«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Самофеев Павел 2012 г. Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические.
Advertisements

Лениногорск, 2010 г.. Но стали ж мы пятою твердой И грудью приняли напор… А.С.Пушкин.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Автор презентации – Малолеева Т.А., учитель литературы МБОУ Дивеевской СОШ.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Бородинская битва на страницах романа "Война и мир» Барабанов Максим класс 10-1 ГБОУ 1828 « Сабурово »
Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В.
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Роман «Война и мир»: проблематика, образы, жанр. Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства.
Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Интегрированный урок по литературе и истории Художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Историческая основа романа"Война и мир" Презентация Цыганкова Алексея, ученика 10 «Б»
Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 395 Дружинина Татьяна Викторовна. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - проблематика, образы, жанр.
Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Лао - цзы.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Выполнил: ученик 10 кл. Нестеров Андрей.
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого Учитель А.П.Некрасова.
Тема: Отечественная война 1812года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
«Славься ввек, Бородино!» «Славься ввек, Бородино!» Тема: Бородинское сражение - кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Бородино! На битве исполинов.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Попова.
Транксрипт:

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Аксиома: «Войско одержало победу, и тотчас увеличились права победившего народа в ущерб побежденному». НО

«…в 1812-м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция». Чем это можно объяснить? Чем это можно объяснить?

Нравственная сила русского национального характера как причина победы над Наполеоном (РОМАН Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

Толстой рисует следующие события Отечественной войны: - переход французской армии через р. Неман; - отступление русских в глубь страны; - сдачу Смоленска; - назначение Кутузова главнокомандующим; - Бородинское сражение; - совет в Филях; - оставление Москвы; - партизанская война - фланговый марш Кутузова; - Тарутинское сражение; - победоносное завершение войны. Распределите события по степени важности, обоснуйте свое мнение. Распределите события по степени важности, обоснуйте свое мнение.

Образ Кутузова в идейной направленности романа Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска».

26 августа. Бородинское сражение. «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение. Долголетним военным опытом он знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующих, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, а он… руководил ею, насколько это было в его власти»

Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле. Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле.

Панорама Бородинского сражения

Штурм батареи Раевского

Великое историческое событие понимается лучше, если передается через личные ощущения обыкновенного человека

Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ.

«Солдатом быть, просто солдатом!» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. 14 Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть. Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва».

На его глазах чинят насилие и произвол. Все эти жуткие и тягостные впечатления, переплетаясь, кажется, дают ответы на многие вопросы через сон на постоялом дворе…

Сон на постоялом дворе: «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам Бога…» «Простота есть покорность Богу…» «Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти…» «Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себя самого…» «Самое трудное… - уметь соединять в душе своей значение всего. СОПРЯГАТЬ НАДО!»

НО, к сожалению, человек часто учится только на своих ошибках… Еще больше усугубляются тягостные впечатления обстановкой плена, где происходит крушение «веры» Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога, но именно там он обретает веру истинную…

Пьер встретился в бараке для пленных с простым русским солдатом Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Речь Платона проста и незамысловата, она не идет ни в какое сравнение с умными глубокими рассуждениями Баздеева или самого Пьера, когда он излагал свою веру Болконскому. Каратаев говорит банальные общеизвестные вещи, его речь состоит в основном из поговорок и пословиц. Но для Пьера он был «непостижимым круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». После первой встречи с Платоном Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». 18 «…всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка…» «…на свете нет ничего страшного…» «…труднее и блаженнее…любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий…» «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли все эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. - Вот жизнь, - сказал старичок учитель. »

«… дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой… поднималась и опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие» «Война, не подходящая ни под какие прежние предания войн…»

«Дубина народной войны…» Партизанская война «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототипом послужила Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии). «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой. Василиса Кожина

«Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования. Д. В. Давыдов А. С. Фигнер

Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде» В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. - Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки !

«Какая сила управляет всем?»

Нравственная сила … Нравственная сила … национального характера - национального характера - причина победы … причина победы …

Тестовые проверочные работы по творчеству Л.Н.Толстого и по роману «Война и мир» Тест 1 «Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого» 1. В каком университете учился Л.р.Толстой ? 1. В каком университете учился Л.р.Толстой ? а) в Московском университете; в) в Петербургском университете а) в Московском университете; в) в Петербургском университете б) в Казанском университете; г) в Харьковском университете. б) в Казанском университете; г) в Харьковском университете. 2. Участником какой войны был Л.Н.Толстой? а) участником Отечественной войны 1812 г.; а) участником Отечественной войны 1812 г.; б) участником Крымской войны годов; б) участником Крымской войны годов; в) участником русско-турецкой войны годов. в) участником русско-турецкой войны годов. 3. Определите жанр «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого. 3. Определите жанр «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого. а) повесть; в) цикл рассказов; а) повесть; в) цикл рассказов; б) цикл очерков; г) роман б) цикл очерков; г) роман 4. Кто из литературных критиков первым отметил новаторство Толстого в изображении внутреннего мира человека? 4. Кто из литературных критиков первым отметил новаторство Толстого в изображении внутреннего мира человека? а) М.А.Антонович в) А.А.Григорьев. а) М.А.Антонович в) А.А.Григорьев. б) Н.А.Добролюбов г) Н.Г.Чернышевский б) Н.А.Добролюбов г) Н.Г.Чернышевский 5. Частями какого романа, по нереализованным замыслам Толстого, должны стать повести «Детство», «Отрочество», «Юность»? а) «Четыре эпохи развития» в) «Дороги жизни» б) «Становление» г) «Судьба человека»

Тест 2 «Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого» 1. Какое произведение Толстого было опубликовано первым? а) «Севастопольские рассказы в) «Детство» б) «Казаки» г) «Три смерти» 2. Какой просветительский проект был реализован Толстым в Ясной Поляне? а) была организована общественная читальня для крестьян 6. Каково было направление журнала «Ясная поляна», который издавал Толстой? а) литературный журнал в) педагогический журнал б) философский журнал г) исторический журнал 7. Какая идея привлекала позднего Толстого? а) идея народного восстания б) идея непротивления злу насилием в) идея постепенного реформирования общества г) идея воцерковления 8. Где умер Толстой? а) в Москве в) на станции Астапово б) в Ясной Поляне г) в Петербурге Тест 2 «Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого» 1. Какое произведение Толстого было опубликовано первым? а) «Севастопольские рассказы в) «Детство» б) «Казаки» г) «Три смерти» 2. Какой просветительский проект был реализован Толстым в Ясной Поляне? а) была организована общественная читальня для крестьян

б) была открыта школа для крестьянских детей в) были организованы курсы для талантливых выходцев из народа с целью их подготовки к поступлению в университет г) были организованы курсы по санитарии и гигиене 3. В каком журнале активно сотрудничал молодой Толстой? а) в «Библиотеке для чтения в) в «Москвитянине» б) в «Современнике» г) в «Вестнике Европы» 4. Известно, что Толстой стремился овладеть навыками крестьянского труда, ремеслами, необходимыми для жизнедеятельности человека. В какой из этих областей Толстой достиг особенно высоких результатов, чем очень гордился? а) в ткацком ремесле в) в гончарном деле б) в портняжном деле г) в сапожном деле 5. Какова была реакция церкви на религиозно-философские сочинения Толстого? а) церковь многократно переиздавала эти сочинения и всячески их пропагандировала б) Толстой был отлучен от православной церкви и предан анафеме в) церковь поддержала идеи Толстого, и после смерти он был причислен к лику святых г ) церковь намеренно игнорировала религиозно-философские сочинения Толстого б) была открыта школа для крестьянских детей в) были организованы курсы для талантливых выходцев из народа с целью их подготовки к поступлению в университет г) были организованы курсы по санитарии и гигиене 3. В каком журнале активно сотрудничал молодой Толстой? а) в «Библиотеке для чтения в) в «Москвитянине» б) в «Современнике» г) в «Вестнике Европы» 4. Известно, что Толстой стремился овладеть навыками крестьянского труда, ремеслами, необходимыми для жизнедеятельности человека. В какой из этих областей Толстой достиг особенно высоких результатов, чем очень гордился? а) в ткацком ремесле в) в гончарном деле б) в портняжном деле г) в сапожном деле 5. Какова была реакция церкви на религиозно-философские сочинения Толстого? а) церковь многократно переиздавала эти сочинения и всячески их пропагандировала б) Толстой был отлучен от православной церкви и предан анафеме в) церковь поддержала идеи Толстого, и после смерти он был причислен к лику святых г ) церковь намеренно игнорировала религиозно-философские сочинения Толстого

6. Какое событие в общественной жизни России побудило Толстого написать статью «Не могу молчать»? а) зверская расправа с участниками революции 1905 года б) жестокость русско-турецкой войны в) голод в Поволжье 7. Чем был обусловлен выбор места для захоронения Толстого в Ясной Поляне – в лесу, на краю оврага? а) Толстой любил сидеть там вечерами и наблюдать заход солнца б) именно в этом месте у Толстого родились замыслы нескольких особенно дорогих ему сюжетов в) в этом месте Толстой вместе с братом в детстве искал «зеленую палочку», хранившую «секрет» всеобщего счастья г) это было любимое место его матери

8. Сколько раз имя Толстого фигурировало в ряду кандидатов на получение Нобелевской премии в области литературы? а) ни разу в) два а) ни разу в) два б) один г) три б) один г) три Тест 3 «Жизненный путь Андрея Болконского. Поиски смысла жизни» 1. Как князь Андрей отзывается о своем отношении к жизни в светском обществе после посещения вечера Анны Павловны Шерер? а) «эта жизнь – для таких, как Курагины» а) «эта жизнь – для таких, как Курагины» б) «эту жизнь необходимо изменять» б) «эту жизнь необходимо изменять» в) «эта жизнь не по мне»» в) «эта жизнь не по мне»» 2. Какие мечты движут князем Андреем, когда он отправляется на войну годов? а) мечтает сделать блестящую карьеру на военном поприще а) мечтает сделать блестящую карьеру на военном поприще б) мечтает доказать отцу, что он достойный продолжатель славных б) мечтает доказать отцу, что он достойный продолжатель славных традиций рода Болконских традиций рода Болконских в) мечтает прославиться, стать известным людям в) мечтает прославиться, стать известным людям г) мечтает избавиться от тягостных отношений с женой г) мечтает избавиться от тягостных отношений с женой 3. Чья судьба представляется князю Андрею идеалом человеческой судьбы?