Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Ко второй.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. К первой.
Advertisements

Презентация на военную тему
Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель. Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе,
ПУБЛИЦИСТИКА ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 1.Илья Григорьевич Эренбург Написал несколько книг, статей, очерков под общим названием «Война». Первым.
« Лейтенантская » проза.. Война – жесточе нету слова… А.Твардовский.
Час Мужества ( к уроку « Лирика Великой Отечественной..» в 7 классе ) Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина.
Творчество А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского.
СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Литература периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия – 1959.
Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель.
Лирика Военных лет Киселёва Н., Панфилова М.. Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени.
Марининская СОШ 16 Литература периода Великой Отечественной войны.
А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности…
В.П. Некрасов « В окопах Сталинграда» подготовила Тимановская Елена Витальевна Тимановская Елена Витальевна.
Литература в годы Великой Отечественной войны Выполнила ученица 11 класса Позднякова Лиза.
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Вся жизнь Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька» эта правда.
Дорога жизни…. Родилась Ольга Федоровна Берггольц 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 в Петербурге, в семье заводского врача. Мать - Мария Тимофеевна.
«Правда о войне Тема: «Правда о войне в современной отечественной прозе» Выполнила ученица 11 класса Выполнила ученица 11 класса Ундалова Евгения учитель.
На дорогах войны Учитель русского языка и литературы ГОУ Вечерняя(сменная)школа 153 (структурное подразделение при ИК-6) Балашова Т.В. Урок литературы.
Транксрипт:

Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Ко второй группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий. К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время.

Произведения о войне 1941 – 1945 годов Произведения о войне 1941 – 1945 годов создаются и в наши дни. Для них характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому.

Военная проза военных и послевоенных лет В военные годы создавалось большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины. И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит, - пишет А. Ахматова в 1941 году.

Берргольц Ольга Федоровна ( ), русская писательница. В блокадном Ленинграде Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила.

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда» В 1946 году появилось произведение – без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья. «В окопах Сталинграда» первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.

Гуманистический пафос послевоенных произведений о войне Следующая веха в движении военной темы – рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире нового большого этапа в развитии литературы.

А. Твардовский «Василий Теркин» Поэма «Василий Теркин» ( ) яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Эта поэма печаталась по главам в военных газетах и журналах. Бойцы читали ее, учили наизусть, с нетерпением ждали очередных выпусков. Василий Теркин стал любимым героем военного времени. Поэма была популярна, потому что она рассказывала о жизни на войне простого солдата, ничем не примечательного – Василия Теркина. Он всем был близок и понятен, поэтому так полюбился.

Васильев Борис Львович ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) - трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) - социально- нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, ). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).

Юрий Васильевич Бондарев БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983). Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» ( ). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», ).

Алексиевич Светлана Александровна АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна (р. 31 мая 1948, Ивано-Франковск), белорусская писательница. Родилась в семье военнослужащего. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию. Отец и мать работали сельскими учителями. В 1967 поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Пробовала себя в разных жанрах, однако решающее влияние на выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его произведения «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга». В 1984 вышла в свет книга Алексеевич «У войны не женское лицо» очерки на основе исповедальных рассказов прошедших через войну женщин и детей книга. В книге «Цинковые мальчики» (1990) она рассказывает о советских солдатах, до дна испивших жестокость и нравственный беспредел афганской войны. В 1994 вышла книга «Зачарованные смертью», в которой рассказывается о тех, кто покончил собой или пытался покончить, оказавшись на разломе эпох крушения коммунистической системы со всеми ее атрибутами. В 1997 была опубликована книга «Чернобыльская молитва» о судьбах людей, переживших Чернобыль.

Окуджава Булат Шалвович (1924 – 1997) Окуджава поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»).

Наше отношение к военной прозе Мы думаем, военная проза остается ведущей в русской литературе. Она помогает осмыслить все чувства, поступки в сложнейших обстоятельствах войны. Нам нравится поэзия Константина Симонова. Избранные стихотворения 1941 года: «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Если бог нас своим могуществом…».

Заключение Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне».