Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 9. Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.
Advertisements

Межнациональные отношения. Нации. Национальный характер - СОВОКУПНОСТЬ НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫХ ДЛЯ ДАННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Содержательная линия «Социальные отношения»
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Подростковая школа Сидорова Н.А., заместитель директора МБОУ «Лицей 21» Первоуральска.
Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Основные принципы групповой работы: Информированность. Участники должны знать о целях, задачах работы, привалах всех упражнений. Конфиденциальность. Это.
Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы.
«Воспитание толерантности детей дошкольного возраста на основе фольклора в условиях полиэтнической культуры». Музыкальный руководитель Иконникова Е. П.
Экстремизму – Нет!. Экстремизм - это: -Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; -Публичное оправдание терроризма.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Докладчик: Прейс Наталья Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории. МАДОУ «Детский сад 321» Роль семьи в формировании межнациональной.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Культура и культурное многообразие мира Этноцентризм и культурный релятивизм Сущность функционализма, его основные положения и значение в МКК.
Педагог-психолог ГБОУ ЦО 1602 Горячева Н.В.. Личностное развитие через типизацию: Жёсткая нормативная рамка (типический опыт: можно/нельзя) Нет своего.
МОУ « Калайкасинская СОШ им. А.Г.Николаева Моргаушского района ЧР» Группа: ( ( ( ( психологический клуб « Отражение») Руководитель: педагог-психолог Ванюшкина.
Транксрипт:

Этносоциология и этнопсихология: ликбез Курс «Новые направления в социальной географии» Зубаревич Н.В.

Этническая идентичность Этническая (социальная) идентичность - чувство и знание человека о принадлежности к к определенной этнической (социальной) группе. На основании этого чувства человек ведет себя как представитель определенной общности (этнической, социальной)

Типы этнического самосознания этнический фанатизм - абсолютное доминирование этнических интересов, готовность к любым жертвам, терроризм этнодоминирующая идентичность - признание приоритета прав народа над правами человека, представление о превосходстве своего народа, особой миссии в истории, дискриминационные установки в отношении других этнических групп, желание не смешиваться. Этот тип близок к бытовому национализму, его представителей и называют националистами этноцентричная идентичность - акцентированность на значимости этничности, ее предпочтении. Предполагает замкнутость, неагрессивный изоляционизм, в том числе в виде брачной эндогамии. нормальная идентичность - положительный образ своего народа, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки к другим народам, нет отгораживания от мирового цивилизационного процесса. амбивалентная идентичность - невыраженная или связанная с происхождением из смешанных семей. этноущемленная идентичность - осознание низкого статуса своей этнической группы, стремление избежать демонстрации своей этничности, даже ее отрицание. этнонигилизм (космополитизм) - отказ от этнической идентификации как незначимой или даже вредной.

Кризис идентичности Нормальная этническая идентичность у всех народов позитивна (радость и гордость). Отрицательная (кризис идентичности) - в период катаклизмов, жить в ней нельзя, саморазрушение. Три выхода из кризиса: - выход из неуважаемой группы и переход в другую, желание уехать из страны; - улучшить ситуацию, состояться в своем деле и заставить уважать себя и свой народ; - реконструировать прежнюю идентичность, которая давала чувство уверенности и самоуважения (попытки вернуться в советскую эпоху, империю и т.д.).

Опрос ФОМ. Россияне хотят, чтобы Россию считали в мире: 48% - могучей, непобедимой, мощной мировой державой 22%- богатой и процветающей 6% - образованной, цивилизованной, культурной страной 4% - равной среди равных 3% - миролюбивой и дружелюбной по 1% - страной, где соблюдается закон, надежной и стабильной, демократической

О комплексах Подростковый комплекс неполноценности - никто не любит, так пусть хотя бы боятся. Следствие: инфантилизм и склонность к патернализму, желание слушаться того, кто избавит от чувства неполноценности. Роль культуры, стереотипов, национального характера, этнокультурных взаимодействий и других факторов (социальных, политических)

Психология этнических взаимодействий Аффиляция - потребность в психологической общности с группой Людям свойственно (исследования Д. Кэмпбелла): считать присходящее в своей культуре естественным и правильным, в других – наоборот. расматривать обычаи своей группы как универсальные (что хорошо для нас, хорошо и для других) считать нормы и ценности своей группы безусловно верными помощь и кооперацию с членами своей группы естественной гордиться своей группой

Психология этнических взаимодействий Этнокультурная или социально-культурная дистанция обусловлена различиями в культуре, религии, психологии (нормативно-ценностных ориентациях), образовании и социальном статусе разных этносов и национальных групп. Факторы: язык, религия, ценности, уровень жизни и др. Чем больше этнокультурные различия, тем больше негативизм оценки других. Толерантность - благожелательная оценка. В многонациональ- ных обществах основой толерантности является только уверенность в своей собственной позитивной групповой идентификации (самоуважение). Сомнения в этом ведут к нетерпимости и шовинизму. Неадекватность межэтнического восприятия: расовые и этнические стереотипы, предрассудки, этнофобии, этноцентризм, шовинизм и прочие проявления этнического сознания. - Они постоянно дремлют в архетипическом сознании народов, - В кризисные времена начинают играть роль мотивов поведения. - Естественные проявления неадекватности группового восприятия работают как механизмы защиты этнического сознания.

Психология этнических взаимодействий Законы социальной и этнопсихологии незыблемы как законы тяготения. Их невозможно оценивать в категориях плохо или хорошо, это надо запретить. Их надо учитывать в политической реальности. Уверенность в выживании свое этнической группы - основа толерантности.

Типы культур, стереотипы и национальный характер Психологические измерения культур – этнометрия (Хофстед): Дистанция власти: большая (услужливость, конформизм, преклонение) и малая (требование компетентности, равенство) Индивидуалистские и коллективистские: И – самореализация, личная идентичность выше групповой, К - забота других в обмен на преданность группе. Еда гостю: у коллективиста лучшая, у индивидуалиста - только самым близким. Собственные или унаследованные дружбы. Решение конфликта в пользу старшего. Потребность в четком статусе, некомфортность соперничества. Распределение наград по принципу равенства, а не справедливости. Маскулинные (ценность материальных вещей) и феминные (ценность человека, воспитания). Простые и сложные: понятие времени - линейность или цикличность, диффузные роли – неразделение человека и идеи, когда критика опасна, демонстрация хорошего отношения при оценке в душе как ничтожества. Открытые (терпимость к отклонению поведения от норм) и закрытые (поведение в соответствии с групповыми нормами, нарушение карается, важна предсказуемость и безопасность) Избегание неопределенности (готовность действовать в условиях неясных правил) Долгосрочность ориентации (на длительные цели)

Исследования по методике Хофстеда (Россия – Хофстед, регионы – Латовы, Ядов): Восток или Запад???? Дистанция власти Индивиду- ализм Маскулин- ность Избегание неопреде- ленности Долгосроч ная ориен- тация Россия 2001 (Хофстед) н.д. Ставрополь Тула Тюмень Муром Волжск Москва

Стереотипы: национальный характер иллюзия связи между принадлежностью к группе и психологическими характеристиками людей; влияние стереотипов при отборе информации (ингруппа – положительные, аутгруппа – неблагоприятные); ожидания определенного поведения, предсказания, подтверждаемые стереотипным отбором доказательств

Стереотипы: национальный характер Национальный характер (Тацит, Лосский). В этническом сознании каждого народы есть стереотипы представлений о других нациях: - англичане – консервативны, - французы - легкомысленны, - немцы - аккуратны, - испанцы - горды. Американские исследования: для японца – долг (мужчины среднего возраста – минимум личной свободы). Эрик Фромм: немцы – бегство от свободы, комфортность в авторитарных системах

Русские Горер, англ. славист: Славянская душа - сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и самокопания. Американские антропологи о русских: человечны, зависимы, эмоционально нестабильны; сильная, но недисциплинированная личность, нуждающаяся в подчинении сильному авторитету. Касьянова (русский психолог) – терпение, страдание, смирение, внутреннее делание души в противовес внешнему деланию, труду, которому отводится подчиненное место в системе ценностей русской культуры