Арт-галерея «Обучение через искусство» Автор разработки: Ассистент кафедры поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии, к.м.н. О.И. Гуменюк
Название инновационной технологии Арт-галерея «Обучение через искусство» Тема занятия: «Организация лечебно- профилактической помощи детям с эндокринной патологией в детской поликлинике» Название дисциплины Целевая аудитория Поликлиническая педиатрия VI курс, педиатрический факультет Слушатели ФУВ (семейные врачи, врачи общей практики)
Почему именно тема «Организация лечебно- профилактической помощи детям с эндокринной патологией в детской поликлинике»? По мнению студентов самая трудная из всех тем, изучаемых на цикле поликлинической педиатрии Низкая выживаемость знаний Наглядный метод обучения в медицине, особенно, педиатрии («на больном») предпочтительнее, но не всегда осуществим по ряду причин Во-первых, это этические соображения, во- вторых, не всегда возможен «подбор» пациентов по темам занятий
Почему именно арт-галерея? Яркие образы с интересными рассказами из жизни героев – наглядный способ обучения, повышающий КПД головного мозга, эффективность оперативной памяти Художники, изучавшие анатомию человека, при помощи кисти точно передают симптомы заболеваний
Просто смотреть недостаточно, нужно уметь анализировать увиденное, нужно учиться смотреть…
Задачи использования арт-галереи: Отработка навыков распознавания, ранней диагностики и дифференциальной диагностики эндокринных заболеваний, необходимых в работе участкового врача Повышение общей эрудиции, культуры Создание на занятии положительной эмоциональной атмосферы, необходимой для решения задач 1 и 2
На представленных репродукциях изображены герои, у которых можно заподозрить патологию эндокринной системы Задания : А. Перечислите патологические симптомы, которые имеются у изображенных героев Б. Для каких заболеваний характерны перечисленные Вами симптомы? В. Какова будет Ваша тактика как участкового врача при выявление подобных симптомов у пациентов?
Жак Дагар «Портрет придворной Марихен» (1710) Марихен или Марийке – любимица датского двора, с ней обращались как с придворной дамой
Родриго де Вильядрандо «Филипп IV с придворным Соплильо» (1618) Мигелито, или Соплильо, которого так прозвали за его большие уши (soplillo – веер), был придворным и очень любимым при мадридском дворе. С ним очень хорошо обращались, поручив лучшему в городе портному, Альберто Струцци, сшить наряды по меркам, включая шляпы и аксессуары. Он сразу приобрел благосклонность принца Филиппа (ставшего в 1612 году королем Филиппом IV) и стал его доверенным лицом, что было ценно при дворе, наполненном дворцовыми интригами. Принц награждал его за честность многочисленными подарками
На репродукциях изображены герои-карлики, их объединяет низкий рост. Низкий рост, пропорциональное телосложение или акромикрия (непропорционально мелкие кисти и стопы), окружность головы пропорционально росту при недоразвитии лицевого скелета (мелкие черты лица – «кукольное лицо», «лицо херувима»), чрезмерное отложение жира на туловище (более выраженное в старшем возрасте), преждевременное старение кожи, раннее появление морщин, сохранность интеллекта (герои были приближены ко двору) могут свидетельствовать о соматотропной недостаточности (гипофизарном нанизмом)
Диего Велескес «Франциско Лескано или Урод Ниньо из Валлекаса» ( ) Обращают на себя внимание умственная отсталость мальчика (об этом свидетельствует выражение лица, открытый рот), густые брови, большой нос (курносость), длинный фильтр, низко расположенные уши. Указанные симптомы с низким ростом характерны для наследственных синдромом с низким ростом (например, синдрома Корнелии де Ланге – делеция в локусе 3q26, , синдрома Леви с А-Д типом наследования)
Питер Пауэл Рубенс ( ) Сюзанна Фоурмен На картине изображена родная сестра жены художника Сюзанна страдала заболеванием щитовидной железы. Лагофтальм, деформированная шея, за счет значительного увеличения щитовидной железы, свидетельствуют о наличии диффузного токсического зоба у свояченицы Рубенса
Оценка По бально-рейтинговой системе Разделы: -практические навыки -теоретический опрос Навык диагностики заболеваний по данным анамнеза и осмотра ( балла) Оценка теоретических знаний (0-1-2)