Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких детей с особенностями раннего развития Безруких М.М. д.б.н., профессор, академик РАО, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких детей с особенностями раннего развития Безруких М.М. д.б.н., профессор, академик РАО, директор.
Advertisements

Дети с особенностями развития (старые проблемы «новой» школы) М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, Директор Института возрастной физиологии г.
Дети с особенностями развития (старые проблемы «новой» школы) М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, Директор Института возрастной физиологии г.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор,
Дислексия – одна из причин школьных трудностей. Диагностика и комплексная помощь. Центр развития межличностных коммуникаций ( г.) Татьяна Андреевна.
Здоровье и развитие детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Здоровье детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО.
8 класс 1960 года Классный рук-ль: Пикалёва В.Г..
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ) МОУ «ЦПМСС» учитель-логопед О.Н. Полынская.
Зачем нужен логопед в детском саду?. Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Общешкольное родительское собрание (круглый стол) г.
Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии.
Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНЛАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ Безруких М.М. Институт.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗПР. Выполнила учитель-дефектолог МБДОУ 22 г. Королев Лобанова М.Н.
Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября.
Электронное методобъединение психологов. Адаптация леворуких детей в школе.
Транксрипт:

Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких детей с особенностями раннего развития Безруких М.М. д.б.н., профессор, академик РАО, директор ИВФ РАО Верба А.С. к.б.н., н.с. ИВФ РАО

Современные представления о генезе леворукости моделиавторы, годы Генетические модели (sinistrality) Двирский, 1976; Слотвинский, Сысойкин, 1987; Levy, 1974; Gordon, 1983; Levy, Nagylaki, 1972; Annet, 1972; McManus, 1985; Bryden, 1995 Патологические модели (pathological) различные повреждения (дисфункции) мозга, химические и генетические нарушения мозга Geschwind et. al., 1982; Geschwind 1987; Satz et. al., 1985; Bradshow-McAnulty et.al., 1984; Corballis, Morgan, 1978; Чуприков, 1985, 1987; Капустин, 1924; Bakan, 1971, 1977; Москвин, Котилевский, 1987; Smart et. al., 1980; Введенский, 1982; Badian, 1983; Coren, 1995; Биологические модели асимметрия внутриутробного развития, связанная с асимметричным расположением плода в матке; эмбриональный эффект с действием гормона тестостерона; асимметрия моторных областей коры; асимметрия нейрохимических процессов разных отделах мозга; асимметрия нервного контроля мышечной активности. Previc, 1991 Geschwind, Behan, 1982; Geschwind, Galaburda, 1985 Hammond, 2001; Bennet, Lemon, 1996 Генотип-культурные модели Laland et al., 1995; Равич-Щербо с соавт., 1999; Геодакян, 1997, 1998; Социо-культурные и экологические модели Chapman et.al., 1987; Collins, 1970; Porac, Coren, Searleman, 1987; Peters, 1986, 1988; Satz, 1988; Leiber, Axelrod, 1981; Безруких, Князева, 1994; Denenberg et. al., 1991, Дубров, 1995 Некоторые авторы признают наличие разных групп леворуких людей, имеющих разный генез (Безруких, 1992; Чуприков, 1985; Segalowitz, 1983; Семенович, 1991; Осипенко, 1996).

Отягощенный анамнез как фактор возникновения леворукости Факторы рискаАвторы Неблагоприятное протекание беременности ( токсикоз первой и второй половины беременности, резус-конфликт, угроза выкидыша, возраст матери на период беременности ) Патология родов ( травматичное родовспоможение в виде выдавливания плода, наложения щипцов, асфиксия в родах, кесарево сечение, недоношенность, роды на дому, стремительные или затяжные роды ) Нарушение раннего развития Тяжелые заболевания в раннем развитии Травмы Операции Доброхотова, Брагина, 1994; Brackenbridge, 1981; Строганова с соавт., 2003; Дунайкин, 2001; Kieler et. al., 2001; Москвин, Котилевский, 1987; Безруких, Ефимова, 1991; Bakan, 1977; Smart et. al., 1980; Введенский, 1982; Badian, 1983; Coren, 1995; Bradshow-McAnulty et. al., 1984; Ефимова, Лосева, 1987; Громбах, 1988; Волкова, 2003; Русова, 1998; Ляпидевский, 2000; Манелис, 2001; Bradshow-McAnulty et. al., 1984

МИФЫ О ЛЕВОРУКОСТИ И ЛЕВОРУКИХ ДЕТЯХ 1. ЛЕВОРУКИЕ = ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ (?) Доказано У леворуких (так же как у праворуких людей) в организацию разных видов деятельности включается и правое и левое полушарие. Степень включения разных зон коры разных полушарий зависят от типа задачи, новизны, трудности задачи действия, сформированности навыка и т.п. 2. ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ ОСОБЕННЫЕ (?) Имеют очень высокие когнитивные способности, гениальные, талантливые, творческие, эмоциональные и т.п. «Неполноценные», «тупые», «неловкие», «со сниженным интеллектом» Доказано Леворукость – индивидуальный вариант нормы, индивидуальные различия внутри группы леворуких не менее выражены, чем внутри группы праворуких.

Комплексное изучение развития познавательной деятельности мальчиков 6-7 лет Группы исследуемых детей (n=200) Праворукие детиЛеворукие дети Дети без выраженных факторов риска в раннем развитии Дети с выраженными факторами риска в раннем развитии Дети без выраженных факторов риска в раннем развитии и с семейной леворукостью (генетически закрепленный вариант) Дети с выраженными факторами риска в раннем развитии и без семейной леворукости (компенсаторный вариант) анализ пре- и постнатального развития на этапах до 1 года, от года до трех лет, от трех до пяти лет по специально разработанным анкетам (Безруких М.М., 1998) и на основании глубокого интервью с родителями; методика определения мануальной асимметрии (Князева М.Г., Вильдавский В.Ю., 1987); методика комплексного психофизиологического обследования (Безруких М.М., 1994); интеллектуальный тест Векслера для детей (Wechler Intelligence Scale for Children, WISC) в модификации Панасюка А.Ю. (1973); нейропсихологическое исследование, разработанное Лурия А.Р. и адаптированное Симерницкой Э.Г. (1991). Методы и методики исследования

Сформированность (в%) познавательных функций у праворуких и леворуких мальчиков 6-7 лет ; - мальчики без факторов риска в раннем развитии; ; - мальчики с факторами риска в раннем развитии; - достоверность различий между мальчиками без факторов риска в раннем развитии; # - достоверность различий между мальчиками с факторами риска в раннем развитии. зрительно-моторные координации слухо-моторные координации зрительно-пространственное восприятие

Показатели интеллектуального развития праворуких и леворуких мальчиков 6-7 лет П Л ВИП * # * НИП П Л # * ОИП П Л * # - праворукие мальчики без ФР; - праворукие мальчики с ФР; - леворукие мальчики без ФР; - леворукие мальчики с ФР;

праворукие леворукие Значимость фактора отягощенного анамнеза на все исследуемые показатели у праворуких и леворуких мальчиков 6-7 лет (применение дисперсионного анализа ANOVA, p0,01) Отягощенный анамнез Зрительный гнозис Мелкая моторика Память слуховая Пространствен- ный праксис Память зрительная Осведомленность Понятливость Арифметика Недостающие детали Речевое развитие Понятливость Недостающие детали Рисунок Тейлора Отягощенный анамнез Речевое развитие Мелкая моторика Память слуховая Память зрительная Организация деятельности Зрительно- пространственное восприятие Зрительно-моторные координации Слухо-моторные координации Динамический праксис Стереогноз Лабиринты ВИП ОИП Моторная функция речи

Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499) Спасибо за внимание