Применение стандартов разных стран при импорте технологий (безопасность и стандарты - есть ли конфликт?) Н. Штейнберг, 05.12.2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТАНДАРТИЗАЦИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области,
Advertisements

11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Особенности технического регулирования в области использования атомной энергии Директор Департамента технического регулирования Михляев Валерий Вениаминович.
ГБОУ СПО «НКСЭ» КК Разработал: преподаватель ГБОУ СПО «НКСЭ» КК Брагина Елена Николаевна.
Слайд 1 Гармонизация российских и международных стандартов в ходе реформирования системы технического регулирования Член правления РАО «ЕЭС России» В.А.
Профиль стандартов. Цели применения стандартов. Категории профилей стандартов. Работу выполнил: Каракулов Н.В.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Мониторинг качества образования Сентябрь, 2008 г. Совещание со специалистами муниципальных органов управления образованием.
Транксрипт:

Применение стандартов разных стран при импорте технологий (безопасность и стандарты - есть ли конфликт?) Н. Штейнберг,

2 Закон о стандартизации регулирует отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применения ее результатов, и распространяется на субъекты хозяйствования независимо от формы собственности и видов деятельности, органы государственной власти и соответствующие общественные организации. закон не распространяется на ядерные материалы и …. другие социальные стандарты, сфера действия которых устанавливается соответствующими законами.

3 Закон о стандартизации, НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ документ, который устанавливает правила, общие принципы или характеристики разных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как «стандарт», «кодекс установленной практики» и «технические условия».

4 Закон о стандартизации, СТАНДАРТ документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего и многоразового использования правила, инструкции или характеристики деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги и, соблюдение которых не является обязательным.

5 Закон о стандартизации, СТАНДАРТИЗАЦИЯ деятельность, которая состоит в установлении положений для общего или многоразового использования (применения) в существующих или возможных задачах с целью достижения оптимальной степени упорядоченности в определенной сфере, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействия научно – техническому развитию.

6 Закон о стандартизации, Кодекс установленной практики (свод правил) документ, который содержит практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс установленной практики может быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом. документ, который содержит практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс установленной практики может быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом.

7 Закон о стандартизации, Технические условия документ, который устанавливает технические требования, которыми должна отвечать продукция, процессы или услуги. ТУ могут быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом.

8 Закон о стандартизации, Статья 10. Центральные органы исполнительной власти и организации имеют право в соответствующих сферах деятельности и в мерах своих полномочий с учетом своих хозяйственных и профессиональных интересов организовывать и выполнять работы по стандартизации, в частности: Разрабатывать и одобрять стандарты соответствующего уровня, устанавливать правила их разработки и применения; Разрабатывать и одобрять стандарты соответствующего уровня, устанавливать правила их разработки и применения; Представлять Украину в соответствующих специализированных международных и региональных организациях по стандартизации; Представлять Украину в соответствующих специализированных международных и региональных организациях по стандартизации; Организовывать и вести реестры нормативно – правовых актов и нормативных документов для обеспечения своей деятельности и информационного обмена; Организовывать и вести реестры нормативно – правовых актов и нормативных документов для обеспечения своей деятельности и информационного обмена; Издавать и распространять свои стандарты, документы специализированных международных и региональных организаций по стандартизациями, членами которых они являются. Издавать и распространять свои стандарты, документы специализированных международных и региональных организаций по стандартизациями, членами которых они являются.

9 Закон о стандартизации, Статья 11. В зависимости от уровня органа, который одобряет нормативные документы по стандартизации, они делятся на: Национальные стандарты, правила установленной практики и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации ….; Национальные стандарты, правила установленной практики и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации ….; Стандарты, технические условия и правила установленной практики, принятые другими органами и организациями, которые занимаются вопросами стандартизации …. Стандарты, технические условия и правила установленной практики, принятые другими органами и организациями, которые занимаются вопросами стандартизации …. Стандарты применяются непосредственно или путем ссылки на них в других документах. Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев, когда применения стандартов требуют технические регламенты.

10 Закон о стандартизации, Технический регламент закон Украины или нормативно – правовой акт, принятый Кабинетом Министров, в котором определены характеристики продукции или связанных с нею процессов или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, выполнение которых является обязательным. Регламент для ядерной энергетики - Закон об использования ядерной энергии и радиационной безопасности? Так это или не так?

11 Закон об атомной энергии, Статья 22. Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии заключается в обеспечении безопасности человека, окружающей природной среды, ядерных установок и источников ионизирующего излучения – это основное положение Национального Регламента по Ядерной Безопасности. Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии предусматривает: установление нормативных критериев и требований, которые определяют условия использования ядерных установок и источников ионизирующего излучения в государстве установление нормативных критериев и требований, которые определяют условия использования ядерных установок и источников ионизирующего излучения в государстве нормирование; нормирование;

12 Закон об атомной энергии, Статья 8. Нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности Нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности использования ядерной энергии. Нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности использования ядерной энергии. Соблюдения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Соблюдения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. В чем состоят отличия стандартов по ядерной и радиационной безопасности от «общепризнанных», и где поставить границы между теми и другими? Является ли, например, стандарты, устанавливающие требования к стали 0Х18Н10Т или к эпоксидной смоле для покраски помещений и оборудования АЭС, специальными ядерными стандартами?

13 Закон об атомной энергии, Статья 24. Органы государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности: разрабатывают нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности; разрабатывают нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности; несут ответственность за полноту, достаточность и обоснованность своих требований относительно безопасности в сфере регулирования, отнесенной к их компетенции; несут ответственность за полноту, достаточность и обоснованность своих требований относительно безопасности в сфере регулирования, отнесенной к их компетенции; осуществляют экспертизу безопасности ядерных установок, источников ионизирующего излучения и предоставляют соответствующие разрешения; осуществляют экспертизу безопасности ядерных установок, источников ионизирующего излучения и предоставляют соответствующие разрешения; осуществляют государственный надзор за соблюдением норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, а также условий действия предоставленных разрешений; осуществляют государственный надзор за соблюдением норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, а также условий действия предоставленных разрешений; ….. …..

14 Закон об атомной энергии, Статья 17. К исключительной компетенции Верховной Рады Украины в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности принадлежит: согласование порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности. согласование порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности. Закон об атомной энергии, Статья 18. К компетенции Кабинета Министров Украины принадлежит: определение порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности определение порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности Так существует ли порядок? И может ли ВР что – то согласовывать, или она все – таки должна принимать? Действуют ли ст. ст. Закона 8, 22, 24(Регламента)?

15 Свод Федеральных Правил, 10CFR 50, Общие критерии проектирования для АЭС Общий Проектный Критерий 1 (ОКП-1) «Структуры, системы и компоненты, важные для безопасности, проектируются, изготовляются, устанавливаются и испытываются в соответствии со стандартами качества соизмеримо с важностью функций безопасности, которые им предстоит выполнять. При использовании общепризнанных сводов и стандартов их следует идентифицировать и оценивать для определения их применимости, адекватности и достаточности, и, по мере, необходимости дополнять или изменять, чтобы обеспечить качественное изделие, удовлетворяющее требуемым функциям безопасности... Программа качества … для того, чтобы … обеспечить … выполнение функций безопасности этими структурами, системами и компонентами. Ведение записей, относящихся к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию структур, систем и элементов, важных для безопасности, осуществляется или проводится под контролем лицензиата энергоблока в течении всего срока службы энергоблока.»

16 INSAG – 12, ст Регулирование и независимая проверка «… деятельность регулирующего органа охватывает следующие функциональные области: Определение и разработка стандартов и правил по безопасности; Определение и разработка стандартов и правил по безопасности; Выдача лицензий эксплуатирующим организациям на основе соответствующей оценки ядерной безопасности, финансовой состоятельности заявителя, его организационных и менеджерских возможностях….» Выдача лицензий эксплуатирующим организациям на основе соответствующей оценки ядерной безопасности, финансовой состоятельности заявителя, его организационных и менеджерских возможностях….»

17 INSAG – 12, ст , Управление проектированием «… проектирование осуществляется на основе соответствующих национальных или международных стандартов, в особенности специальных стандартов для ядерной области, которые одобрены профессиональным инженерно – техническим обществом и признаны компетентными национальными или международными организациями. Эти стандарты отражают технологию, проверенную прошлым опытом. Тем не менее, всегда нужно учитывать необходимость и значение улучшений, выходящих за рамки установившейся практики. Эти улучшения прежде всего доводятся до уровня «апробированной технологии» путем соответствующих испытаний и, в случае необходимости, с помощью прототипов.»

18 Итак, по законодательству Украины и в соответствие международной практике ГКЯР является органом по стандартизации и имеет право в пределах своих полномочий организовывать работы по стандартизации: ГКЯР является органом по стандартизации и имеет право в пределах своих полномочий организовывать работы по стандартизации: Разрабатывать и одобрять стандарты по ядерной безопасности, устанавливать правила их разработки и применения;Разрабатывать и одобрять стандарты по ядерной безопасности, устанавливать правила их разработки и применения; Представлять Украину в соответствующих специализированных международных и региональных организациях по стандартизации;Представлять Украину в соответствующих специализированных международных и региональных организациях по стандартизации; Организовывать и вести реестры нормативно – правовых актов и нормативных документов, касающихся регулирующей деятельности по ядерной безопасности;Организовывать и вести реестры нормативно – правовых актов и нормативных документов, касающихся регулирующей деятельности по ядерной безопасности; Издавать и распространять стандарты, документы специализированных международных и региональных организаций по стандартизациями, членами которых они являются.Издавать и распространять стандарты, документы специализированных международных и региональных организаций по стандартизациями, членами которых они являются. Осталось лишь дать определение термина «стандарт по ядерной безопасности»

19 Не существует конфликта между стандартами и безопасностью если признается, что орган ядерного регулирования: Быть гарантом безопасности, которую он подтверждает выдавая лицензии эксплуатирующим организациям на основе оценки ядерной безопасности; Быть гарантом безопасности, которую он подтверждает выдавая лицензии эксплуатирующим организациям на основе оценки ядерной безопасности; Должен разрабатывать и одобрять специфические стандарты по ядерной безопасности; Должен разрабатывать и одобрять специфические стандарты по ядерной безопасности; Не должен ограничивать возможности эксплуатирующей организации в использовании «общепризнанных сводов и стандартов», и не должен препятствовать устранению барьеров в торговле и научно – техническом сотрудничестве. Не должен ограничивать возможности эксплуатирующей организации в использовании «общепризнанных сводов и стандартов», и не должен препятствовать устранению барьеров в торговле и научно – техническом сотрудничестве.

20 Мировые тенденции Регулирование становится менее предписывающим. Устанавливаются четкие цели регулирования и лицензиату дается возможность искать собственные пути достижения этих целей; Регулирование становится менее предписывающим. Устанавливаются четкие цели регулирования и лицензиату дается возможность искать собственные пути достижения этих целей; Ответственность высшего руководства за внедрение культуры безопасности в организациях. Регуляторы заняты поиском способов оценки эффективности руководства в вопросах внедрения культуры безопасности; Ответственность высшего руководства за внедрение культуры безопасности в организациях. Регуляторы заняты поиском способов оценки эффективности руководства в вопросах внедрения культуры безопасности; Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов и способов их внедрения в части влияния на снижение рисков; Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов и способов их внедрения в части влияния на снижение рисков; Международные стандарты и руководства приобретают все большее значение в атомной энергетике. Международные стандарты и руководства приобретают все большее значение в атомной энергетике.