Вирусы текст Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. 7 кл. Многобразие живых организмов: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. М.: Дрофа, 2001. Материал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вирусология и открытие вирусов. Оглавление 1.ВирусологияВирусология 2.Открытие вирусов Открытие вирусов 3.Кое что о вирусахКое что о вирусах.
Advertisements

Вирусы-неклеточная форма жизни. Вирусы (лат. virus яд)- неклеточные формы жизни, то есть не имеют клеточного строения. Они представляют собой переходную.
Вирусы-неклеточная форма жизни. Вирусы (лат. virus яд)- неклеточные формы жизни, то есть не имеют клеточного строения. Они представляют собой переходную.
Вирусы (от лат. virus - яд) – мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки.
1. Понятие вирусов 2. Многообразие строения 3. Происхождение вирусов 4.Характерные особенности вирусов 5.Классификация вирусов 6. Размножение 7. Заболевания,
Вирусы. МОУ Заболотовская СОШ учитель биологии Коленова Ю.Н.
Выполнила: Наплёкова Екатерина. Вирус (лат. virus яд) это неклеточная форма жизни, инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых.
Разработала: учитель биологии высшей категории МОУ СОШ 1 Жабина М.В.
Выполнила: Наплёкова Екатерина. Вирус (лат. virus яд) это неклеточная форма жизни, инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых.
Неклеточные формы жизни - вирусы «Стихийным злом эволюции» назвали ученые мельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения.
Учитель биологии МОУ Рощинской СОШ «ОЦ» Амбарян Г. М уч. год 10 класс.
Вирусы Содержание 1.Систематическое положение вирусовСистематическое положение вирусов 2.История открытия вирусовИстория открытия вирусов 3. Строение.
Вирусы В 1892 году русский ученый Ивановский Д.И. описал свойства возбудителя болезни табака- табачной мозаики.
Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги МОУ СОШ 29 г.Георгиевск Ставропольский край, учитель биологии – Шмыкова И.А.
Вирусы. Цель: Показать вирусы как неклеточную форму жизни. Слайды 5, 6, 7 – рекомендуем для 6, 7 классов. Слайды 2, 3, 4, 8, 9, 10,11,12,13,14,15 – для.
Презентация по биологии (10 класс) на тему :"Вирусы"
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.. ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с историей открытия вирусов. Познакомиться с историей открытия вирусов. Изучить.
Сделала Хабарова Аня. Оглавление: I.Открытие II.Свойства III.Строение вируса IV.Размножение вирусов V.Эволюционное происхождение VI. Вирусы как возбудители.
МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ 11 ВИРУСЫ ВСЕГДА НЕ ДАЮТ СПОКОЙНО ЖИТЬ… Учитель биологии: Учитель биологии: Медведева Медведева Екатерина Александровна Екатерина.
Понятие о вирусах Размеры вирусов История изучения вирусов Строение вируса Свойства вирусов Классификация вирусов Значение вирусов.
Транксрипт:

Вирусы текст Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. 7 кл. Многобразие живых организмов: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. М.: Дрофа, Материал из Википедии свободной энциклопедии Материал из Википедии свободной энциклопедии Составитель Большаков С. В mir.com/weblog _30.html

Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы – одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Ротавирус Файл:Rotavirus Reconstruction.jpg

В 1892 г. русский ученый Д.И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака, так называемой табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Файл:USSR stamp D.Ivanovsky k.jpg

Файл:Tobacco mosaic virus structure.png Палочковидная частица вируса табачной мозаики. Цифрами обозначены: (1) РНК-геном вируса, (2) капсомер, состоящий всего из одного протомера, (3) зрелый участок капсида. Вирус табачной мозаики (ВТМ) Авторы: Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. МОУ «Лицей 13», г.Троицк, Челябинской области Вирусы. Авторы: Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. МОУ «Лицей 13», г.Троицк, Челябинской области

Пять лет спустя, при изучении заболеваний крупного рогатого скота, а именно - ящура, был выделен аналогичный фильтрующийся микроорганизм. А в 1898 году, при воспроизведении опытов Д. Ивановского голландским ботаником М. Бейеринком, он назвал такие микроорганизмы «фильтрующимися вирусами». В сокращённом виде, это название и стало обозначать данную группу микроорганизмов. Файл:Mwb in lab-2.jpg Мартинус Бейеринк в своей лаборатории. 12 мая 1921 г.

В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами. В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака саркомы Рауса (лишь в 1966 г, спустя 55 лет, ему была вручена за это открытие Нобелевская премия по физиологии и медицине).

Наконец, в 1917 г. был открыт бактериофаг - вирус, поражающий бактерии. Эти три события положили начало новой науке - вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни. Файл:Bacteriophage structure.png 1 головка, 2 хвост, 3 нуклеиновая кислота, 4 капсид, 5 «воротничок», 6 белковый чехол хвоста, 7 фибрилла хвоста, 8 шипы, 9 базальная пластинка

В последующие годы изучение вирусов сыграло важнейшую роль в развитии эпидемиологии, иммунологии, молекулярной генетики и других разделов биологии. В разные годы еще как минимум шесть Нобелевских премий по физиологии и медицине и три Нобелевских премии по химии были вручены за исследования, непосредственно связанные с изучением вирусов. В 2002 году, в университете Нью-Йорка был создан первый синтетический вирус (вирус полиомиелита) Электронная микрофотография вируса полиомиелита Файл:Polio EM PHIL 1875 lores.PNG

Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями ряда опасных заболеваний: оспы, гепатита, энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др. Вирусы могут проявлять свойства живых организмов только в клетках – это внутриклеточные паразиты. Они не способны также и размножаться вне клетки. Вирусы вносят в клетку только свою генетическую информацию. Молекула нуклеиновой кислоты вирусов, или их геном (совокупность генов), может встраиваться в хромосомы клетки- хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределенно долгое время. =novosti_meditsiny

Строение вируса. Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих вокруг нее оболочку - каnсид (от лат. «капса» - вместилище). Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики. Его капсид содержит всего один вид белка с небольшой молекулярной массой. Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки- хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду. _EM_PHIL_2171_lores.jpg Семейство: Герпесвирусы

Взаимодействие вируса и клетки. Вместе с капельками жидкости при образовании пиноцитозных вакуолей из межклеточной среды случайно внутрь клетки могут попадать и вирусы, циркулирующие в жидкостях организма. Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. Так, вирус гепатита А или В проникает и размножается только в клетках печени, аденовирусы и вирус гриппа - в клетках эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей и т. д.

Вирус СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) специфически связывается с клетками крови - лейкоцитами, отвечающими за иммунологическую защиту организма. Его взаимодействие с клетками приводит к снижению их функциональной. активности и проявляется у человека в виде uммунодефицита ­ неспособности противостоять любым инфекциям. Структура вириона неикосаэдрического оболочечного вируса на примере ВИЧ. Цифрами обозначены: (1) РНК-геном вируса, (2) нуклеокапсид, (3) капсид, (4) белковый матрикс, подстилающий (5) липидную мембрану, (6) gp120 гликопротеин, с помощью которого происходит связывание вируса с клеточной мембраной, (7) gp41 трансмембранный гликопротеин. 811 обозначены белки, входящие в состав вириона и необходимые вирусу на ранних стадиях инфекции: (8) интеграза, (9) обратная транскриптаза, (10) Vif, Vpr, Nef и p7, (11) протеаза.

Инфекционный процесс начинается с проникновения вирусов в клетку и их размножения. Накопление вирусных частиц приводит к выходу их из клетки. Для одних вирусов это происходит вследствие «взрыва», в результате чего целостность клетки нарушается и она погибает. Другие вирусы выделяются способом, напоминающим почкование. В этом случае клетки организма могут долго сохраняться живыми.

Иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий - бактериофагов. Толстые клеточные стенки бактерий не позволяют вирусу погружаться в цитоплазму, как это происходит при инфицировании клеток животных. Поэтому бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него свою нуклеиновую кислоту, находящуюся в головке. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а капсид остается снаружи. В цитоплазме бактериальной клетки начинается синтез белков бактериофага и формирование капсида. Через некоторое время бактериальная клетка гибнет и зрелые фаговые частицы выходят в окружающую среду. Строение бактериофага. 5.htm

Происхождение вирусов. Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, неспособные, однако, развиваться вне клетки. Предполагают, что вирусы и бактериофаги - обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами.

Вирусы тоже болеют вирусными заболеваниями В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами). Обнаружен также вирус, поражающий другие вирусы. Новооткрытый вирус, получивший название «вирофага» (по аналогии с бактериофагами), заражает других вирусов, снижая их способность к размножению. Открытие показало, что вирусы могут «болеть» почти так же, как клеточные организмы. Перенося гены от одних вирусов к другим, вирофаги могут играть важную роль в эволюции «виросферы». elementy.ru/news/430821

Литература Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. 7 кл. Многобразие живых организмов: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. М.: Дрофа, Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. 7 кл. Многобразие живых организмов: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. М.: Дрофа, Материал из Википедии свободной энциклопедии Материал из Википедии свободной энциклопедии