Методология мониторинга качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование образовательного события С.Н.Зенина, зам. директора по УВР МБОУ СОШ 14 «Зеленый шум»
Advertisements

Группа 1 Система оценки качества общего образования – федеральный уровень апреля 2013 Руководитель группы – Воронцов А.Б. г.Краснодар.
Итоги мониторинга обучающихся 5-х классов: что делать на уровне ОУ? С.Н.Зенина, зам. директора по УВР МБОУ СОШ 14 «Зеленый шум»
Стартовая проверочная работа по математике в 5 классе.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования Адамский А.И., Воронцов А. Б.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Уточнения в планируемые предметные результаты освоения программы по математике 1.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Стартовые проверочные работы пятиклассников как инструмент оценки готовности к обучению в основной школе Занятие 5 Воронцов Алексей Борисович 21 августа.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Начальная школа Самоценный, принципиально новый этап в жизни, когда ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт Планирование и организация процесса формирования познавательных универсальных учебных действий Научный.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Транксрипт:

Методология мониторинга качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика 27 апреля 2013 года

Принципиальные особенности созданной модели ОСОКО комплексность (междисциплинарный характер) и управляемость модели через связь качества общего образования со всеми аспектами деятельности ОУ; сквозной, уровневый и операциональный характер описания образовательных результатов по ступеням общего образования; разделение контроля качества и оценки результатов и качества общего образования; разграничение полномочий между всеми уровнями школьного образования (федеральный, региональный, муниципальный и школьный); открытость, прозрачность и информативность за счет создание электронной среды ОСОКО; системность в требованиях к оценочным процедурам и инструментам оценки для всех уровней управления образованием

Принципы проектирования образовательных результатов 1. Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов; 2. Уровневый характер предметных образовательных результатов. 3. Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов 4. Качественный характер оценки личностных результатов

Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа ИК

Результаты образования Сквозные метапредметные (через все возраста) Умею учиться Умею взаимодействовать Умею работать с информацией Уровневые предметные (через все предметы) 1. Умею действовать по образцу 2. Умею применять способ действия в аналогичной ситуации 3. Умею преобразовывать способ действия

Аспект (предмет) оценки образовательных результатов в основной школе Самостоятельность – поиск или построение «опор» (помощников, средств) своего движения; Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения; Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.

Инструменты и оценочные процедуры и их роль в ОСОКО (проект)

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Тест достижений» – оценочная процедура (ретроспективная оценка), которая проводится по завершению второй и третьей ступени общего образования (ГИА,ЕГЭ). Цель – оценить выполнение ФГОС ОО. Процедура носит нормативный характер. Содержание КИМов не может выходить за рамки требований ФГОС. Заканчивается оценочная процедура обязательной аттестацией каждого ученика с помощью балльной шкалы оценивания. Проводится на федерально-региональном уровне. «Прогностический тест (тест готовности)» - оценочная процедура (прогностическая оценка), которая проводится на образовательных переходах с одной ступени на другую (1,5,10 классы), а также в 7 классе (переход от младшего подростка (5-5 классы) к подростковому возрасту (7-9 классы). Главная цель – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Оценивается не работа в целом, а определяется уровень выполнения группы заданий на определенные умения. Используется исключительно критериальная шкала оценивания. В КИМах используется как знакомый, так и новый для учащихся учебный материал. Процедура предполагает право выбора учащимися заданий для их выполнения. Результаты работы необходимы для проектирования «зоны ближайшего развития учащихся». Проводится в рамках региональных мониторинговых исследований.

Инструментарий для диагностики готовности к обучению на следующей ступени образования («прогностический тест») основы ключевых грамотностей естественно-научная грамотность Математическая грамотность Языковая грамотность 5 класс математическая грамотность естественно-научная грамотность языковая грамотность ключевые грамотности 7 класс ключевые компетентности математическая грамотность языковая грамотность предпрофессиональный тест 10 класс

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Тест успешности (прогресса)» - оценочная процедура (ретроспективная оценка), которая проводится по итогам учебного года и относится к промежуточной аттестации школьников. Основная цель процедуры – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в предметных образовательных результатах. КИМы носят уровневый характер. Оценивание учащихся производится отдельно по каждому из трех уровней освоения предметных способов/средств действий (1 уровень – формальный (репродуктивный); 2 уровень – рефлексивный; 3 уровень – функциональный). На основе полученных данных строятся индивидуальные профили учащихся, а также класса, школы в целом. Главное в такой процедуре – сравнение (дельта) с прошлыми результатами подобной работы. КИМы разрабатываются под ключевые (ядерные) понятия курса (предмета). Данная оценочная процедура проводится на уровне образовательного учреждения силами администрации (школьной лаборатории оценки качества образования).

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Диагностический тест» «Диагностический тест» – оценочная процедура (рефлексивная оценка), которая проводится в ходе изучения того или иного учебного предмета и напрямую связана с формирующим оцениванием в классе. Цель подобных процедур – проведение «точечной» диагностики освоения основных предметных и метапредметных способов/средств действий учащимися для организации адресной коррекционной индивидуально- групповой работы. КИМы носят операциональный характер. Для оценки результатов подобных текстов может использоваться только бинарная шкала оценивания. Данная оценочная процедура используется исключительно учителями и учащимися ОУ.

Формирующее оценивание - оценивание для обучения («диагностический тест») Инструмент – диагностические задания (функции: диагностика и коррекция) Требования: уровневый характер; операциональный характер; сквозной характер

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Экспертная оценка образовательного события» - оценочная процедура (экспертная оценка), которая проводится за пределами класса, урока и носит, как правило, межвозрастной и межпредметный характер. Примером таких событий можно назвать проектные, исследовательские и художественно-творческие задачи, которые решаются на протяжении продолжительного времени в малой группе. Главная цель такой процедуры – оценить формирование у учащихся тех метапредметных и личностных образовательных результатов, которые не в полной мере могут быть оценены с помощью измерений. Оценка производится экспертами с помощью встроенного наблюдения. Оценочная процедура может использоваться как образовательным учреждением самостоятельно, так и может быть использована при аккредитации ОУ, а также в государственной итоговой аттестации 9,11 класса.

Экспертная оценка образовательного события Образовательное событие: 1) инициируется группой людей, которые сами формулируют тему для предельного разбора и переосмысления, неоднозначную и значимую; 2) готовят свои со-общения размышления о том, почему эта тема столь актуальна здесь и сейчас и что она значит персонально для выступающего (принцип говорения от себя и про себя); 3) На событие приглашаются те люди, с которыми важно было бы обсуждать заявленную тему (это могут быть эксперты или люди с противоположной позицией), задаются условия участия, открытость пространства, правила коммуникации, регламент; 4) Разрабатываются форматы групповой работы, и таким образом организуется дискуссионная площадка, клуб или публичный разговор (формат предлагается создателями), на котором обсуждается заявленная тема; 5) В результате такого события что-то случается с ребенком, т.е. он меняется, «выходит» другим. Ключевое слово здесь «самоизменение». 6) Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. 7) Событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию.

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Оценка внеучебных достижений» – оценочная процедура (публичная оценка), которая может проводиться, как минимум, в двух формах: портфолио и публичное представление своих достижений (соревнование, спектакль, конференция, выставка и т.п.). Основная цель этой процедуры – сделать внеучебные достижения школьников такими же значимыми для всех, как и учебные достижения. Предлагаемые формы этой оцееночной процедуры позволят каждому учащемуся продемонстрировать то, что он сам считает достойным публичной оценки. Такая оценочная процедура позволяет «уравнять» в сознании школьника значимость его учебных и внеучебных достижений. На этапе 9,11 класса в перспективе данная оценочная процедура может стать обязательной и включенной в государственную итоговую аттестацию.

Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Мониторинговые исследования» – оценочная процедура, которая связана с наблюдением за состоянием образования (результатов, процесса, условий) по определенным постоянно действующим параметрам в определенное время. Основная цель данной процедуры – оценивать текущее состояние системы образования (ее отдельных элементов) для определения последующих шагов по коррекции тех или иных составных частей системы образования. В мониторинговых исследованиях персонально ученик не оценивается. Оценивание происходит пор специально разработанным критериям и параметрам. Полученные результаты обязательно сравниваются с предыдущими подобными замерами и на основе делаются определенные выводы и рекомендации по состоянию исследуемого объекта. Данная оценочная процедура может проводиться на любом уровне управления образованием. Никаких последствий для участников исследования не должно быть.

Контроль качества образования обязательная нормативная процедура, которая определяет соответствие утвержденной образовательной организацией ООП ступени практике ее реализации.

Оценка качества образования - - совокупность оценочных процедур (внутренних и внешних) таких образовательных результатов, которые обеспечивают возможность успешной социализации школьников характеристики: успешность, мобильность и социализация ученика, «цена» образования

Основные направления развития системы оценки качества Федеральный уровень (ГИА, ЕГЭ, мониторинги, олимпиады ) Федеральный уровень (ГИА, ЕГЭ, мониторинги, олимпиады ) Региональный уровень (аккредитация, аттестация учителей, внешняя оценка, мониторинги) Региональный уровень (аккредитация, аттестация учителей, внешняя оценка, мониторинги) Муниципальный уровень Школьный уровень сейчас, год Управление развитием СОКО через: -КИМы и оценочные процедуры для учащихся нового поколения; -изменение подходов к аттестации педагогов; -финансовые механизмы; -увеличения открытости, прозрачности оценочных процедур благодаря информатизации

2 вопрос Мартовский мониторинг: замысел, реализация и результат

Эпиграф «Смысл тестирования не понятен. Современные 4-5-классники такими умениями не обладают (если им не подскажет учитель), да и учащиеся, занимающиеся по новым ФГОСам вряд ли будут уметь. Читать диаграммы, составлять инструкции, формулировать гипотезы и т.п. возможно только при наличии данного блока заданий в учебном курсе. На одном-двух заданиях не научишь. Данный процесс должен идти системно, возможно в рамках какого-то интегрированного курса». (Голос народа)

2.1.Обоснование необходимости данного мониторинга ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2004) Познавательная деятельность Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией) Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; Объединение предметов по общему признаку Проведение простейших измерений разными способами. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. Речевая деятельность и работа с информацией Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа). Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде, с помощью диаграмм и графиков. Организация деятельности Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»). Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Закономерный вопрос: почему существующие с 2004 года так называемые теперь «метапредметные результаты», не нашли своего места ни в начальной, ни в основной школах? Почему мы до сих пор их боимся и не формируем их у наших детей?

Что лежало в основе мартовского мониторинга: какая идеология? Зачем он?

…Надо учиться на ошибках начальной школы ФГОС НОО был запущен без описаний образовательных результатов, без новых контрольно-измерительных материалов, без методик по способам и формам современной системы оценки, без существенных изменений в организации ОП (учебного плана и расписания учебных занятий). 72 (144) часа на всю систему повышения квалификации учителя НШ: деятельностный подход, система оценивания, ИКТ-компетентность, современные педагогические технологии, внеурочная деятельность и т.п. Поэтому: годы до введения в массовую практику ФГОС ООО необходимо: 1) Разобраться с образовательными результатами (описать их) для ОШ; 2) Дать в руки педагогам другие КИМы и другие оценочные процедуры; 3) Вооружить педагогов методикой формирующего оценивания (акцент сделать на построении школьной системы оценки качества образования); 4) Перестроить образовательный процесс в сторону его индивидуализации

…нужно было обозначить реальный «старт» Кто такие современные 4-5-классники? Что они могут, каковы их возможности? С какими реальными результатами они переходят на следующую ступень образования? Почему происходит резкий спад в обучении именно в 5-6-х классах? Именно на ответы этих вопросов и был направлен «мартовский мониторинг». Мы хотели зафиксировать то, что есть сейчас, чтобы через два года, когда будут младшие школьники переступать порог основной школы, имея за спиной результаты ФГОС НОО, вновь провести подобный мониторинг в 5-х классах, и провести еще один «срез» у нынешних четвероклассников, которые к тому времени перейдут в 7 класс.

…необходимо было апробировать этот инструмент, оценочную процедуру и электронную среду мониторинга К сожалению, проект устроен так, что на клиническую апробацию времени не было и поэтому мы вынуждены были совместить клиническую с широкой апробацией самой процедуры и инструмента. Именно поэтому проведение и проверка работ и была отдана школе, чтобы школа сама могла нам сказать, что в предложенной процедуре сработала, а что нет. Какие задания некорректны, ошибочны и от них надо отказаться, заменить. Отладить электронную среду. Итог: к сентябрю 2013 года и контрольно-измерительные инструменты, и оценочная процедура и электронная среда должны быть готовы к полноценному запуску «прогностического теста – теста готовности» в массовую практику. В добровольном порядке предлагаем принять участие в повторном мониторинге на второй-третьей неделе сентября 2013 года с использованием электронной среды данного мониторинга.

Зачем этот мониторинг учителю, администрации школы? 1.Познакомиться с одним из вариантов новых контрольно- измерительных материалов («прогностический тест»); 2.Апробировать новую оценочную процедуру в рамках системы оценки качества образования. 3.Установить «старт» за два года до массового введения ФГОС основного общего образования с целью проведения повторного мониторинга в 2015 году (оценить возможности Стандартов начального образования) 4.Рассмотреть возможный формат описания образовательных результатов с учетом требований ФГОС. 5.Определить план действий ОУ, педагогов по проектированию ООП с учетом полученных результатов мониторинга

Зачем экспертам подобные общественные слушания? 1.Получить обратную связь: как профессиональное сообщество воспринимает новые инструменты и оценочные процедуры (отражают ли эти материалы потребности учительства). 2. Дать профессиональную экспертную оценку отдельным заданиям с целью их коррекции или исключения из пакета материалов. 3.Определить, какие сопутствующие материалы необходимы дополнительно школам для того, чтобы этот инструмент запустить в массовую практику. 4. Обозначить пути дальнейшей доработки инструментов, разработки рекомендаций по изменению содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

«Зачем мне лично нужны проверочные работы, которые я написал в этом месяце?» (рефлексивное сочинение одной из московских школ после проведения мартовского мониторинга) Комментарий к сочинению. В своем сочинении постарайся отразить следующие моменты: принесли ли эти работы пользу для тебя? Как часто такие работы следовало бы проводить в году? Какие задания тебе запомнились и почему? Зачем, по твоему мнению, к каждому заданию было оставлено место для вопросов и комментариев? Доволен ли ты результатами своих работ? Вызывает ли у тебя такие работы тревожность, если да, то почему? И другие моменты на свое усмотрение.

Работы 5 класса «Я думаю, что эти работы полезны. Полезны они тем, что ученик может проверить себя, может он это или нет. Узнать свои умения. Эти работы достаточно писать один раз в год. Запомнились, конечно, самые интересные задания. Место для комментариев необходимо было для того, чтобы если мы не можем выполнить задание, здесь можно было написать почему. Я довольна выполнением своей работы, потому что у меня был хоть и не самый лучший результат, но все равно высокий. Тревожность никакую эти работы не вызывают. Работы интересные, мне они нравятся!» Полина М. «Вы знаете, я писала работу по математике. Мне кажется, что такие работы полезны и проводятся для того, чтобы узнать уровень знаний, как учителю, так и ученику. Узнать, в чем трудности учеников. Ученикам из этой работы можно извлечь информацию о том, как хорошо они знают тот или иной предмет. Такие работы, я думаю, можно проводить 2 раза: в первом и во втором полугодии. Мне запомнилось задание 7, которое никто не решил. Оно, по моему мнению, было самым сложным. Место «Комментарии и вопросы» для того, чтобы ученик сам осознавал, почему же он не может выполнить задание. Учителям, опять же, понять, в чем трудности учеников. Лично я, довольна выполнением работ. Тревожность? Что за тревожность может вызвать эта работа? Это не итоговая, и не проверочная! Это просто на просто проверка своих же знаний. Спасибо» Настя Ч.

Работы 5 класса «Для меня лично подобные работы приносят пользу, потому что узнаешь, насколько знаешь предмет. Кроме этого, я думаю, что такие работы надо проводить по всем предметам. Подобные работы надо проводить 2 раза в год, потому что, если напишешь работу плохо в первый раз, то во второй раз можно учесть свои ошибки. Мне запомнились исследовательские задания, потому что мне нравятся их делать. К каждому заданию было оставлено поле «Вопросы и комментарии», потому что ученик должен выразить собственное мнение. Я вполне довольна своим результатом, потому что даже, если бы у меня было бы меньше баллов, то я бы тоже была рада, потому что я узнаю свои ошибки и в следующий раз попытаюсь их не повторять. Подобные работы не вызывают у меня тревожность, потому что это результат моих знаний, которые я получила на данный момент» Настя Т. «Я думаю, что такие работы приносят пользу потому что, если ты вложишь в них все, что ты знаешь и можешь, то учителя смогут понять на что ты способен (и сама ты можешь это понять). Такие работы, мне кажется, нужно проводить каждый месяц. Задание запомнилось то, в котором было большое затруднение. Это задание, где надо было отредактировать текст. Для комментариев место было оставлено, чтобы, если что-то непонятно и эти задания будут давать на следующий год, то сделать их более понятными. Я не очень довольна выполнением этих работ. Я многого не знаю (это мне показали эти работы). Тревожность они вызывают большую, потому что мне хочется написать лучше, а я пока не могу. Эта работа очень важна мне, мне ее нужно выполнять, мне она необходима». Наташа К.

Работы 4 класса «Я считаю, что такие работы полезны, потому что с помощью таких диагностик можно узнать срез своих знаний, проанализировать и понять свои ошибки, исправить их в дальнейшем. Я думаю, что такие работы надо проводить не сейчас, а в начале первого полугодия и в конце второго. Мне понравилось задание о двух точках зрения ученых. Место для комментариев дано для того, чтобы учитель понял, что у меня не получается. Я недовольна выполнением этих работ, потому что я для себя считаю, что я написала плохо. У меня такие работы не вызывают никакой тревожности». Лиза В. «Я бы хотел, чтобы такие работы у нас проводились каждый сезон, кроме лета. Работы мне понравились, потому что они интересные и хитрые задачи. Лучше даже олимпиадных заданий. Только надо делать таких задач больше и не ограничивать нас. Больше всего мне понравилось задание про пословицу «Что посеешь, то и пожнешь». Оказывается эта пословица не всегда права!» Федор П

Основные особенности «прогностического теста» («тест готовности», тест «на вход») Цель – определение готовности обучающихся для получения образования на следующей ступени. Что значит «готов» к обучению? -освоение культурных предметных способов/средств действия; -владение основами учебной, информационной и коммуникативной грамотностей. Отсюда: три предметные проверочные работы (русский, математика и окружающий мир) и одна метапредметная проверочная работа. Работа носит вариативный характер, учащиеся имеют право выбора как учебного предмета, так и кол-во заданий, которые они хотят и могут выполнить, а также их уровень (базовый или повышенный), имеют право сформулировать вопросы, оставить свои комментарии около тех заданий, в которых возникли трудности, сомнения. В работе присутствуют задания двух типов: актуального уровня (на изученный в начальной школе материал) и «зону ближайшего развития» (на новый материал) Работа проводится на второй-третьей недели сентября пятого класса. Учащиеся не оцениваются общим баллом. Оцениваются блоки заданий, направленных на сформированность тех или иных знаний и умений, а также особо уделяется внимание экспертной оценки вопросов и комментариев, а также оценки выбора заданий и предметов.

Комплексная метапредметная проверочная работа 1.Выделены ключевые умения, необходимые для «старта» в основной школе: Основы информационной грамотности: -умение работать с инструкцией, по инструкции, составлять инструкцию; -умение работать со знаково-символическими средствами (моделями); -умение работать с таблицами, графиками и диаграммами; -Умение выдвигать гипотезы и находить им доказательства. Основы коммуникативной грамотности: -позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение и обоснование собственной точки зрения): -оценка других письменных текстов (отзыв); -создание краткого текста для выступления на заданную тему (презентация) Основы учебной грамотности: -умение учиться: рефлексивные умения (определять границу знания/незнания); -умение учиться: поисковые умения (поиск необходимой информации); -контрольно-оценочные действия учащихся; -сравнение, классификация, анализ и обобщение данных

«Перевод» метапредметных образовательных результатов на «деятельностный» язык На начало 5 класса показательными могут быть следующие действия учащихся: -не боятся новых учебных задач; -готовы выдвигать несколько версий по решению учебных задач; -могут аргументировать свои версии и действия; -умеют работать с моделями, могут переходить от одних модельных средств к другим (могут строить, читать, придумывать модели); -содержательно реагируют на ошибки, могут находить их у себя и у других; -умеют работать «по мысли, а не по личности», работая в паре, группе; -могут видеть за частностью общие принципы; -нет потребности в конкуренции, есть содержательная кооперация; -нормально реагируют включение в работу группы взрослого; -при решении учебных задач могут включаться в общение друг с другом без взрослого, демонстрируя содержательное общение; -не скучно работать весь урок над решением одной и той же задачи; -спокойно реагирует на не решаемую задачу; -не замечают звонка с урока; -могут сами придумывать задания для себя, строить алгоритмы действий; -Могут производить самооценку действий, планировать дальнейшие шаги (составлять контрольно-оценочный лист по итогам проверочной работы)

Соотношение учебных предметов и видов метапредметных результатов в комплексной проверочной работе Учебные предметы% от общего числа заданий Виды результатов% от общего числа заданий Математика50Учебная грамотность 50 Окружающий мир30Информационная грамотность 40 Русский язык20Коммуникативная грамотность 10

Количество участников мониторинга (март 2013) (классов)

Средние показатели по РФ (математика, отдельные умения) 1.Сравнение величин 2.Действия в соответствии с текстом 3.Выявление закономерности 4.Работа с моделями 5.Измерение площади фигуры 6.Использование новой информации. 7.Решение задач на равномерные процессы

Средние показатели по РФ (русский язык, отдельные умения) 1.Способы проверки изученных орфограмм 2. Определение типов орфограмм 3. Анализ смысловых и грамматических отношений между словами в предложении 4.Редактирование текстов 5. Определение частей речи 6. Грамматические признаки слов 7. Конструирование текста

Средние показатели по РФ (окружающий мир, отдельные умения) 1.Понимание метода экспериментирования 2. Работа с научно-популярным текстом 3. Работа со схемами 4. Письменный текст, рассуждения 5. Восстановление последовательности событий 6. Использование графиков, диаграмм 7. Моделирование

Средние показатели по РФ (метапредметные результаты, отдельные умения)

Средние показатели по РФ и Псковской области

Что надо делать на уровне ОУ? КИМы определяют стратегию развития образования: содержания, способы и формы работы учителя» Кто владеет КИМами, тот владеет образовательным миром» Для педагогов: -описание образовательных результатов; -типология заданий -образцы заданий в соотвествии с типологией Итог: через год кардинально изменится работа учителей а пока Стандарта и не видно…

Возможные типы заданий для оценки основ учебной грамотности 1) Задания с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный; б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать их причины; 2) Задания, в которых учащийся должен самостоятельно выдвинуть критерии и оценить свою работу по этим критериям; 3) Задания с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценивать правильность выполнения задания по этим критериям; 4) Дано нескольких заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на выявление границы применимости того или иного способа действия); 5) Дано задание и небольшой «справочник» (текст, не входящий непосредственно в задание, возможно, избыточный). При решении учащийся должен использовать справочник.(Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог); 6) Дано набор задач, одни из которых решить можно, а другие решить невозможно, так как не хватает каких-либо данных. Учащимся необходимо найти такие задачи и сформулировать запрос на недостающие данные; 7) Дано задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек с дополнительными заданиями (без решений). Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.

Возможные типы заданий для оценки основ информационной грамотности Для информационной грамотности используются различные прежде всего тексты, различающемся по формату (сплошные, несплошные, смешанные и составные) и по описанию (повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры) Для разработки заданий использовали три основных действия: найти и извлечь (сообщение или информацию), интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать, осмыслить и оценить (сообщение). 1) найти несколько единиц информации, не сообщенной в явном виде и отвечающей нескольким критериям. Соединять вербальную и графическую информацию 2) Определить основную мысль текста, понять отношения отдельных сообщений текста, построить или применить простые понятия, истолковать значение небольшой части текста. Искомая информация не выделена в тексте специально, но для ее понимания требуются простые мыслительные операции

Возможные типы заданий для оценки основ информационной грамотности 3) Использование для заданий составных текстов ( письменный текст, таблица, график или диаграмма) в каждом из фрагмента текста сосредоточена часть информации. Для того, что бы выполнить задание необходимо сопоставить данную информацию; 4) Точное выполнение инструкции для решения задачи или перевод текста-повествования в текст-инструкцию; 5) Использование моделей (схем, чертежей, формул) для решения задачи или перевод задачи с одного языка моделирования на другой; 6) Извлечение из текста этапов эксперимента: гипотезы, способов ее проверки, формулировки выводов. Нахождение ошибок в проведении эксперимента; 7) Установление причинно-следственных связей между единицами информации текста, заданного в разной форме (таблица, график, диаграмма) при условии, что в тексте есть противоречия

Какой шаг в развитии должны сделать дети при переходе из начальной школы в основную? 4-6 классы : должен произойти качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования (Г.А.Цукерман). «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А.Леонтьев)

Возможные типы заданий для оценки основ коммуникативной грамотности Не все аспекты коммуникативной грамотности можно оценить с помощью измерителей, но все же… 1) Задание на позиционность: в тексте высказано одна-две, три точки зрения. Необходимо отнестись к этим точкам зрения или одну из них поддержать, выдвинув свои аргументы в поддержку той или иной точки зрения, либо не согласиться ни с одной и обосновать свою точку зрения (письменная дискуссия); 2) Задание на отношение к другому тексту (письменный от отзыв, рецензия); 3) Задание на совпадение и расхождение позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей в ходе решения конкретно-практической задачи; 4) Задание для публичного выступления на заданную тему (краткий текст)

1 вопрос: в чем особенность предметной стартовой диагностики?

Ирэн Аргинская; Елена Вороницына Математика, итоговая работа 4 класс 1.Реши задачу. Самолет пролетел в км. 4 часа он летел со скоростью 920 км/ч, а остальной путь со скоростью 970 км/ч. Сколько часов самолет был в пути? 2.Укажи порядок выполнения действий и найди значение выражения. 38. (9045 : 27 – 8472 : 353) 3.Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства. 37 ч 25 мин =... мин 438 ц =... т... ц дм 2 =... м 2... дм 2 3 м... дм 7 см = см 4.Реши уравнение, содержащее три действия. Выполни его проверку. 6. p – ( ) = : n = 219 (537 – ). t = Площадь прямоугольного треугольника равна 16 см 2. Подбери длины сторон, образующих прямой угол. Постарайся найти несколько решений

1.Выполни действие. Запиши ответ = 2. Выполни действие. Запиши ответ = 3. Впиши пропущенные числа. 7, 8,9, … 11, …., ….., Ручка стоит девять рублей, а карандаш на два рубля дешевле. Сколько стоит карандаш? Варианты ответов: 2, 5, 7, 9 5.Рассмотри рисунок. На сколько штук больше яблок, чем лимонов? 1 этап – трехуровневые задачи (индивидуальный прогресс) – учебно- предметные компетентности 2 этап – математические задачи для оценки метапредметных образовательных результатов 3 этап – двухуровневые математические Задачи (на выбор) на оценку предметных образовательных результатов 4 этап – проектная математическая задача на оценку метапредметных образовательных результатов Вариант одной группы разработчиков Вариант другой группы разработчиков (РО) 1-10 – базовый уровень (для всех)

6.Найди все четырёхугольники. Отметь их 7. Мише надо пройти к дому. По какой дороге ему надо пойти, чтобы сосна была справа, а песочница – слева? Отметь. 8.У Миши солдатики. В какую коробку он может их сложить, если в каждую ячейку можно положить только одного солдатика и все ячейки должны быть заняты? Отметь коробку. 9.Выбери число, которое на 4 больше, чем 9. Отметь : 5,9,13, Какие детали воздушного змея имеют форму треугольника? Отметь их 11.Вася наловил рыбы для кошки. Рыб больше 11, но меньше 14. Сколько рыб мог поймать Вася? 12. Гена сложил несколько одинаковых чисел и получил в ответе 8. Какие числа сложил Гена? 13. Ребята играли на компьютере. В каждой игре побеждает тот, кто заработает больше очков. В таблице указано, сколько очков заработал каждый игрок. 1)Сколько очков заработали мальчики в игре «Цирк»? 2)Кто победил в игре «Космос»? 3)На сколько очков больше заработали девочки в игре «Цирк», чем мальчики? 14. К обеду бабушка сорвала 4 морковки, помидор, 2 яблока и 3 огурца. Сколько штук овощей сорвала бабушка? – задания повышенной сложности (для желающих)

Требования к предметным результатам Предметные образовательные результаты: 1. Должны быть описаны как совокупность культурных предметных способов/средств действий (понятий)Должны быть описаны как совокупность культурных предметных способов/средств действий (понятий) 2.Иметь уровневый характерИметь уровневый характер 3.Иметь операциональный характерИметь операциональный характер

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Содержательная областьСредства анализа и построения языковых конструкций (понятия, представления) Действия с языковым материалом Слово, его значение, звучание и написание отношение «форма - значение» модели словообразования и словоизменения несимметричность формы и значения (омонимия, многозначность, синонимия) родо-видовые отношения отношение «часть –целое» отношение противоположности (антонимия ) членение слова на значимые части (морфемы) определение значения слова по морфемному составу и по контексту сравнение языковых единиц по форме и по значению (лексическому и грамматическому) распознавание частей речи «сворачивание» толкования в слово, «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели объяснение значения слова: при помощи однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию построение простой классификации объединение слов в тематические группы построение упорядоченного списка построение синонимических рядов и антонимических пар отношение «звук-буква» принципы русского письма (фонематический, морфологический) звуковая модель слова построение рядов слов и словоформ с чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова) определение «ошибкоопасного места», (места орфограммы в слове)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Высказывание и его оформление в письменной речи связь (смысловая и грамматическая: сочинение, подчинение, координация) коммуникативная ситуация речевой жанр установление и выражение отношений зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания членение речи на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения) преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание определение цели высказывания и построение высказывания в соответствии с разными целями преобразование высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п. модель предложения отношения однородности/ неоднородности пунктуационное оформление предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения) пунктуационное оформление предложения, содержащего однородные члены

Ключевые культурные предметные способы действия и средств (литературное чтение) Содержательная областьСредства анализа и понимания художественного текста (понятия, представления) Читательские действия Эпические произведения отношение автора (рассказчика)выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом) жанропределение (узнавание) жанра произведения, «запускающего» определенную читательскую стратегию эмоциональный тон текставыявление эмоционального тона текста и обоснование своего понимания герой: внешние проявления (портрет, поступки, действия, речь), значимые для понимания внутреннего мира внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения) эмоциональное состояние, настроение извлечение (выделение) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними и их интерпретация (толкование) сюжет: последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мир героя художественные детали: пейзаж, интерьер, название и др. нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика) языковые средства выразительностивыявление и интерпретация (толкование) языковых средств художественной выразительности, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (литературное чтение) Лирические произведения предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) нахождение по художественным деталям и др. выразительным средствам предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) ведущий эмоциональный тонвыявление основного эмоционального тона текста и обоснование своего понимания художественные деталивыделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения языковые средства выразительности выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (математика) Содержательная областьСредства математического действия (понятия, представления) Математические действия Числа и вычисления последовательность натуральных чисел числовая прямая позиционный принцип (многозначные числа) свойства арифметических действий порядок действий нумерация представление чисел на числовой прямой сравнение многозначных чисел выполнение арифметических действий с многозначными числами определение порядка действий в выражении. прикидка Измерение величин отношение между числом, величиной и единицей отношение «целого и частей» формула площади прямоугольника прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) косвенное измерение (вычисление по формулам)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (окружающий мир) Содержательная область Средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений Действия с природными объектами Материальный объект как система признаков и свойств схема наблюдения объекта ряд (порядковая шкала) простые измерительные приборы и порядковые измерительные шкалы (весы, часы, линейка, курвиметр, термометр, шкала Бофорта, Мооса и пр.) классификация (простая, иерархическая), таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма выявление наблюдаемых признаков объекта сравнение объектов по выраженности признака (свойства) оценка выраженности свойства (признака) с помощью шкалы измерительного прибора прямые и косвенные измерения характеристик объектов и процессов (измерение величин и оценка условно измеряемых характеристик с помощью простых приборов и шкал-измерителей) деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям) отнесение объекта к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям) определение численности группы объектов сравнение групп по численности

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (окружающий мир) Пространственные отношения между объектами схема маршрута картосхема (вид объекта или местности сверху, условные обозначения, изолинии, масштаб) система направлений (стороны горизонта) схематический разрез объекта ориентировка в пространстве (определение направления движения) определение пути с помощью схемы маршрута определение размеров объекта по его изображению и указанию масштаба визуализация рельефа местности по изолиниям картосхемы визуализация формы объемного тела по его видам (сбоку, сверху) определение расстояния между объектами по картосхеме представление деталей внутреннего строения объекта по его разрезам Процессы и их условия схема процесса (изменения состояний объекта под действием условий) схема эксперимента (контрольный и экспериментальный объекты, условия процесса, предполагаемый результат опыта) установление временных отношений между событиями определение и сравнение длительностей временных промежутков установление взаимной временной и причинной связности наблюдаемых процессов, реконструкция прошлого состояния объекта и предсказание будущих изменений на этой основе планирование проверки гипотезы об условиях

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ) РЕФЛЕКСИВНЫЙ УРОВЕНЬ (ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ) РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (ДЕЙСТВИЯ ПО ОБРАЗЦУ) ПРОЙДЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИАГНОСТИКА МЕРЫ ПРИСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДСТВ/СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ» ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТА Уровни учебных способов действий

Результаты диагностики РЕШАЕМОСТЬ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ Предметность тестирования Уровень 123 Математика70,849,625,4 Естествознание44,726,319,7 Русский язык68,647,421,1 Чтение художественного текста73,544,524,7 Чтение информационного текста35,927,014,4 УСРЕДНЕННЫЕ ПРОФИЛИ УСПЕШНОСТИ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ

При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах. Пример по естествознанию (1-ый уровень) уровень воды

Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения. oБоря - около своего блюдца включил вентилятор. oВера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха. oГаля - поставила свое блюдце на сквозняке. Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО Пример по естествознанию (2-ой уровень)

Особенности предметных проверочных работ в «тесте готовности» 1.Положенные в основу проводившегося мониторинга проверочные работы в большей степени рассчитана не на проверку формальных знаний учащихся за курс начальной школы, а на оценку их предметной компетентности, умения видеть границу собственных знаний и, тем самым, формирование у них соответствующей учебной мотивации. 2. Типы заданий: первый тип ­соответствует материалу, изученному в начальной школе. Эти задания дают дополнительный материал для организации коррекционной работы. и эти задания, соответствующие зоне актуального развития, являются тем фоном, на котором могут быть выявлены границы, которые необходимо преодолеть для решения новых задач (зона ближайшего развития). Второй тип заданий – задания на «разрыв», назначение которых показать перспективы дальнейшего изучения математики в 5-6 классе. Такие задания строятся за счет кажущегося, на первый взгляд, незначительным видоизменения заданий первого. Третий тип - задания, не имеющие непосредственного отношения к основному содержанию курса математики, но важные с точки зрения формирования и оценки учебной грамотности (задания, предполагающие активную работу с текстом, задания на выявление и анализ закономерностей и т.п.).

Первый тип заданий Задание 5. Петя и Сережа измеряли площадь и периметр квадрата со стороной 3м. У Пети получилось, что площадь квадрата равна 9 м 2, а периметр равен 12 м, из чего он сделал вывод, что периметр этого квадрата больше его площади. Сережа возразил Пете: «Я перевел метры в дециметры. Длина стороны квадрата равна 30 дм. Его площадь равна 900 дм 2, а периметр 120 дм. Значит, площадь больше периметра». А как считаешь ты? Изложи свою точку зрения так, чтобы убедить и Петю, и Сережу в своей правоте. Задание рассчитано на проверку понимания, что сравнивать можно только величины одного рода, и умения аргументировать свою точку зрения

Первый тип заданий Задание 7. Реши на выбор одну из задач. Объясни свой выбор. 1) 100 учебников математики для пятого класса стóят 4600 руб. Сколько нужно потратить на покупку учебников математики для 5 "Ы" класса, если в нём 23 ученика? 2) В киоске было 100 книг общей стоимостью 4600 руб. Для библиотеки купили 23 книги. Сколько потратили на покупку? Комментарий к заданию Задание проверяет умение анализировать и решать текстовые задачи – одно из базовых умений, формируемых в курсах математических дисциплин на протяжении всего периода обучения. Более конкретно, проверяются следующие умения: 1) различать тексты, описывающие равномерные процессы, и тексты, не дающие оснований считать описываемый процесс равномерным; 2) решать задачи на равномерные процессы

Первый тип заданий Задание 10. Какой самый большой результат может получиться, если в сумме двух трехзначных чисел А5В + ВС3 буквы заменить цифрами? (Разные буквы заменяются разными цифрами.) Комментарий к заданию Задание проверяет понимание позиционного принципа строения многозначного числа, которое будет необходимо в 5-6 классах при изучении позиционных (десятичных) дробей. Ошибочное решение говорит либо о непонимании разрядного состава многозначного числа, либо о неумении организовать целенаправленный поиск (возможно, путем проб) числа, удовлетворяющего заданному условию

Второй тип заданий Задание 2. Для того чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда необходимо выполнять деление этих чисел. Например, известно, что если сумма цифр некоторого числа делится на 3, то и само число делится на 3; если же сумма цифр не делится на 3, то и само число не делится на 3. Это свойство получило название «признак делимости на 3». Существуют и другие признаки делимости. Какую цифру нужно подставить вместо звездочки, чтобы число 3124*501 делилось на 3 и было как можно больше? Комментарий к заданию Задание рассчитано на использование незнакомой информации, содержащейся в тексте, и по существу, показывает учащимся перспективу дальнейшего изучения математики в 5 классе (одной из тем 5 класса являются признаки делимости). Кроме того, важным моментом является необходимость удержания сразу двух условий: число, получаемое в результате подстановки найденной цифры, должно делиться на 3 и быть наибольшим из возможных. Если в результате выполнения задания получено число, не делящееся на 3, это говорит о непонимании учащимся новой информации. Если же получившееся число делится на 3, но не является наибольшим в данных условиях (отличается от ), можно заключить, что у учащегося имеются проблемы с удержанием одновременно нескольких требований в условии задачи.

Третий тип заданий Задание 3. Из квадратов, кругов и треугольников составляют ряд по определенному правилу. На рисунке показано начало этого ряда. Нарисуй 3 фигуры этого ряда, начиная с 50-й. Комментарий к заданию Задание проверяет умение выявлять закономерность в последовательности фигур и находить требуемый фрагмент этой последовательности. Задание не связано непосредственно с программным материалом, но не требует для решения каких-то дополнительных знаний. Представляется, что задания такого типа, связанные с поиском и анализом закономерностей играют существенную роль в формировании абстрактного мышления. Ошибка в решении говорит либо о неумении находить закономерность в фрагменте последовательности, либо, что более вероятно, о затруднении в исследовании последовательности на основании найденной закономерности. Наряду с решением, построенным на тщательном анализе установленной закономерности, возможно (хотя и менее интересно) решение «в лоб» путем непосредственного «выписывания» всех членов последовательности вплоть до искомых.

Особенности предметных проверочных работ 3. Выбор задний учащимися для их решения (8 из 10). Главная цель оценить, какова корреляция между выбором заданий и их решаемостью, иными словами, насколько осознанным является выбор. (Пример, на 86 учащихся Москвы: получено значение коэффициента корреляции 0,39, которое следует признать значимым (пороговые значения для уровней значимости 5% и 1% составляют 0,25 и 0,36 соответственно). 4. «Вопросы и комментарии» к предложенным заданиям позволяют также оценить, насколько осознанно учащиеся подходят к выбору заданий, видят ли они границу собственных знаний, в состоянии ли сформулировать, чего именно им не хватает для решения задачи. (Например, на 86 учащихся 51 «вопрос, комментарий (59% учащихся) из них 35 содержательных вопросов и комментариев- 68%)

Пример нового задания, которое было включено вместо задания 6 по итогам апробации Задание 6. На рисунке показана ломаная линия и точки А и В. Сколько раз прямая АВ пересекает ломаную? А В Комментарий к заданию Задание проверяет владение простейшей геометрической терминологией и символикой, понимание различия таких фигур, как прямая и отрезок. Понимание таких геометрических абстракций, как бесконечность прямой, чрезвычайно важно в последующем при изучении систематического курса геометрии.