраструктуры, офисов и жилья обязательное условие создания адекватной бизнес-среды в бедной стране. Большая доля индийских инноваций инициирована иностранными инвестициями. По мере приобретения опыта появляются и местные инвестиции. Индустрия аутсорсинга пример существенного прироста национальной экономики за счёт не связанного с ней высокотехнологичного сектора, который строится на совершенно иных деловых принципах и институтах. Наличие высококачественного образования с преобладанием научных и инженерных дисциплин жизненно важно для обеспечения инновационного экономического роста. Количество научных публикаций, ссылок на них и других традиционных индикаторов научной эффективности не всегда отражает существующий в стране уровень инноваций. Чтобы достичь поставленной цели и тратить на финансирование НИОКР два процента ВВП, Индии придется найти способ инвестировать в промышленность на том же уровне, что США и Китай. Предостережения: Рост наукоёмких отраслей не обязательно подразумевает соответствующий рост инноваций в целом. Будучи самоцелью, политика технической самодостаточности и протекционизма серьёзно мешает инновационному процессу, особенно если она опирается на копирование иностранных технологий. Наличие дешёвой рабочей силы, как неквалифицированной, так и технически подготовленной, является мощным средством привлечения иностранных инвестиций, однако с развитием экономики поддерживать эту дешевизну может оказаться невозможно. Бизнес, основанный на обслуживании изобретений, сделанных другими, долгое время не ведёт к увеличению числа собственных инноваций. В Индии это особенно заметно на примере отрасли офшорного программирования. Учёным не следует доверять формирование инновационной политики в той области, которая должна основываться на рыночных бизнес-критериях. Участие в глобальной инновационной экономике требует полноценного и заслуживающего доверия законодательства об интеллектуальной собственности. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Мы включили в свой анализ Тайвань ввиду его стремительного экономического развития, достигнутого путём поддержки переноса в страну глобальных производств, создающих добавленную стоимость. Помимо всем известной компьютерной и полупроводниковой промышленности Тайваня развитие страны обусловлено модернизацией отраслей промышленности с более зрелыми, традиционными рынками сбыта, такими как производство велосипедов и швейных машин. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Тайвань: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 1Министерство экономикиВ 1949 году Исполнительным Юанем (правительством) Отвечает за общее развитие производства (и экономический рост) Тайваня 2Национальный совет по науке (NSC) В 1959 году Исполнительным Юанем Основной государственный орган Тайваня по распределению грантов на научные исследования 3 Бюро промышленного развития (IDB) В 1970 году Министерством экономики Стимулирует развитие машиностроительной, пищевой, нефтехимической, текстильной и автомобильной промышленности 4Научно-исследовательский институт промышленных технологий (ITRI) В 1973 году Министерством экономики Ведёт НИОКР в сфере прикладных технологий для нужд частного сектора. Берёт на себя расходы на НИОКР, впоследствии создает предприятия, открытые для частного капитала 5Группа научно-технического совета (STAG) В 1979 году администрацией премьер-министра Тайваня Консультирует администрацию премьер-министра Тайваня по вопросам научно-технического развития 6Отдел научно-технической политики (OSTP) В 1979 году Министерством экономики Координирует вопросы технического развития, важные для модернизации малых и средних предприятий (посредством маломасштабных НИОКР) 7 Научно-промышленный парк Синьчжу В 1980 году Исполнительным Юанем Стимулирует техническое развитие и создание высокотехнологичных компаний на Тайване, предоставляя площадки, инфраструктуру, услуги, налоговые льготы, освобождение от таможенных сборов, кредиты с низкой процентной ставкой и прямое финансирование НИОКР Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Тайвань: Ключевые институциональные элементы ИнститутКогда и кем учрежденОписание 8Департамент промышленных технологий В 1993 году Министерством экономики Содействует развитию промышленности путем её финансирования и координирования 9Программа инновационных исследований малого бизнеса (SBIR) В 1999 году Департаментом промышленности Оказывает малым и средним предприятиям Тайваня поддержку в сфере НИОКР и обеспечения конкурентоспособности 10Программа инновационных приложений и услуг В 1999 году Департаментом промышленности Совершенствует качество тайваньской сферы услуг, осуществляя финансирование разработки уникальных бизнес-моделей, приложений и процессов 11Программа создания на Тайване транснациональных инновационных центров НИОКР В 2002 году Департаментом промышленности Стимулирует создание центров НИОКР отечественными компаниями (в том числе в сотрудничестве с транснациональными корпорациями) Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Уроки: Стратегия строительства инновационной экономики сверху вниз в авторитарной политической среде возможна и даже эффективна. Даже военное положение не помешало развитию инновационного сектора. Но для этого государственные учреждения и отрасли промышленности должны работать как одно целое в рамках централизованного руководства и строить свою работу на основе ясного понимания отраслей мировой экономики и соответствующих им цепочек образования стоимости. Государственные учреждения с их волевым руководством, гибкими правилами, наличием финансирования и ясными долгосрочными задачами, ориентированными на защиту отраслевых интересов, могут создавать компании, обладающие конкурентоспособностью на внешнем рынке. Стимулирование инновационных процессов в отраслях с низкой интенсивностью НИОКР может быть достигнуто путем частно-государственного партнёрства. Государство может играть важную роль в организации и финансировании НИОКР по разработке новых технологий для малых компаний, которым зачастую не хватает собственных ресурсов. Транснациональные корпорации могут стать катализатором создания инновационного сектора. Для быстро перенимающей технологии страны критически важно научиться быстро ассимилировать их и начать производить новые товары самостоятельно. Прикладные НИОКР чрезвычайно важны для развития быстро перенимающих технологии стран, однако фундаментальные исследования, имеющие перспективы в прикладных областях, позволяют создавать новые, революционные товары и технологии. Поощрение приобретения комплектующих местного производства может стимулировать инвестирование. Национальные проекты в сфере высоких технологий например, переход на цветное телевидение способны привлечь инвестиции. МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831) Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии 32

Государственная политика не может быть эффективной без чёткого понимания рынка и особенностей национальной индустрии. Создавая новые отрасли и/или компании, государство должно воздерживаться от конкуренции с существующими частными предприятиями, чтобы не демотивировать предпринимателей. Политика, способствовавшая развитию одного промышленного сектора, полностью провалилась в другом, потому что была применена чисто механически, без надлежащего анализа отрасли. Занимаясь только перениманием технологий и пренебрегая финансированием фундаментальных исследований, можно подорвать дальнейшие усилия по разработке собственных новых технологий. Транснациональные компании важный источник новых технологий и современных деловых принципов. Однако если не заставить их дать доступ к этим технологиям и принципам местным предпринимателям, позитивный эффект от их присутствия не наступит. Предостережения: Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Российское руководство объявило о проведении новой политики модернизации экономики, стремясь сделать её экономикой знаний. Начаты реформы старых инновационных институтов, создаются новые, принимаются законы, направленные на стимулирование инноваций. Однако России ещё не удалось создать независимую самовоспроизводящуюся систему, основанную на новых технологиях инновационную экосистему. В этой главе описана эволюция подходов к развитию инноваций в постсоветский период, выполнена классификация проведённых на сегодняшний день инновационных инициатив, после чего предложен ряд рекомендаций по укреплению и развитию инновационного процесса. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Основным элементом сегодняшней инновационной политики российского руководства является строительство нового технополиса в подмосковном местечке Сколково ( Несмотря на общеупотребительный эпитет российская Кремниевая долина, фактическая модель нового технополиса, по всей видимости, будет значительно отличаться от своего американского прототипа. В рамках проекта предусматривается создание нового сверхсовременного города с постоянным населением человек. В нем будут учебные заведения, исследовательские учреждения, инкубаторы малого бизнеса и центры НИОКР международных и российских компаний наряду с российскими высокотехнологичными стартапами. Предполагается, что на постройку города уйдет от 3 до 7 лет. Общая концепция предусматривает, что создание аналога ведущих мировых инновационных центров будет способствовать инновационному прорыву в России и позволит российским научно-техническим достижениям занять ведущее место в мире. Управление проектом Сколково будет регулироваться особым законом, устанавливающим особые налоговые, таможенные и земельные правила. В городе будут собственная полиция и органы самоуправления. Власти намереваются создать в Сколкове поистине международный проект, управляемый Советом, в состав которого входят как российские, так и иностранные граждане. В июне 2010 года Фонд Сколково и Массачусетский технологический институт (MIT) подписали соглашение об изучении путей возможного сотрудничества по проекту Сколково, в том числе в области создания нового международного университета и сотрудничества в новых исследовательских лабораториях. Проект «Сколково» Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Государственное или квазигосударственное финансирование инноваций Чтобы стимулировать финансирование инноваций в России, российское руководство учредило ряд государственных финансовых механизмов. К таким механизмам относятся: Российская венчурная компания (РВК) ( государственный фонд фондов, выполняющий функции института развития Российской Федерации, который должен стать одним из ключевых инструментов России в деле построения национальной инновационной системы. Уставной капитал РВК составляет около 1 млрд долларов. По состоянию на февраль 2010 года фонды РВК проинвестировали 27 компаний. Совокупный объём проинвестированных средств составил около 149 млн. долларов США. Первоначально компания планировала действовать через региональные венчурные фонды, создаваемые совместно с региональными администрациями. Однако это вело к фрагментированию инвестиционной политики и оказалось неэффективным, поэтому от идеи отдельных региональных фондов было решено отказаться. В качестве альтернативы РВК подписала семь соглашений о сотрудничестве с различными российскими регионами, три готовятся к подписанию, и еще двенадцать должны быть подписаны к концу 2010 года; таким образом, компания охватит 30 % российских регионов. Российская корпорация нанотехнологий (Роснано) ( была основана в 2007 году для развития и внедрения нанотехнологий как приоритетной политики российского руководства. Ее начальная капитализация составляла 5 млрд долларов США, и еще 5 млрд. долларов США было получено в виде государственных гарантий позже. Роснано может выступать соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. При этом доля собственности Роснано может составлять до 50 %. Заявки на инвестирование проходят двухступенчатую систему отбора. Сначала они рассматриваются научно-техническим советом, а в случае одобрения наблюдательный комитет проводит инвестиционную экспертизу. Роснано также принимает участие в формировании нанотехнологической инфраструктуры, в том числе нанотехнологических центров, бизнес-инкубаторов и венчурных инвестиционных фондов. Как правило, Роснано старается инвестировать в крупномасштабное производство, а не в начинающие проекты. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

Государственное или квазигосударственное финансирование инноваций Государственная корпорация «Ростехнологии» ( Её основными функциями являются содействие в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции; проведение перспективных исследований и развитие технологий; обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности; привлечение инвестиций в организации различных отраслей инновационной промышленности. Эта корпорация теснее всего связана с военно-промышленным комплексом и другими традиционными промышленными предприятиями. Росинфокоминвест государственный инвестиционный фонд с капиталом 150 млн. долларов США, образованный в 2006 году с целью финансирования проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Фонд управляется Минкомсвязи. По состоянию на середину 2010 года он не приступил к инвестиционной деятельности. Фонд Бортника ( Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере образован в 1994 году для поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере. Он предоставляет небольшие безвозвратные посевные гранты в рамках программы Старт и гранты НИОКР в рамках программы У.М.Н.И.К.. По состоянию на 1 августа 2010 года фонд рассмотрел около проектов и поддержал около Фонд Бортника важный финансовый ресурс для начинающих компаний и уникален тем, что предоставляет гранты уже на этом уровне, хотя напрямую Фонд коммерциализацией не занимается и не отвечает за дальнейший успех профинансированных проектов. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

SWOT-матрица для развития инноваций в России Сильные стороны Высокий научный и образовательный потенциал, признанный в мире, наличие крупных научно-образовательных центров и большой технологический запас. Большой внутренний рынок. Значительный объём финансирования государственных инициатив в области поддержки высоких технологий. Географическое положение и исторические связи в центре Евразии с прямым доступом на европейские, азиатские и ближневосточные рынки. Слабые стороны: Недостаточно развитый спрос на инновации на внутреннем рынке. Слабая инфраструктура (доступ к офисным площадям, жилью, телекоммуникациям и т. д.). Неразвитая финансовая система (долговое финансирование, прямые и венчурные инвестиции, биржевые площадки). Недружественная к высокотехнологичным бизнесам налоговая и правовая система. Отсутствие предпринимательских традиций. Незнание международных рынков, плохие связи у национального бизнеса. Плохая репутация страны у международных инвесторов. Перспективы развития: Рост спроса на внутреннем и мировом рынках на продукты и услуги в сфере высоких технологий. Существующий разрыв между сильной российской наукой и способностью создавать на базе этой науки новые продукты и новыми компаниями, создающий потенциал быстрого роста в случае внедрения процессов коммерциализации. Государственные инфраструктурные проекты: проект Сколково, технопарки, особые экономические зоны и технологические кластеры. Пользующиеся государственной поддержкой институты развития, активно развивающие международное сотрудничество и стимулирующие местные инвестиции: Роснано, Российская венчурная компания, Росинфокоминвест. Растущая заинтересованность российской деловой и государственной элиты в инновационных процессах. Рецессия в развитых странах, сокращающая возможности трудоустройства и открывающая окно для привлечения мировых талантов в Россию. Расширение глобальных инвестиционных институтов и венчурного капитала, ищущих выхода на внешние рынки. Большая русская диаспора, особенно в США и Израиле. Опасности: Быстрый неконтролируемый рост издержек, в том числе расходов на заработную плату и приобретение недвижимости. Конкуренция с зарубежными компаниями. Утечка мозгов и технологий, возникновение кадрового голода. Коррупция и административные барьеры. Агрессивная и зачастую недобросовестная конкуренция со стороны крупных российских компаний. Непоследовательная государственная политика. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

20 основных предостережений для России 1.На ранних стадиях субъективизм и наличие сильных руководящих фигур в институтах развития более полезны, чем следование жёстким формальным процедурам. Однако со временем руководители должны создать устойчиво работающие без них механизмы. 2.Недостаток внутреннего спроса нужно компенсировать внешним. Изучение и удовлетворение потребностей в технологиях транснациональных корпораций с помощью направляемых технологическими брокерами стартапов может играть важную роль в общей схеме развития инновационной экономики. 3.Потенциал диаспоры нужно использовать без завышенных зарплат, просто предложив не уступающие заграничным возможности жить в комфортных условиях и вести интересные проекты, общаясь с равными себе коллегами. 4.Внутренний спрос на инновационные продукты лучше поддерживать государственными закупками, а не используя административный ресурс, чтобы заставить так поступать частный сектор. 5.Бизнес-инкубаторы, технопарки, ОЭЗ и другие подобные элементы физической инфраструктуры следует воспринимать как такие же стартапы с ненулевой вероятностью неудачного развития. 6.Технопарки и инкубаторы, в том числе расположенные внутри университетов, могут и должны быть одновременно самоокупаемыми предприятиями и выступать важным инструментом поддержки инноваций. 7.Не следует бояться включать в программы поддержки иностранные компании, а также местные компании, зарегистрированные в международных юрисдикциях, если они создают в стране технологически ёмкие производства и рабочие места. 8.Слишком большая ставка на одну компанию, являющуюся лицом страны (в данном случае Nokia), делает всю инновационную экономику уязвимой. 9.Государственное финансирование научных исследований и разработок критически важное средство стимулирования инноваций, именно оно создало прославленные инновационные экосистемы Силиконовой долины и Бостона. 10.Сильная университетская система имеет решающее значение для обеспечения притока технологий и человеческого капитала. В университетах должны проводиться не только фундаментальные исследования в них также должно уделяться особое внимание применению результатов исследований в промышленности. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)

20 основных предостережений для России 11.Инновационные экосистемы США сформировались в тех немногих местах, где уже имелись все необходимые её компоненты, а все попытки воспроизвести эти экосистемы там, где отдельные элементы отсутствовали, имели крайне ограниченный успех. 12.Несмотря на большую ёмкость внутреннего рынка, без изучения и работы на внешних рынках долгосрочный экономический успех невозможен. 13.Только сочетание молодых и более опытных компаний порождает здоровую и гибкую инновационную экосистему, способную эволюционировать, чтобы адаптироваться к изменениям рынка. 14.Для развития системы венчурного капитала прямое государственное финансирование фондов на ранних стадиях через программы типа SBIC оказалось критически важным. 15.Инновационный сектор, особенно в части офшорного программирования, можно создать как особую среду, связанную в первую очередь с международными рынками и не зависящую от структурных проблем местной экономики. Однако без связи с местными заказчиками его рост не вызовет роста экономики и не повлияет на конкурентоспособность страны в целом. 16.Политика протекционизма сдерживает рост инноваций по сравнению с открытой и полностью интегрированной в глобальную экономику системой. Однако государственная политика, требующая от иностранных компаний создания местных производственных мощностей и исследовательских подразделений в качестве платы за вход в страну, оказывает положительное влияние на внутреннюю экономику. 17.Участие в глобальной экономике требует надёжного и всестороннего законодательства о защите прав интеллектуальной собственности. 18.Подход сверху-вниз при создании инновационной экономики успешно работает, но лишь в том случае, если и государственные службы, и местный бизнес понимают рынки сбыта и перспективы роста своего сектора. Эта же стратегия может иметь разрушительные последствия, если подход, зарекомендовавший себя успешно для одной отрасли, будет механически перенесён чиновниками на другую без понимания принципов её работы. 19.Государство может играть важную роль в процессе создания и финансирования новых технологий для использования местным бизнесом, испытывающим недостаток средств или в условиях повышенного рыночного риска, но только при условии начала этой работы по инициативе снизу и немедленного возврата результатов разработки назад в частный сектор по её завершении. 20.Транснациональные компании часто выступают в роли спонсоров создания национальной инновационной экономики, но они являются ненадёжными партнёрами в условиях экономических кризисов. Твердые принципы всегда лежали в основе нашей стратегии МАРЧМОНТ Капитал Партнерс , РФ, г. Н. Новгород, Театральная пл. 5/6, Тел.: +7 (831) ; факс: +7 (831)