Конструирование ниши: пересмотр моделей взаимодействия фирмы и окружающей среды П.О. Лукша Университет Хертфордшира и ГУ - Высшая школа экономики

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОПУЛЯЦИЙ. М. Хэннан, Дж. Фримен, Х. Олдрич.
Advertisements

Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
- Это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами целостности и устойчивости. Система Открытая Признаёт динамическое взаимодействие.
Внешняя и внутренняя среда организации. - Это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами целостности и устойчивости. Система Открытая.
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
1.Структура и содержание среды функционирования предприятия 2.Методы стратегического анализа внешней среды предприятия 3.Методы стратегического анализа.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Тема 2. Анализ внешней и внутренней среды организации.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Горемыко Мария Губина Ольга Иосилевич Екатерина Лекомцева Мария Швецова Ольга.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Стратегический менеджмент Содержание курсовой работы.
Транксрипт:

Конструирование ниши: пересмотр моделей взаимодействия фирмы и окружающей среды П.О. Лукша Университет Хертфордшира и ГУ - Высшая школа экономики г. Пущино, Московская обл., Россия сентября 2005 г. 6-й Международный симпозиум по эволюционной экономике "Эволюционная теория, инновации и экономические изменения"

2 Проблема взаимодействия фирмы и окружающей среды Несколько примеров: –Эффект Кока-Колы (Cheratony, McDonald, 1972); манипулирование предпочтениями в питании детей (Stoneman, Brody, 1982; Galst, White, 1976) –эко-генезис (Normann, 2001): истории IKEA, IBM и др. –лоббирование торговых барьеров в США и ЕС (Herman, 1981; Woll, 2005) –управление и манипулирование отношениями с инвесторами (Weinberg, 2003) Способность фирм и организаций оказывать воздействие на собственную бизнес-среду признается многими экономистами и практиками-управленцами Вместе с тем, в социальных теориях эта способность фактически не учитывается

3 Взаимодействия фирмы и среды (1): экономическая теория Неоклассическая теория (Маршалл, Курно, Махлуп, Робинсон, Чемберлен): –совершенная конкуренция: фирма не может воздействовать на свою среду –монополия: оптимальный объем производства задан условиями среды (кривые спроса и издержек) –олигополия: частичное воздействие на среду, описываемое как взаимозависимость производителей [статические и динамические игры в олигополии] Анализ новой институциональной школы (Коуз, Клейн, Уильямсон): –граница фирмы: определение размера фирмы заданными транзакционными издержками –анализ Уильямсона: низкая релевантность понятий «фирма» и «среда»

4 Взаимодействия фирмы и среды (2): экономическая теория (продолж.) Ресурсный подход (Пенроуз, Тис, Пизано, Фосс): –накопление компетенций: ресурсный подход в целом является эволюционным, однако рассматривает бизнес- среду фирмы как заданную и не подверженную внешнему контролю –воздействие компетенций на конкурентную позицию фирмы: эффекты обратной связи [описываемые как изменение доли рынка]

5 Взаимодействия фирмы и среды (3): экономическая теория (продолж.) Эволюционная экономическая теория –моделирование в парадигме дарвинизма (напр. модели технологического режима): адаптационистский подход –эволюционная теория игр: также адаптационистская парадигма –коэволюционный анализ: учитывает взаимное воздействие фирм (или их популяции) и окружающих сред друг на друга –теория самоорганизации: Витт (Witt, 1999) признает, что фирмы способны к осуществлению стратегических выборов, изменяющих или убирающих эволюционное давление (и возникающие вследствие него угрозы)

6 Взаимодействия фирмы и среды (4): организационная теория Организации понимаются как сущности, определяемые условиями среды, к которым они приспосабливаются. Окружающая среда – это источник возмущений, которые не могут контролироваться (March, Cyert, 1963) Организационная экология (Hannan, Freeman, 1977) понимает организации как жесткие структуры, различающиеся по приспособленности к данной социально-экономической среде Происходит осознание способности фирмы и среды оказывать взаимное влияние друг на друга: коэволюционные организационные исследования (Baum, Singh, 1994)

7 Взаимодействия фирмы и среды (5): стратегическое управление Окружающая среда – это набор потенциальных предпринимательских возможностей. Стратегия понимается как соответствие между квалификациями и возможностями, определяющими положение фирмы в ее среде (Christinsen et al., 1982) Условия окружающей среды рассматриваются как заданные извне, а стратегия должна представлять собой адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней критические изменения (Rumelt, 1997; cf. Mintzberg et al., 1998, p.27) Модель окружающей среды Портера (Porter, 1980): пять сил определяют свойства окружающей среды и детерминируют предпочительный тип стратегии фирмы

8 Взаимодействия фирмы и среды (6): стратегическое управление (прод.) Когнитивное конструирование: –Вейк (Weick, 1995) рассматривает окружающую среду как то, что фирмы в основном изобретают сами, как минимум, потому, что организации выбирают свою среду из набора доступных альтернатив –концепция рамки Г. Бейтсона (Bateson, 1955, 1972) может быть применена к окружающей среде: не существует среды, которая имеет внешнее и независимое существование (Smirich, Stubbart, 1985) Создание новой среды: новые способы организации среды первопроходцами, ведущие к экогенезису (Norman, 2001)

9 Выводы по существующим исследованиям Учет возможности воздействий организации на свою среду принципиально недостаточен: свойства среды рассматриваются как данность, в основном организация может оказывать воздействие на положение (и принятие решений) своих конкурентов Недавние исследования по коэволюции организаций и стратегическому управлению показывают, что этому вопросу начинают уделять внимание Однако достаточно систематическое описание проблемы и способов ее решения отсутствует

10 Окружающая среда как ниша Проработанная концепция в эволюционной биологии Ниша понимается как многомерное пространство, характеризующее все эволюционно значимые виды взаимодействий между видом и средой: N(t) = h (O(t), E(t)) Различные виды таких взаимодействий в биологии включают в себя: (а) внутренний отбор: воспроизводство, внутривидовая агрессия (б) нижние элементы пищевой цепочки (жертвы); (в) верхние элементы пищевой цепочки (хищники) (г) потенциально независимые виды, которые могут иметь положительное или отрицательное воздействие на данный вид (паразитизм, мутуализм и т.п.); (д) пассивная (небиологическая) среда вида

11 Рассмотрение окружающей среды в эволюционной биологии E E G G естественный отбор наследование генома вариации возмущения G – геном данной популяции E – окружающая среда данной популяции G = f (G, E, (G)) (E) (G) Традиционные эволюционные исследования часто рассматривают окружающую среду как комплексную и независимую от воздействия популяции [из (Laland et al.,2000), с дополнениями автора] E = h (E, (E))

12 Концепция конструирования ниши На основе работ Левонтина (Lewontin, 1983), Одлинг-Сми с соавторами (Odling-Smee, Laland, Feldman, 2003) предполагают, что эволюция зависит не только от естественного отбора и генетического наследования, но и от конструирования ниши: процесса, через который организмы своим метаболизмом, своей деятельностью и выборами изменяют собственную и чужие ниши. Конструирование ниши выражается в изменении одного и более давлений отбора со стороны среды. Множество примеров индивидуального и коллективного конструирования: –жизнь в норах и насыпных холмах (особенно: термиты, муравьи и т.п.) –растения в Австралии, которые размножаются только после пожаров, и потому повышают вероятность пожаров теми отходами, которые они производят –земляные черви имеют анатомию и физиологию речных животных, но способны выжить, т.к. они модифицируют почву в соответствии со своей физиологией –экологические инженеры: бобры строят плотины, которые создают заболоченные территории и дают место жизни многим существам Большое значение имеет позитивное конструирование ниши: действия, которые повышают вероятность выживания конструирующих организмов

13 Концепция конструирования ниши (2) E E G G (E) (G) ест. отбор конструирование ниши ест. отбор E = h(G, E, (E)) G = f(G, E, (G)) наследование генома наследование среды [из (Laland et al.,2000), с дополнениями автора] Роль конструирования ниши возрастала в процессе эволюции, и для многих видов (особенно для человека) оно имеет значение не меньшее, чем естественный отбор. Подтипом конструирования ниши является коэволюция: возникновение согласованных генетических изменений в двух взаимодействующих видах

14 Концепция ниши в эвол. экономике Традиционное понимание ниши в экономике: метафора из строительства (ниша в стене), означающая маленький и защищенный рынок Расширенное понимание ниши фирмы – включение всех типов агентов, создающих эволюц. давление: (а) участники цепочки создания стоимости [(а1) потребители; (а2) персонал; (а3) поставщики орудий труда; (а4) поставщики знаний и технологий; (а5) поставщики инфраструктуры (б) соперники (конкуренты): существующие и новые (в) инвесторы и т.п. (г) сообщество (социокультурные агенты, не участвующие напрямую в экономических интеракциях фирмы) [в т.ч. (г1) правительство и др. регулирующие учреждения; (г2) масс-медиа и «общественное мнение»; (г3) др. общественные / коммерческие организации] (д) естественная окружающая среда

15 Временной масштаб деятельности влияние на фирмувлияние на среду положе- ние на рынке отношение к орг. практикам и рутинам структурные изменения среды перекрестные эффекты на разные аспекты среды мгновен- ная акция [операция] редко влияет рутинный процесс принятия решений низкая вероятность средне- срочная акция [тактика] иногда влияет может включать изменения структуры и практик фирмы средняя вероятность долгосроч- ная акци [стратегия] серьезно влияет часто - пересмотр структуры и практик фирмы высокая вероятность

16 Стратегия: базис для отбора Что является основанием для эволюционного отбора: (1)адекватное правило балансирования издержек и доходов [т.е. правило максимизации прибыли] (Friedman, 1953) (2)эффективные решения, закрепленные и рутинизированные в организации (Nelson, Winter, 1982) (3)эффективные стратегии, позволяющие выбирать путь для выживания организации (Porter, 1980) Стратегия [понимаемая как комбинация организационных ценностей, целей, выбранных методов и практик] может рассматриваться в качестве базиса для эволюционного отбора Нельсон и Уинтер (Nelson, Winter, 1982) рассматривают разработку стратегии как ключевую организационную рутину. Они подчеркивают, что менеджеры имеют ограниченный контроль над собственной деятельностью, и поэтому могут только контролировать рамки деятельности - стратегию

17 Стратегия и рутины в эвол. экономике рутины [организационная память в индивидуальных навыках и привычках] стратегия [как набор долгосрочных поведенческих паттернов] среда [как ниша организации] определяет: организационное принятие решений (сознательное / бессознательное) определяет: избегание давлений среды и создание возможностей [адаптация и конструирование ниши] коррекция процедур (адаптация) стимулы к изменению (из- за несоответ- ствий) возмущения: неточная имитация возмущения: неточная реализация возмущения и шоки

18 Конструирование ниши в ЭЭ Конструирование социального, а не физического пространства (согласно Бурдье (Bourdieu, 1984), социальное пространство предшествует физическому и определяется им) Конструирование ниши фирмой – это способность влиять на долгосрочные паттерны поведения в социальной жизни. Соответственно, организация может изменять способы восприятия агентами социальной реальности и реагирования на нее. Изменения в долгосрочных паттернах поведения возникают из-за изменений в социальной памяти: (1) нормы и образцы поведения, (2) предпочтения (желаемые состояния индивида), (3) ожидания и верования, (4) обычаи и привычки.

19 Конструирование ниши в ЭЭ (2) Формальная модель конструирования ниши может быть адекватно транслирована в эволюционную экономику: Поведенческая программа эволюционирующей сущности: стратегия фирмы (адаптация к давлениям среды и производство среды E). Наследование поведения через механизмы воспроизводства набора рутин R. Конструирование ниши должно быть рутинизировано, т.к. изменения социальной среды необходимо поддерживать Социально-экономическая среда наследуется через воспроизводство социальной памяти, процесс со значимой степенью внутренней инерции [«институциональное наследование»].

20 Конструирование ниши в ЭЭ (3) E E R R (E) (R) давления среды производство среды давления среды наследование соц.-эк. среды наследование рутин R = f (R, E, (R)) E = h (R, E, (E)) Учет конструирования ниши представляется необходимой модификацией моделей эволюционной экономики, аналогично тому, как это предлагается в эволюционной биологии

21 Таксономия конструирования ниши взаимодействие со средой краткосрочный эффект: использование ниши долгосрочный эффект: конструирование ниши индивидуальное действиеколлективное действие не предписанное: инновация предписанное: расширенный фенотип координируемое: коллективное поведение некоординируемое: ненамеренные изменения среды могут быть классифицированы по типу давлений среды

22 Базис для конструирования социально-экономической ниши Конструирование ниши возможно, т.к. люди – это не только существа, убеждаемые набором очевидных выгод-стимулов. В их действиях имеется значимая мера ирра- циональности, им- пульса, подражания и др. бессознательных механизмов, открыва- ющих их для манипу- лирования [из рекламной кампании дезодоранта AXE]

23 Возможности конструирования ниши Три типа стратегических ограничений конструирования: (a) наличие субстрата: новые поведенческие паттерны могут быть сконструированы на базе существующих потребностей социально-экономических агентов, их способностей к действию и обучению (b) наличие «энергии»: финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для транслирования новых привычек, стандартов и верований (также объясняет, почему крупные компании более успешны в стратегии конструирования ниши) (c) наличие программы или ментальной способности к конструированию ниши: агент должен иметь представление о происходящих манипуляциях со средой и о техниках, используемых для успешного осуществления задачи

24 Заключение 1.В социальных науках имеется тенденция рассматривать среду организации (фирмы) как данность и не учитывать взаимные изменения организации и среды в процессе взаимодействий. 2.Целесообразно дополнить эволюционное моделирование учетом способности фирмы конструировать свою среду (первые попытки: недавние исследования по коэволюции организаций). 3.Действенность конструирования социально- экономической ниши определяется психическими механизмами, открывающими индивидов для внешних манипуляций (или ограничивающими подобные манипуляции).