Вид. Вид. Вид. Критерии вида. Вид. Критерии вида. Структура вида. Структура вида.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По К. Линнею: Вид - совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Виды реально существуют, но не развиваются. По Ж.-Б. Ламарку:
Advertisements

Вид и его критерии. Что такое вид? Биологический вид- это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства,
Вид: критерии и структура. Аристотель Вид – совокупность сходных особей. Аристотель.
Урок по биологии в 11 классе на тему «Вид и его критерии».
Вид, его критерии 9 класс.
Вид, его критерии 9 класс. По К. Линнею: Вид - совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Виды реально существуют, но не развиваются.
Вид. Критерии и структура.. Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющие общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих.
Шабля М.В. учитель биологии МБОУ лицея 64 г. Краснодара.
Вид. Критерии вида. Цель: Цель: сформировать понятие «вид» и «критерии вида», расширить знания о популяции, как форме существования вида сформировать.
Учитель биологии МОУ СОШ 8, город Сергиев Посад Ельцова Светлана Юрьевна 2012.
Тема: Вид и его критерии. Определение вида по К. Линнею Вид - совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Виды реально существуют,
1 Вид – эволюционная единица Вид – эволюционная единица Дроздова Елена Александровна Учитель биологии МБОУ «Пингишенская основная общеобразовательная школа»
Вид. Критерии вида.. Цели урока Сформировать понятия: «Вид» как реально существующей единицы живой природы. Сформировать понятия: «Вид» как реально существующей.
Вид и его критерии Автор: Иванова Е.Э., учитель биологии МОУ СОШ 5 г. Искитима Новосибирской области.
Вид: критерии и структура. Аристотель Вид – совокупность сходных особей.
Вид - совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Виды реально существуют, но не развиваются
1 2 Вплоть до 17 века исследователи опирались на представления о виде Аристотеля. Виды – совокупности сходных особей. SPECIES – взгляд, образ.
Учение об эволюции. Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция.
Вид. Критерии вида. учитель биологии И.И.Иванченко МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12 МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Основные эволюционные гипотезы Элементарная единица, факторы и среда обитания Биологическая концепция вида ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ОСНОВЫ.
Транксрипт:

Вид. Вид. Вид. Критерии вида. Вид. Критерии вида. Структура вида. Структура вида.

Задачи. Углубить и расширить знания учащихся о виде как центральном компоненте эволюционного процесса. Углубить и расширить знания учащихся о виде как центральном компоненте эволюционного процесса. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Определить понятие о популяции как структурной единице вида. Определить понятие о популяции как структурной единице вида.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности. Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Трансформисты. Виды не были созданы Богом, а возникли под влиянием внешних условий : Виды не были созданы Богом, а возникли под влиянием внешних условий : а ) у больших групп животных и растений есть общие признаки ; а ) у больших групп животных и растений есть общие признаки ; б ) существуют переходные формы. б ) существуют переходные формы.

Карл Линней. Виды реально существуют, но развития нет. Между видами строгие границы, так как каждый из них создан отдельным творческим актом. Виды реально существуют, но развития нет. Между видами строгие границы, так как каждый из них создан отдельным творческим актом.

Жан-Батист Ламарк. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: а) упражнение и неупражнение органов; а) упражнение и неупражнение органов; б) наследование благоприобретённых признаков. б) наследование благоприобретённых признаков. Есть непрерывный ряд особей, а виды – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации Есть непрерывный ряд особей, а виды – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации

Чарльз Дарвин. Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития. Есть виды отличающиеся, есть близкие, но все они связанны эволюционно. Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития. Есть виды отличающиеся, есть близкие, но все они связанны эволюционно.

Современное представление о виде. Вид изменчив, но до определенных границ; Вид изменчив, но до определенных границ; Вид- генетически закрытая система. Вид- генетически закрытая система.

Вид-совокупность особей, характеризующиеся следующими признаками: 1.Происхождением от общего предка; 2.Единым генетическим аппаратом; 3.Сходством морфологических, физиологических, биохимических, этологических признаков; 4.Сходным скрещиванием в природных условиях и наличием плодовитого потомства; 5.Распространением на определенном участке земли (ареале), сходных экологических условиях; 6.Общими типами взаимоотношений с биологическими и абиотическими факторами среды; 7.Изоляцией от других форм особей, почти полным отсутствием гибридных форм.

Критерии вида. Критерии вида. Критерий вида - совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 1.Морфологический. 2.Физиологический. 3.Биохимический. 4.Генетический. 5.Этологический. 6.Экологический. 7.Географический.

1. Морфологический. Суть: Совокупность внешних и внутренних признаков организма. Суть: Совокупность внешних и внутренних признаков организма. Плюсы: Быстрый, наглядный, удобный. Плюсы: Быстрый, наглядный, удобный. Минусы: Минусы: 1.Существуют виды двойники: среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб; у птиц 5% видов двойников; 1.Существуют виды двойники: среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб; у птиц 5% видов двойников; 2.Явление полового диморфизма; 2.Явление полового диморфизма; 3.Личиночная стадия и взрослая у многих видов отличается по внутренним и внешним признакам. 3.Личиночная стадия и взрослая у многих видов отличается по внутренним и внешним признакам.

2.Физиологический. Суть: особенности процессов жизнедеятельности. Суть: особенности процессов жизнедеятельности. Плюсы: часто является фактором, обеспечивающим генетическую состоятельность вида; наглядный. Плюсы: часто является фактором, обеспечивающим генетическую состоятельность вида; наглядный. Минусы: физиологические процессы слишком изменчивы даже у представителей одного вида. Минусы: физиологические процессы слишком изменчивы даже у представителей одного вида.

3.Биохимический. Суть: анализ характерных, специфических для вида веществ (ферменты, гормоны и т. д.). Суть: анализ характерных, специфических для вида веществ (ферменты, гормоны и т. д.). Плюсы: для двух двойников видов: бабочек рода Омата, диагностически является два фермента. Плюсы: для двух двойников видов: бабочек рода Омата, диагностически является два фермента. Минусы: очень трудоёмкий, нет специфических веществ, характерных только для одного вида у близкородственных видов. Минусы: очень трудоёмкий, нет специфических веществ, характерных только для одного вида у близкородственных видов.

4.Генетический. Суть: анализ числа хромосом, состава хромосом и отдельных генов. Суть: анализ числа хромосом, состава хромосом и отдельных генов. Плюсы: у разных видов характерен собственный набор хромосом - кариотип. Плюсы: у разных видов характерен собственный набор хромосом - кариотип. Минусы: Минусы: 1. У разных видов число и форма хромосом может быть сходно; 1. У разных видов число и форма хромосом может быть сходно; 2. В пределах вида особи могут иметь разное количество хромосом; 2. В пределах вида особи могут иметь разное количество хромосом; 3. Генный полиморфизм. 3. Генный полиморфизм.

5.Этологический. Суть: особенность поведения, препятствующая скрещиванию. Суть: особенность поведения, препятствующая скрещиванию. Плюсы: морфологически сходные виды могут различаться поведением, повадками. Плюсы: морфологически сходные виды могут различаться поведением, повадками. Минусы: особи одного вида могут сильно отличаться поведением. Минусы: особи одного вида могут сильно отличаться поведением.

6.Экологический. Суть: особенности образа жизни, роль в биотопе, экологическая ниша. Суть: особенности образа жизни, роль в биотопе, экологическая ниша.

7.Географический. Суть: ареалы распространения. Суть: ареалы распространения. Плюсы: аллопатрические виды. Плюсы: аллопатрические виды. Минусы: сипатрические виды. Виды - космополиты. Минусы: сипатрические виды. Виды - космополиты.

ВЫВОД: Все критерии направлены на обеспечение генетической изоляции вида; Все критерии направлены на обеспечение генетической изоляции вида; Критерии относительны, поэтому определяется вид по совокупности всех критериев. Критерии относительны, поэтому определяется вид по совокупности всех критериев.

Свойства и структура вида: 1.Генетическое единство (особи вида скрещиваются, дают плодовитое жизнеспособное потомство, имеют ряд общих признаков, определяющих принадлежность к виду). 1.Генетическое единство (особи вида скрещиваются, дают плодовитое жизнеспособное потомство, имеют ряд общих признаков, определяющих принадлежность к виду). 2.Генетическая самостоятельность (невозможность скрещивания особей разных видов). 2.Генетическая самостоятельность (невозможность скрещивания особей разных видов). 3.Дискретность (существование вида в виде популяции). 3.Дискретность (существование вида в виде популяции).

ПОПУЛЯЦИЯ - совокупность особей одного вида, занимающих определённую территорию в пределах ареала, свободно скрещивающихся друг с другом, и в той или иной степени изолированных от других популяций этого вида. ПОПУЛЯЦИЯ - совокупность особей одного вида, занимающих определённую территорию в пределах ареала, свободно скрещивающихся друг с другом, и в той или иной степени изолированных от других популяций этого вида. Популяция - элементарная единица эволюции. Популяция - элементарная единица эволюции. 1.обмен информацией между популяциями обеспечивает единство вида; 1.обмен информацией между популяциями обеспечивает единство вида; 2.если обмен генами между популяциями прекращается, то разные направления отбора могут привести к образованию нового или новых видов. 2.если обмен генами между популяциями прекращается, то разные направления отбора могут привести к образованию нового или новых видов.

ВЫВОД: ВЫВОД: ВИД - СОВОКУПНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ СХОДНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ, СПОСОБНЫХ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ СКРЕЩИВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЩИМИ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ, БИОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ОТ ПОПУЛЯЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ. ВИД - СОВОКУПНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ СХОДНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ, СПОСОБНЫХ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ СКРЕЩИВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЩИМИ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ, БИОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ОТ ПОПУЛЯЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ.

Практическая работа «Изучение морфологического критерия вида на примере растительных и животных организмов» Практическая работа «Изучение морфологического критерия вида на примере растительных и животных организмов» Ход работы. Ход работы. 1.рассмотреть растения 2-х видов. Записать их названия, составить морфологическую характеристику каждого растения: описать особенности их внешнего строения (листьев, стеблей, корней, плодов, цветков); выявить черты подобия и отличия между ними. 1.рассмотреть растения 2-х видов. Записать их названия, составить морфологическую характеристику каждого растения: описать особенности их внешнего строения (листьев, стеблей, корней, плодов, цветков); выявить черты подобия и отличия между ними. 2.рассмотреть чучела (изображение) животных 2-х видов. Записать названия, составить морфологическую характеристику каждого животного; описать особенности их внешнего строения; используя влажные препараты (таблицы), описать особенности внутреннего строения; выявить черты подобия и отличия. 2.рассмотреть чучела (изображение) животных 2-х видов. Записать названия, составить морфологическую характеристику каждого животного; описать особенности их внешнего строения; используя влажные препараты (таблицы), описать особенности внутреннего строения; выявить черты подобия и отличия.

1.Морфологическая характеристика растений Особенности строения Растение 1 Растение 2 Листья: Листья: а) черешковые б) сидячие Жилкование: а) дуговое б) сетчатое а) дуговое б) сетчатое в) параллельное Стебель: а) укороченный б) прямостоящий в) вьющийся г) цепляющийся Стебель: а) укороченный б) прямостоящий в) вьющийся г) цепляющийся Цветы: Цветы:1.цвет2.формула 3.Одиночный 4.соцветие Корень:1.мочковатая корн. система 2.стержневая корн. система Корень:1.мочковатая корн. система 2.стержневая корн. система Плоды: Плоды: 1.а) сухой б) сочный 2.а)односемянный б)многосемянный 3.вид плода

2. Аналогично составить морфологическую характеристику двух животных. 3. Сформулировать вывод. 1.Какие критерии вы использовали при описании растений и животных? 1.Какие критерии вы использовали при описании растений и животных? 2.Чем объясняется подобие рассмотренных вами растений? 2.Чем объясняется подобие рассмотренных вами растений? 3.Чем объясняется различие рассмотренных вами растений? 3.Чем объясняется различие рассмотренных вами растений? 4. Чем объясняется подобие рассмотренных вами животных? 4. Чем объясняется подобие рассмотренных вами животных? 5. Чем объясняется различие рассмотренных вами животных? 5. Чем объясняется различие рассмотренных вами животных?