5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАТОВ 5.1 Стратегия устойчивого развития предприятия Глобальная конкуренция должна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6. Международная стандартизация и сертификация в управлении качеством.
Advertisements

. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Лидерство руководителя организации в системе менеджмента качества Выполнил: магистрант 1 курса Самойлова Дарья Васильевна.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
«СИБИРСКАЯ ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРАКТИКА СЕРТИФИКАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ИСО 9000» ЗАО «КОМПАНИЯ «КАРДИНАЛ» ИСО 9000.
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
Субъекты и критерии социальной ответственности Е.И. ТАВЕР Член Правления ВОК, Директор ЦЭП ВОК Всероссийская организация качества ЦЕНТР ЭКСПЕРТНЫХ ПРОГРАММ.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Транксрипт:

5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАТОВ 5.1 Стратегия устойчивого развития предприятия Глобальная конкуренция должна стать стратегической целью всех учреждений. Ни одно учреждение, будь то коммерческое предприятие, университет или больница, не может рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если не будет соответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в какой части мира они бы не находились [Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в ХХI веке]. В условиях глобальной конкуренции оптимальным способом существования предприятия является реализация стратегии устойчивого развития, которая учитывает интересы экономики, экологии и социальной политики. Характерными признаками устойчивого развития любого предприятия или организации являются: финансовая стабильность и положительная динамика уровня прибыльности; наличие потребителей продукции или услуг предприятия, то есть источников дохода предприятия; комфортность труда, социальная защищенность, компетентность и обеспеченность персонала; положительная оценка деятельности предприятия персоналом, партнерами по бизнесу, обществом; положительное влияние результатов деятельности предприятия на общественное сознание с точки зрения охраны окружающей среды и потребления энергетических ресурсов.

5.2 Система менеджмента для успешного функционирования предприятия Условие успешного функционирования предприятия в финансовой среде – это его финансовая устойчивость, которая обеспечивается финансовым менеджментом. - СФМ Предприятие обязано выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителя, запросы которого постоянно растут. Решение этой задачи должно обеспечиваться менеджментом качества. – СМК Предприятие должно создать персоналу условия для производительного и безопасного труда. Решение этой задачи должен обеспечить менеджмент профессиональной безопасности и защиты здоровья сотрудников. – СМПБиЗС Предприятие не может находиться вне природной среды, а значит, должно управлять своим воздействием на неё, на основе системы экологического менеджмента. – СЭМ Наконец, социальная среда, в которой существует предприятие, предъявляет к нему свои требования с точки зрения трудового законодательства, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений, общественной активности и этики ведения бизнеса. Это всё относится к сфере социального менеджмента. - ССМ

5.3 Международные стандарты, обобщающие опыт управления предприятием Передовая практика в различных областях менеджмента обобщена в ряде соответствующих международных серий стандартов: ISO 9000 на систему менеджмента качества, ISO на систему экологического менеджмента, OHSAS на систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, SA 8000 на систему менеджмента социальной ответственности предприятия, IDEF на информационное обеспечением систем и др. В этих документах упорядочен мировой опыт системного управления качеством продукции и услуг, охраной окружающей природной среды, охраной труда и промышленной безопасностью, персоналом, информационным обеспечением систем. Международные стандарты серии ISO 9000 на систему менеджмента качества (первые пять стандартов ИСО серии 9000 опубликованы в 1987 г.), ISO на систему экологического менеджмента (1996 г), OHSAS на систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья разрабатывались в разных странах, разными группами и в разное историческое время. Однако анализ содержания требований, установленных в этих стандартах, показал, что оно практически одинаково и может быть сгруппировано следующим образом: политика организации в области управления (качеством, охраной окружающей среды, профессиональной безопасностью и здоровьем); цели, задачи, планирование деятельности организации; структура и ответственность; измерение и мониторинг; анализ со стороны руководства; корректирующие и предупреждающие воздействия; постоянное улучшение (вперёд и только вперёд, не останавливаться на достигнутом. Постоянное улучшение – это то, что объединяет все системы менеджмента.

Общесистемным элементом трёх перечисленных систем менеджмента является разработка структуры управления и распределения полномочий и ответственности персонала за каждый аспект и направление деятельности. Такое распределение должно быть документировано (политика организации в области управления; цели, задачи, планирование деятельности организации; структура и ответственность); Кроме того, всем трем системам присущ процессный подход, как в технологии, к управлению всей деятельностью организации, позволяющий определить возможности предприятия, выявить и оценить различные критические аспекты и риски, что и является основой управления предприятием и улучшения её процессов и видов деятельности. Процессный подход требует, чтобы каждая процедура управления была задокументирована, чтобы велись записи по ходу функционирования системы и были разработаны процедуры по оценке результативности системы менеджмента.

5.4 Интегрированная система менеджмента Так как все функционирование производства в различных сферах – финансовой, технологической, экологической и социальной - существуют как единое целое, то возникла идея создать общую корпоративную систему менеджмента конкурентоспособного предприятия, основанной на интеграции всех применяемых на предприятии систем менеджмента. Основная современная тенденция в развитии управления – это создание интегрированной системы менеджмента на предприятии. Интегрированная – значит, на основе системного подхода к управлению организацией, когда учитывается вся сложность и нелинейность происходящих в ней взаимодействий. С учетом требований вышеперечисленных стандартов и стратегии развития бизнеса можно построить современную интегрированную систему менеджмента предприятия, ориентированную на концепцию устойчивого развития. Интеграция требований создаёт основу для планирования и выделения ресурсов, определения общих целей и оценки общей эффективности предприятия. Интеграция систем менеджмента обеспечивает единый подход к их разработке, функционированию и проверкам, что приводит не только к удобству, но и снижению всех видов затрат и, прежде всего, трудовых. Если все виды деятельности на предприятии управляются в рамках единой интегрированной системы менеджмента по единым принципам, то результативность и эффективность такой деятельности, как показала практика работы продвинутых зарубежных предприятий, намного выше.

Интегрированная система менеджмента разрабатывается индивидуально для каждого предприятия, заинтересованного в своем устойчивом развитии. Для этого на предприятии разрабатывается внутренний документ на интегрированную систему менеджмента в виде стандарта организации. Национальный, региональный или международный стандарты в принципе не могут быть разработаны, так как в интегрированной системе менеджмента отражена особенность конкретного предприятия. Интегрированная система менеджмента предприятия может быть представлена как дом, где хорошо и уютно живется в нём, рис. КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА Экологический менеджментISO Менеджмент социальной ответственности SA 8000 Менеджмент профессиональной безопасности и здоровья OHSAS Менеджмент качества ISO 9001 Финансовый менеджмент Рис. Интегрированная система менеджмента предприятия Интегрированная система менеджмента увязывает в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности предприятия, направляет работу подразделений на достижение главной цели бизнеса – получение прибыли путем удовлетворения требований и ожиданий потребителей и удовлетворенности персонала от своей профессиональной деятельности.

5.6 Составляющие интегрированной системы менеджмента Система менеджмента качества Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии года, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. На переднем плане при управлении предприятием стоят вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворенность. Критерии Качества 1. Соответствие стандарту 2. Соответствие техническим показателям лучших товаров - аналогов 3. Степень точности соблюдения всех производственных процессов 4. Соответствие качества платежеспособному спросу Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, последняя версия стандартов серии ИСО 9000 принята в России для прямого использования в следующем виде: ГОСТ Р ИСО – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО – «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО – «Системы менеджмента качества. Рекомен­дации по улучшению деятельности». Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.

Улучшения деятельности организации может быть осуществлено путём применения современных принципов менеджмента Восемь принципов менеджмента качества приведены в ГОСТ Р ИСО Ориентация на потребителя Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. 2. Лидерство руководителя Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. 3. Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. 4. Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. 5. Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. 7. Принятие решений, основанных на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. 6. Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Системы управления в области охраны окружающей среды Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков, биотехнологии, отходов, шумов. Выполнение деректив поддерживается международными, региональными и национальными стандартами. Все содержание стандартов можно разделить на три группы: Природные комплексы Охрана природы Управление экологической обстановкой. В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление охраной окружающей среды» (Environmental management), направления стандартизации которого –система экологического управления, экологический аудит, экологическая маркировка, оценка характеристик экологичности продукции. ТК-207 в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии для построения эффективной системы управления окружающей средой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий, Комплекс стандартов серии ИСО устанавливает требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспекты в области управления окружающей средой: · термины и определения; · системы экологического менеджмента; · экологический аудит и исследования в области экологии; · оценка экологичности продукции на различных стадиях жизненного цикла; экологическая маркировка продукции.

В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую природную среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием. В России стандарты ИСО приняты методом «обложки»: ГОСТ Р ИСО Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам, и средствам обеспечения функционирования Эти два стандарта содержат рекомендации по организации управления охраной окружающей среды, начиная от самооценки до процедуры регистрации и сертификации.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Соответствие предприятия требованиям по охране здоровья и обеспечению безопасных условий труда это социальная норма для предприятий в прогрессивно развитых государствах. Такие требования достижимы на предприятии при построении общих административных систем управления в соответствии со стандартами «OHSAS 18001:1999 Система оценки профессиональной безопасности и здоровья. (OHSAS 18002:1999 Руководство по внедрению системы оценки профессиональной безопасности и здоровья – готовится к внедрению). В России стандарт OHSAS 18001:1999 принят как «ГОСТ Р Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации» СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА (OH&S management system) -- часть общей системы менеджмента, которая облегчает менеджмент рисков для охраны здоровья и безопасности труда, связанных с бизнесом организации. Это включает организационную структуру, деятельность по планированию, ответственность, практику, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания в рабочем состоянии (актуализации) политики организации в области охраны здоровья и безопасности труда. Иначе, это совокупность и взаимодействие всех органов управления, сил и средств общества, в том числе специально созданных для обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (служба производственного контроля), выполнения других мероприятий, направленных на предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма, обеспечения готовности общества к ликвидации аварий и их последствий.

Основная задача менеджмента в области охраны здоровья и безопасности труда – выявление и реализация управленческих решений по обеспечению безопасности труда. Основные организационно-технические задачи в области охраны труда: -- обеспечение безопасности эксплуатации производственного оборудования; -- обеспечение безопасности функционирования производственного процесса; --обеспечение безопасности эксплуатации зданий, сооружений, вспомогательного оборудования и т.п. Основные организационно-гигиенические задачи: -- обеспечение гигиенических условий труда; --обеспечение производственными, вспомогательными и бытовыми помещениями, санитарно- бытовыми устройствами; -- обеспечение лечебно-профилактическим обслуживанием; -- обеспечение оптимального режима труда и отдыха. Это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на достижение их собственных целей, проектов и программ, разработанных на основе принятых принципов и политики в области охраны здоровья и безопасности труда. Менеджмент в области ОЗиБТ является инициативной, добровольной, внутренне мотивированной деятельностью, в которой: результаты преобладают над процессом их достижения; активно используются отрицательные результаты; активно и планомерно осуществляется поиск новых возможностей для снижения рисков опасного воздействия; невозможна имитация «активной и результативной» деятельности. Для решения задач в области охраны труда в соответствии с требованиями ГОСТ Р организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Процессы идентификации опасностей, оценки рисков и их контроля должны быть отраженны в документах.

5.6.4 SA Социальная ответственность предприятия (будущий ИСО 25000) В современных условиях глобализации рынка бизнесу требуется не только устойчивое развитие, но и гарантии ответственности перед своими сотрудниками, внешними клиентами и обществом, когда становятся существенными не только показатели качества конечной продукции или услуги, но и критерии, характеризующие производственные отношения при создании и реализации продукции (услуг) и условия производства. Социальная ответственность относится к области, определённой Всемирной декларацией прав человека, Конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями Международной организации по труду. Откликаясь на эту социальную потребность, ряд общественных, промышленных организаций, фирм и служб управления США и Европы создали на основе консенсуса Международный стандарт «SA 8000:1997 Социальная ответственность»//Soсial assurance. Этот стандарт – универсальное средство для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Выполняет социальную и коммуникативную функции.

Идеологической основой стандарта являются принципы, заложенные в упомянутых выше документах. Минимальные требования стандарта определены в следующих сферах: детский труд – минимальный возраст, молодые рабочие, посещение школы; принудительный труд, основное требование – не допускается; гигиена труда и техника безопасности – гигиенически нормальные и безопасные рабочие условия; профилактика происшествий и травм; обучение в области гигиены и техники безопасности; доступ к чистой питьевой воде; свобода объединений и право на заключение коллективных договоров на предприятии – данное право уважается администрацией; дискриминация – компания не применяет дискриминацию при приеме на работу, оплате труда, обучении, продвижении по службе, уходе на пенсию, основанную на принадлежности к определенной расе, касте, национальности, религии, полу, сексуальной ориентации, по политическим убеждениям, по нетрудоспособности; дисциплинарные меры – телесные наказания, моральное и физическое принуждение, а также словесные оскорбления не допускаются; продолжительность рабочего времени: в соответствии с национальными законами, но не более 60-и часов в неделю, по меньшей мере, каждый 7-ой день – выходной. Сверхурочные работы только добровольные и только выше оплачиваемые; оплата труда – положенный по закону или установленный в отрасли минимум; достаточность для удовлетворения основных потребностей плюс средства для расходования по собственному усмотрению, премиальные, вычеты; борьба с уклонениями от соблюдения этих требований. Компания будет следить за тем, чтобы до рабочих регулярно доводилась подробная информация о соотношении зарплаты с прибылью; системы управления – гласная политика по социальной ответственности и условиям труда. Стандарт основан на концепции постоянного усовершенствования «планировать – делать – проверять – воздействовать», то есть руководство предприятия обязуется постоянно совершенствовать свою деятельность, документально её оформлять, выполнять, информировать и представлять в понятной форме отчет всему персоналу.

Стандарты в области социальной ответственности предприятий относятся к системам управления производством. Стандарт SA 8000 воспринимается как самая главная часть стратегии по управлению персоналом. Доверие к руководителю предприятия, где внедрен стандарт SA 8000, со стороны рабочих и служащих повышено и позитивно сказывается на их желании привнести свой вклад в общее дело. Стандарт SA 8000 – это современные требования к качеству условий производства и качеству производственных отношений. Как показала жизнь, применение стандарта SA 8000 дает мощное преимущество над конкурентами для привлечения потенциальных клиентов. Компании, которые включают в свою практику социальные факторы, представляют большую ценность как долгосрочные партнеры. Степень доверия к продукции, изготовленной в рабочих условиях, которые справедливы и безопасны и в дальнейшем будут соответствовать установленным этическим нормам и правам человека, намного больше.