Школьная система качества образования Блохина Е.В., к.п.н. Доцент кафедры УОУ НИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Advertisements

Критериальная база мониторинга – основа оценки качества образовательного процесса г.- создание кадетских классов в городе Бийске 2003 г. – статус.
Педагогический мониторинг и диагностика качества образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «Гимназия 2» Людмила Юрьевна Сенькив, зам. директора.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Качество дошкольного образования с позиции ФГОС Е.В. Арасланова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
ПРОГРАММЫ «Система оценки качества образования» МОУ Вознесенской средней общеобразовательной школы.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Транксрипт:

Школьная система качества образования Блохина Е.В., к.п.н. Доцент кафедры УОУ НИПКиПРО

Роль образования в современном мире возрастает Общемировые процессы повышения значимости человеческого капитала для экономического развития страны и снижения социальной напряженности Изменения в мировой и российской экономике, трансформирующими спрос на рынке труда; Политические и социальные перемены в России; Изменения в системе образования как результат реформ и процессов саморазвития системы образования; Изменения на рынке труда, осознание населением прямой связи между образованием и индивидуальной успешностью в жизни и профессиональной карьере; Демографические процессы Глобализация, выход России на международный рынок труда и мировой рынок образовательных услуг.

Развитие региональной оценки качества образования (РСОКО) Концепция региональной системы оценки качества образования Постановление администрации НСО от па «О системе оценки качества образования в Новосибирской области» Приказ руководителя департамента образования НСО от «Об утверждении Положения о регламенте системы оценки качества образования в Новосибирской области» Приказ руководителя ДО НСО от «Об утверждении примерного положения о распределении стимулирующей части ФОТ и проведении семинаров»

Развитие региональной оценки качества образования (РСОКО) Приказ руководителя ДО НСО от «Об утверждении Положения об общественном экспертном Совете при главной аттестационной комиссии» Приказ руководителя ДО НСО от «Об аттестации педагогических и руководящих работников ОУ НСО» Приказ руководителя ДО НСО от «Об итогах конкурса проектов школьных моделей системы оценки качества образования» Методические рекомендации «Критерии оценки качества работы учителя при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда»

Качество образования На основании исследований ЮНЕСКО качество образования можно описывать и улучшать через характеристики: Учащихся (здоровье, учебная мотивация, результаты обучения и т.д.); Процессов (в которых компетентные учителя используют технологи активного обучения; Содержания (адекватные учебные планы и программы); Систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов)

Понятие «качество образования» Качество образования -– интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая МЕРУ СООТВЕТСТВИЯ распространенным в обществе ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить Энциклопедия профессионального образования ( под редакцией С.Я. Батышева )

Понятие «качество образования» Качество образования -социальная категория, определяющая СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ процесса образования в обществе, его СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ И ОЖИДАНИЯМ ОБЩЕСТВА (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности С.Е. Шишов, В.А. Кальней

Понятие «качество образования» Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом, оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся но и оценку качества образовательного процесса. В.А. Болотов

Понятие «качество образования» «…довольно часто встречается противопоставление управления, ориентированного на процесс, управлению, ориентированного на результат. В чистом виде и та и другая ориентация однобока, т.к. от процесса(от его качества) зависит результат, а ни от чего другого. Поэтому по большому счету следует говорить об управлении, которое оптимально сочетает в себе ориентацию на достижение конкретного (операционально заданного) результата с ориентацией на процесс, ведущий к достижению этого спрогнозированного и операционально заданного результата». М.М. Поташник «Управление качеством образования»

Качество образования основные подходы : Качество результата и качество условий, процесса Степень соответствия поставленной цели Качество образования – это 1. уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: учебные результаты, социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания. 2. соответствие ожиданиям/требованиям потребителей 3. при условии соблюдения нормативных требований условиям обучения и освоению образовательного стандарта Для целей управления образованием целесообразно объединить оба подхода:

Качество образования Качество целей Качество условий Качество процесса Качество результата

Качество образования Качество условийКачество процессаКачество результата Содержание образования (что?) Учебные достижения: Технологии (как?)Социальная успешность:

Примерная структура ШСКО 1. Концепция качества образования (актуальность, понятия, методологическая основа, доктрина: миссия, принципы, цели, задачи, факторы и т.д.). 2. Гарантированные обязательства (эталоны) перед потребителями образовательных услуг (условия, процесс, результат). 3. Организационное обеспечение (локальные акты!). 4. Процедура оценки качества образования. Мониторинг Принципы мониторинга. Цели, задачи Формы оценивания (внешние, внутренние) Описание технологии оценки (кто, когда, зачем, как и т.д.) Критерии и индикаторы оценки качества образования. 5. Информационно-техническое обеспечение. 6. Субъекты потребления информации (внешние и внутренние). 7. Управление качеством образования. 8. Приложения

Концепция качества Доктрина в области качества ОУ определяет: Политику в области качества ОУ образовательной деятельности Стратегические цели внедрения системы качества Ожидаемые результаты и механизмы их достижения Гарантии реализации доктрины

Концепция качества Полтика в области качества – общие намерения и направления деятельности ОУ в области качества, официально сформулированные руководителем ОУ. Политика должна: Соответствовать стратегическим целям ОУ Включать требования по постоянному улучшению деятельности Постоянно анализировать на пригодность Доведена до всех членов педагогического коллектива Политика в области качества включает в себя широкую постановку намерений и целей ОУ. Она определяется руководителем ОУ, излагается в письменной форме, официально провозглашается (публикуется) и доводится до всего педагогического персонала

Концепция качества Миссия - краткое заявление (25-30 слов), которое подчеркивает специфику и уникальность ОУ, определяющее: Позиционирование ОУ в окружающем мире (кто мы?) Стержневые цели существования ОУ (для чего мы существуем?) Основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?) Ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимых услуг (что мы гарантируем и за счет чего?)

Концепция качества В число основных ценностей могут относиться: Потребители образовательных услуг Персонал ОУ Имидж ОУ на региональном уровне Материально – техническая база Современные технологии обучения Открытость ОУ перед обществом и т.д.

Концепция качества Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния ОУ по всем его основным параметрам на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5,10,15 лет. При формулировке видения определяются наиболее важные области (направления) развития ОУ, о которых необходимо заботиться для долговременного успеха. Видение должно вдохновлять персонал и мотивировать их на достижение заявленных перспектив.

Концепция качества Поставленные цели должны иметь конкретное выражение в виде некоторых измеряемых показателей и характеристик, что позволяет четко контролировать степень достижения целей. Цель в области качества – то, чего добивается или к чему стремиться ОУ в области качества. Стандарт ISO 9001:2000 требует разрабатывать достижимые и измеряемые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять и воплотить на практике.

Факторы, влияющие на качество школьного образования Факторы, которые школа может изменять (профессионализм учителей, степень участия педагогов в принятии решений, методы обучения, содержание образование) Факторы, которые школа может изменять при определенных условиях (организация учебного труда, организация свободного времени) Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях (перегруженность программ и учебников, тип, вид, статус ОУ, частота общения родителей с детьми и т.д.) Факторы, на которые школа может оказать влияние (жизненные планы, личные качества, физическая подготовка, здоровье и т.д.). Факторы, на которые школа не может оказать влияние ( уровень дохода семьи, половой состав и т.д.)

Гарантии качества Гарантии качества в образовании Планирование качества Деятельность, направленная на формирование целей и требований по качеству образования Управление качеством Методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования Оценка качества Деятельность, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены Улучшение качества Деятельность ОУ, направленная, на улучшение способности выполнить требования к качеству образования (усл,проц, резул)

Гарантированные обязательства: условия Требования к безопасности образовательного процесса (Роспотребнадзор, Противопожарные и др.) Требования к оснащению учебного процесса. Требования к материально – техническому обеспечению Требования к кадровому обеспечению и т.д.

Гарантированные обязательства: процесс Определение и описание рабочих процессов В процессе упорядочивания основных рабочих процессов необходимо разработать так называемые унифицированные документированные процедуры или спецификации процессов, содержащие: Цели процесса; Описание входов и выходов процесса; Четкое распределение ответственности и полномочий персонала в данном процессе; Показатели и характеристика качества процесса и методы их измерения, их целевые значения, позволяющие судить о степени достижений целей данного процесса; Мероприятия по достижению целей (улучшению) процесса; Другую информацию, необходимую для описания и управления процессами.

Спецификация процесса Цели процесса Поставщик процесса (входная информация, субъекты и т.д.). Документ Вход, требования к входу. Документ Выход (результат). Требования к результату. Документ Потребитель. Требования потребителя

Гарантированные обязательства: процесс Определение основных показателей и характеристик рабочих процессов и разработка систем их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения осуществляется в рамках мониторинга

Гарантированные обязательства: процесс При определении и описании процессов в соответствии с требованиями стандартов ENQA и стандартов ISO 9000:2000 должны быть учтены процессы: Стратегического планирования и управления ОУ; Процессы, связанные с менеджментом ресурсов: менеджмент персонала, управление финансами, техническими ресурсами и инфраструктурой; Процессы, связанные с потребителями; Процессы проектирования и разработки образовательных программ; Основной образовательный процесс; Процесс контроля знаний и навыков, полученных учащимися во время обучения; Процессы научно-исследовательской и инновационной деятельности и др.

Гарантированные обязательства: результат Учебные достиженияСоциальная успешность

Формирование организационной структуры системы качества Предполагает: Четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества; Назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава руководства; Формирование службы качества ОУ; Формирование совета ОУ по качеству; Создание в ОУ рабочих групп, в функции которых будет входить непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации

Организационное обеспечение системы качества ОУ Структурное подразделение ОУ, которое отвечает за школьную систему качества и систему его оценки Состав этого структурного подразделения, его руководитель

Оценка качества образования Процедуры, в рамках которых оценивается деятельность образовательного учреждения: Лицензирование – процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса предлагаемых ОУ, государственным и региональным требованиям к строительным, санитарным и гигиеническим нормам, к обеспечению безопасности, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, квалификации преподавательского состава и его соотношения к количеству обучаемых. Аккредитация – процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа, вида) ОУ. Инспектирование – установление степени выполнения образовательным учреждением законодательных и нормативных актов Аттестация – процедура установления соответствия. Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

Мониторинг Мониторинг (от анг. Monitoring –контроль, проверка) 1) Постоянное непрерывное наблюдение за действием какой-либо системы. Социально - экономическим, демографически и иным процессом для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам раннего предупреждения нежелательных событий. 2) Отслеживание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, в том числе радиационного фона, в связи с хозяйственной деятельностью человека. 3) Сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому либо вопросу.

Мониторинг в ОУ - ЭТО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, АНАЛИЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ НЕПРЕРЫВНОЕ СЛЕЖЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СИСТЕМ ОУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИХ РАЗВИТИЯ

Цель мониторинга качества образования - это сбор, обработка, хранение и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения т.е. получение достоверной информации о качестве образования

Задачи мониторинга качества образования – поиск ответов на вопросы: О чем мы будем собирать информацию? Объекты мониторинг Какие критерии и показатели будем использовать при сборе информации? Критерии и показатели Как будем собирать информацию? Формы и методы мониторинга. Субъекты мониторинга Каким образом будем ее обрабатывать? Методы обработки информации С помощью каких методов будем анализировать? Какую информацию и каким образом будем ее хранить? Методы анализа информации, место и способ хранения. Кого и каким образом будем информировать о результатах мониторинга? Потребители информации Как мы будем работать дальше? Какие изменения введем в школьную систему образования? Управленческие решения на основе данных мониторинга

Объекты мониторинга Задание 1)Определите среди перечня объектов мониторинга те, которые измеряются 2) Заполните таблицу Объекты мониторингаЗадаются требованиями ГОСа Задаются требованиями соц. заказа Образовательные результаты Предметные: Межпредметные: Личностные: Условия образовательной деятельности Цена достижения образовательных результатов

Задание Определите содержание мониторинга качества образования Составляющие качества Требования государства Требования общества Требования личности Качество условий Качество процесса Качество результата

Критерии качества образования Для оценки качества необходимы критерии Критерий (от греч. Kriterion – средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо; мерило суждения, оценки. Измеряемую строну критерия представляют с помощью показателей (индикаторов )

Индикаторы ИНДИКАТОРЫ – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и развитие системы образования Цель формирования СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ – обеспечить пользователя аналитической информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования для принятия решений

Индикаторы Задачи описать состояние системы и прогнозировать ее развитие дать общую оценку системы выявить проблемы или возможность их появления

Цели и задачи системы не могут быть сформированы в рамках системы - они определяются внешними требованиями, поэтому Ориентация системы индикаторов развития образовательных систем должна отражать внешний запрос, результат для общества, человека, экономики, государства.

Индикатор должен быть предметным и количественно измеримым Задача – развитие использования IT в образовании. Индикатор - «Число Интернет-часов в образовательных учреждениях, приходящихся на 1 учащегося в неделю» - что этот показатель показывает? - как его мерить?

Показатели результатов А.1. Результаты обучения Уровень учебных достиженийОтношение среднего балла по ЕГЭ к среднему по группе регионов/среднерегиональному Получение полного среднего образования Коэффициент охвата полным средним образованием, В т.ч. в учреждениях начального и среднего профессионального образования Уровень внеучебных достижений Количество участников олимпиад и конкурсов на 1000 учащихся общего среднего образования Потери в системеДоля выбывших из образования по т.н. « неуважительным » причинам Повторное обучениеДоля второгодников

Показатели результатов А.2. Уровень социализации (2) Асоциальное поведениеДоля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве преступлений Доля подростков лет, состоящих на учете в милиции, в общей численности учащихся лет Число учащихся, состоящих на учете за употребление наркотиков в общей численности учащихся Уровень гражданского самосознания Доля молодых людей в возрасте 18-19, голосующих на выборах в численности населения данного возраста

Показатели результатов А.3. Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя Уровень освоения стандартаДоля выпускников, сдавших ЕГЭ менее чем на «удовлетворительно» (по 5-бальной шкале) Соответствие запросу родителей и учащихся Оценка качества образования родителями и учащимися – специальное обследование Соблюдение нормативных требований Доля учреждений, не имеющих лицензии Доля учреждений, не имеющих аккредитации Безопасность и здоровьеСоотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье (с понижением остроты с дефектом речи, со сколиозом, с нарушением осанки) до поступления в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет Количество случаев травматизма в школах на 1000 учащихся

Показатели ресурсов и условий В.1. Индивидуальные характеристики Состояние зданий Доля ОУ, имеющих все виды благоустройства Доля ОУ, находящихся в аварийном состоянии сменность Доля учащихся во 2-ю смену Доля учащихся в 3-ю смену кадры Доля преподавателей, имеющих ВО Соотношение численности преподавателей 1-й и 2-й категорий и высшей категории Доля преподавателей пенсионного возраста Доля преподавателей прошедших переподготовку в прошедшем году Доля ОУ, в которых на 1 сентября отсутствуют преподаватели по отдельным предметам Информатиз ация Количество учащихся на 1 компьютер Доля ОУ, имеющих выход в Интернет Финансирова ние Расходы на 1 учащегося Отношение расходов на 1 учащегося к расходам бюджета на 1 жителя

Виды мониторинга По масштабу целей образования (стратегические, тактические, оперативные); По этапам обучения(входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); По временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); По частоте процедур (разовый, периодический, систематический) По охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); По организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); По формам объект - субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); По используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный) По содержанию (педагогический, психологический, валеологический и т.д.)

Методики сбора информации 1. Для контроля за учебным процессом: Методики оценки качества деятельности учителей; Методики оценки качества проведения урока; Методики оценки деятельности МО учителей; Рейтинговая система оценки ЗУНов учащихся ; 2. Для контроля за работой с кадрами: Процедура аттестации педагогических работников; Процедуры оценки уровня профессиональной подготовки кадров; Технологию коллективного, взаимо- и самоконтроля членов педагогического коллектива и учащихся; 3. Для контроля за работой с контингентом учащихся: Использование пакетов психологических тестов; Медицинские методы контроля за состоянием здоровья учащихся; 4. За контролем за МТБ: Методы измерения оснащенности школьных помещений; Методики оценки технического оснащения школы

Задание Сформулируйте объекты, критерии и индикаторы, методики определения динамики развития ОУ соответствующие типу и виду ОУ Приведите примеры числовых значений индикаторов, гарантирующих определенное качество образования в Вашем ОУ

Мониторинг качества образования Объект мониторинга КритерийПоказательМетодика Образовательн ые результаты Обученность Уровень знаний по предмету Тест обученности Сформированность умений учиться Диагностическая работа»Навыки учебной работы» Обучаемость Темп продвижения в освоении знаний и умений Психологическая методика Условия достижения образовательных результатов Валеологические ресурсы Валеологическая кривая расписания Гигиенические требования к расписанию Цена достижения образовательных результатов Нагрузка учащихся Число проверочных работ в единицу времени Анализ журналов Анализ программы внутришкольного контроля

Последовательность удовлетворения информационного запроса потребителя Кто является заинтересованным пользователем? Как преобразовать имеющуюся информацию в адекватный ответ на запрос? Какая информация ему нужна? Есть ли у нас эта информация? Где получить эту информацию?

Последовательность удовлетворения информационного запроса потребителя Группы пользователей Потребности в информации об образовании Идентификация информационного запроса Формализация запроса – разработка/выбор индикаторов Определение источников исходных данных для расчета Статистическая отчетностьСоциологич. обследованияМониторинг качества Расчет и анализ индикаторов Представление результатов анализа – ответ на запрос

Основные этапы построения системы качества ОУ 1. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, всех заинтересованных сторон. Формулировка доктрины в области качества. 2. Обучение персонала, задействованного в процессе разработки СК ОУ. 3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОУ. 4. Формирование организационной структуры системы качества и обучения персонала. 5. Самооценка ОУ и анализ соответствующей документации. 6. Определение и описание образовательных процессов, упорядочивание существующей документации. 7. Разработка документации системы качества. 8. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. 9. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

Управление качеством «От системы оценки качества к управлению качеством» Задача – повышение качества образования в условиях ограниченных ресурсов и открытости системы

Разработка модели управления качеством образования Анализ состояния внутришкольного управления Разработка проекта управления качеством образования Разработка нормативной базы Выбор пути перехода к проекту Реализация модели

Концепция управления качеством образования на основе индикаторов Сбор данных и расчет индикаторов Выявление связей и зависимостей результатов от условий и внесистемных факторов Сравнительный анализ для: a. выявления отклонений – идентификации сильных и слабых сторон системы b. определения целевых значений критериев и индикаторов Выработка Стратегии – приоритеты развития системы, Тактики – на какие факторы воздействовать для улучшения характеристик системы Обоснованные Прогноз и программа развития образования

Политика в области качества «Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества: соответствовала целям организации; включала обязательство постоянно повышать результативность системы менеджмента качества; создавала основы для постановки целей в области качества; была доведена до сведения персонала организации и понятна ему; анализировалась на постоянную пригодность».

Система индикаторов для управления качеством образования Для управления качеством образования необходимо иметь количественную характеристику (мониторинг): 1. Качества образования – оценка результатов 2. Ресурсов системы образования – управляющее воздействие 3. Условий функционирования системы образования – прогноз, корректные сравнения, выбор стратегии

Модель деятельности ОУ с позиций менеджмента качества