Вечные темы, поднятые в романе Л.Н. Толстого Аргументы к сочинению Подготовила Лебедева Мария.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л.Н.Толстой Роман «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Prezentacii.com.
Advertisements

В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Портрет Л. Н. Толстого [1887]. Роман – эпопея « Война и мир » проникнута общенациональным чувством. Читая « Войну и мир », невозможно не испытать гордости.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Особенности пути героев Самовозвеличивание Самоотрицание Высшая правда по Толстому- самоотождествление с народом.
Война 1812 года в судьбах героев Философия истории в романе- эпопее «Война и мир» Бородинское сражение- композиционный центр романа.
Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Лао - цзы.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 395 Дружинина Татьяна Викторовна. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - проблематика, образы, жанр.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Урок русской литературы в 10 классе Уроки нравственности по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого Учитель А.П.Некрасова.
Образ Платона Каратаева как олицетворение русского народа в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого « Война и мир » Пожидаев.Н.В., Сафронов.А.Р. Воробьёв.С.А.
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В.
Л. Н. ТОЛСТОЙ РОМАН « ВОЙНА И МИР ».
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого Исполнитель: Князев Александр, 10-А кл. ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы.
Транксрипт:

Вечные темы, поднятые в романе Л.Н. Толстого Аргументы к сочинению Подготовила Лебедева Мария

Война и мир Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы. Л.Н. Толстой «Война и мир». Что означает название романа-эпопеи? «Война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами. Слово «Мир» имеет большое количество значений. Это и жизнь народа, не находящегося в состоянии войны, будничные интересы, ближайшее окружение человека, и конечно же «Мир» - это весь свет, Вселенная.

Л.Н. Толстой удивительно точно смог передать истинную духовную сущность людей. В этом романе-исследовании мы можем найти целую палитру нравов, характеров, поведений, стремлений героев. Духовная красота некоторых героев Толстого проявляется в постоянном поиске смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа, в жизненном пути каждого, ведущего к правде и добру.

Проблема Соотношение личности и общества Одна из важных проблем "Войны и мира" это противопоставление личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал хоть сколько- нибудь значительную роль личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества какую бы то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.

Почему погиб князь Андрей Болконский? Счастье человека - в любви ко всем, и вместе с тем Андрей Болконский понимает, что на земле не может быть такой любви.(?) Князю Андрею нужно было или отказаться от этих взглядов, или умереть.(?) В первых вариантах романа он оставался жить. Но тогда умирала бы философия Толстого. Писателю его миросозерцание было дороже героя, поэтому он много раз подчеркивал, что тот, кто вмешивается в ход событий и с помощью разума пытается изменить их, ничтожен.

Проблема величия и счастья человека Обратимся к описанию внутреннего состояния Пьера: «Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не имел взгляд Пьера". Теперь он нашел истину, которую искал в масонстве, в светской жизни, в вине, в самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал ее с помощью мысли и, как и князь Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о безнадежности поисков счастья «путем мысли». В чем теперь нашел счастье Пьер? «Удовлетворение потребностей - хорошая пища, чистота, свобода -... казались Пьеру совершенным счастьем...»

Проблема свободы и необходимости По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.

Проблема роли женщины в обществе Л.Н. Толстой отрицательно относился к эмансипации женщины. Он считал, что идеал женщины – это женщина, заботящаяся о семейном очаге, воспитывающая детей, т.е. домохозяйка и ничего больше. В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала Ростовых и Болконских. "Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое".

Тема Любви Испытанию любви подвергаются практически все герои "Войны и мира". К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающие и очищающие душу. Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. (Пример князя Андрея не стал для него "наукой", Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней душевной).

Тема патриотизма и героизма на войне Во время войны 1812 года, описанию которой посвящены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независимо от сословной принадлежности, пола, возраста, потому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в по истине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу. Центральная, вершинная часть романа Бородинская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и героизм, потому что именно здесь каждый осознал и понял весь смысл и все значение этой войны как священной, освободительной войны. В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства.

Проблема милости к врагу Война 1812г. – война за Отечество, поэтому, с одной стороны, мы видим, что русский народ не испытывал сострадание к своему противнику, а наоборот был жесток. Например, Князь Андрей сказал Пьеру перед Бородинским сражение, что французов нужно казнить. Но с другой стороны, при отступлении французов, Кутузов взывал к милости к врагам, он понимал, что наши враги ничего не имели против России, они лишь следовали за Наполеоном и желанием наживы.

Проблема вечного мира На начальных страницах романа Пьер Безухов вступает в беседу с аббатом Марио, который убеждает Пьера в том, что «есть возможность навсегда избавить человечество от всех зол деспотизма и злейшего из зол, родоначальника всех других – войны». На вопрос Пьера «о средствах» аббат отвечает, что «европейское равновесие» способно спасти и обеспечить мир. Такой ответ заинтересовал Пьера, вызвал крайнее изумление князя Андрея… В эпилоге опять возникают споры о мире и войне. Ключевой момент сцены обсуждение слов аббата Марио о вечном мире. Хотя аббат больше не появляется на страницах "Войны и мира", главное слово произнесено, и великая книга открывается и заканчивается спором о возможности вечного мира. Такой проект, конечно, в идеале возможен, проблеме вечного мира и посвятил свое творение Лев Толстой.

Проблема истинных жизненных ценностей Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Война и мир, т. VI, стр. 62 «Всего яснее, нам кажется, этот смысл выражается в тех словах автора, которые мы поставили эпиграфом: "Нет величия, - говорит он, - там, где нет простоты, добра и правды ". Истинное величие должно совмещать в себе эти три незаменимых компонента. Задача художника состояла в том, чтобы изобразить истинное величие, как он его понимает, и противопоставить его ложному величию, которое он отвергает. Эта задача выразилась не только в противопоставлении Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы, вынесенной целою Россиею, в образе чувств и мыслей каждого солдата, во всем нравственном мире русских людей, во всем их быте, во всех явлениях их жизни, в их манере любить, страдать, умирать. Художник изобразил со всею ясностью, в чем русские люди полагают человеческое достоинство, в чем тот идеал величия, который присутствует даже в слабых душах и не оставляет сильных даже в минуты их заблуждений и всяких нравственных падений. Идеал этот состоит, по формуле, данной самим автором, в простоте, добре и правде. Простота, добро и правда победили в 1812 году силу, не соблюдавшую простоты, исполненную зла и фальши. Вот смысл "Войны и мира".» Н.Н.Страхов, сочинение гр. Л. Н. Толстого

Дополнение «Убежавши с Бородинского поля, Безухов размышлял так: "Как ужасен страх, и как позорно я отдался! А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые его кормили, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе, они ясно и резко отделялись в его мысли от других людей. Затем во сне ему видится масон-благодетель, говорящий о добре, о возможности быть тем, чем были они. "И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми лицами, окружили благодетеля". Так образ народа с неизгладимою силою отпечатлелся в душе Пьера на Бородинском поле. Но это впечатление еще раз с большею силою, в более конкретных формах повторилось для Пьера тогда, когда он всего способнее был его принять, - в плену, среди величайших страданий. "Платон Каратаев, - говорит автор, - остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». В лице Каратаева Пьер видел то, как русский народ мыслит и чувствует при самых крайних бедствиях, какая великая вера живет в его простых сердцах.» Н.Н.Страхов, сочинение гр. Л. Н. Толстого

Так будем же всё крепче и крепче питать приверженность к прекрасному идеалу, которым пропитана книга Л.Н. Толстого «Война и мир», к Простоте, Доброте и Правде!!! В этом, на мой взгляд, и заключается сила русского духа.

Немного из знакомства с героями

Конец..?