Главная цель регионального компонента в общеобразовательных учреждениях - социализация личности Диалог культур сибирских этносов продолжается и до настоящего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила презентацию: Азнабаева Н.И. Национальный татарский костюм.
Advertisements

Казахи в Саратовской области Выполнила Гузенкова М.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с. Никольское Исполнители: Хаматнурова Алина ученица 9 кл Нургатина.
Татары – тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России. Татары являются вторым по численности этносом после русских в РФ.
Народы и народности Красноярского края.. Цель: 1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края. 2. Рассказать об одном из народов, заселяющих.
Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные хакасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими.
Этнические группы Саратовской области. Народы Численность в 1979 году, чел. в 1989 году, чел. в 2002 го ду, чел. в 2010 году, чел. Русские (87,0.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Татары на Волге. Татары Изначально название монгольского племени века. Говорили на монгольском языке. Изначально название монгольского племени
Хозяйственный уклад у бурят Романенко светы 10 б.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
Тема исследования: Национальный татарский костюм Выполнил: ученик 8 класса Чалилов Динар Дамирович Руководитель: учитель технологии Мусина Зифа Шамиловна.
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Культура кочевого народа (саки, скифы и др.). Саки и скифы В I тысячелетии до н.э. на огром­ной территории - от Северного При­ черноморья до границ современно­го.
Выполнили : Гниляк Ира, Мащенкова Надя Народность Красноярского края ТАТАРЫ.
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Население Сибири в средние века Грибанова Ольга Михайловна учитель истории МОУ Русановская ООШ 2009 г.
КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА
Татары на Волге Подготовили ученики 5 класса: МОУ «Гимназия г. Вольска» Малышев Александр, Пядышев Виктор, Куракс Алена. Учитель: Пядышева Н.А.
Транксрипт:

Главная цель регионального компонента в общеобразовательных учреждениях - социализация личности Диалог культур сибирских этносов продолжается и до настоящего времени Представленный материал способствует воспитанию национальных чувств и право каждого народа на развитие его языка и культуры.

Сибирские татары-кто они? Составьте кластер и укажите слова-ассоциации к названию сибирские татары

И. Фишер –участник Камчатской экспедиции г. Сведения о народах Сибири оставили путешественники Л. Ланге - участник русско-китайской экспедиции гг. Д.Белл-участник русско-китайской экспедиции гг.

Вознесенское городище. В Венгеровском районе Новосибирской области на левом берегу р.Оми напротив с.Вознесенка расположен археологический памятник Вознесенское городище В нем обнаружено значительное количество изделий из керамики, кости (наконечники стрел),керамические пряслица, Большой интерес представляет обнаружение фрагмента керамической фигуры идола. Памятник датируется н.э.,принадлежал барабинским татарам.

Вознесенское городище

Фигурка идола из Вознесенского городища.

Курганный могильник Малый Чуланкуль-1 расположен в Венгеровском районе Новосибирской обл.(Памятник вв.относится к барабинским татарам ) В курганном могильнике Малый Чуланкуль обнаружены захоронения взрослых и детей.Все умершие завернуты в берестяные чехлы Особый интерес представляет погребение женщины лет Над основным погребением обнаружены скелеты ещё четырёх человек –трёх мужчин и женщины причём два из этих погребённых были обнаружены в зеркально симметричных позах.

Топонимика края Многие названия рек и населённых пунктов нашего края происходят от тюркских слов Тара Кыштовка Майзас Сузун Чаны

Кыштовка- от тюрского кыштад –зимовка,место где зимуют. Тара – река,от тюркского тар- узкий. Сузун- река,от тюркского Сузылга –растянувшаяся,т.е.длинная река Майзас – от тюркского май-масло и саз-болото т.е. маслянистое болото. Чаны –озеро,от тюркского чан-большой сосуд.

Сибирские татары состоят из трех разнообразных этнических групп – томских, барабинских и тоболо – иртышских татар.В наиболее общем виде этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских,самодийских,тюркских и отчасти монгольских племён и народностей. Угорскими народами являются венгры, манси, ханты считается что они приняли участие в формировании барабинских и тоболо-иртышских татар Сохранилось 4 народа,говорящих на самодийских языках: нгасаны, ненцы, энцы, и селькупы когда-то их были больше и жили они гораздо южнее

Тюркские компоненты в составе сибирских татар представлены кыпчаками и поволжско- приуральскими татарами и т.д.В итоге в общности сибирских татар выявлены более 2-х десятков компонентов, связывающих сибирских татар родственными узами почти с 30 народами нашей страны.

Занятия. Традиционными занятиями сибирских татар являлись земледелие. У некоторых групп оно существовало и до прихода русских. В южной части региона выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо. У барабинских татар в хозяйстве большую роль играло озёрное рыболовство, а у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Скотоводство было возможно на лесостепных участках, а так же на богатых разнотравьем солонцах в степи. Разводили крупный рогатый скот и лошадей. Из ремёсел были распространены кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Сибирские татары занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом - перевозкой купеческих грузов на своих лошадях.

Ткацкий станок

Самопрялка

Одежда сибирских татар Женский камзол имел покрой, аналогичный с мужским. Он отличался лишь тем, что расширения к подолу было больше, чем в мужском камзоле. Женский камзол большей частью шился с рукавами, с прямым стоячим воротником, застегивался он на 4-5 пуговиц, но татарки часто носили и камзолы- безрукавки (енгсес камсул). Пожилые женщины обычно носили камзолы длиной ниже колен, молодежь носила камзолы несколько короче. Камзол - одежда, которую татарки носили постоянно..

Камзол

Платье

Виды обуви Наиболее распространенным видом мужской обуви были кожаные сапоги, которые носились постоянно, за исключением зимних месяцев. Они носились с портянками (аякцу, аяк цолгавы) или с шерстяными носками. Традиционной мужской обувью татар, обитавших в северных лесных и болотистых районах, были болотные сапоги (царык). Царык - это кожаная обувь с мягкими подошвами и голенищами, доходившими до колен. Сибирские татары и бухарцы региона издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.

Мужские головные уборы Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар- мусульман, была тюбетейка.тюбетейка

Тюбетейки

Кама бурек(шапка) Полусферическая шапка, опушенная мехом, татарами называлась кама бурек, букв. - шапка из выдры..

Женские головные уборы Основным женским головным убором служил платок. Татарки никогда не выходили на улицу с непокрытой головой. В холодное время женщины и девушки поверх легкого платка покрывали голову байковой или шерстяной шалью (калын шаль) фабричного производства, обычно коричневого или серого цвета, носили также шерстяные и пуховые шали собственной ручной вязки. К женским праздничным головным уборам сибирских татарок относились разные колпаки (калвак, калфак)калфак

Калфак

Украшения К металлическим украшениям относились браслеты (белэлек). Наиболее распространенным типом браслета был сплошной, сделанный из одной пластинки. Браслеты носили женщины всех социальных слоев. Изготовлялись они в основном из низкопробного серебра. Ширина браслетов достигала 2-3 см.. К женским украшениям относились накосники из просверленных серебряных монет, разнообразные серьги (сыр-га ), ожерелья (муенцак).белэлек

Белэклек Браслет

Ожерелье

Жилище Свои селения сибирские татары называли аулами и юртами, Татарские деревни обычно располагались около рек или озёр.. Как правило дома были деревянные, но в отдельных сёлах были построены из кирпича. В XVII в. в качестве жилищ у сибирских татар бытовали землянки и полуземлянки. Так же были известны наземные срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. В XVII - XVIII вв. срубные юрты были низкими, имели небольшие двери, в которые пролезали на корточках. Окон не делали, а дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее стали строить дома по русским образцам. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники каменные дома.

Одежда и украшения сибирских татар

Интерьер дома В интерьере домов сибирских татар в каждой группе были свои особенности, но в обстановке большинства жилищ центральное место занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья.

Духовная культура Распространение мусульманства в Сибири началось ещё в14 в. выходцами из Средней Азии Широкое распространение мусульманства приходится на XVIII век. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфа. Духовное управление мусульман европейской части страны и Сибири существует с 1789 года. Из мусульманских праздников в Сибири наиболее широкое распространение имеют ураза, рамазан и курбан- байрам. Некоторая часть татар после прихода русских приняла христианство (православие), но таковые татары, как правило отрывались от своей этнической среды, подпадая под ассимиляцию со стороны русского населения. В некоторых деревнях сибирских татар ещё во второй половине XIX века действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х годов, встречались шаманы, которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений, используя свой основной атрибут - бубен и колотушку в виде лопатки. При камлании шаманы надевали специальную одежду, сшитую из шкур, голову венчали короной. Обряд камлания мог проходить как в доме, так и около костра. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины.

Верования Довольно глубоко в сознании сибирских татар сохранялась вера в духов-хозяев различных природных и хозяйственных объектов. Верили в лесного духа урман худжасе (хозяин тайги), который представлялся в образе чёрного всадника на чёрном коне. Некоторые татары называли лесного духа шурале. С этим термином связаны были представления о человеке фантастического облика - с длинными когтями на руках и ногах, с рогами на голове. Домовой (ий иясе, ийл хужа) в представлениях сибирских татар, был духом-покровителем живущих в доме. Он мог показываться в образе старика, девочки или девушки с жёлтыми (золотыми) волосами, чёрной кошки, коровы или других животных. Злые духи чаще всего олицетворялись в образе духов-женщин и духов-животных. Злой дух (убыр) мог вселиться и в обыкновенную женщину, а после её смерти выходить из могилы и мешать людям. Представления о душах человека в начале XX века в целом не выходили за рамки мусульманских верований: душа раван-джан, олицетворявшая жизненную силу человека (она умирает вместе со смертью её носителя) и душа арвах - собственно душа покойника. Из домусульманских представлений сохранились лишь сведения о душах- привидениях покойников, выходящих по ночам из могил. Считалось, что кладбища заселены группами таких духов, называвшихся обырлар или убэрлар.

Уже в начале XX века шаманство стало исчезающим явлением. Шаманы камлали лишь по особым приглашениям, тайно, без бубна и колотушки, без специальной одежде. Верховное божество, правящее миром у сибирских татар, обозначалось терминами тангри и кудай. Среди части татар сохранилась вера в духов-идолов. Идола делали из берёзового дерева и ставили в лесу. Деревянные идолы небольших размеров помещались в дуплах деревьев. Они считались как бы общедеревенскими. Во многих семьях держали кукол, считавшихся духами-помощниками, хранителями семейного благополучия. Делались такие куклы из разных материалов - дерева, глины, соломы, кожи, но главным образом, из тканей. Лица им рисовали или вырезали на дереве, затем одевали в специально сшитые длинные рубахи. Женские фигуры подвязывали платочками и поясами. Некоторые ставили кукол по несколько штук в доме на окно, другие - в углу на полке, в корзинах, ящиках или специальных маленьких домиках в подполье, а чаще на чердаке.

Пища сибирских татар В пище сибирские татар преобладали мясомолочные продукты. Молочные продукты: сливки (каймак), масло (май), творог разных видов (эремцек, эцэгей), сыр (курт), особый вид простокваши (катык), напиток айран. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных - зайчатину и лосятину. Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные. Кроме того, вялили мясо. Варили супы: мясной - шурпа, пшённый - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ, рыбный суп, мучные супы из лапши, жидкого теста и поджаренной на масле муки. Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке. Из мучных блюд татары готовили лепёшки - пэтер, пшеничный и ржаной хлеб, баурсаки - крупные, жаренные в масле кусочки из сдобного теста и другой вид баурсаков - сансу - жаренные в масле длинные ленты теста, пироги с различными начинками, блюда наподобие блинов - коймак, халву - алюва. Наиболее распространёнными напитками были чай, айран, частично кумыс, некоторые виды шербета.

Праздник Сабантуй в Кыштовском районе 2007г.

Борьба-куреш

Выводы Сибирские татары называют себя сибиртар или сибиртатарлар. В России их проживает около 190 тысяч человек. Ещё около 20 тысяч человек живут в Казахстане и некоторых странах Средней Азии. Среди сибирских татар выделяются следующие этнические группы: - тоболо-иртышские - барабинские и томские В антропологическом плане татары крайне неоднородны. Часть сибирских татар по физическому облику приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы. Этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей.Однако, основное ядро составили тюркские племена. Сибирские татары расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень. Значительные группы татар живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. История сибирских татар представлена рядом исторических источников, которые говорят о разнообразии жизни сибирских татар. На современном этапе сохраняется культура,возрождаются мечети,религиозные праздники, но дискуссионным остается вопрос истории татар как этноса.