Автор презентации - Сидорова Н.И., учитель истории МОУ лицей 107 г. Уфы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Отечественная война 1812г».. Цель: Сформировать представление о характере войны, силах и планах сторон, ее основных событиях, главных источниках.
Advertisements

Урок в 8 классе. Тема: Отечественная война 1812 года.
Урок для 8 класса Нестеренко Т.Т., учитель истории.
Отечественная война 1812 г. История России XIX века.
Отечественная война 1812 г. История России XIX века.
Отечественная война 1812 г. 8 класс © Кузнецов А.В.
Филиал МБ ОУ Наруксовской СОШ - Азрапинская ОШ Проверочная работа по истории России в 8 классе по теме: «Отечественная война 1812 г.» Выполнила: учитель.
Иллюстративный материал к уроку истории Работу выполнила Полозова Е.К. Учитель истории МОУ «средняя школа 13» г. Кимры, Тверской области.
ТЕМА: Отечественная война 1812 года. 8 класс.. ЦЕЛИ: Ход Отечественной войны, героическая оборона российского населения. Ход Отечественной войны, героическая.
Отечественная война 1812 года Выполнила: Мельникова Вера Викторовна, учитель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная)
Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Задачи урока: 1. Выяснить причины, характер и итоги первого этапа войны. 2. Определить историческое значение Бородинской битвы.
Отечественная война 1812 года Певцы передадут потомству Наш подвиг, славу, торжество В. Раевский.
Бородинское сражение русской армии во главе с М.И. Кутузовым с наполеоновской армией – главное событие Отечественной войны 1812 года. Французская армия.
26 августа 1812 г.. План занятия: 1. Военные силы сторон. 2. Ход Бородинского сражения. 3. Герои Бородино. 4. Итоги и значение битвы.
Кто же является победителем Бородинского Сражения? Какой выбор сделали французские офицеры, волею судеб оказавшиеся на службе в русской армии в период.
Цели урока 1. Уяснить не только ход основных военно - исторических событий, но и характер войны ( единство нации - ?). 2. А. С. Пушкин « Два чувства дивно.
1.Начало войны. Планы и силы сторон. 2.Смоленское сражение. 3.Название Кутузова главнокомандующим. 4.Бородинское сражение. 5.Татуринский маневр. 6.Партизанское.
26 августа 1812 г.. Бородинская битва – победа Франции или России?
Год Российской истории. Бородинское сражение Полищук 9 в класс МОУ «Гимназия 3» г. Ивантеевка Московской области.
Транксрипт:

Автор презентации - Сидорова Н.И., учитель истории МОУ лицей 107 г. Уфы

Название договораГод подписания Страна - участница А) Гюлистанский мир1) 1809гА) с Францией Б) Бухарестский мир2) 1807г.Б) с Турцией В) Тильзитский мир3) 1814г.В) с Ираном Г) Фридрихсгамский мир4) 1813г.Г) с Швецией Д) Парижский мир5) 1812г.

1 вариант – А- 4, Б - 3, В - 2, Г - 1, Д- А. 2 вариант – А - В, Б - Б, В - А, Г - Г, Д - А. Нормы отметок - 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 3 ошибки - «2»

1.Причины и характер войны: - основные противоречия, приведшие к войне; - цели участников войн; - характер войны. 2. Подготовка к войне: - соотношение сил; - планы сторон. 3. Ход войны (основные этапы, главные сражения). 4. Итоги войны: - условия мира; - значение войны.

определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году; охарактеризовать события начального этапа войны; раскрыть значение Бородинского сражения; ознакомить с вопросом об участии уроженцев из Башкортостана в Бородинском сражении.

1. Причины, цели и характер войны 1812 года. 2. Характеристика начального этапа: соотношение сил, планы военных действий, события от Немана до Бородино. 3. Бородинское сражение. 4. Участие в Бородинском сражении воинов из Башкортостана.

Вопросы для сравненияРоссияФранция 1.Цели в войне 2.Характер войны 3.Соотношение сил в начале войны 4. Планы сторон 5.Ход войны до Бородина 6.Соотношение сил перед Бородинской битвой 7.Итоги сражения 8.Последствия сражения

Отечественная война - справедливая война в защиту своего Отечества; Ополчение - военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах (пример - народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского); Генеральное сражение - сражение, решающее исход войны; Мародерство - солдат, грабящий на поле боя убитых и раненых и мирных жителей; Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла; Редуты - сомкнутое многоугольное полевое укрепление, с наружным рвом и земляной насыпью; Маневр - организованное передвижение войск в ходе военных действий на новое направление; Инфантерия - название пехоты в XIX в.; Арьергард - части, прикрывающие отход основных войск.

Вопросы для сравнения РоссияФранция 1.Цели в войне 2.Характер войны

Работа с документом. Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г. «Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.» «Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы» « Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее».

Приказ Александра I по русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г. «Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами…» Александр.

Вопросы для сравнения РоссияФранция 1.Цели в войне Защита своей веры, Отечества, свободы Подчинение России, превращение ее в зависимое государство, захват ее территории 2.Характер войны Справедливый, оборонительный, Отечественный Захватнический, несправедливый, наступательный

Вопросы для сравненияРоссияФранция 3.Соотношение сил в начале войны 4. Планы сторон 5.Ход войны до Бородина

тыс.

1-я Барклай де Толли 2-я Багратион 3-я Тормасов Численность120 тыс.чел. 49 тыс.чел.58 тыс.чел. Расположени е На севере Литвы, прикрывал а направлени е на Петербург На юге Литвы, прикрывала направлени е на Москву На Волыни, прикрывала направлени е на Киев

«Барклай де Толли - выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала, Сравнительно быстрая карьера вызывала раздражение и зависть генералитета. Барклая несправедливо обвиняли в предательстве, трусости, отсутствии плана действий.

Происходил из старинного рода грузинских князей. Сам Суворов отметил Багратиона как "наиотличнейшего генерала и достойного высших степеней" и подарил ему шпагу, с которой Багратион не расставался до конца жизни. В войнах против наполеоновской Франции отряд Багратиона называли "Дружина героев". За 30 лет службы Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях.

Русский генерал от кавалерии. Принимал активное участие в русско-турецких войнах. Во время контрнаступления русских войск принимал участие в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. Весной 1813г. во время болезни М. И. Кутузова исполнял обязанности главнокомандующего. С 1814г. главнокомандующий в Москве, много сделал для восстановления города после пожара 1812г.

Составляющие военного гения Наполеона - это безграничная уверенность в себе, то, что он называет своей «звездой»: это быстрое и богатое воображение; почти сверхъестественная интуиция, помогающая ему предугадывать реакцию противника; это тщательное претворение в практику стратегических принципов; чудовищная сила воли, проявляющаяся в момент принятия тактических решений.

И збежать приграничных сражений. О тступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления.

22 июля у Смоленска 1 и 2 армии соединились. 4-6 августа состоялось сражение, где наглядно проявились мужество и героизм русских воинов.

Самый старший по возрасту и наиболее опытный из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времён Александра Невского. Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом».

Вопросы для сравнения РоссияФранция 3.Соотношение сил в начале войны 400 тыс. чел.+150 тыс. казаков,1600 пушек 678 тыс. чел., 1372 орудия 4. Планы сторонИзбежать приграничных сражений, отступать с целью соединения армий, уничтожая продовольствие, фураж, ценности. Разгромить русские войска по отдельности в приграничных сражениях, заставить Александра I просить о мире. 5.Ход войны до Бородина Отступление, 22 июня - соединение 1 и 2 русских армий в районе Смоленска 4-6 августа - Смоленское сражение 8 августа – назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Преследование русских, срыв плана не допустить соединения русских армий, захват Смоленска, предложение о мире (без ответа), проблемы с продовольствием и фуражом.

Вопросы для сравнения РоссияФранция 6.Соотношение сил перед Бородинской битвой 7.Итоги сражения 8.Последствия сражения

«Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть - для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы, а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии». Лев Николаевич Толстой

Кутузов поставил батарею на высоте прямо в центре армии, рядом с батареей были расставлены пехотные полки, чтобы отражать атаки французов на батарею. На первом крыле русских армий Кутузов поставил 1 армию Барклая де Толли, на левом крыле стояли земляные укрепления (флеши) в форме угла, их заняла 2 армия Багратиона. Так же на несколько километров вперед на левом фланге был выставлен Шевардинский редут, а еще левее находился корпус Тучкова. У русских было превосходство в артиллерии.

Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой

По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, « моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки большей, чем французской».

Заполните, используя материал учебника, оставшиеся пункты нашей таблицы: пункт 6 на стр. 49. пункт 7 на стр. 53. пункт 8 на стр

Вопросы для сравнения РоссияФранция 6.Соотношение сил перед Бородинской битвой 154 тыс. чел. 640 пушек 134 тыс. чел. 587 пушек 7.Итоги сраженияУбито и ранено - 44 тыс. чел (30%); Цель - остановить продвижение врага, защитить Москву - не достигнута. Убито и ранено - 58 тыс. чел. (40%) Цель - разгромить русскую армию, вынудить Россию подписать мир - не достигнута, но Москва занята. 8.Последствия сражения Продолжение отступления, оставление Москвы, сохранение армии, Тарутинский маневр Продолжение наступления, захват Москвы, проблемы с обеспечением армии.

Воины Уфимского пехотного полка.

В сложный момент Бородинского сражения во время атаки французами батареи Раевского Уфимский полк отличился, отбив в контратаке (бегом, вверх на гору) под командованием генерала А.П. Ермолова батарею. Уфимский полк потерял 588 офицеров и солдат, что по подсчетам Р.Н. Рахимова составило 65% личного состава полка. За подвиги, совершенные во время сражения, офицеры полка были представлены к различным наградам.

1. Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам. 2. Опережающее чтение §4, ответы на вопросы перед параграфом.

Информационные ресурсы: 1.Бабкин В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. М., Соцэкгиз, Бескровный Л. Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. - вопросы истории, 1972, 1,2. 3. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 г. Организация, управление, вооружение. М, Воениздат, Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., Советская Россия, Бородино, Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. П. А. Жилин (отв. Ред.) - М., Мысль, Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России. М., Проспект, 2003.