Информационная антропология как информационная концепция познания природы человека Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН E-mail:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гуманитарные проблемы информационной эпохи: новые вызовы для человека и общества Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Advertisements

Актуальные проблемы изучения информации в системе опережающего образования Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Образование для будущего: актуальные проблемы науки, образования и культуры в XXI веке Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН.
Международная интеграция в информационных науках и фундаментальные проблемы информатики Колин К.К., Институт проблем информатики РАН
Философия информации и методологические проблемы наук об информации Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
1 «Технологии индивидуализированного и мультимедийного обучения студентов в области гуманитарных дисциплин» Руководитель: Заслуженный работник высшей школы.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Духовно-нравственное образование как ключевой элемент Национальной идеи России.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
С О Ц И А Л Ь Н А Я И Н Ф О Р М А Т И К А. Социальная информатика – это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов.
Основные категории педагогики. Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия.Обучение.Развитие.Формирование.Дидактика.Формирование.Иерархическая.
«Создаем интернет-сайт» Элективный курс классы Тетюшкина Е.Н., учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 1.
Духовно-нравственное образование как ключевой элемент Национальной идеи России.
Овладение информацией – стратегическая задача развития современного общества Колин К. К. доктор технических наук, профессор Институт проблем информатики.
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Педагогика имеет связи с другими науками. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (в т.ч. Эстетика) Литература: 1. Учебно-методический комплекс «Культурология». - Минск, МИУ, Учебно-методический комплекс «Культурология.
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Фонд Развития Интернет 2011 ДЕТИ И СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕРНЕТ- ПРОСТРАНСТВО Материалы предоставлены аппаратом Уполномоченного.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Транксрипт:

Информационная антропология как информационная концепция познания природы человека Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН

Основные вопросы доклада: 1. Отличительные особенности информационной цивилизации 2. Человек в эпоху Интернет: «поколение Next» и проблема психологического разделения общества 3. Структура предметной области информационной антропологии 4. Фактор понимания в информационном обществе и проблема интеллектуальной безопасности

Отличительные особенности информационной цивилизации: Информационная среда обитания; Информационные виды деятельности: новые продукты и услуги; Новые представления о качестве жизни; Информационное качество общества; Новые ценности; Новые представления о пространстве и времени; Информационный образ жизни; Информационное неравенство; Новые информационные угрозы.

Информационное общество и новые угрозы развитию цивилизации: Становление глобального информационного общества и новой информационной культуры (прогнозируется на годы) Информационное неравенство становится глобальной проблемой и новой угрозой На фоне деградации образования происходит интеллектуальное расслоение общества Снижение интеллектуальных способностей молодого поколения представляет собой новую глобальную угрозу цивилизации

Актуальность формирования информационной антропологии: Становление информационной цивилизация и формирование нового человека - проблема Homo Informaticus Изменение психики человека в новой информационной среде обитания Новые проблемы информационной безопасности Перспективы искусственной трансформации тела человека (проблема e - Homo)

Объект и предмет исследований информационной антропологии: Информационная антропология – это новая наука, изучающая информационные аспекты жизнедеятельности и эволюции человека Объект исследований – человек в новой информационной среде обитания. Предмет изучения – закономерности и проблемы жизнедеятельности человека в информационном обществе (философские, психологические, социальные и естественно - научные аспекты).

Структура предметной области информационной антропологии: Философские основы: философское понимание информационных аспектов природы человека Информационно-психологические проблемы: изучение психической деятельности человека с позиций информационного подхода; Социально – культурологические проблемы: место человека в информационном мире. Ключевая проблема - Homo Informaticus. Физиологические проблемы: информационные аспекты жизнедеятельности организма человека.

Актуальные задачи информационной антропологии: 1. Изучение информационных качеств человека и проблем его адаптации в информационном мире. 2. Изучение воздействия информационной среды на психику человека 3. Изучение физиологической природы человека информационными методами 4. Философское осмысление информационных аспектов феномена человека и его роли в процессе глобальной эволюции

Антропологические аспекты информационной безопасности: Информационные болезни человека Информационная видеоэкология Антропологические аспекты технологий манипуляции сознанием Энегро - информационная безопасность человека в информационном обществе Человек в новом символическом пространстве Нравственное измерение феномена человека

Нероинформатика мозга и технологии манипуляции сознанием Информационно - кибернетическая модель сознания В.Я. Сергина Механизм воздействия видеоинформации на подсознание человека Нейроэкономика и реклама Телевидение в системе манипуляции общественным сознанием (опыт Геббельса) Современное телевидение в системе формирования общественного сознания Информационная безопасность личности и информационное законодательство

Психологический разрыв поколений- новая угроза развитию цивилизации: Поколение Next – новая раса людей информационной эпохи Психологическая кластеризация информационного общества Фактор понимания и интеллектуальная безопасность общества Будущее «цифровых аборигенов» Пути решения проблемы психологического разделения общества

Психологическая кластеризация информационного общества: «Цифровые с рождения» (Поколение Next) - до 12 лет «Цифровые аборигены» гг. «Цифровые иммигранты» гг. «Бэби-бумеры» гг. «Компьютерно неграмотные» - 55 лет и старше

Возрастная структура пользователей Интернет в России: лет – 86% (51%) гг. – 84% (45%) гг. – 72% (26%) 35 – 44 гг. – 57% (12%) гг. – 34% (5%) Старше 55 лет – 10% (1%) (В скобах – доля пользователей мобильного Интернет)

Психологические особенности «цифровых аборигенов»: Клиповое мышление Многозадачность умственной деятельности Привычка сортировать готовую информацию, ослабление аналитических способностей Неспособность сосредоточиться Компьютерная зависимость Ухудшение социальных навыков общения Эгоизм и безответственность за последствия своих действий

Фактор понимания и интеллектуальная безопасность: Три вопроса Иммануила Канта: - Что я должен знать? - Как я должен поступать? - На что я могу надеяться? Проблема понимания в современном обществе (А.А. Зиновьев. Фактор понимания. 2006) Интеллектуальная безопасность в информационном обществе – новая глобальная проблема развития цивилизации

Пути решения проблемы психологического «разрыва поколений»: Модернизация системы образования: развитие умственных способностей молодежи (аналитического мышления и способности к концентрации внимания); Профилактика информационных заболеваний «цифровых иммигрантов» и «бэби бумеров»; Сокращение компьютерной неграмотности старшего поколения (образование для взрослых) Развитие информационной культуры общества

Перспективные проблемы информационной антропологии: Homo Informaticus, каким он будет? Человек в процессе глобальной эволюции Информационная антропология в науке и образовании Информационная антропология в культуре и искусстве. Эстетика как наука. Информационная антропология и философия постмодерна – поиск альтернативы антигуманистическим концепциям

Междисциплинарный характер информационной антропологии : Информационная антропология формируется на стыке: Философии информации, Философской антропологии, Психологии, Информационной культурологии, Нормальной физиологии, Нейрофизиологии мозга, Биоинформатики.

Место информационной антропологии в системе науки: Информационная антропология должна быть систематическим изложением учения о человеке в информационном мире на основе системного, информационного и междисциплинарного подходов. Это новое направление в изучении феномена человека на основе информационной концепции его природы. Информационная антропология – новое направление развития антропологии.

«Информационный поворот» в философской антропологии: Современная глобалистика и необходимость учета человеческого фактора в изучении проблем глобальной эволюции («антропологический поворот»); Новое понимание роли информации в изучении проблем развития Природы, человека и общества – «информационный поворот» в развитии философии и философской антропологии.

Публикации по теме доклада: Колин К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании. // Вестник КемГУКИ, 2011, 17 Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. – М.: Изд-во Колибри, с. Колин К. К., Информационная антропология: «поколение Next» и угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник ЧГАКИ, 2011, 4 Серегин В.Я. Психоинформатика: природа познавательных и творческих способностей человека. Лекции ведущих ученых России. – Красноярск: Изд-во СФУ, 2011.

Публикации по теме доклада: Колин К.К. Человек и гармония: информационная концепция теории искусства и творчества //Пространство и Время, 2011, 4(6). Мурзин Е.А. О природе и закономерностях эстетического восприятия и путях становления музыки электронной и цвета. – М.: – 340 с. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. – М.: МЦ «Видеоэкология», – 320 с. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности. - М.: РМА ПО, – 380 с. Зиновьев А.А. Фактор понимания с.

Дополнительная литература: Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология. Предмет и задачи нового научного направления. LAP LAMBERT Academic Publishing AG & Co. KG. Germany, pp. Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.: БИНОМ, – 264 с. Колин К. К. Философия информации – актуальное направление исследований в области философии науки. // Вестник Кем ГУКИ, 12, 2010