1 ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КАК РАБОТАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И КАК СДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ? Учебно-практический семинар Новочебоксарск октября, 2003г.
2 Центр "Эко-Согласие" основные направления работы §Расширения участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений §Информационная работа - электронные серверы новостей; выпуск телевизионных роликов; подготовку брошюр, просветительских материалов по различных аспектам охраны окружающей среды. §О.А. Сперанская, директор программы по химической безопасности, Центр "Эко-Согласие"
3 Вопросы анкеты §доступ к экологической информации с точки зрения международных процессов; §доступ к экологической информации, согласно российскому законодательству §деятельность общественных организаций в области химической безопасности §взаимодействие государственных и общественных организаций в области подготовки информации для общественности §популяризация технической информации §каналы распространения информации
4 Доступ к экологической информации в контексте международных процессов Орхусская конвенция; Протокол по РВПЗ; Всемирный саммит по устойчивому развитию Стокгольмская конвенция о СОЗ; Доступ к экологической инфомарции согласно российскому законодательству Конвенция о запрещении химического оружия Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"
5 Орхусская конвенция § открыта для подписания октябрь 2001 года - вступила в силу ратифицировали 17 стран, среди которых 10 государств ВЕКЦА: Армения Азербайджан Беларусь Грузия Казахстан Кыргызстан Молдова Таджикистан Туркменистан Украина На сегодняшний день Орхусскую конвенцию подписали 40 стран и ратифицировали 23.
6 Основные принципы Орхусской конвенции. § * Обеспечение ативного доступа общественности к информации (ст.4); §* Вовлечение общественности в процесс принятия экологически-значимых решений; в разработку экологической политики, программ, планов действий (ст.6 п.4, ст.7); * Учет мнения общественности при принятии экологически значимых решений, разработке экологичсекой политики, экологических программ и планов действий (ст.6 п.7,8);
7 Основные принципы Орхусской конвенции * Обеспечение доступа общественности к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (ст.9); * Поддержка общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды, и обеспечение соответствия национального законодательства этому принципу (ст.7);
8 Стороны должны обеспечить использование принципов Орхусской конвенции в международном процессе принятия экологически-значимых решений
9 Доступ общественности к информации * государственные структуры должны гарантировать получение общественностью запрашиваемой информации не позднее, чем в течение месяца с момента поступления запроса со стороны общественности (ст.4 п.2)
10 В предоставлении информации может быть отказано, если: с.4п.3 - государственная структура не располагает такой информацией; - если информация запрашивается в слишком общем виде; - если предоставление информации нарушает вопросы конфиденциальности, связанные с национальной безопасностью или коммерческой тайной
11 Сбор и распространение экологической информации (ст.5) Стороны должны обеспечить : * наличие и постоянное обновление имеющейся экологической информации; * предоставление общественности информации в электронном виде и через систему Интернет. * Не реже раза в три-четыре года выпускать и распространять государственные Доклады о состоянии окружающей среды, включая информацию о качестве окружающей среды и нагрузке на нее.
12 Сбор и распространение экологической информации (ст.5) * регулярно распространять информацию о стратегиях, политики, программах, планах действий в области охраны окружающей среды и прогрессе в их осуществлении; * разработать национальные системы инвентаризации загрязнения или регистры, обеспечив доступ общественности к электронным базам данных. (ст.5 п.9)
13 Разработка национальных систем инвентаризации загрязнения или регистров Такие системы могут включать регистры выброса и переноса определенных загрязняющих веществ и продуктов от определенных видов деятельности, для их транспортировки с территории предприятия для уничтожения, переработки или захоронения.
14 ПРОТОКОЛ ПО РЕГИСТРАМ ВЫБРОСА И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ (РВПЗ) ( ) 30 декабря - согласован окончательный текст Протокола. 5-ая конференция министров "Окружающая среда для Европы"
15 РВПЗ и Орхусская конвенция Активный доступ к информации (Статья 5.9) Связь с правом общественности на информацию
16 Ежегодная отчетность о выбросах и переносе загрязняющих веществ. Информация - в форме регистров выброса и переноса. Отчетность: 86 веществ: тяжелые металлы, парниковые газы, канцерогены и вещества, вызывающие кислотные дожди. Отчетности: нефтеперерабатывающие заводы, тепловые электростанции, химическая, горноперерабатывающая промышленность; мусоросжигательные заводы; переработка и обработка бумаги и древесины, сельское хозяйство. - Крупные стационарные источники загрязнения - диффузные источники
17 Основные принципы Протокола РВПЗ Открыт для присоединения Сторон, не подписавших Орхусскую конвенцию Основывается на уже существующих международных процессах
18 Элементы Протокола РВПЗ(1) Данные по индивидуальным предприятиям: Данные отчетности собираются индивидуальными предприятиями и предоставляются национальному органу Конкретные загрязнители Выбросы загрязнителей, указанных в Приложении Перемещения: перемещение загрязнителей или опасных отходов, отходов и/или сточных вод за пределы предприятия
19 Другие элементы (4) Структурированная, компьютеризованная база данных: отчетность в электронной форме Увязка с другими существующими базами данных, содержащими смежную информацию Доступность для общественности и простота в использовании Участие общественности в разработке системы РВПЗ Разграничение постоянных и аварийных выбросов При разработке следует учитывать возможность последующего расширения списка веществ
20 Опыт применения РВПЗ: положительный эффект (2) - Общественность обладает необходимой информацией для диалога с предприятиями- загрязнителями - Конструктивный диалог означает, что предпринимаются более активные меры для сокращения загрязнения
21 Опыт применения РВПЗ: положительный эффект (3) - Гораздо более точная информация о реальной экспозиции по токсичным веществам (местные выбросы) - Четкое представление об общем воздействии на окружающую среду и на здоровье населения - Позволяет государственным органам оценивать прогресс в сокращении загрязнения с течением времени -Помогает оценить адекватность систем мониторинга - Расширяет возможности для планирования работы государственных служб (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций)
22 Преимущества Протокола по РВПЗ Протокол регулирует информацию о загрязнении, а не само загрязнение. Его осуществление приведет к значительному снижению уровня выбросов. Важно, чтобы данные регистров были доступны и понятны широкой общественности. Создание РВПЗ - трудная задача. Опытом в этой области обладают не все страны: США, Австралия, Канада, Чехия, Хорватия, Нидерланды
23 Возможные проблемы, связанные с создание национальных РВПЗ * Для России это новая и очень сложная проблема. * Помощь со стороны международных организаций
24 Стокгольмская конвенция о СОЗ Статья 10, п. 5 - разработка РВПЗ Всероссийской конференции по проблеме СОЗ (Москва, октября 2002 г.) Перечень основных мероприятий по подготовке Национального плана осуществления Стокгольмской конвенции Межведомственный совет по экологически безопасному обращению с СОЗ
25 ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (АВГУСТ- СЕНТЯБРЬ, 2002 г.) План выполнения решений первое соглашение международного уровня, требующее от всех государств запретить к 2020 году производство и использование опасных для здоровья или окружающей среды химических веществ.
26 ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ Меры по реализации: 1)содействовать ратификации Роттердамской конвенции (2003 год); 2)содействовать ратификации Стокгольмской конвенции (2004 год); 3) продолжить разработку стратегического подхода для действий на период после 2000 года; 4)поощрять страны к внедрению новой согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ, с тем чтобы обеспечить возможность полного использования этой системы к 2008 году;
27 ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ Меры по реализации: 5)партнерство: - экологически безопасное использование химических веществ - осуществление МЭС - повышение информированности - сбор новых научных данных 6) предотвращение незаконного международного оборота опасных химических веществ и опасных отходов (Базельская конвенция); 7) поощрять разработку национальных регистров выброса и переноса загрязнителей.
28 Пятая конференция министров "Окружающая среда для Европы" §Декларация министров п министры приветствуют работу по подготовке РВПЗ п министры признают существенную роль разумного управления химическими веществами для устойчивого развития и охраны здоровья
29 ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО РВПЗ В РОССИИ Девять пилотных регионов: Астраханская область, Волгоградская область, Пермь, Санкт-Петербурге, Архангельская область, Самара, Иркутск, Челябинск и Екатеринбург.
30 Отсутствие информации - лучшая почва для страха Николай Безбородов депутат Государственной Думы от Курганской области, член государственной комиссии по химическому разоружению
31 Доступ к экологической информации согласно российскому законодательству Конституция РФ ст.15:приоритет - международные нормы права ст. 24 и 29: право на информацию, на поиск, получение, передачу и распространение инф. любым законным путем ст. 42: право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
32 Экологическая информация Информация о состоянии и деятельности, относящихся к: §природе, воздуху,воде, почве, энергии, шуму, радиации, условиям жизни людей, к строительству, к финансовым и экономическим анализам и прогнозам, административным мерам, соглашениям, политике, законодательству, планам, программам
33 Сравнительная таблица позиций и предписаний Орхусской ковенции и норм российского законодательства о понятии экологической информации Статья 2,b,c Экологическая информация означает любую информацию в письменной, электронной или любой иной материальной форме -запреты и ограничения на форму информации в РФ отсутствуют.
34 Экологическая информация о: * состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; *о факторах, таких как вещества.энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы. оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды…; * о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях эизни людей., состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействуют или может воздействовать состояние элементов окружающей Среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте - ФЗ Об уничтожении химического оружия от г. ст.1.14
35 Право граждан на доступ к экологической информации ст.4 Орхусской конвенции *"право" воспроизводится в самых разных объемах и формах практически в каждом законодательном экологическом и природоресурсном акте: "Об охране окружающей среды" (2002г.); "Об охране атмосферного воздуха" (1999г.) *формально-юридически данное право закреплено в многочисленных актах самого высшего уровня.
36 Реальные проблемы внедрения в ткань российского законодательства идей и конкретных предписаний Орхусской конвенции
37 ПРОБЛЕМЫ 1) определения критериев отнесения информации к экологической, а не технической, военной, государственной, коммерческой и проч.; 2) определение оправданности ограничений на распространение информации, которая относится или может быть отнесена к сведениям, обладающим одновременно признаком экологичности и признаками, позволяющими отнести ее как составляющую государственную, военную, коммерческую тайну, или сведениям, подлежащим особой охране и нераспространению
38 Отказ в предоставлении информации §Закон о государственной тайне г. §Закон об информации государственная тайна коммерческая тайна служебная тайна личные данные данные, полученные в ходе предварительного следствия по уголовным делам
39 Новая система ограничений: возможность использования сведений, признаваемых экологической информацией (согласно доктрине и ФЗ О химическом оружии, О радиационной безопасности, Об использовании атомной жэнергии и др.) для актов экотерроризма, диверсий и иных противоправных деяний.
40 Доступность экологической информации ст.5 Орхусской конвенции: государственные доклады о состоянии окружающей среды (ежегодные); ежегодные доклады о состоянии здоровья населения РФ, о санитарно- эпидемиологической обстановке в стране, о чрезвычайных ситуациях; тексты законодательных актов по вопросам окружающей cреды
41 Российское законодательство достаточно сурово в отношении тех, кто посягает на информационные права граждан, в том числе на их право доступа к экоинформации. В УК РФ содержится несколько норм, устанавливающих ответственность за такого рода противоправные деяния.
42 Позиция экспертов МПР по решению проблем экобезопасности §Решение проблем обеспечения экобезопасности должно достигаться при условии: * распространения экологически значимой информации и поддержания непрерывного экологического образования; * конструктивного взаимодействия с общественностью, учет мнения и результатов общественного экологического контроля и экспертизы
43 Конвенция о запрещении разработки, производства, хранения и использования химического оружия и о его уничтожении Вступила в силу 29 апреля 1997 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в ноябре 1997 г. *Нет ничего об обязанности государства предоставлять общественности информацию. * О бязанность государства обеспечить безопасное для окр.среды и здоровья населения уничтожение объектов
44 Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" информационное обеспечение мероприятий по реализации Конвенции: *разъяснение государственной политики; *формирование позитивного отношения к проблеме химического разоружения; *информирование по вопросам безопасности, выбора технологий; *строительства объектов по уничтожению ХО
45 Информирование граждан и общественных объединений о проведении работ по: * хранению, перевозке и уничтожению ХО; * конверсии или уничтожению объектов по производству ХО; * ликвидации последствий их деятельности осуществляется гласно и открыто, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации