Частные аспекты клинической психологии младенческого и раннего возраста Аномальный психофенотип Первично аномальный психофенотип Поврежденный психофенотип.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Advertisements

Информационный блок родителям о стилях воспитания.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
В детский сад с радостью. « Садовник собираясь посадить дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему,
Жестокое обращение с ребенком- причинение вреда физическому и психическому здоровью, угроза его развитию и жизни.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет Подготовили: Николаева Н.А., педагог- психолог Савельева О.А., воспитатель МБУ «Школа 86» СП Детский сад «Веста»
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
Патопсихологическое исследование ребенка дошкольного возраста Сюзева Наталья Анатольевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Психологическая защита деловая игра деловая игра.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Транксрипт:

Частные аспекты клинической психологии младенческого и раннего возраста Аномальный психофенотип Первично аномальный психофенотип Поврежденный психофенотип Регуляторные расстройства Расстройства развития аутистического спектра Другие расстройства развития вследствие генетических нарушений Нарушения развития вследствие повреждения развивающейся нервной системы

Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood (DC:0-3) ZERO TO THREE Diagnostic Classification Task Force 1994 The Multiaxial system: Overview of the classification system Axis I: Primary Classification Axis II: Relationship Classification Axis III: Physical, Neurological, Developmental and Mental Health Disorders or Conditions Axis IV: Psychosocial Stress Axis V: Functional Emotional Developmental Level

ZERO TO THREE: Axis I: Primary Classification Primary Diagnoses: 100 Traumatic Stress Disorder 200 Disorders of Affect 300 Adjustment Disorder 400 Regulatory Disorder 500 Sleep Behavior Disorder 600 Eating Behavior Disorder 700 Disorders of Relating and Communicating

Regulatory Disorder Регуляторные расстройства Трудности регуляции: - физиологических актов - движений и действий - реактивности на стимулы - внимания - психических состояний Проблемы: - когнитивные - языковые - интеграции (организации функционирования) Регуляторные расстройства нарушают адаптацию ребенка и его функционирование

Regulatory Disorder Регуляторные расстройства Трудности регуляции: - физиологических актов - движений и действий нерегулярное дыхание, вздрагивания, икота, проблемы кормления… неловкость, дефицит балансировки, артикуляции, импульсивность, персеверации, диспраксия

Regulatory Disorder Регуляторные расстройства гипер- и гипореактивность - на звуки - на яркий свет - на новые или внезапные зрительные стимулы - на тактильные (включая оральные) раздражения, - на боль, - на запахи, - на температуру Трудности регуляции: - реактивности на стимулы

Regulatory Disorder Регуляторные расстройства Трудности регуляции: - психических состояний проблемы сна-бодрствования (бессонница, сонливость); гиперактивность; проблема модуляции эмоций (гиперлабильность, инверсия); негативное настроение (депрессия, тревожность); узость спектра эмоций; узость спектра механизмов аффективной регуляции;

Regulatory Disorder Проблемы развития: - когнитивные - языковые - интеграции Качественный дефицит зрительно- пространственных операций Дефицит коммуникативных навыков Недостаточность управления функционированием

Regulatory Disorder Типы регуляторных расстройств Тип 1: гиперсенситивный Сверхчувствительны к стимулам (возможно нарастание к концу дня) 1.1 Боязливые Гиперреактивность на громкие звуки, касания, яркий свет. Тормозимы, пугливы, плохо переносят фрустрацию, плаксивы, Могут иметь проблемы зрительно-пространственного гнозиса и планирования движений Склонны к формированию неуверенности в себе

Regulatory Disorder 1.2 Непослушные Гиперреактивность на громкие звуки, касания Негативны, упрямы, трудно переключаемы, компульсивны Пытаются контролировать других

Regulatory Disorder Тип 2: гипореактивный 2.1 Замкнутые и трудно вовлекаемые Гипореактивность на звуки и движения в пространстве Обычны слухо-вербальные трудности Плохое качество движений и их планирование Дети выглядят апатичными, истощаемыми, замкнутыми, замедленными, депрессивными; ограничено моторное исследование, реагирование на ощущения и социальные инициативы Не склонны к вербальному диалогу Игра ограничиваются ограниченным набором идей и фантазий Склонны к самостимуляции

Regulatory Disorder 2.2 Эгоцентричные Поведение включает творчество и воображение, с тенденцией ребенка уйти в его собственные ощущения, мысли, эмоции, не взаимодействовать с окружающими. Ребенок может стремиться играть в одиночку. Ребенок выглядит невнимательным, легко отвлекаемым, увлеченным чем-то. Характерны трудности понимания речи других

Regulatory Disorder Тип 3: двигательно дезорганизованный, импульсивный Гипореактивность на звуки и касания. Поиск контакта через сильное давление. Жажда ощущений Слушают мимолетно, невнимательно, стремятся к громкой музыке. Слуховые и зрительно-пространственные функции м.б. в норме или затруднены. Моторная расторможенность, возбуждение, диспраксия, импульсивность Двигательная активность несфокусирована, дезорганизована. Такое поведение может иметь деструктивный характер с повреждением предметов и людей. Характерны назойливость и бесшабашность, вызывающие поведение, охваченность агрессивными темами в символической игре. Некоторые дети бесстрашны. Тип 4: смешанный (возможны разные варианты)

Primary Diagnoses: 100 Traumatic Stress Disorder 200 Disorders of Affect 300 Adjustment Disorder 400 Regulatory Disorder 500 Sleep Behavior Disorder 600 Eating Behavior Disorder 700 Disorders of Relating and Communicating

This group of disorders involves severe difficulties in relating and communicating, combined with difficulties in the regulation of physiological, sensory, attentional, motor, cognitive, somatic, and affective processes. Autistic Spectrum, Pervasive Developmental Disorder Use the DSM IV ( Мультисистемные расстройства)

>> значительное нарушение или отсутствие возможности вовлекаться в эмоциональное и социальное взаимоотношение с первичным воспитателем >> значительное нарушение в формировании, поддержании и/или развитии общения, включая невербальное и вербальное >> гипер и гипореактивность (включая зрительно- пространственный, тактильный, проприорецептивный, вестибулярный входы) >> значительное нарушение обработки звуковой и вербальной информации >> значительное нарушение обработки информации других модальностей >> проблемы планирования движений

Паттерн А Чаще - гипореактивны к ощущениям. М.б. гиперреактивны к касанию, некоторым звукам. Эти дети проявляют большую одержимость при самостимуляции, реже - заняты персеверативным поведением с предметами. Они постоянно в поиске ощущений через свое тело, используя движение, касание, давление. Негативно реагируют на новое. Игра -сенсорная. Плоский или неадекватный аффект. Иногда наблюдаются реакции удовольствия или, если пере- стимулированы, истерики. Нет межличностного тепла. Дети бесцельны и безучастны большее время, с тяжелым дефицитом моторного планирования. Они могут смотреть на вас, если вы стоите на пути, держать вашу руку для прыганья вверх-вниз. Эти дети обычно не используют жестов и экспрессивный язык, не вовлекаются в символическую игру. Нарушения отношений, общения (мультисистемные расстройства)

Паттерн В (> 12 месяцев) Они свободнее передвигаются, хотят, чтобы их качали, ищут тактильных ощущений. Зрительные и пространственные навыки часто более развиты, чем обработка слуховой информации, т.е. дети могут быть способны собирать пазлы, знают в каком направлении идти. Моторное планирование резко затруднено, но дети могут делать простые или хорошо усвоенные последовательности (кататься с горки..) или играть с игрушками, которые вращаются или имеют простые причинно-следственные действия. Эти дети не толерантны к переменам и перемещениям в достаточной степени, но могут адаптироваться к рутинам если не перегружены сенсорно. Их опыт ограничен.

Паттерн В (> 12 месяцев) продолжение Аффект слабый, с признаками удовольствия, без значительного межличностного тепла и радости. Эти дети испытывают удовольствие от повторных или персеверативных движений и действий с объектами, очень инертны и бурнореагируют бурно на любые перемены. Большую часть времени они избегают контакта. Дети иногда вступают в контакт по поводу своей активности с другим как с инструментом. Около 1 года, ребенок может начать говорить несколько слов, таких как «бай-бай», «мама», но затем речевое развитие прекращается, и может наблюдаться регресс.

Паттерн С (> 15 мес) Эти дети более постоянны в отношениях и даже зависимы. Способны к простым социальным жестам (тянут ручки, смотрят, вокализируют…), иногда способны к сложному взаимодействию и жестам (тянут родителей к двери, чтобы уйти…). Не любят перемен, увлечены некоторыми объектами, но позволяют другим присоединиться к их стереотипному поведению. Эти дети могут периодически становиться фрагментированными в поведении или избегающими. Характерны: диспраксия, гипо/гипререактивность, эхолалия, комментарии, участие в ритмических играх, неплохая зрительная память, элементы символической игры

Частные аспекты клинической психологии младенческого и раннего возраста Аномальный психофенотип Первично аномальный психофенотип Регуляторные расстройства Расстройства развития аутистического спектра Другие расстройства развития вследствие генетических нарушений The Multiaxial system: Overview of the classification system Axis I: Primary Classification Axis II: Relationship Classification Axis III: Physical, Neurological, Developmental and Mental Health Disorders or Conditions Axis IV: Psychosocial Stress Axis V: Functional Emotional Developmental Level

Клиника умственного недоразвития (до 12 месяцев) замедленно моторное развитие, мышечная гипотония низкое качество сенсомоторной координации гипореактивность аномальная активность низкая скорость функциональных психических процессов недоразвитие ориентировочно-исследовательского поведения замедленное и ограничено: развитие подражания развитие дифференцировок развитие мономодальной и интермодальной обработки информации развитие оперативной памяти развитие долговременной памяти развитие ориентировки

Клиника умственного недоразвития (до 12 месяцев) замедленное и ограничено: формирование культурно-фиксированных предметных действий развитие управления функциональными процессами развитие устойчивого внимания развитие коммуникации

Клиника умственного недоразвития (12-48 месяцев) + замедленное и ограниченное развитие: импрессивной и экспрессивной речи категоризации программирования долговременной памяти аффективной регуляции функционирования регуляции психических состояний речевой регуляции функционирования социального мышления развитие Я-системы развитие игры А также: трудности регуляции трудности адаптации проблемное поведение

Аномальный психофенотип The Multiaxial system: Overview of the classification system Axis I: Primary Classification Axis II: Relationship Classification Axis III: Physical, Neurological, Developmental and Mental Health Disorders or Conditions Axis IV: Psychosocial Stress Axis V: Functional Emotional Developmental Level Поврежденный психофенотип Нарушения развития вследствие повреждения нервной системы

Критерии диагноза: 1. Факт повреждения нервной системы, подтвержденный объективными методами исследования и клиническими данными 2. Наличие признаков аномального психического развития, появившихся после повреждения мозга Наиболее частые клинические признаки: - нарушения развития моторного контроля - расстройства гнозиса - сенсорные расстройства - расстройства развития речи - пароксизмальные расстройства - расстройства управления функционированием

Наиболее частые повреждения нервной системы в перинатальном периоде и у младенцев - перивентрикулярная лейкомаляция - кровоизлияние в мозг - кровоизлияние в желудочки мозга, с развитием гидроцефалии - менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты - постасфиктическая энцефалопатия - ядерная желтуха - черепно-мозговая травма - ретинопатия недоношенных - токсико-инфекционные невриты слуховых нервов Относительно редкие повреждения нервной системы: - инфекционно-аллергические энцефалиты - опухоли ЦНС

Характер нарушения психического развития как последствия ПВЛ зависит от локализации повреждения белого вещества (проекционных, длинных ассоциативных и комиссуральных связей) больших полушарий Тяжесть нарушения психического развития как последствия ПВЛ зависит от объема повреждения белого вещества (проекционных, длинных ассоциативных и межполушарных связей) больших полушарий Нарушения психического развития как последствия ПВЛ

Нарушения психического развития как последствия обструктивной гидроцефалии Характер и тяжесть нарушения психического развития как последствия обструктивной гидроцефалии зависит от сохранности белого вещества (проекционных, длинных ассоциативных и комиссуральных связей) больших полушарий

Анатомические признаки: - увеличение размеров желудочков мозга - увеличение размеров головы Неврологические симптомы: - нарушения с-м координации - нарушения зрения - спастические парезы, параличи - симптомы поражения межуточного мозга Нарушения психического развития: - нарушения управления функционированием (интеграции) - задержка психического развития -нарушения развития межполушарного взаимодействия

Нарушения психического развития как последствия энцефалита Характер и тяжесть нарушения психического развития зависит: 1)от распространенности и локализации поражения белого и серого вещества больших полушарий; 2)От завершенности воспалительного процесса Неврологические симптомы: - выраженные стойкие нарушения работы всех блоков мозга - симптомы поражения проекционных путей - пароксизмальные расстройства Нарушения психического развития: - тяжелые нарушения управления функционированием (интеграции) - выраженные нарушения работы блока психических состояний - выраженные нарушения умственного развития

Нарушения психического развития как последствия билирубиновой энцефалопатии Неврологические симптомы: - дистоническая форма паралича - часто – нейросенсорное нарушение слуха - дизартрия Нарушения психического развития: - задержка психического развития

Нарушения психического развития как последствия кровоизлияния в мозг Неврологические симптомы и нарушения психического развития зависят от локализации и размеров поражения головного мозга

ZERO TO THREE Diagnostic Classification Task Force 1994 Axis I: Первичная классификация Axis II: Классификация отношений Axis IV: Психосоциальный стресс Axis V: Уровень функционально-эмоционального развития Психогенные расстройства

ZERO TO THREE Diagnostic Classification Task Force 1994 Психогенные расстройства Axis I: Primary Diagnoses 100 Травматическое стрессовое расстройство 200 Аффективные расстройства 300 Расстройства адаптации 400 Regulatory Disorder 500 Sleep Behavior Disorder 600 Eating Behavior Disorder 700 Disorders of Relating and Communicating

Критерии психогенных расстройств Наличие стрессовых воздействий Временная связь между действием стрессовых воздействий и клиническими проявлениями Чрезвычайные ситуации Утрата Депривация Смена условий жизни Насилие Патогенное воспитание и т.д. Ситуативность и неустойчивость клинических проявлений, их обратимость Повторность, сочетание, сила, непредсказуемость стрессовых воздействий

Вид ПГ расстройства Продолжительность расстройства МладенцыДети в возрасте от 1 до 4-6 лет остроеМенее 1 месяцаМенее 3-х месяцев хроническоеБолее 1 месяцаБолее 3-х месяцев

Тяжесть расстройства Клинические особенности Регуляция психических состояний АдаптацияНавыки, отношения и взаимодействие ЛегкоеНарушенаНе нарушена Не нарушены Средней тяжести Нарушена Не нарушены ТяжелоеНарушена Нарушены Тяжесть психогенных расстройств

Расстройства психических состояний Расстройства активации Расстройства аффективного реагирования Расстройства настроения (грусть, депрессия, дисфория) Расстройство познавательной деятельности Снижение непроизвольного внимания, сужение интересов, фиксация на травмирующей теме, сужение ориентировки, снижение узнавания и ассоциативного вспоминания Расстройства интеграции (управления) Несобранность, снижение социальной адаптивности, сложности и параллельности функционирования, обдумывания ситуации, выбора, контроля торможения импульсов и контроля деятельности, распад диалога, мутизм Симптомы психогенных расстройств

Вегето- соматические расстройства Отказ от еды, рвота, напряжение, заикание, запоры, энурез, энкопрез, гипертермия, другие Расстройства отношений Страхи, негативное отношение к другим, к ситуации, к себе Проблемы поведения Агрессия, деструктивность, избегание, расстройство самообслуживания, чрезмерная самостимуляция, импульсивность, другие

Саногенные ресурсы 1.Ресурсы окружения 2.Механизмы психологической защиты

ZERO TO THREE Diagnostic Classification Task Force 1994 Axis I: Primary Diagnoses 100 Traumatic Stress Disorder 200 Disorders of Affect 300 Adjustment Disorder 400 Regulatory Disorder 500 Sleep Behavior Disorder 600 Eating Behavior Disorder 700 Disorders of Relating and Communicating

100 Traumatic Stress Disorder Клиника ТСР 1. реактуализация стрессора *** посттравматическая игра (аспекты т. события + тревога + стереотипность) *** повторные воспоминания стрессора вне и во время другого занятия (высказывания, вопросы, область повышенной чувствительности, интереса) *** повторные ночные кошмары (связь со стрессором) *** страдание от напоминаний о травме

Травматическое стрессовое расстройство 2. Эмоциональное и функциональное сужение после стресса *** усиление избегания социума *** сужение диапазона аффекта *** временная утрата достигнутых навыков *** сужение или уменьшение игровой деятельности после стресса

Травматическое стрессовое расстройство 3. Повышение активации после стресса *** ночные просыпания с плачем, возбужденными движениями, ареактивностью и безутешностью, вегетативным возбуждением- тахипноэ, тахикадией, потливостью, эпизоды чаще локализованы в первую треть ночи и длятся от 1 до 5 минут (нет связи с событиями текущего дня) *** трудности засыпания, протест к укладыванию спать *** повторное ночное бодрствование, не связанное с ночными кошмарами *** значительный дефицит внимания *** повышенная бдительность *** вздрагивания

Травматическое стрессовое расстройство 4. аффективно-поведенческие и соматические симптомы *** агрессия к сверстникам, взрослым или животным, *** тревожное расставание, *** страх к туалету наедине, *** страх темноты другие страхи *** пессимизм или саморазрушающее поведение (аутоагрессия), манипуляции, мазохистически провоцирующее поведение *** сексуальное или агрессивное поведение несоответствующее возрасту *** другие невербальные реакции, отмечаемые с момента травмы, включая соматические симптомы, «стереотипные» действия, позы, кожные проявления, боль *** другие новые симптомы ++ тенденция к повторным переживаниям тревоги и навязчивостям

ZERO TO THREE Diagnostic Classification Task Force 1994 Axis I: Primary Diagnoses 100 Traumatic Stress Disorder 200 Disorders of Affect 300 Adjustment Disorder 400 Regulatory Disorder 500 Sleep Behavior Disorder 600 Eating Behavior Disorder 700 Disorders of Relating and Communicating

Axis I: 200 Аффективные расстройства 201 Тревожное расстройство 202 Горе 203 Депрессия 205 Нарушение формирования половой идентичности

201 Тревожное расстройство Аномальная тревожность и склонность к страхам: страхи чрезмерная тревога к расставанию и чужим людям эпизоды тревоги и паники вне ясной причины чрезмерное торможение или сужение поведения вследствие тревоги недоразвитие «Я-системы» возбуждение, неконтролируемый плач или вопль, нарушения сна и еды, опрометчивость….

202 Горе Ребенок плачет, зовет и ищет отсутствующего родителя, отвергает попытки других обеспечить комфорт Безучастность м.б. с астенией, печальным выражением лица, отсутствием интереса к соответствующей возрасту активности, отказ от игры Могут быть: - нарушения сна и аппетита - регресс имевшихся навыков - сужение спектра эмоций - отчуждение - блокада воспоминаний, связанных с объектом утраты эмоциональная гиперчувствительность ко всему, что касается объекта разлуки - непереносимость изменений в расположении домашних предметов - депрессия

203 Депрессия Продолжительность – не менее 2-х недель!!! Типично: Настроение сниженное, может быть с возбуждением снижение интереса и/или удовольствия от соответствующей возрасту активности, уменьшение протестных реакций чрезмерное нытьё уменьшением репертуара социального взаимодействия и инициативы Могут быть: нарушение сна нарушение аппетита, потеря веса

205 Нарушение формирования половой идентичности Дети испытывают сохраняющееся глубокое и всеобъемлющее чувство дискомфорта, тревоги, неприятия собственного пола Интенсивное желание иметь противоположный пол, что проявляется в игре, фантазиях, выборе деятельности, сверстников, одежды в соответствии в уровнем понимания ребенком атрибутов пола

205 Нарушение формирования половой идентичности Диагностические критерии: 1.Сильная и постоянная перекрестная половая идентичность: настойчивое требование признания, что он/она противоположного пола у мальчиков - преобладание перекрестного переодевания или желание использовать украшения как у девочек у девочек - настаивание на одевании в мужскую одежду сильное и постоянное предпочтение ролей противоположного пола в игре или устойчивое воображение себя лицом противоположного пола интенсивное желание участвовать в играх и развлечениях с детьми противоположного пола, с соответствующей тематикой

205 Нарушение формирования половой идентичности Диагностические критерии: 2. Постоянный дискомфорт по поводу определенного собственного пола или ощущения несоответствия этой половой роли: у мальчиков - убеждение, что пенис или яички отвратительны или исчезнут или убеждение, что было бы лучше не иметь пениса, или сильное отвращение к типично мальчишечьим игрушкам, занятиям, приход к мысли, что лучше не быть мальчиком у девочек - отказ от мочеиспускания в позе сидя; или не хотят, чтобы у них выросла грудь; или сильное отвращение к одежде для девочек, высказывание мысли, что она не хочет быть девочкой, не хочет иметь детей 3. Отсутствие гермафродитизма

ZERO TO THREE Diagnostic Classification Task Force 1994 Axis I: Primary Diagnoses 100 Traumatic Stress Disorder 200 Disorders of Affect 300 Adjustment Disorder 400 Regulatory Disorder 500 Sleep Behavior Disorder 600 Eating Behavior Disorder 700 Disorders of Relating and Communicating

300 Расстройство адаптации Легкие, преходящие ситуационные нарушения. Начало трудностей связано по времени со средовым событием или переменой (мать вышла на работу, переезд, болезнь…). Дети проявляют реакции, длящиеся дни/недели, но не более 4 месяцев. Клиника аффективные р-ва (подавленность, спокойствие, замкнутость..) поведенческие р-ва (оппозиционность, отказывается спать, частые истерики, регресс в навыках туалета и т.п.)

Axis II: Расстройства взаимоотношений 901 Чрезмерное вовлечение 902 Недостаточное вовлечение 903 Тревожные отношения 904 Враждебные отношения 905 Смешанное расстройство отношений 906 Расстройства отношений с насилием 906а --- с вербальным насилием 906b --- с физическим насилием 906c – с сексуальным насилием Axis I: Первичная классификация Axis II: Классификация отношений Axis IV: Психосоциальный стресс Axis V: Уровень функционально-эмоционального развития

Отношения взрослого с ребенком необходимы для развития личности, структуры психологической защиты, для понимания того, что можно ожидать от других при взаимодействии Первичные отношения детей - с родителями и другими важными воспитателями. Если они нарушаются - это специфическое нарушение отношений. Нарушения родительско-детского взаимодействия проявляются в: восприятии, аффектах, поведении, ожиданиях и идеях родителя, ребенка или обоих. Родители склонны относиться к детям с позиции своей психодинамики, что может противоречить паттернам ребенка и вести к нарушению взаимоотношений. Фенотипические проблемы развития ребенка могут способствовать развитию расстройств отношения

ШКАЛА ОБЩЕЙ ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 90 : бесконфликтные, способствующие взаимному развитию 80 : нет значительной психопатологии., взаимодействия часто реципрокные и синхронные, достаточно приятные, развитие партнеров не страдает, «достаточно хорошие» для обоих 70 : взаимодействия в некоторых отношениях менее успешные, нарушение ограничено одним элементом функционирования, остальное - норма, длительность нарушения- несколько дней - недель (болезнь, преезд…) 60 : взаимодействия деформированы в 1-2 областях, не более 1 месяца. 50 : взаимодействия нарушены более, чем транзиторно, но остаются гибкими и адаптивными. 1 или оба партнера могут испытывать неприятные ощущения, что негативно сказывается на развитии

ШКАЛА ОБЩЕЙ ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 90 : бесконфликтные, способствующие взаимному развитию 80 : нет значительной психопатологии, взаимодействия часто реципрокные и синхронные, достаточно приятные, развитие партнеров не страдает, «достаточно хорошие» для обоих 70 : взаимодействия в некоторых отношениях менее успешные, нарушение ограничено одним элементом функционирования, остальное - норма, длительность нарушения- несколько дней - недель (болезнь, преезд…) 60 : взаимодействия деформированы в 1-2 областях, не более 1 месяца. 50 : взаимодействия нарушены более, чем транзиторно, но остаются гибкими и адаптивными. 1 или оба партнера могут испытывать неприятные ощущения, что негативно сказывается на развитии

ШКАЛА ОБЩЕЙ ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (продолжение) 40 : затянувшиеся проблемы взаимодействия, которые приводят к негативному влиянию на субъективный опыт обоих партнеров; есть несколько проблемных областей 30 : стойкое, ригидное, дезадаптированное взаимодействие, с негативным влиянием на 1 дли обоих партнеров 20 : преобладает конфликтное взаимодействие, длительно, оба страдают 10 : Взаимодействие опасно дезорганизовано. Ребенок рискует быть физически поврежденным.

901 Чрезмерное вовлечение Восприятие Родитель: может воспринимать ребенка как партнера или сверстника, романтизировать или эротизировать его не рассматривает ребенка как отдельного индивида с его собственными нуждами и не имеет естественного интереса к уникальности ребенка Аффективная сторона Родитель: периоды тревоги, депрессии, злости Ребенок: недовольство, снижение настроения, злость

Поведение Родитель: вмешивается в цели и стремления детей доминирует над ребенком путем сверх-контроля предъявляет неадекватные требования привлекает ребенка в решение своих проблем проявляет чрезмерную физическую и эротическую близость проявляет низкий уровень реципрокности или диалога Ребенок: выглядит рассеянным, неуклюжим, с неразвитыми языковыми навыками. проявляет покорность, упрямство или ведет себя вызывающе, капризничает

902 Недостаточное вовлечение Предпосылки история собственных взаимоотношений родителя может включать эмоциональную депривацию и или физическое отвержение родитель часто физически и или эмоционально недоступен и не способен обеспечить постоянный уход за ребенком Восприятие Родитель: может не осознавать сигналов ребенка и его нужд неадекватно интерпретирует поведение ребенка Аффективная сторона Родитель: Редко искреннее интересуется ребенком, безучастен Аффекты слабые, настроение снижено Ребенок: Аффекты слабые их спектр сужен, настроение снижено

Поведение Родитель: не реагирует на сигналы ребенка непоследователен слабая связь между намерениями, выражаемыми по отношению к ребенку и качеством реального взаимодействия (например, родитель может говорить о необходимости еды для ребенка, который имеет проблемы с приемом пищи, и в то же время сужает кормление ребенка) нарушает комфорт ребенка. не защищает адекватно младенца от источников физической или эмоциональной вредности или злоупотреблений (жестокого обращения) других: а. родитель оставляет ребенка одного на длительное время или передоверяет сиблингу б. домашняя среда небезопасна для ребенка. контактирует с ребенком мимолетно, поверхностно Ребенок: контактирует со взрослым мимолетно, поверхностно

Общее состояние ребенка может выглядеть задержанным в двигательных и языковых навыках может быть нарушение приема пищи выглядит физически и или психологически заброшенным: а. часто болеет, но отсутствует регулярная медицинская помощь б. тело или одежда грязные

903 Тревожные отношения Отношения характеризуются напряжением и бедностью, с низким ощущением удовольствия или взаимности Восприятие Родитель: неправильно интерпретирует поведение ребенка или аффекты Идеи Родитель: связывает негативные реакции ребенка со своей некомпетентностью как родителя Аффективная сторона Родитель: чувство вины, тревога Родитель или ребенок тревога

Поведение Родитель: чрезмерно реагирует на сигналы ребенка проявляет частую заботу по поводу самочувствия ребенка гиперпротективен физический уход за младенцем м.б. неуклюжим или напряженным Родитель и ребенок напряжены, высказывают опасения, бывают возбуждены чрезмерно реагируют друг на друга тревога отражается в мимике, в качестве вокализации или речи, функционировании в целом

904 Враждебные отношения Причины Родитель может воспринимать ребенка через свой травматический опыт в детстве (опыт ребенка недоступного или злого родителя). может видеть возрастающую независимость ребенка, соответствующую возрасту негативность как угрозу для его авторитета или контроля. может проецировать его собственные негативные чувства на ребенка и затем взаимодействовать с ребенком как будто он воплощение этих чувств Аффективная сторона Родитель: гнев Ребенок тревога, страх, гнев

904 Враждебные отношения Поведение Родитель - может быть нечувствительным к сигналам ребенка, особенно когда ребенок выглядит требовательным (нуждающимся); - физический уход за ребенком грубый. - может насмехаться или дразнить малыша Ребенок - может выглядеть испуганным, тревожным, заторможенным, импульсивным или неразборчиво агрессивным, вызывающим или сопротивляющимся, требовательным - может проявлять повышенную бдительность, и избегающее поведение

Включает выраженное жестокое эмоциональное содержание, нечеткие границы и сверхконтроль Восприятие Родитель может неверно интерпретировать сигналы ребенка, часто рассматривая их как проявление негативных реакций к себе. Это неверное толкование может наблюдаться в вербальном содержании родительских нападок, которые отражают нерешенные проблемы в предыдущих критических отношениях. Воздействие ребенка может будоражить предыдущий болезненный опыт (например- неуспешность в успокоении ребенка) Ребенок воспринимается малоценным Аффективная сторона Родитель – злость Ребенок - настроение снижено, холодность к родителю, нарушение аффективной регуляции 906a Вербальное насилие

Поведение Родитель унижение, упреки, нападки сверх- контроль Ребенок Реакции могут варьировать в широком диапазоне, от сужения поведения и бессонницы до тяжелого избегающего поведения

906b Физическое насилие Восприятие Негативный опыт отношений в истории родителя мешает ему правильно интерпретировать некоторые поступки ребенка - ребенок кажется настырным, негативным или агрессивным Аффективная сторона Злость, ненависть, возбудимость в эмоциональной стороне диады. От значительного до умеренного напряжения и тревожности между родителем и ребенком, с заметным отсутствием удовольствия и энтузиазма. Поведение Родитель Родитель физически причиняет вред ребенку. Включая: а. шлепки, трепку, удары, щипки, уколы -укусы, пинки… б. физическое сдерживание, в. изоляция на длительный период, г. другие чрезвычайные формы наказания. Родитель регулярно отказывает ребенку в необходимом для выживания, включая пищу, медицинскую помощь, и или возможность отдохнуть. Возможно сопуствующее вербально-эмоционально жестокое и или сексуальное насилие

Родитель также проявляет и или изображает злость или ненависть к ребенку грубым голосом или поведением (например, хмурится, сердится, проявляет суровое наказывающее вербальное содержание и или отношение). Родитель проявляет трудно выполнимые ограничения в неагрессивной манере. Ребенок может проявлять тенденцию к конкретному поведению чаще, чем к развитию фантазии и воображения. Некоторые аспекты познания и языка имеющие отношение к развитию абстракций, управление сложными чувствами м.б. замедлены или блокированы. Взаимодействие может включать периоды закрытости или спутанности и отдаленности, избегания или ненависти

906b Сексуальное насилие Восприятие и идеи Родитель охвачен своими нуждами в нарциссическом самоудовлетворении. Родитель может иметь чрезвычайно искаженное соображение, допускающее выбор ребенка в качестве сексуального объекта. Отсутствие уважения к физическим границам ребенка. У ребенка могут быть трудности воображения, формирования абстрактных категорий, интеграции, личностного роста. Аффективная сторона Родитель аффективная неустойчивость, злость, тревога Ребенок может тревога, злость

Поведение Родитель Родитель вовлечен в сексуально соблазняющее и чрезмерно- стимулирующее поведение с ребенком. Поступки имеют тенденцию к удовлетворению сексуальных потребностей или желаний родителя. Примеры: а. принуждение или стимуляция ребенка к сексуальному касанию родителя. б. принуждение или стимуляция ребенка к принятию сексуального касания от родителя. в. принуждение или стимуляция ребенка к наблюдению сексуального поведения других. Могут также наблюдаться периоды вербально-эмоционального или физического насилия. Ребенок Ребенок может проявлять сексуально управляемое поведение как демонстрация другим половых органов или попытки посмотреть на других детей или коснуться их, целование и т.п.